Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме:
    Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

    Зорькина Елена Николаевна

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом направлении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Детский сад №2 ст. Старица

    Старицкий район

    Тверская обл

    Пальчиковые игры как средство развития

    мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

    (опыт работы)

    Воспитатель

     Зорькина Елена Васильевна

    2013г


    При проведении  первоначальной диагностики дети показали низкий уровень развития мелкой моторики рук. У детей возникли трудности: пальцы малоподвижны, движения неточные, речь была невнятной. Не у всех детей  получались движения разогнуть, согнуть пальчики, согласовывать действия двумя руками, скрещивать пальчики и.т.д. Дети расстраивались что у них не получались движения пальцев рук. А так как  уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук,  учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести с детьми работу в этом направлении. Поставив перед собой цели, задачи, занялась подбором материала.

    Я изготовила папку - передвижку для родителей в которой описала необходимость развития мелкой моторики рук для развития речи детей путём разучивания пальчиковых игр. С учётом возрастных и индивидуальных способностей детей я подобрала материал для показа пальчиковых игр, составила перспективный план, в который включила:

    -самомассаж рук (сгибание, разгибание, постукивание, растирание,  поглаживание  пальчиков);

    -разучивание стихотворений, потешек, песенок, считалок с сопровождением движений пальчиками;

    -упражнения;

    -пальчиковая гимнастика;

    -развитие графической моторики: рисование по трафаретам, штриховка, соединение по точкам.

    Знакомство с пальчиковыми играми я провожу по плану:

    -рассматривание картинок,иллюстраций(по теме);

    -заучивание потешек, стишков, песенок и проговаривание  вместе с детьми хором;

    - игры с мозаикой, с конструкторами, с водой, с песком, с крупой, с пуговицами, с крупой, с фасолью, с камешками, с грецкими орехами, с крышками, с карандашами, с вкладышами, с пазлами, складывание матрешек, нанизывание колечек, бусин, складывание разрезных картинок;

    -застёгивание и расстегивание пуговиц, змеек, кнопок, липучек;

    -шнуровка;

    -игры с пальчиковыми куклами.

    Развитие навыков важно ещё потому, что дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. В своей работе я последовательно использую систему «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей  я начала с обучения приёмом самомассажа.

    Самомассаж- это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.

    Самомассаж  начинала с лёгкого растирания подушечек пальцев,  потягивания за кончики пальцев, растирание ладоней. Затем приступала к упражнениям, направленным на  развитие тактильных ощущений. Ребенку интересно все, что происходит вокруг него. Малыш пытается познать новое, прикасаясь к нему пальчиками (упражнение «Цветные лоскутики»). Таким образом, он знакомится с понятиями «мягко» и «твёрдо» «тепло» и «холодно», учится счёту, получает сенсорное впечатление. Вместе с родителями создали «Волшебное дерево». Играя с фруктами, которые связаны из ниток разного  цвета, у детей развиваются тактильные ощущения, а также сенсорное развитие.

    В тазик насыпала пшено (гречку, рис, фасоль, горох). Помещала туда  несколько предметов различных по форме и величине, но знакомых детям. Предлагала детям найти предметы на ощупь.

    Игра «Чудесный мешочек».  С закрытыми глазами  дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребенку трудно определить на ощупь, предлагала ему достать вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет(большой, твёрдый…).

    «Найди такой же». С помощью родителей сшили из материала листочки, ягодки, яблоки, грибочки, цветочки. Дети находят такой же листочек……. на ощупь. Дети различают по цвету, по размеру, развивается сенсорика.

    Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку  сочетают тактильное воздействие и игру. Одним из видов является массаж с помощью карандашей. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. В зависимости от содержания упражнения, предпочтение отдаётся тому или иному виду  карандаша (толстый, круглый,  короткий, длинный, шестигранный).

    Упражнения с карандашом:

    «Ладошка»

    «Горка»

    «Качели»

    «Утюжок» и.т. д.

    Упражнения с различными предметами:

    «С прищепками»

    «с пробками»

    «узловка»

    «с липучками»

    «со змейками»

    «с крючками»

    «с кнопками»

    «с бусами»

    «со счетными палочками»

    «комкание  платка, бумаги»

    «горох, фасоль,боб»

    «собери бусы (макароны)»

    «открой шпингалет»

    «заплети косички»

    «завяжи бантик»

    «перебери пуговицы по цвету, по размеру».

    Все игры и упражнения готовят руку к письму, что немаловажно для ребенка.

    Пальчиковые игры без предметов сопровождаю стихотворениями, потешками.  К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук: поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого пальчика.

    «Этот пальчик дедушка»

    «Домик»

    «Пальчик, мальчик, где ты был?»

    Провожу пальчиковые игры с предметами. С помощью родителей изготовили из картона «шапочки» для пальчиков. Дети, слушая сказку, выполняют вместе со мной действия:

    «Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые шапочки. Надевали (дети надевают шапочки) на все пальцы. День проходил весело, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали свои шапочки (дети снимают  каждый колпачёк-шапочку при помощи других пальцев этой же руки, пальцы другой руки не помогают.

    В работе использую приём, как показ при помощи рук различных изображений.

    «Лодочка»

    «Бабочка»

    «Кольцо»….

