Картотека игр по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Семенова Ирина Альбинасовна

Карточки с описанием дидактических игр по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чего не стало?

Цель. Образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал. Петрушка. Открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей: яблок, груш, вишен, черешен, слив; бананов, апельсинов, лимонов, помидоров, огурцов.

Организация.  К детям в гости приходит Петрушка. Здоровается. Петрушка принёс открытки. Воспитатель предъявляет детям открытки (по одной) и предлагает назвать, что на них нарисовано. Названные открытки размещаются на стенде так, чтобы с одной стороны были существительные с нулевым окончанием, с другой – с ненулевыми окончаниями.

Петрушка хочет поиграть в игру «Чего не стало? » На стенде оставляют пять картинок, например, яблоки, груши (слева) и бананы, апельсины и лимон (справа).

Петрушка. Хорошо запомните картинки. Запомнили? Закрывайте глаза. (Прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.) Теперь откройте. Чего не стало? (Бананов.) Что появилось? (Огурцы.) Снова закройте глаза. (Убирает яблоки. На их место ставит груши.) Откройте глаза. Чего не стало? (Яблок.)

Дети могут ошибаться. Кто-то выкрикивает правильно кто-то – нет.

Воспитатель. Как же правильно сказать? Надо говорить: не стало яблок. Запомнили? Не стало бананов, не стало яблок.

Аналогичным образом обыгрываются другие открытки. В другой раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз.  Можно провести игру и с предметами: с кисточками, красками, карандашами, ножницами, тетрадями, свечами, ключами; можно использовать длинную морковь и длинный огурец, круглое яблоко и круглый апельсин, вытянутое яйцо и вытянутый лимон.

 

Чего не хватает Мише для прогулки?

Цель. Образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Материал.  Картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка.

Организация. Воспитатель обращается к детям:

- Я вам расскажу историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Толя и Миша. Толя аккуратный. У него зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчике. Какая зимняя одежда лежала у Толи в шкафчике?

Дети называют предметы одежды. По ходу называния воспитатель выставляет на стенде картинки. Если дети что-то не назвали, показывается картинка-подсказка, и дети её называют.

- Толя быстро собрался на прогулку. Надел носки, рейтузы, валенки… (Снова перечисляют предметы; по мере называния картинки со стенда убирают.) А Миша никак не может собраться. Он был неаккуратный, разбросал одежду. Нашёл только шарф и шапку. Чего ещё не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют по памяти сами. Воспитатель выставляет на стенд соответствующие картинки. Если дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, Валенков и т.д.

Чьё, чьё? - Моё

Цель. Образовывать притяжательные местоимения, согласовывать существительное и местоимение в роде.

Материал. Мешочек. Сорока. Детские вещи (одежда, игрушки).

Организация. Воспитатель складывает в мешочек детские вещи и игрушки и вносит его в группу вместе с сорокой (игрушка или картинка). Воспитатель:

- Это сорока – воровка. Насобирала разных вещей в группе, всё схватила, что плохо лежит. Смеётся над вами: «Чьё, чью всё? Моё!» давайте-ка рассмотрим, что чьё? Это что? (Туфля). Чья туфля?

И так далее. По очереди достают из мешка вещи, называют их, определяют хозяина (чей? Чья? Чьё?). хозяин получает свою вещь и убирает на место.





Ателье

Цель. Обратить внимание на то, что некоторые слова не изменяются в речи.

Материал. Вырезанная из картона кукла. Лист картона с вырезанным силуэтом пальто (по размеру куклы). Куски разноцветной бумаги и накладные детали: карманы, манжеты, пуговицы, воротники. Ножницы.

Организация. Воспитатель знакомит детей с материалами игры. Предлагает выбрать для пальто ткань (цветную бумагу) и фасон. Отбирая вместе с ребёнком материалы и детали, задаёт вопросы:

- Какого цвета будет пальто? У пальто будут карманы? Где у пальто будут пуговицы? Рукава у пальто будут с манжетами или без? И т.д.

