Игровой самомассаж.
консультация по развитию речи по теме

Мочалова Ольга Витальевна

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

            Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

            Хорошую помощь в развитии мелкой моторики рук и речи оказывают пальчиковые

упражнения  в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, повышающий уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Помимо этого, игровой самомассаж кистей рук ребёнка – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их. Это уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг ребёнка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

               Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения,  простота, доступность и возможность использовать их в различной обстановке и в любое время, способствуют изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха в коррекционной и развивающей работе.

Все занятия по развитию мелкой моторики, речи и обучению письму  нужно начинать с самомассажа.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, 

растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Растирание ладони:

«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки –

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим —

И огонь себе добудем.

 «Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев:

«Братцы» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо - удальцы!

 «Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Точим ножи» — активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

 «Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони  другой руки.

Пилим, пилим мы бревно

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

«Гуси» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га,

Очень вкусная трава!»

Для развития мелкой моторики и речи  необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев рук, используя различные предметы.

Сухой бассейн. Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, фасолью или пуговицами.

Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Пальчиковая гимнастика и массаж в «сухом бассейне» способствуют:

нормализации мышечного тонуса;

стимуляции тактильных ощущений;

увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили

Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Тесто

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Зарядка

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Напрягаем пальцы

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

Пальцы играют

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем разгибать.

Массаж шестигранными карандашами. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Дети учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.

Утюжок.

Прокатывание карандаша по поверх­ности стола сначала одной ладонью, по­том другой.

Возьми толстый карандаш.

Поло­жи его на стол.

Карандаш я покачу

Вправо-влево — как хочу.

Добывание огня.

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладош­ку, прикрой его другой. Прокаты­вай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быст­рее, от кончиков пальцев к запяс­тьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим —

И огонь себе добудем.

Пианино.

Нажимание на карандаш пооче­редно кончиками пальцев.

Прижимай карандаш, который ле­жит на столе, кончиком каждого пальца.

Прятки.

Сжимание карандаша в кулачке.

Возьми короткий карандашик и со­жми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

Массаж круглой щеткой для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

Решетка для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно - то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

             "В зоопарке мы бродили,

             К каждой клетке подходили

             И смотрели всех подряд:

             Медвежат, волчат, бобрят".

Пельменница. Ее поверхность  похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".

Пробки от пластиковых бутылок. Кладем на столе резьбой вверх - это "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

 То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Массаж бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой). Поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок - глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Массаж веревкой с 12 узлами (толщиной с мизинец ребенка). Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

Массаж грецкими орехами. Ребенок катает грецкий орех (массажный мяч, шар) между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех.

Чтобы стал круглее всех».

Прокатывать один орех между пальцами.

Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки.

Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

Массаж чётками. Перебирание четок (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

В это время можно считать количество четок (в прямом и обратном порядке).                               

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность  движений. Как  правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и  речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка,  способствующим  улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_samomassazh.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж.

                                                                                                           

           Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

            Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

            Хорошую помощь в развитии мелкой моторики рук и речи оказывают пальчиковые

упражнения  в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, повышающий уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Помимо этого, игровой самомассаж кистей рук ребёнка – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их. Это уникальная гимнастика, благодаря которой в мозг ребёнка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

               Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения,  простота, доступность и возможность использовать их в различной обстановке и в любое время, способствуют изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха в коррекционной и развивающей работе.

Все занятия по развитию мелкой моторики, речи и обучению письму  нужно начинать с самомассажа.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание,  

растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Растирание ладони:

«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки –

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим —

И огонь себе добудем.

 «Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев:

«Братцы» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо - удальцы!

 «Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

«Точим ножи» — активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

 «Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони  другой руки.

Пилим, пилим мы бревно

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

«Гуси» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га,

Очень вкусная трава!»

Для развития мелкой моторики и речи  необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев рук, используя различные предметы.

Сухой бассейн. Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, фасолью или пуговицами.

Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными.

Пальчиковая гимнастика и массаж в «сухом бассейне» способствуют:

нормализации мышечного тонуса;

стимуляции тактильных ощущений;

увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили

Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Тесто

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Зарядка

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Напрягаем пальцы

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

Пальцы играют

Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем разгибать.

Массаж шестигранными карандашами. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Дети учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.

Утюжок.

Прокатывание карандаша по поверхности стола сначала одной ладонью, потом другой.

Возьми толстый карандаш.

Положи его на стол.

Карандаш я покачу

Вправо-влево — как хочу.

Добывание огня.

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим —

И огонь себе добудем.

Пианино.

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.

Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца.

Прятки.

Сжимание карандаша в кулачке.

Возьми короткий карандашик и сожми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

Массаж круглой щеткой для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

Решетка для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно - то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

             "В зоопарке мы бродили,

             К каждой клетке подходили

             И смотрели всех подряд:

             Медвежат, волчат, бобрят".

Пельменница. Ее поверхность  похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".

Пробки от пластиковых бутылок. Кладем на столе резьбой вверх - это "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

 То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Массаж бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой). Поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок - глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Массаж веревкой с 12 узлами (толщиной с мизинец ребенка). Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

Массаж грецкими орехами. Ребенок катает грецкий орех (массажный мяч, шар) между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех.

Чтобы стал круглее всех».

Прокатывать один орех между пальцами.

Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки.

Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

Массаж чётками. Перебирание четок (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

В это время можно считать количество четок (в прямом и обратном порядке).                              

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность  движений. Как  правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и  речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка,  способствующим  улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»

Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....

Игровой самомассаж горохом

Мой многолетний педагогический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя логопедических групп, логопеда и дефектолога позволяет  с уверенностью утверждать, что масс...

Игровой самомассаж конструктором Лего с элементами пальчиковой гимнастики

Самомассаж деталями конструктора в сочетании с игрой и сопровождении легко запоминающихся стихов поднимает настроение, активизирует иммунитет и развивает речь и мелкую моторику детей. Эффект потрясающ...

Игровой самомассаж кистей рук.

Самомассаж кистей рук - мощный биологический стимулятор....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»

Игровой  самомассаж кистей рук, яв­ляется эффективным и универсаль­ным средством реабилитации тонких дви­жений у детей-инвалидов, средством кор­рекции нарушений письменной речи у ...

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Игровой самомассаж с предметами.

Разработки по проведению самомассажа....