Главные вкладки

    Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с задержкой психического развития посредством фольклора.
    статья (логопедия) на тему

    Голикова Любовь Михайловна

    Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. После анализа результатов обследования звукопроизношения детей поступивших в старшую группу нашего детского сада можно заметить, что у большинства детей нарушено произношение более чем одной группы звуков.

    Кроме того, непрерывно увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.

    Нами было принято решение проводить профилактическую работу по развитию речи с использованием фольклора, начиная с младшей группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx25.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой и артикуляционной моторики

     у детей с задержкой психического развития

     посредством фольклора.

         

                          Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. После анализа результатов обследования звукопроизношения детей поступивших в старшую группу нашего детского сада можно заметить, что у большинства детей  нарушено произношение более чем одной группы звуков.

               Кроме того,  непрерывно увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.

               Нами было принято решение проводить профилактическую работу по развитию речи с использованием фольклора, начиная с младшей группы. Подготовительный этап логопедической работы (который теперь начал проводится уже с детьми 3-4 лет) включает в себя развитие артикуляционной и мелкой моторики.

               Особенно доступно восприятию ребёнка народное искусство, что обусловлено простотой формы и образов. Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несёт в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Сложные задачи преодоления задержки речевого развития помогает решать простыми коррекционными средствами народный фольклор своей простотой и лаконичностью.

               Для своей работы с детьми младшей группы мы выбрали потешки, это тоже жанр устного народного творчества.  Потешку не просто рассказывают малышу,  ее выполняют. Потешка -это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, которые маленький ребенок выполняет вместе со взрослым. Потешки  учат малышей понимать человеческую речь и выполнять различные действия,  движения, жесты, о которых говорится в потешке. Слова в потешке, хоть они и неразрывно связаны с действиями и жестами, все-же являются главными, они ведут за собой жесты. А вот в считалке наоборот, жесты важнее слов.

               Потешки всегда смешны и коротки. Они прекрасно развивают слух ребёнка: умение различать близкие по звучанию звуки, слушать ритмичность и плавность речи, её выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса.  

               Потешки развлекают и развивают ребёнка, создают у него бодрое радостное настроение, именно потешки были выбраны нами для работы с малышами.

           Для начала учитель-логопед переработала народные потешки с целью проведения артикуляционной гимнастики. Воспитатель совместно с музыкальным руководителем разучила с детьми эти потешки, оформив их музыкально. Также была проведена работа по знакомству детей с народными инструментами: балалайка и гармошка.

    Вечер развлечений для детей младшей группы

    Предварительная работа:

    1. заучивание потешек;
    2. знакомство с ягодой брусника;
    3. обучение игре на народных музыкальных инструментах-стучалках.

               Оформление зала представляет собой часть деревенской улицы: фасад дома с окном, украшенным резными ставнями, около дома плетёная корзина, макеты музыкальных инструментов, видны пеньки и подсолнухи, из окошка выглядывает Бабушка-Забавушка.

               Воспитатель в группе приглашает детей поиграть с пальчиками, используя при этом потешку:

    Брусника

    Я по лесу пойду.                         Дети ходят по ковру, собирая рассыпанную

    Я бруснику найду.                     «бруснику» (части напольной  мозаики), читая

    Если нет лукошка,                     стихотворение и имитируя движения.

    Соберу в ладошку.

    Прыгну через лужицу,

    Голова закружится.

    А в траве брусника –

                          тут её найди-ка!

    Воспитатель показывает детям полученное письмо:

    - Сегодня утром в наш детский сад почтальон принёс письмо… Давайте прочитаем его. Дети, это не просто письмо – это приглашение! Бабушка-Забавушка приглашает нас с вами к себе в гости!

               Дети вместе с воспитателем отправляются в гости (выстраиваются друг за другом и идут в актовый зал).

               Под народную музыку дети входят в зал, здороваются с Бабушкой-Забавушкой, которая выходит к ним из своей избушки.

    Бабушка-Забавушка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Давно вас

                                          поджидала. Для каждого из вас найдется и местечко и  

                                            словечко!

    Воспитатель: Бабушка, а что это у тебя около избушки стоит? (показывает    

                                                                                                                    на корзину).

    Бабушка-Забавушка: Это корзина. Друг Ермошка сплёл мне её ………………………………………………………..

    А в корзинке моей…

    Матрёшка на окошке

    Под ярким сарафаном,

    И вся семья в матрёшке,

    Как в доме деревянном.

    Поют матрёшки в хоре,

    Живут не зная горя, -

    И дружно, и счастливо,

    И весело на диво!

                          (В.Приходько)

    Бабушка-Забавушка предлагает детям поиграть с матрёшкой:

    Уж как сядем мы играть слушает вся улица:

    Петух и курица,

    Кот и кошка,

    Мой друг Ермошка

    И я немножко.

              Дети разбирают матрёшку, расставляют фигуры матрёшек по порядку, затем снова собирают, и помогают бабушке убрать игрушки в корзину.

