Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с задержкой психического развития посредством фольклора.
статья (логопедия) на тему
Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. После анализа результатов обследования звукопроизношения детей поступивших в старшую группу нашего детского сада можно заметить, что у большинства детей нарушено произношение более чем одной группы звуков.
Кроме того, непрерывно увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.
Нами было принято решение проводить профилактическую работу по развитию речи с использованием фольклора, начиная с младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой и артикуляционной моторики
у детей с задержкой психического развития
посредством фольклора.
Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. После анализа результатов обследования звукопроизношения детей поступивших в старшую группу нашего детского сада можно заметить, что у большинства детей нарушено произношение более чем одной группы звуков.
Кроме того, непрерывно увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.
Нами было принято решение проводить профилактическую работу по развитию речи с использованием фольклора, начиная с младшей группы. Подготовительный этап логопедической работы (который теперь начал проводится уже с детьми 3-4 лет) включает в себя развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Особенно доступно восприятию ребёнка народное искусство, что обусловлено простотой формы и образов. Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несёт в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Сложные задачи преодоления задержки речевого развития помогает решать простыми коррекционными средствами народный фольклор своей простотой и лаконичностью.
Для своей работы с детьми младшей группы мы выбрали потешки, это тоже жанр устного народного творчества. Потешку не просто рассказывают малышу, ее выполняют. Потешка -это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, которые маленький ребенок выполняет вместе со взрослым. Потешки учат малышей понимать человеческую речь и выполнять различные действия, движения, жесты, о которых говорится в потешке. Слова в потешке, хоть они и неразрывно связаны с действиями и жестами, все-же являются главными, они ведут за собой жесты. А вот в считалке наоборот, жесты важнее слов.
Потешки всегда смешны и коротки. Они прекрасно развивают слух ребёнка: умение различать близкие по звучанию звуки, слушать ритмичность и плавность речи, её выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса.
Потешки развлекают и развивают ребёнка, создают у него бодрое радостное настроение, именно потешки были выбраны нами для работы с малышами.
Для начала учитель-логопед переработала народные потешки с целью проведения артикуляционной гимнастики. Воспитатель совместно с музыкальным руководителем разучила с детьми эти потешки, оформив их музыкально. Также была проведена работа по знакомству детей с народными инструментами: балалайка и гармошка.
Вечер развлечений для детей младшей группы
Предварительная работа:
- заучивание потешек;
- знакомство с ягодой брусника;
- обучение игре на народных музыкальных инструментах-стучалках.
Оформление зала представляет собой часть деревенской улицы: фасад дома с окном, украшенным резными ставнями, около дома плетёная корзина, макеты музыкальных инструментов, видны пеньки и подсолнухи, из окошка выглядывает Бабушка-Забавушка.
Воспитатель в группе приглашает детей поиграть с пальчиками, используя при этом потешку:
Брусника
Я по лесу пойду. Дети ходят по ковру, собирая рассыпанную
Я бруснику найду. «бруснику» (части напольной мозаики), читая
Если нет лукошка, стихотворение и имитируя движения.
Соберу в ладошку.
Прыгну через лужицу,
Голова закружится.
А в траве брусника –
тут её найди-ка!
Воспитатель показывает детям полученное письмо:
- Сегодня утром в наш детский сад почтальон принёс письмо… Давайте прочитаем его. Дети, это не просто письмо – это приглашение! Бабушка-Забавушка приглашает нас с вами к себе в гости!
Дети вместе с воспитателем отправляются в гости (выстраиваются друг за другом и идут в актовый зал).
Под народную музыку дети входят в зал, здороваются с Бабушкой-Забавушкой, которая выходит к ним из своей избушки.
Бабушка-Забавушка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Давно вас
поджидала. Для каждого из вас найдется и местечко и
словечко!
Воспитатель: Бабушка, а что это у тебя около избушки стоит? (показывает
на корзину).
Бабушка-Забавушка: Это корзина. Друг Ермошка сплёл мне её ………………………………………………………..
А в корзинке моей…
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
Поют матрёшки в хоре,
Живут не зная горя, -
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
(В.Приходько)
Бабушка-Забавушка предлагает детям поиграть с матрёшкой:
Уж как сядем мы играть слушает вся улица:
Петух и курица,
Кот и кошка,
Мой друг Ермошка
И я немножко.
Дети разбирают матрёшку, расставляют фигуры матрёшек по порядку, затем снова собирают, и помогают бабушке убрать игрушки в корзину.
Воспитатель: Бабушка, а это что у тебя? (показывает на музыкальные
инструменты).
Бабушка-Забавушка: Давным-давно, дети, не было у людей телевизоров и музыкальных центров, и народ сам веселил себя – собирались вместе, распевали песни и играли на музыкальных инструментах. На балалайке (показывает макет), послушайте (звучит запись игры на балалайке).
Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка,
Чтоб печали все ушли,
Чтобы ноги в пляс пошли.
А для этого нужны
Балалайке три струны.
Изготовлением этого инструмента занимались простые люди: собирали её из подручного деревянного материала и готово! Бренчит балалаечник на своем инструменте - народ вокруг пляшет, веселится.
И на гармошке играли (показывает макет), послушайте (звучит запись игры на гармошке.
Гармошку позже балалайки на Руси делать начали, и в Туле делали гармошки. Сейчас в нашем городе есть фабрика по производству гармоней «ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ».
А на гармошке играли гармонисты. Представьте, что вы гармонисты, а играть на гармони не просто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. А теперь представьте, что все вы – гармонисты. Поиграйте своими пальчиками на воображаемых гармошках.
Проводится пальчиковая гимнастика «Гармошка».
- Вот как пальчики шагают
И по кнопочкам играют,
Раздвигаются меха -
Веселись, моя душа!
Ещё народ играл на инструментах-стучалках, я сейчас вас научу на них играть. Бабушка-Забавушка и вопитатель раздают детям стучалки , показывают как играть на них.
Бабушка-Забавушка достаёт себе дудочку:
Становитесь в хоровод,
Губки вытянем вперёд.
мы задуем во дуду.
Ой, ду-ду! Ду-ду! Ду-ду!
Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Дудочка»:
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе). Дети играют на стучалках. |
Бабушка-Забавушка достаёт орешки из корзины:
Дело есть одно на всех –
Надо нам разбить орех.
Раздаётся где-то стук:
Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!
Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Орешки»:
Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики - "орешки".
Дети играют на стучалках. |
Бабушка-Забавушка достаёт часики из корзины:
На часы вы посмотрите,
Сколько времени скажите.
Ходят часики вот так –
Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Часики»:
Улыбнуться, открыть рот.
Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой:
тик-так.
сотрудники МКДОУ № 129 для детей с ЗПР:
учитель-логопед М.В.Кадильникова,
воспитатель Л.М.Голикова,
музыкальный руководитель Л.В.Носова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. ...
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.
В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены реомен...
Занятие - развлечение во второй младшей группе "Развитие мелкой и артикуляционной моторики с элементами фольклора "Во дворе у Хозяюшки"
Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несет в себе важный эмоциональный заряд. Потешка - это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, который маленький ребенок выпол...
Развития мелкой и артикуляционной моторики у детей
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире ...
Проект "Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ"
Долгосрочный проект в подготовительной группе...
Проект «Развитие мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития»
Актуальность обусловлена необходимостью изучения нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте состо...