В соответствии с выбором ребёнка вычерчивается и вырезается пальто, которое примеряют кукле. После того, как выбран фасон и материал, воспитатель замечает:

- Очень красивое пальто получилось. А ты заметил, какое это интересное слово: пальто. Оно никогда не изменяется. Так и говорим: одет в пальто, у пальто рукава и карманы, пойду гулять в пальто или без пальто. Правда, интересно?


Что изменилось?

Цель. Активизировать употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около) и наречий.

Материал. Лесенка. Мелкие игрушки: мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

Организация.  Воспитатель расставляет на ступеньках лесенки игрушки, обращается к детям.

- Это игра на внимание. Запомните, кто где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял наверху слева, а сейчас на средней ступеньке между слоном и лягушкой).

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игр повторяется 5-6 раз по желанию детей.







Вы хотите? – Мы хотим

Цель. Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация.  Воспитатель обращается к детям:

- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

- Хочу.

- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

Зайка, сделай

Цель. Образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, танцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

Материал. Плюшевый заяц, машина, кисточка, лист бумаги, краски, вода, тряпочка для вытирания кисти.

Организация. К детям приезжает заяц в машине. Он что-то привёз. Тут и краски, и кисточка, и вода. Воспитатель:

- Зачем тебе, заяц, всё это? Наш заяц необыкновенный, он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине. Давайте поиграем с зайцем. Он будет выполнять наши команды, если его попросить правильно.

Если дети ошибаются, неправильно образовывают грамматическую форму, заяц не двигается, ждёт, когда ребёнок исправит ошибку сам или с помощью воспитателя.

Аналогично можно поупражнять детей в употреблении формы повелительного наклонения глаголов беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись. Для этого можно предложить Зайке сделать гимнастику.

После игры воспитатель предлагает детям:

- Попросите, пусть заяц положит свой рисунок и краски с кисточкой в машину и едет в гости к малышам. (Вызывается желающий).

Заяц прощается с детьми и уезжает.

 

Почтальон принёс открытки

Цель. Образовывать формы глаголов настоящего времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит, трубит и т.д.).

Материал. Открытки, на которых изображены люди и животные, выполняющие различные действия.

Организация. Раздаётся  стук. Воспитатель отлучается на минутку и возвращается с пачкой открыток.

- Ребята, нам почтальон принёс открытки. Давайте их рассмотрим все вместе. Посмотрите, кто на этой открытке? Что он делает? Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Когда рассмотрим все открытки, я её тебе отдам. Запомнила? Все запоминайте свои открытки. Вот эта открытка адресована Пете. Кто здесь? Что он делает? Запомнил, Петя, свою открытку?

Таким образом рассматриваются 4-5 открыток. После этого воспитатель спрашивает:

- Запомнили каждый свою открытку? «Снеговики танцуют» - чья открытка? «Мишка барабанит» - чья открытка? Какая, какая открытка твоя? Что на ней изображено?

И так далее. Игра проводится с небольшой подгруппой детей. После  того, как дети рассмотрят открытки, воспитатель собирает их, предлагает сделать альбом открыток. Эти открытки потом используются при составлении альбома детского творчества.


Огородник (русская народная игра)

Цель. Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу). Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Материал. Палка.

Организация. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репкой, редькой, луком, морковью, редисом и т.д., становится в круг. Один из участников игры – Огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

- Огородник.

- Зачем пришёл?

- З репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

Посерёдке толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдёт,

Всяк за вихор возьмёт.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот, на кого ведущий укажет (глазами или жестом), подаёт голос, стараясь его изменить:

- Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Полетушки (народная игра)

Цель. Быть внимательным, быстро определять, кто летает (не летает). Соотносить действия и глагол.

Организация. Все дети садятся вокруг стола и кладут один палец на стол.

Ведущий начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летающее насекомое (воробей, синица, снегирь, ворона, кукушка, стрекоза, муха и т.д.) и, назвав, поднимает палец вверх и быстро опускает его на стол.

