Главные вкладки

    Технология эмоционального развития детей раннего возраста средствами фольклора
    материал по развитию речи (младшая группа) по теме

    \\\

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vyistuplenienamofol-klor.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Технология эмоционального развития детей раннего возраста средствами фольклора»

    Цель: способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.

    Основные задачи:  1.приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их       речь.

                                          2. вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам.

                                          3. способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ.

                                          4. воспитывать гуманные отношения;

    Ранний период жизни ребенка. Он во многом зависти от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

    А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, песенки.

    Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике: общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно, слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

    Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде. Оформила «уголок ряженых и любования», с помощью родителей сшили сарафаны, рубашки, короны, изготовили кроватку-кочалку, в которой спит кукла Машенька.

    А также оформила картотеку потешек « Не пора ли баиньки», прибауток, используя программу «Наш дом-Южный Урал».

    В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», а также театр рукавичек. Также вместе с родителями сшили шапочки для инсценировки сказок и потешек. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной и помощником воспитателя, рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками и проговаривают отдельные слова и фразы. Дети очень любят качаться на лошадке, приговаривая:    

    Еду-еду, к деду, к бабе

    На лошадке, в красной шапке.

    А также мы очень любим играть в хороводные игры: «Жили у бабуси», «Мы на луг ходили», «Угадай, кто я?», в игры развивающие движение кистей рук, где использую народные песни и потешки.

    Проводила с детьми занятия на тему: «Котя-котенька», «Гусь», «Петушок и его семья», «Кукла заболела», «Едем к кукле в гости», в которых знакомила детей с фольклорными произведениями.

    Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности:

    Утром: Перед зарядкой, беру солнышко-ведрышко (на палочке из картона) и говорю:

    Рано солнышко встает

    На зарядку всех зовет.

    Во время утреннего приема, если ребенок капризничает, не хочет расставаться с мамой, ласковым голосом обращаюсь к нему:

    Кто у нас хороший,

    Кто у нас пригожий?

    Большое внимание уделяем ребенку, когда он учиться самостоятельно держать ложку, чашку, овладевают навыками приема пищи. Ведь все связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой:

    Всем дает здоровье

    Молоко коровье

    или

    Кашу с маслицем сварю

    да и Сашу накормлю.

    Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания о человеке и его действиях (умывание, одевание). Взрослый передает ребенку радость и бодрость. Которые дарит человеку вода, эмоционально обыгрывая самые простые обыденные ситуации:

    Чистая водичка моет

    Павлику личико,

    Олечке-ладошки

    А пальчики-Димуле.

    Дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется плакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что же, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет и шумит:

    Не плачь, не плачь детка

    Прискачет к тебе белка  

    или

    Это что тут за рев

    уж не стадо ли коров?

    Во время одевания хвалим ребенка:

    Наша Настя маленька

    На ней куртка аленька!

    В конце прогулки дружно убираем игрушки:

    Ну, теперь за дело дружно

    Убирать игрушки нужно!

    Ну, а спальню идем со словами:

    Ждет тебя кроватка

    Мягкая подушка

    Спи Аленка сладко!

    А со сна просыпаемся со словами:

    Это кто уже проснулся

    Кто так сладко потянулся?

    После сна подходим к зеркалу и просим:

    Петушок, петушок

    Подари мне гребешок!

    Ну, пожалуйста, прошу:

    Я кудряшки расчешу!

    Итак:

    1. малыш еще и слов-то знает мало – колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом и нежностью;
    2. малыш делает первые шаги, агукает, потягивается, плачет, радуется - пестушка помогает ему осваиваться в мире, в который ему еще не очень понятен;
    3. малыш учится ходить, умываться, одеваться – песенка подскажет, как это делать лучше;
    4. малыш учится быть человеком – слушая потешки и песенки, получает - ненавязчиво – добрые и мудрые наставления, так как герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы и щедры.

    Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать действиями или, наоборот действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее. У всех народов существовал прием имизации. Ребенок воспринимался у народа как активный член семьи, как активный деятель в общении с взрослыми, поэтому весь фольклор направлен на эмоциональный отклик ребенка.

    Полезны потешки, с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает.

    Фольклорные произведения для маленьких, несут в себе высшие гуманные ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок – вершина человеческой любви. Ребенок для взрослого – высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира.

    Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя. У него обязательно возникает желание обнять его, погладить, поцеловать. Взрослому стоит высоко ценить такие душевные порывы и с горячностью откликаться на них, потому что доверие к старшему свидетельствует о глубинных чувствах, которые воспитателю посчастливилось взлелеять в малышке.

    С целью успешности решения поставленных задач должны быть учтены следующие принципы:

    1. принцип активности и самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка.
    2. принцип постепенности, поэтапности приобщения детей к народному фольклору.
    3. принцип комплексного использования разных фольклорных форм (песенок, потешек, прибауток, сказок, загадок).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: "Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста"

    Цели:•развитие эмоций у детей раннего возраста по средствам малых форм фольклора;•формирование нравственных качеств для установления позитивных• межличностных отношений;•создание благоприятного п...

    Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

    Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

    Методическая разработка. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста средствами фольклора

    В методической разработке представлена система работы с детьми дошкольного возраста по теме "Эмоциональноеразвитие детей дошкольного возраста средствами фольклора" Представленная работа вклю...

    Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами фольклора

    Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательност...

    Статья на тему "Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста."

    Фольклор ввоспитании и развитии  детей раннего возраста в ДОУ...


     

    Комментарии