"Весенние посиделки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи «Весенние посиделки».
Цели: 1. Закрепление представлений о весне.
2. Учить составлять рассказы на заданную тему по опорным картинкам.
3. Формировать положительное отношение к народному творчеству.
4. Развивать речь, темп речи, выразительность речи.
Ход занятия.
Педагог. Сегодня на занятии мы будем говорить о весне, признаках весны, вспомним стихи, пословицы, поговорки, заклички о весне, т.е. будем говорить о русском народном творчестве, фольклоре.
Отгадайте загадку:
За окном веселых птичек стая
Расшумелась так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял.
Значит к нам опять пришла…( весна)
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Расскажите стихи об этих месяцах.
Апрель
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи;
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
- С чего начинается весна? Назовите самые первые приметы весны.
- Какая из них самая главная?
Педагог. Составьте рассказ по этим картинкам.
(На доске выставлены картинки о весне).
Планируемые (предполагаемые) примерные рассказы-
зарисовки по результатам проведенной работы:
1. В чистом голубом небе ярко светит и греет теплое веселое солнышко. Оно ласково улыбается весне, кудрявым белоснежным облакам.
2. Сырой, мокрый снег почернел, начал таять. Кое-где образовались и темнеют на снегу черные проталины.
3. Появились первые ранние цветы. То здесь, то там пробиваются из-под снега белые подснежники, голубые пролески.
4. Весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят. Они радуются весне. Ручейки приветствуют весну.
5. Голые грустные деревья стоят и чего-то ждут. Они ждут, когда на деревьях лопнут набухшие почки, когда возвратятся из жарких стран перелетные птицы.
6. На деревьях шум, гам и веселье. На ветках сидят и оглушительно звонко чирикают веселые воробьишки. Они радуются, что не замерзли зимой, что дожили до весны.
7.Худая голодная медведица вышла из берлоги. Она вывела на первую прогулку в лес маленьких забавных медвежат. Они нюхают свежий весенний воздух, радуются, лазают по стволам поваленных деревьев.
8. Из теплых стран вернулись скворцы. Они радуются вес
не, радуются теплу, возвращению домой. Скворцы сидят на
ветке березы около скворечника. Они поют веселую песню.
9. Зазеленела молодая трава на полях и лугах. В зеле
ной траве пестреют яркие полевые цветы. С цветка на цветок перелетают, весело порхают пестрые бабочки, нарядные стрекозы.
Педагог. Весной обновляется природа. Прилетают из теплых краев птицы, у животных появляются детеныши, и животным прибавляется работы. Но работы прибавляется и у людей. Им надо много трудиться, чтобы потом собрать богатый урожай. Но урожай зависит не только от того, как потрудятся люди. Он зависит и от природы.
Народ на протяжении долгого времени наблюдал за природой. Этот опыт находил свое выражение в приметах, поговорках, пословицах, закличках, загадках, песнях, сказках и легендах.
Педагог. Кто знает поговорки и пословицы о весне?
Вы хотите, чтобы урожай в этом году был хорошим? (Ответы детей.)
Педагог. Что нужно для того, чтобы урожай был хорошим?
Дети. Нужны дождик и тепло.
Педагог. А давайте для начала позовем весну.
Весна, весна красна! Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, с великой милостью,
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С хлебами обильными!
(приходит Весна)
Я – Весна! Бужу землю ото сна!
Набухайте на веточках почки,
Распускайтесь скорее листочки.
Снег в ручейки превращайся
Травка-муравка, вставай, поднимайся!
Игра «ручеек»
Педагог. А сейчас давайте позовем солнышко. Без солнышка и весна не красна.
Солнышко – колоколышко!
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать. Весну красную встречать!
(приходит Солнышко)
Я хожу по белу свету,
Мне ходить светить не лень.
Там, где Солнце, - ночи нету,
Там, где Солнце, - ясный день.
Освещаю, согреваю,
С каждым листиком дружу
И хорошую погоду
За собою приношу
Педагог. Выглянуло солнышко, пригрело землю, высушило ее. Будет ли хороший урожай без дождичка?
Ответы детей. (Они не только говорят, что нужен дождик, но и говорят, зачем нужен дождик)
Педагог. Давайте и дождик позовем.
Уж дождь-дождем, поливай ковшом,
Поливай весь день наш ячмень.
На бабью рожь, на мужиков овес,
На девичью гречу, на маличье просо.
Игра «капля- раз, капля-два»
Педагог. После дождя хорошо бы и радуге на небе быть. Ведь если дождик зарядит, то хорошего тоже не жди. Давайте позовем и радугу.
Радуга-дуга, перебей дождя!
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышко -колоколышко.
(Дети повторяют слова)
Выходит Радуга
Вышла радуга-краса,
Разноцветная коса,
Ленты пестрые в косе –
А всего их ровно семь.
Дарит их красавица –
Бери, какая нравится.
Педагог. Весна пришла, солнышко землю прогрело, дождик землю полил, и стала расти трава-мурава. Пока в поле и на огороде все растет, нам и отдохнуть пора.
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре -
Полетели, закружили...
Педагог. А теперь послушайте прибаутки.
Стучит, бренчит на улице –
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке –
Туда же по дорожке.
«Куда, Фома, едешь?»
«Сено косить».
«На что тебе сено?»
«Коровок кормить».
«На что тебе корова?»
«Молоко доить».
«На что тебе молоко?»
«Ребенка кормить».
Педагог. Почему это литературное произведение называют прибауткой?
(Ответы детей.)
Педагог. А сейчас я вас рассмешу.
А и где же это видано? А и где же это слыхано?
Кочерыжка чтоб яичко снесла,
Чтобы веник раскудахтался,
Поварешка, чтоб утят высидела?
А и где же это видано? А и где же это слыхано?
Журавелюшка всю ночь проходил,
Он насилу жеребеночка родил!
Ну, а уточка - телушечку,
Ну, а курочка - бычка, бычка!
А и где же это видано? А и где же это слыхано?
Чтоб зимою в поле травушка росла,
Чтоб зимой в саду роза расцвела.
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Педагог. Как называется это произведение? (небылица).
О каком времени года мы говорим? (о весне)
На дворе весна- красна!
Чем весна-красна ясна?
Солнцем жарким,
Светом ярким,
Клейкой почкой,
Первым листочком,
Небом ясным,
Солнцем красным!
Итак, мы с вами встретили весну. Так и в старину люди закликали весну,
солнышко, дождик. А когда было свободное время, шутили и веселились. Но
закончилось время отдыха, и опять за работу, и нам пора заканчивать наши
весенние посиделки. Удачи вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенние посиделки
Фольклорный праздник...
Весенние посиделки. Фольклорный праздник в старших, подготовительных группах.
Праздник построен на основе русского фольклора: хороводы, небылицы, потешки, частушки, заклички, народные игры...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа....
Весенние посиделки. Фольклорный праздник для детей подготовительной к школе группы.
Праздник построен на основе русского фольклора: хороводы, небылицы, частушки, народные игры....
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ"
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПРОХОДИТ В ИГРОВОЙ ОБСТАНОВКЕ .С СОПРОВОЖЕНИЕМ ПЕСЕН,ИГР И В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ....
Сценарий весеннего фольклорного утренника «Весенние посиделки» в разновозрастной группе от 3 -5 лет.
Сценарий весеннего фольклорного утренника «Весенние посиделки» в разновозрастной группе от 3 -5 лет....