Дети должны делать то же. Если же кто-то позевает, когда нужно «летать», то есть поднять и опустить палец, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называя нелетающее животное или вещь, тот даёт залог (фант). Фанты в конце игры разыгрываются. Например, ведущий, поднимая палец, говорит:

- Сова летит, сама летит!

Дети поднимают и опускают пальцы.

- Котелок летит! – говорит ведущий, поднимая и опуская палец.

Кто из детей «полетел» с котелком, тот даёт залог (фант).

Разыгрывая фанты, придумывают шуточные задания: покукарекать, покуковать, почирикать, покаркать, подудеть, позвенеть, побренчать и т.д. (производные глаголы). Одновременно решается задача образования глагольных слов и их форм.

Что для чего?

Цель. Активизировать глаголы в неопределённой форме, конструкции сложноподчинённого предложения.

Материал. Кукла. Картинки с изображением предметов (предметы), используемых при умывании, одевании и прочих действиях: мыло, зубная щётка, щётка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка, лента для волос, ножницы, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, носки, ботинки и т.д.

Организация. Воспитатель знакомит детей с куклой. Рассматривает с ними предметы (картинки), называет их. Игра заключается в следующем. Кукла вытаскивает из набора и показывает картинку, а дети должны, не называя её, сказать зачем нужен этот предмет (что чистить зубы, чтобы мыть руки, чтобы расчёсываться и т.д.). в дальнейшем кто-то из детей (с завязанными либо просто закрытыми глазами) отгадывает по функции предмет и называет его.

Страшный зверь

Цель. Соотносить названия животных и их детёнышей.

Материал. Игрушки (картинки): кошка и котята, собака и щенята,  курица с цыплятами, утка с утятами,  сорока.

Организация. Воспитатель:

- Я вам расскажу историю. У девочки Вари была кошка с …(котятами), собака со …(щенятами), утка с …(утятами), курица с …(цыплятами).

Рассказ воспитателя сопровождается показом игрушек или картинок.

- Как-то раз утята прибежали к реке, стали нырять и плавать, а котята и цыплята смотрят на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та-тах!». Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к …(кошке), щенята … (к собаке), утята … (к утке), цыплята …(к курице). Успокоили мамы свои детёнышей и снова прибежали к воде утята. От кошке бегут …(котята), от собаки побежали … (щенята), от курицы … ( цыплята) . И вдруг снова: «Тра-та-та-тах!». Опять побежали малыши к своим мамам: утята…(к утке), щенята…( к собаке), цыплята…(к курице). И спрашивают: «Кто так страшно трещит?». Смотрят -метнулась к лесу птица какая-то: сама чёрная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: «Тра-та-та-тах!», да и скрылась. Кто же напугал малышей – и утят, и щенят, и котят?

Картинка – подсказка демонстрируется после первых ответов детей.

- Как вы думаете, нужно ли соку боятся?

День рождения Петуха

Цель. Соотносить названия животных и их детёнышей, использовать их в речи.

Материал. Игрушки: котёнок, свинья с поросятами, белка с бельчатами, слониха со слонятами, зайчиха с зайчатами. Большой кубик. Ширма.

Организация. Воспитатель. Жил-был котёнок Пух. Почему его так звали? Правильно, он был пушистый. На день рождения к Пуху пришли друзья – малыши со своими мамами. Пришла свинья с малышами…(поросятами). Поросята маленькие, розовые. «Хвост крючком, нос пятачком.     Пятачок дырявый, а крючок вертлявый».  Вслед за поросятами прибежали белочка и её малыши…(бельчата). Мама – зайчиха привела своих…(зайчат), а слониха…(слонят).

«Мамы» сели в сторонке (игрушки – мамы группируются полукругом слева), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал водить, а остальные – прятаться (игрушки – малыши прячутся за ширму). Попрятались малыш. Пух начинает искать.

Пух. На столе – нет, под столом – нет.

Наконец пух отыскал и бельчат, и поросят, и слонят, и «малыши»ставятся рядом с «мамами».

