Познавательная программа с элементами ненецкого фольклора «Зов тундры»
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) на тему

 

У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, сложившиеся на протяжении многих веков их существования. Ненецкий народ создал и сохранил многие добрые традиции, по которым жили их предки не одно столетие. Они просты и человечны – воспитать ребенка так, чтобы он любил Родину, жил её радостями, тревогами и чаяниями, не гнушался никаким трудом, был честным и добрым. И как важно, чтобы сегодня, в такое стремительное и переменчивое время новым поколением они не были утрачены. На современном этапе, когда психологическое и физиологическое формирование детей и подростков проходив в условиях жизни в школе-интернате, воспитательную работу необходимо проводить с учетом правил и традиций народа. «Мы уже сегодня убеждаемся в том, что наша молодежь, которая забыла традиции своего народа и не постигла до конца секреты другой цивилизации, начинает жить  «белой вороной» между двумя культурами, не принося пользы ни государству, ни обществу, ни себе. Такие люди, в конце концов, возвращаются к исходному, но и там оказываются бесполезными, позабыв даже самое элементарное из жизни тундры» - писала в своих воспоминаниях Е.Г. Сусой.   Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы. Часть информации, включенной в школьную программу, активно ориентирована на этнокультуру. Урочная и внеурочная деятельность в условиях системы образования является разнообразной. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму. Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат

Сеяхинская  школа-интернат среднего (полного) общего образования

Познавательная программа с элементами ненецкого фольклора

«Зов тундры»

Воспитатель 3 младшей группы Малькова Н.Н

               

Цели и задачи:

  1. познакомить детей с ненецкими сказками;
  2. формирование интереса и уважения к ненецким традициям.
  3. открыть детям увлекательный мир культуры ненцев

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим и посмотрим фильм о жизни в тундре, о сказках и повериях. (слайд 1)

Юрий Шесталов писал:

 «Слово народное – пламень дыхания.

  Слушайте слово с должным вниманием».

(Слайд 2)

Слово «Ямал» переводится с ненецкого языка на русский как «край земли». В древности поселились на Ямале ненцы, ханты, селькупы. Названия народов произошли от названий мест их проживания.

С севера Ямал омывается Северным ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. Но силён и умён человек!»

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми ненецкими сказками, главные герои которых – животные.

Вот как писатель Иван Истомин сказал:

«Сказки эти не я придумал. Сочиняли сказки люди, народ ещё в те древние времена, когда ещё и книжек не было…Но без сказок нельзя! Скучно жить без них! Вот и придумали их бабушки и дедушки, отцы и матери для своих детей. Чтобы они знали родной край. В котором живут птицы, звери и рыбы – все, чем богата земля. Чтобы учились быть смелыми и честными. Добрыми и умными». (Слайд 3,4)

Воспитатель называет сказки.

«Кукушка», «Хозяин и работник», «Мышка», «Девушка и гагара», «Свинцовая муха», «Три сына»

А теперь ответьте мне на вопрос: Кто является главным помощником оленевода?

Ночью очень чутко спит,

Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет

И на охоте помогает.

  1. кто поможет собрать оленей в стадо?
  2. кто защитит стадо от волков?
  3. кто укажет, где заблудшие олени?

    Кто ответит? (Дети отвечают – собака) (слайд 5)

Правильно, без собаки оленеводу одному не справится.

Сейчас мы с вами посмотрим фильм о собаках, о том, как они помогают человеку.

(показ фильма о собаке).

   Собака является главным героем  многих сказок и    преданий.

В ненецком фольклоре очень много сказок о собаке.

Воспитатель читает сказку «Как собака друга искала». (Слайд 6)

Там, где дует ветер с моря

И кружит пороша,

Жил щенок по кличке Хори,

Добрый и хороший.

Он сидел всё время дома,

Мылся чистым снегом

И по тропкам незнакомым

Никуда не бегал.

Но однажды скучно что-то

Стало домоседу,

И пришла ему охота

Побродить по свету.

Только очень в тундре плохо

Одному, без друга!

Над равниной одиноко

Завывает вьюга.

Вдруг песец невесть откуда

Выбежал и просит:

«Мне без друга тоже худо,

Подружимся, пёсик!»

Целый день резвились оба,

Танцевали, пели,

Ночью спать легли в сугробы,

В мягкие постели.

Спит песец, не слышит вьюги

И тревог не знает,

А щенок при каждом звуке

Вскакивает, лает.

И песец оскалил зубы,

Заругался всяко:

«Ты мне спать мешаешь, глупый,

Уходи, собака!»