    Пальчиковые игры провожу в течение всего дня в разных видах деятельности. К детям приходит сказочный герой и предлагает детям поиграть. Пальчиковые игры для развития речи незаменимы. В процессе разучивания потешек, стишков формируется правильное звукопроизношение. У детей  развивается пространственное мышление, фантазия, память, внимание. В зоне изобразительной деятельности дети пользуются карандашами, фломастерами, гуашью, мелками, учатся обводить по трафарету, по контуру, штриховать овощи, фрукты. На прогулках рисуем на снегу, на песке.

    Работа с глиной, пластилином так же развивает мелкую моторику рук. Пальчики детей становятся ловкими, гибкими. Вместе с детьми с соленого теста лепили сушки, печенье, конфеты.

    Аппликация: учу детей приклеивать готовые формы на листы бумаги. Скручивание салфеток в маленькие шарики и «одевание» утят и цыплят, барашек, создание волшебных цветов вызывало у детей радость.

    С большим удовольствием дети занимаются в физкультурной зоне, где имеется ребристая доска, дорожка, в которой вшиты палочки, дорожка из пуговиц, мешочки с крупой. Упражнения с данным инвентарем полезны для стоп ног.

    Игры с бумагой. Аппликация, созданная по принципу рваного метода, вызывала восторг у детей. Дети отрывали кусочки от цветной бумаги, а затем раскладывали  их по заранее нарисованным контурам, получалось очень красивое, модное панно. Учились разрывать бумагу разной плотности: картон, газета, салфетки. Я использую приемы: сминания, а затем разглаживания ладонями  и пальцами скомканного листа бумаги. Игры с камешками. Предлагала потрогать и сравнить по цвету, по форме, выложить рисунок (солнышко, цветочек, дорожку для цыпленка).

    Игры с прищепками. Предлагала детям надеть прищепки на шнурки, на веревочки, на спину сшитых ежей.

    Игры с мозаикой, с конструкторами, с грецкими орехами, с пуговицами, с вкладышами, с матрешками, с клубочками  - безусловно, очень важны и полезны для развития кистей и пальцев рук.

    Прекрасным  тренажёром для развития  мелкой моторики является песок. Вся работа направлена на снижение гиперактивности, эмоционального напряжения. Пересыпание песка служит массажем для рук. Провожу упражнения: рисование на песке пальцами, палочкой, нахождение маленьких игрушек в песке. Показываю детям, что из влажного песка получаются красивые куличики, а из сухого песка куличики рассыпаются.  Малыши пробует делать куличики из формочек разных размеров, из ведёрка. Предлагаю детям построить длинный забор, чередуя куличики в определённой последовательности. Это разовьёт  ручную моторику, конструктивные навыки, логическое мышление.

    На асфальте рисовали цветными мелками. Сделав несколько рисунков, я предлагала детям рассказать, из каких геометрических фигур они  состоят. Потом  малыши пробовали сами выполнить  рисунки, состоящие из кругов, квадратов и треугольников.

    Игры с водой.

    Дети обожают играть с водой, а кроме того это очень полезно: мыть губкой игрушки, кукол, переливать воду из одной ёмкости в другую ложкой, кружкой и т.д.

    Игры с крупами

    Предлагала пересыпать крупу (перловка, греча) из одной посуды в другую, а так же  рассыпать крупу на поднос (горох, боб, фасоль) и нарисовать что хотят (клубочек, мяч, дорожка, лесенку). Играя с крупой, трогая и пересыпая её, дети получали хороший массаж для кистей и пальцев рук.

    Игры с грецкими орехами

    Рассказывала сказку про орех, как подул сильный ветер и орех упал с дерева.(дули вместе с детьми изображая ветер, тренируя долгий выдох)  Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу). Орех катали по ковру ладошкой вперёд и назад, как машинку. Проделывали всё несколько раз одной рукой, потом другой. Ещё орешки ныряли в «бассейн» с горохом. Такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.( приложение №16)

    Игры с пирамидками

    Нанизывание колечек, сравнивание по цвету, форме и величине так же развивает мелкую моторику рук.

     Вместе с родителями изготовили пальчиковый, кулачковый театр кукол. Дети с удовольствием смотрят и участвуют в показе сказок.

    С помощью родителей я изготовила дидактические игрушки: черепашка, цветочки, грибочки, ёлочки, куколки. Для детей завязывание шнурков большая трудность. Сначала у детей не получалось, но со временем  научились шнуровать ботинки. Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания. Учились с детьми расстегивать и застегивать пуговицы, змейки, кнопки. Шнуровка помогает маленьким неповоротливым пальчикам становиться более ловкими. Пропуская веревочки сквозь нужные отверстия, малыш увлекается самим процессом.

    Со временем пальчики детей становились послушными. Но самое главное - улучшилась речь детей. Как приятно смотреть, когда у детей светятся глазки радостью от того,  что знают наизусть потешки, стихотворения, считалочки, песенки и умеют сопровождать движениями пальчиков. Я смогла заинтересовать играми  с пальчиками, которые ободряют, радуют, учат общаться. Пальчиковые игры превратились в весёлую игру, приносящую удовольствие. А эти чувства являются сильнейшим средством стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Данная система показывает, что разные виды деятельности, используемые мною в работе по развитию мелкой моторики рук, (через тренировку пальцев рук) дают хорошие результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение прост...

    Презентация на тему: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста"

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....

    "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»

    Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной ...

    Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста.

    Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движение его пальчиков достигают достаточной точности.Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого полезны лепка...

    Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»

    Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...

    Презентация "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста"

    Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей раннег...

    Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи

    Цель: Определение особенности  применения пальчиковых игр в развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.Задачи:- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, у...