Воспитатель. А кого-то Пух не нашёл. Кто же пропал? Посмотрите, чья мама осталась одна? (Пропали зайчата). Нашлись зайчата, вот они.

Снова Пух начинает водить, а малыши – прятаться по всей группе.

Воспитатель. Поможете малышам спрятаться? Кого ты будешь прятать? А ты? (Дети выбирают игрушки, правильно называют их). Спрячьте зайчат за кубик. (Дети прячут). Идёт Пух искать. Кого он должен искать? (Зайчат).

Пух. Где же они? На столе – нет! Под столом – нет! А это кто за кубиком ? (Заглядывает за кубик). Вот они!

Воспитатель. Куда спрятались зайчата? (За кубик).

(воспитатель ставит зайчат к зайчихе).

Аналогично прячут и отыскивают бельчат и слонят.

Воспитатель. Всех нашёл Пух, все собрались вместе.

Крошка бегемот

Цель. Обратить внимание детей, что не у всех детёнышей животных есть специальное название.

Материал. Счётная лесенка. Игрушки: взрослые животные (собака, зайчиха, крокодил, бегемот) и по два детёныша.

Организация. Воспитатель обращается к детям:

- Сегодня к нам пришли собака, зайчиха, крокодил и бегемот.

Достаёт игрушки и выставляет их на счётную лесенку. Дети называют игрушки, которые выставляет воспитатель.

- Они пришли не одни, а со своими малышами. Собака – со своими…(щенками); зайчиха…(с зайчатами), крокодил и бегемот тоже привели с собой малышей. У них малышей нет специальных названий. Это – детёныши крокодила, можно сказать крокодильчики, а это детёныши бегемота, бегемотики. Можно назвать их и так: крошка крокодил, крошка бегемот.

По мере называния воспитатель выставляет игрушки на счётную лесенку группками: зайчиха с зайчатами, собака со щенками, крокодил с крокодильчиками, бегемот со своими малышами.

- Звери не простые, сказочные. Могут выполнять разные поручения, если попросить вежливо и правильно. Например: «Зайчонок, поскачи, пожалуйста!» или «Крошка бегемот, беги!», «Щенок, пожалуйста спой».

По ходу игры воспитатель следит, чтобы дети употребляли слова «спасибо», «пожалуйста», подсказывает робким детям поручения: «Попросим вместе: щенок, пожалуйста, полай; крошка крокодил, иди ко мне, пожалуйста». Когда большая часть игрушек оказалась в руках у ребят, воспитатель подсказывает, что можно вежливо попросить игрушки друг у друга: «Оля, дай, пожалуйста, крокодильчика». Дидактическая игра переходит в самодеятельную игру.

Холодно – тепло

Цель. Образовывать степени сравнения наречий.

Организация. Один из играющих назначается (выбирается считалкой) водящим. Он выходит за дверь. Остальные прячут где-то в комнате на видном месте какую-нибудь игрушку (водящий не знает какую). Затем зовут водящего. Он начинает искать игрушку, а все участники комментируют поиск: если он приближается к игрушке, то говорят тепло, теплее, совсем тепло, горячо; если удаляется от игрушки – прохладно, холодно, ещё холоднее, совсем холодно.

Разбуди кота

Цель. Образовывать наименования детёнышей животных.

Материал. Элементы костюмов детёнышей животных.

Организация. Кто-то из детей становится котом. Он садится с закрытыми глазами на стул в центре круга (спит). Остальные дети выбирают себе  роли детёнышей животных и наряжаются. Детёныши образуют круг. Тот, на кого  укажет жестом воспитатель, откликается соответствующе персонажу: кукареку, чик-чирик, ква-ква, кря-кря и т.д. кот должен назвать, кто его разбудил (петушок, цыплёнок, утёнок, лягушонок, воронёнок). Когда персонаж назван, он меняется местами с котом, и игра повторяется.

Таня накрывает на стол

Цель. Образовывать наименования предметов посуды.

Материал. Чайник, стакан, чашки, ложки, тарелки, хлебница с хлебом, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром.

