Сочиняем сказку «День рождения цапли».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

·         Цели: Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему. Использовать описание героев сказки, диалог, средства выразительности речи. Развивать связную речь и творческое воображение. Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к обитателям водоема, желание беречь и охранять. Формировать навыки безопасного поведения на воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pridumyvanie_skazki.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сочиняем  сказку  «День рождения  цапли».

  1. Цели: Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему. Использовать описание героев сказки, диалог, средства выразительности речи. Развивать связную речь и творческое воображение. Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к обитателям водоема, желание беречь и охранять. Формировать навыки безопасного поведения на воде.

                                       Ход  занятия.

Дети под музыку «Звуки ручейка» входят в зал. Приветствуют собравшихся гостей.

Воспит: -Здравствуйте ребята. Я сказочница Матрена ходила, гуляла, сказки собирала. Набрала  в лукошко, да потеряла одну по дорожке. Хочу ее подобрать, малым деткам рассказать. Поможете?

Дети: Да.

Воспитатель: А про кого сказка была это вы узнаете посмотрев на экран. (презентация водоёмы).

Воспитатель: Отгадали правильно про обитателей водоёмов.

Посмотрите ребята, кто стоит  возле  речки?

Дети: Цапля.

Воспитатель: А почему у цапли ноги такие длинные? Зачем? Как её можно назвать (длинноногая).

А где живёт цапля?

Дети: Возле  речки, возле  болота, возле  озера.

 Воспитатель: Какие можно образовать слова от слова река?

Дети: речной, речная(рыба), речное(течение).

Воспит: А как можно ласково назвать речку?

Дети: реченька, речушка.

Воспит: А как можно сказать про речку. Какая речка?

Дети: красивая, бурлящая, тихая, прозрачная, быстрая, широкая.

Воспит: Правильно ребята. А Альберт  знает стихотворение о цапле и он сейчас его расскажет.

Клюв у этой птицы -
Как длинненькие спицы.
Она по болоту гуляет,
Лягушек поджидает.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте - это цапля.

Воспит:-  Я вам скажу по секрету сегодня у цапли день рождения и к ней пришли гости, но какие это гости вы мне сейчас поможете разгадать.

1. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.

У неё во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь - в котел попала.
(ЩУКА)

Отгадавший ребенок прикрепляет к панно щуку и рассказывает о ней по схеме.

Воспит: Щука принесла в подарок цапле…. загадка (кувшинку)

На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки.
Кувшинки

2.Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
 (Сом)

Отгадавший ребенок прикрепляет к панно сома и рассказывает о нём по схеме.

Воспит: Сом  принёс в подарок  цапле….загадка (водоросли)

Зеленные, но не лягушки

Вьются, но не волосы (водоросли).

3. Он, как малыш, в пруду играет,
Хвостом игриво ударяет
И летней солнечной порой
Блестит зеркальной чешуёй.
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл ...
                               
(Карась.).

Отгадавший ребенок прикрепляет к панно карася и рассказывает о ней по схеме.

Воспит: Карась  принёс в подарок  цапле…. загадка (камыш)

На речке стоит он зеленой стеной

И ветер шумит в нём ненастной порой,

Растёт он, защита и дом лягушат,

Они в его зарослях укрыться спешат (камыш)

Воспит: Ребята, а что делают рыбы, назовите их действия в воде.

Дети: плавает, ныряет, выныривает, плещется.

Воспит: Если рыба живет в пресной воде, как её называют?

Дети: Пресноводная.

Воспит: От каких двух слов образовалось это слово пресноводная (пресная, вода). Молодцы слушайте дальше загадку.

7. Это кто, это кто
Скачет по тропинке?
У кого, у кого
Ножки, как пружинки?
У кого, у кого
На спине веснушки?
Знаем, знаем у кого –
У речной
…(Лягушки.)

Отгадавший ребенок прикрепляет к панно лягушку и рассказывает о ней по схеме.

Воспит: Ребята нашей лягушке стала скучно, и она позвала подружку, теперь их стало две…(лягушки).

Ребята, а как можно ласково назвать лягушку:

Лягушечка, лягушенька.

Воспит: Лягушки  принесли в подарок  цапле…. загадка (камыш)

Теперь камыш не один, а два…камыша или много …камышей.

Воспит: Жителей в водоемах не по одному, а много. Поиграем в игру «Один – много». Я буду называть одного обитателя водоема, а вы должны назвать правильно, когда их много (игра с мячом). Рак, краб, акула, дельфин, осьминог, лягушка, карп, щука, кит, сом, морской конек.

Воспит: Молодцы ребята, а теперь, что бы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.

 Гимнастика для глаз: «Прогулка Русалочки и её друзей».

Воспит: Ну, вот ребята наши глазки отдохнули, посмотрите, по-моему, все гости уже собрались. А как же наша сказка будет называться (написано на панно «День рождения цапли»).

Ребята давайте прочитаем (дети читают).

Воспитатель:  Как начинаются сказки

                          Дети: Жила была на речке цапля.

                          Дети рассказывают сказку по схеме 2-3 ребенка.

Физкультминутка: "Лягушка"

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

 Воспит: Ребята давайте повторим сказку, которую мы с вами придумали.

Дети: Повторяют.

Воспит: Ребята где живёт цапля( возле речки), а вы помните правила поведения возле открытых водоёмов? Давайте посмотрим на экран

( презентация «правила поведения возле водоёма»).

Воспит: Ой, ребята я вспомнила точно такую же сказку я и потеряла, спасибо, что вы помогли мне найти эту сказку.

Итог занятия

Воспит: А в благодарность за помощь цапля и её друзья приготовили вам небольшие сувениры. Раздать магниты.