Наутёк пустился Хори,

Плача от испуга.

В нашей тундре страх и горе

Одному, без друга!

Тут медведь из-под сугроба

Рявкнул добрым папой:

«Будет друг тебе до гроба

Мишка косолапый.

Поброди своей тропою

До весны, дружище,

А весною мы с тобою

Раздобудем пищи»

Сторожит медведь тюленя

По весне у моря.

Терпелив он, но терпенья

Не хватает Хори.

Так уж лает он, без спросу

Прыгая на льдины,

Что тюлень не кажет носу

Из своей душины.

Заревел тут мишка бедный

С голоду и злобы:

«Не хочу с тобою, вредный,

Я дружить до гроба!»

И опять на всю округу

Плачет-воет Хори.

Не найти собачке друга,

Вот какое горе!

На закате тучи рдели

Над землёю вешней.

Шёл куда глаза глядели

Хори безутешный.

Видит – около селенья

Носится мальчишка.

Разбегаются олени

От него вприпрыжку.

Мальчик лезет вон из кожи,

Пот катится градом.

Но управиться не может

Он с оленьим стадом.

Тут залаял Хори звонко –

Так, на всякий случай!

И олени к пастушонку

Все собрались кучей!

Мальчуган сказал спасибо

Хори за услугу.

Оленины дал и рыбы,

Как большому другу.

В нашей тундре скажет всякий,

Что с тех пор собаки

Человеку служат службу

Не за страх – за дружбу!

   Воспитатель задаёт вопросы:

  1. Как звали щенка?
  2. Почему он пошёл искать друга?
  3. Кого он первого повстречал?
  4. Почему песец прогнал его?
  5. Кого он второго повстречал?
  6. Почему медведь прогнал щенка?
  7. Что он увидел около селения?
  8. Что щенок сделал?
  9. Кто стал его другом?

Не только о домашних животных сложено много сказок.

Кто из вас скажет, какие дикие животные обитают в тундре?

(дети отвечают, а воспитатель показывает на слайдах изображения животных).

     Правильно, - волки, медведи, лисы, песцы и др.

Воспитатель называет сказки о животных (слайды 7,8,9,10)

  1. «Мышка»
  2. «Как лиса богатство добывала»
  3. «Медведь – младший брат человека»

Народ сложил не только о них сказки, но и поговорки и загадки.

На конце холма чернеет уголёк. (Песец).

В густом лесу два уголька носит. (Заяц).

Ходит в тундре зимой холодной очень-очень зверь голодный. (Волк).

Дети отгадывают загадки о животных.

Воспитатель: сейчас я вам прочитаю некоторые народные приметы. 

*Если в дом придет чужая блудная собака – к добру, к счастью;

*Если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые;

*Не берите собаку бесплатно – она на новом месте не приживётся;

*Если собака, стоя на ногах, качается – хозяину предстоит дорога;

*Нельзя собаку вечером звать по кличке – воры придут;

*Нельзя переступать через собаку – растопчешь своё счастье;

*Собака воет, подняв голову кверху – будет пожар, неурожай, несчастье.

(Слайд11)

     Вот и закончилось наше небольшое знакомство с культурой ненецкого          народа. Вы узнали совсем немного о культуре этого народа, в дальнейшем мы с вами продолжим знакомство.

Список использованной литературы

  1. Сборник «Северные родники»
  2. Фото Анисимов
  3. «Как собака друга искала» - Леонид Лапцуй
  4. «Из глубины веков» - Е.Г. Сусой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Познавательное занятие с элементами фольклора в средней группе "Удивительное в сказке"

Конспект занятия  по развитию познавательной активности детей с использованием экспериментов и знаний о сказках....

Проект "Изобразительная деятельность для старших дошкольников с элементами ненецкого прикладного творчества"

Проект направлен для  совместной работы по изобразительной деятельности детей и родителей .Эта наиболее эффективный способ поддержки семьи и образовательных потребностей.При семейном проектирован...

Рабочая программа по родному (ненецкому) языку для детей дошкольного возраста 4-7 лет

Основной задачей изучения ненецкого языка является   формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения ненецким языком в устной форме.  С  самого...

Сценарий музыкально – игровой программы с элементами кубанского фольклора «На Кубани нынче праздник» для второй младшей группы

Цели:   развивать познавательную активность и обогащать знания детей о народных играх на Кубани....

Сценарий отчетного мини-концерта «Русский и ненецкий фольклор»

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного о...