Организация. Воспитатель обращается к детям со следующим рассказом:

- Таня с мамой пошли в магазин. Они купили хлеб, сахар и салфетки. Принесли всё домой. Решили попить чаю. Тала Танечка накрывать на стол, да что-то перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки – в стаканчик, а сахар – на блюдечко. Подошла мама и покачала головой: что-то не так сделала Танюша. Что она сделала не так? Забыла Танюша, что у  каждой посуды своё предназначение: из тарелки едят…(суп, борщ, кашу); из стакана пьют…(воду, чай), а на блюдце ставят чашки и стаканы, чтобы не пачкалась скатерть. Для хлеба,  сахара и салфеток тоже есть специальная посуда: для хлеба…(хлебница), для салфеток…(салфетница), а для сахара…(сахарница).

Интонацией незавершённости воспитатель побуждает детей включаться в рассказ и дополнять предложение.

- А теперь, Петя, помоги Танечке положить хлеб в нужную посуду. Куда ты положил хлеб? Оля, помоги Тане положить сахар. Куда Оля положила сахар? Миша, а ты положи на место салфетки. Дети, куда Миша положил салфетки? Молодцы, помогли Танюше исправить ошибки, теперь она будет знать, что для всего есть специальная посуда. Для хлеба…(хлебница), для сахара…(сахарница), для салфеток…(салфетница).

Ослик в гостях у медвежонка

Цель. Соотносить названия предметов посуды и продуктов, для которых она предназначена.

Материал. Сахарница, сухарница, салфетница, чайник, чашки с блюдцами, ложки, сухари, коробка с сахаром, салфетки; ослик, медвежонок (игрушки).

Организация. Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними стол. Воспитатель:

- Сегодня в гости к медвежонку пришёл ослик. Мишка решил угостить ослика чаем. Стал накрывать на стол. Что нужно ему к чаю? (Чашки, ложки, чайник).

Медвежонок ставит эти предметы.

- Чайник зверята будут пить из чашек. К чаю нужен сахар. (Медвежонок ставит сахар в коробочке на стол). Ещё нужны  сухари и салфетки. (Кладёт всё на стол).

- Ребята, медвежонок что-то сделал не так. Помогите ему. Куда надо положить сахар? (В сахарницу). Да, для сахара есть специальная посуда. Это сахарница. И для салфеток есть специальная подставочка, называется…(салфетница). А кто догадается, как называется специальная тарелка для сухарей? Это…(сухарница).

- Зачем нужна специальная посуда? (Высказывания детей). Правда, ребята, стол стал опрятнее, когда всё расставили по своим местам? Вот, медвежонок, как надо накрывать на стол. Сахар надо положить в …(сахарницу), салфетки в …(салфетницу), сухари…(в сухарницу).

Далее ослик и медвежонок усаживаются за стол и пьют чай. Потом они отправляются на прогулку и прощаются с детьми.

Отгадайте, кто это?

Цель. Точно использовать наименования детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Организация. Воспитатель изображает тигрёнка (рычит, растопырив пальцы - ногти) и предлагает детям отгадать:

- Кого я изобразила, кто это? (Тигр). А кто детёныш у тигра? Один тигрёнок, а если их много, как скажем? (Тигрята). Изобразите тигрят.

Воспитатель вызывает ребёнка, шёпотом даёт ему здание изобразить котёнка (котёнок лапой моет мордочку, мурлычет).

- Отгадайте, кто это? (Котёнок). Да , это котёнок.

Затем воспитатель вызывает ещё несколько детей и даёт им шёпотом то же самое задание.

- А теперь кто у нас? (Котята). Котята испугались и убежали, и не стало кого? (Котят).

Аналогично изображаются и называются козлёнок, козлята, утёнок, утята (не стало козлят, не стало утят). Дети могут по желанию загадать и других животных.

Заинька (русская народная игра)

Цель. Активизировать производные глаголы.