              Воспитатель: Бабушка, а это что у тебя? (показывает на музыкальные

                                                                                            инструменты).

    Бабушка-Забавушка: Давным-давно, дети, не было у людей телевизоров и музыкальных центров, и народ сам веселил себя – собирались вместе, распевали песни и играли на музыкальных инструментах. На балалайке (показывает макет), послушайте (звучит запись игры на балалайке).

    Балалайка, балалайка,
    Веселее заиграй-ка,
    Чтоб печали все ушли,
    Чтобы ноги в пляс пошли.
    А для этого нужны
    Балалайке три струны.

    Изготовлением этого инструмента занимались простые люди: собирали её из подручного деревянного материала и готово! Бренчит балалаечник на своем инструменте - народ вокруг пляшет, веселится.

    И на гармошке играли (показывает макет), послушайте (звучит запись игры на гармошке.

    Гармошку позже балалайки на Руси делать начали, и в Туле делали гармошки. Сейчас в нашем городе есть фабрика по производству гармоней «ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ».

    А на гармошке играли гармонисты. Представьте, что вы гармонисты, а играть на гармони не просто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. А теперь представьте, что все вы – гармонисты. Поиграйте своими пальчиками на воображаемых гармошках.

    Проводится пальчиковая гимнастика «Гармошка».

    - Вот как пальчики шагают
    И по кнопочкам играют,
    Раздвигаются меха -
    Веселись, моя душа!

    Ещё народ играл на инструментах-стучалках, я сейчас вас научу на них играть. Бабушка-Забавушка и вопитатель раздают детям стучалки , показывают как играть на них.

    Бабушка-Забавушка достаёт себе дудочку:

    Становитесь в хоровод,

    Губки вытянем вперёд.

    мы задуем во дуду.

    Ой, ду-ду! Ду-ду! Ду-ду!

    Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Дудочка»:

    С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).

    Дети играют на стучалках.

    Бабушка-Забавушка достаёт орешки из корзины:

    Дело есть одно на всех –

    Надо нам разбить орех.

    Раздаётся где-то стук:

    Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!

    Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Орешки»:

    Рот закрыт.
    Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
    На щеках образуются твердые шарики - "орешки".

    Дети играют на стучалках.

    Бабушка-Забавушка достаёт часики из корзины:

    На часы вы посмотрите,

    Сколько времени скажите.

    Ходят часики вот так –

    Тик-так! Тик-так! Тик-так!

    Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Часики»:

    Улыбнуться, открыть рот.
    Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой:

     тик-так.

    Дети играют на стучалках.

    Бабушка-Забавушка показывает детям качели:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Кошку позовём играть.

    Будем мы её качать –

    Кач-кач! Кач-кач! Кач-кач!

    Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Качели»:

    Улыбнуться. Открыть рот.
    На счет 1 - кончик языка за верхние зубы.
    На счет 2 - кончик языка за нижние зубы.

    Следите, чтобы рот у ребенка не закрывался.

    Дети играют на стучалках.

    Бабушка-Забавушка достаёт лошадку из корзины:

    В гости к нам пришла лошадка,

    Блинчики покушать сладко.

    Дверь закрыта на крючок!

    Чок-чок! Чок-чок! Чок-чок!

    Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка»:

    Губы в улыбке.
    Приоткрыть рот.
    Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

    Лучше всего это упражнение получается по подражанию.

    Дети играют на стучалках.

    Бабушка-Забавушка по окончанию игры на стучалках, обращаясь к детям:

    Делу время – потехе час. А теперь по домам.

    Под русскую народную музыку воспитатель собирает музыкальные инструменты и начинает выстраивать детей друг за другом.

    Бабушка-Забавушка заходит в свою избушку, выглядывает в окошко:

    Конец – делу венец. (Опускает занавеску).

    Дети под музыку выходят из зала.

               В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Это особенно важно для наших детей, развивать их эмоции мы стремимся во всех видах педагогической деятельности.

               Результатом логопедической работы с использованием народного фольклора у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является:

    1. повышение уровня речевого развития у детей;
    2. установление прочных взаимосвязей с родителями детей;
    3. повышение интереса детей к устному народному творчеству;
    4. приобщение детей и родителей к народным истокам.

    сотрудники МКДОУ № 129 для детей с ЗПР:

    учитель-логопед М.В.Кадильникова,

    воспитатель Л.М.Голикова,

    музыкальный руководитель Л.В.Носова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.

    Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. ...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

    В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

    Занятие - развлечение во второй младшей группе "Развитие мелкой и артикуляционной моторики с элементами фольклора "Во дворе у Хозяюшки"

    Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несет в себе важный эмоциональный заряд. Потешка - это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, который маленький ребенок выпол...

    Развития мелкой и артикуляционной моторики у детей

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире ...

    Проект "Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ"

    Долгосрочный проект в подготовительной группе...