Организация. Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик всё время пляшет, поглядывая, как бы выпрыгнуть из круга; а хоровод ходит вокруг, напевая:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши похлопай,

Заинька, ногами потопай,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выскочить,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зайчик может прорваться. Зайчик припадает к земле, высматривая место, откуда выскочить, и, прорвавшись там, где не ждали, убегает.

Чаепитие

Цель. Образовывать наименования предметов посуды.

Материал. Чайник, заварка, чашки, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.

Организация. Воспитатель составляет из маленьких один большой стол. Ставит на него самовар. Дети окружают воспитателя, рассаживаются. Воспитатель:

- Сегодня у Пети день рождения. У нас будет чаепитие. Чай пить будем из…(самовара). Нужно заварить чай. В чём заваривают чай? А какая должна быть вода, чтобы заварить чай? Сейчас возьмём заварку, положим её в чайник и зальём очень горячей водой, кипятком.

- Пусть чай настоится. А мы пока накроем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? Салфетки? Конфеты? Чай можно пить с молоком.  Для  чая – чайник, для кофе…(кофейник), а для молока…(молочник).

Воспитатель сопровождает слова действиями и выставляет посуду с продуктами на стол. Когда чай разлит, воспитатель обращается к имениннику:

- Петя, мы поздравляем тебя с днём рождения. Мы дарим тебе эту открытку, на которой сейчас запишем наши пожелания. Я желаю тебе здоровья. А вы, ребята, чего желаете Пете? ()

Пожелания воспитатель записывает в открытку.

Магазин посуды

Цель. Образовывать названия посуды. Обратить внимание детей на то, что не все названия посуды звучат похоже.

Материал. Полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетницы (разные по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, сухарница, солонка.

Организация. Воспитатель:

- У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что вы хотите купить: какай это предмет, зачем он нужен. Если назвать неправильно, продавец не поймёт вас и не продаст нужную вещь. Сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам …(хлебница, сахарница, салфетница).

Воспитатель указывает на предметы, давая понять детям, что их нужно назвать.

- Вот специальное блюдо для сухарей, это…(сухарница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и …(маслёнка). Запомните, как звучат эти названия: сухарница, но солонка: хлебница, но маслёнка. Не ошибайтесь, когда будете покупателями, называя их. Пожалуйста, кто какую посуду хочет купить, подходите, магазин открыт.

«Купленную» посуду воспитатель откладывает на стол, объясняя, что специальная машина доставит покупку на дом.

Корчага (народная игра)

Цель. Активизировать производные наименования предметов (растений и т.п.).

Материал. Красный расписной платок.

Организация. Все в кругу. Посередине Корчага, накрывается платком. (Корчага – это большой, обычно глиняный сосуд для разных хозяйственных надобностей). По секрету от Корчаги (на ушко) каждому играющему даётся прозвище (незабудка, чайник, сахарница, мыльница, земляника, черника, мухомор и т.д.). затем водящий (воспитатель) называет кого-то по прозвищу. Тот подкрадывается к Корчаге, тихо дотрагивается до неё и уползает на место. После этого Корчага снимает платок и угадывает того, кто дотронулся. Кого угадал – тот сменяет Корчагу.


Смешинка (народная игра)

Цель. Активизировать производные наименования предметов. Соотносить движение и производный глагол.

Организация. Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя, например: кочерга, ухват, помело, пила, выключатель, светофор, светильник и т.д. затем водящий обходит всех  по очереди и задаёт им различные вопросы, на которые те должны ответит тем именем, какое ему дано. Например:

- Ты кто?

- Ухват.

Кто твой брат?

:кочерга.

- Что ты сегодня ел на завтрак?

- Выключатель.

И так далее. (Вопросы относятся к разным детям). Кто засмеётся – платит фант. В конце фанты разыгрываются. Даются шуточные поручения: прокукарекать три раза; похлопать крыльями, как ворона, два раза; прошагай, как гусыня, четыре шага; потопай, как топочет медвежонок и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет

Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...

Картотека игр по развитию речи

Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....

Картотека игр по Развитию речи

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...