Дыхательная гимнастика
консультация по развитию речи по теме

Для детей дошкольного возраста особенно интересна дыхательная гимнастика игрового характера

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности развития словаря детей  старшего дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного высказывания. Таким образом, уверенное владение словарным запасом  - одно из условий успешного включения ребенка в сферу общения с окружающими.

Параллельно с коммуникативной функцией слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как является не только единицей речи, но и мышления (по Л. С. Выготскому). Вот почему развитие словаря ведет к формированию всех высших психических процессов – мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, целенаправленного поведения.

При нормальном речевом развитии ребёнка его словарь изменяется количественно и качественно. Количественные изменения – это расширение объёма словаря, а качественные – закономерности усвоения детьми значения слов.

Так, словарь ребенка в возрасте 6 -7 лет составляет 4000-4500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний, признаков. Словарный запас пополняется и за счёт использования детьми слов, образованных суффиксально-префиксальным способом (палец→ пальчик, железо →железный и т. д.).

Одновременно с количественным ростом словаря происходит систематизация лексики. Ребенок, пользуясь обобщающими существи-тельными, способен тонко дифференцировать их (например, дикие звери и домашние животные, а не просто животные), в речи детей появляются отвлеченные существительные (надежда), сложные слова (длинноногий жираф), многозначные слова, слова с переносным смыслом, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры.

Таким образом, к концу дошкольного периода словарь детей достигает такого уровня, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками и могут поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в их возрасте.

У детей с речевыми нарушениями и ЗПР часто наблюдается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. Словарь таких детей беден, нарушается понимание речи.

 Дети зачастую не владеют словарём по определенным темам:   «Насекомые»,  «Рыбы», «Продукты питания», «Деревья», «Грибы», «Учебные вещи», «Профессии людей» и др. Вызывает трудности называние отдельных частей предмета (У книги обложка, страница). Лексический запас  прилагательных ограничен: дети  редко пользуются определениями со значением формы (круглый, овальный и др.), высоты, толщины, длины и т. п. Дети не могут правильно подобрать глагольную лексику для обозначения способа передвижения, голосоподачи, профессиональных действий людей (черепаха идет, лягушка идет вместо черепаха ползёт, лягушка прыгает), путают близкие по семантике глаголы (шьёт, зашивает, штопает, вышивает). Характерно отсутствие синонимов, антонимов и слов сложной  семантики – обобщающих, абстрактных, многозначных, слов с  переносным значением.

Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Отмечаются трудности актуализации пассивного словаря: часто для воспроизведения слова ребенку требуется наводящий вопрос.

Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная многих наименований предметов, действий, признаков, дети заменяют их другими неточными словами, нарушая тем самым лексическую сочетаемость. Например, чешет нос вместо точит нож.                        

Методика словарной работы предусматривает решение следующих задач:

  1. Обогащение словаря (усвоение новых слов и новых значений уже известных слов);
  2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно;
  3. Активизация словаря (перевод слов из пассивного словаря в активный).

Способы объяснения значения нового слова:

  1. Наглядные (натуральные) приёмы: демонстрация предметов, их действий и признаков, организация активного наблюдения за ними;
  2. Словесные приёмы:

а) подбор родственного слова: яблоня – яблоко, яблочный;

б) подстановка синонима: изба – дом;

в) подбор антонима: тусклый – яркий;

г) сопоставление паронимов: землянка – земляника;

д) разложение общего понятия на частные: инструменты – это молоток, пила…;

е) объяснение с помощью толкования слова: подснежник – это название первого весеннего цветка;

д) опора на контекст: значение слова крохотный понятнее в предложении Крохотный ребёнок спал в коляске.

Рекомендации логопеда воспитателям по проведению словарной работы:

  1. Словарная работа с детьми дошкольного возраста ведётся на практическом уровне без употребления специальной лингвистической терминологии;
  2. Формирование лексики ребенка в детском саду тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире;
  3. Изучаемый словарь обязательно должен быть тематическим и частотным (сначала дети знакомятся с наиболее часто встречающимися словами по заданной теме, а затем с менее употребительными);
  4. Изучаемый словарь должен быть нейтральным (в нём должны отсутствовать диалектные, жаргонные, профессиональные и др. слова);
  5. Наглядные (натуральные) способы объяснения значения новых слов применяются в большей степени по сравнению со словесными приёмами семантизации;
  6. Эффективность словарной работы во многом зависит от оснащённости занятий наглядным материалом: натуральные предметы, картинки, оречевление действий, символика и моделирование и т. д.;
  7. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов: новое слово воспринимается ребёнком на слух, далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств. Важно  предоставить ребенку возможность предметно-практической деятельности с наблюдаемыми предметами: ребёнок рассматривает, слушает, трогает, нюхает, разбирает, раскрашивает, лепит заданный предмет; выполняет с этим предметом по словесной инструкции как можно больше действий. Такое установление связей между личным опытом и речевым материалом помогает прочнее усвоить ребенку новое.
  8. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени (оптимальное число слов для дошкольников в пределах одного этапа – 2-3);
  9. Для введения слова в речь необходимо его постоянное повторение, а также включение в состав предложения;
  10.  Презентацию и закрепление слов следует осуществлять в игровых, интересных для детей ситуациях, так как запоминание новой лексики идёт интенсивнее, если она эмоционально значима для ребёнка;
  11. Особая задача на лексических занятиях – развитие у детей навыков словообразования;
  12. Наиболее часто используемые воспитателями лексические игры: «Назови одним словом!» (подбор обобщающих слов), «Наоборот» (подбор антонимов), «Скажи ласково!», «Большой - маленький» (на образование слов с уменьшительно-ласкательным значением), «Что из чего?» (на образование относит. прилагательных от существительных), «Это чьё?» (на образование притяжательных местоимений и прилагательных) и др.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей - Дыхательная гимнастика

 У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхатель ной системы, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.
Дыхательные упражнения доставляют ребёнку не только радость, но и улучшают общее состояние организма, повышают его защитные функции, помогают приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды и бороться с инфекциями. 
Для детей дошкольного возраста особенно интересна дыхательная гимнастика игрового характера. Комплексы дыхательной гимнастики могут иметь сюжет, в котором присутствует знакомый  детям персонаж, он является образцом для подражания. 
Во время проведения дыхательных упражнений можно использовать музыкальное сопровождение.
Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создаёт у них хорошее настроение.

Надуть шар. Подуть на вертушку.

Понюхать цветы, сделать губы ободком, имитировать то, как мы пьём воду.

Потянуть гласные звуки «А», «У».

Вдохнуть и на выдохе произносить звуки:
А-а-а-а-а - снижает печаль.
Ю-ю-ю-ю-ю - лечит печень, радость.
Е-е-е-е-е - лечит бронхи.
У-у-у-у-у - нормализует деятельность мочеполовой системы. 
Я-я-я-я-я - концентрация всего организма.
И-и-и-и-и - активизирует работу мозга.
Э-э-э-э-э - хороший стимулятор для желез внутренней секреции.

Забить гол в ворота:
Установить два кубика, положить шарик из ватки подальше от кубиков - ворот - и задувать в ворота ватку желобком, щёки придерживать, струя воздуха идёт посередине языка, свёрнутого  желобком.

«Ворона»
Малыш, сидя на стуле, на вдохе поднимает руки через стороны вверх. На выдохе произносится: «К-а-р-р». Затем руки опускаются.

«Жук»
Ребёнок остаётся сидеть на стуле, а руки   держит на поясе. На вдохе малыш поворачивает корпус направо, отводя правую руку в сторону и чуть назад. Затем он на вдохе произносит: «ж-ж-ж»,  как летящий жук. И возвращается в исходное положение, делает вдох и повторяет движение в левую сторону.

«Гуси»
Кроха наклоняется вперёд из положения сидя, руки лежат у плеч. Предложите ребёнку одновременно с выдыхаемым воздухом сказать: «Г-а-а-а». 

«Аист»
Пусть кроха изобразит стоящего аиста - руки подняты в стороны, одна нога приподнята и на выдохе сгибаем её в колене. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, одновременно произнося звук:  «Ш-ш-ш».

«Журавль»
Может быть он прилетел к аисту в гости? На вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе со звуком «у-у-у» опускаются вдоль тела - вниз.

«Полетели» 
А теперь ребёнок пусть быстро пройдётся по комнате, взмахивая руками, как птица. Заканчиваем движение ходьбой с замедлением.

Все упражнения повторяем по 4-5 раз. Попросите ребёнка выговаривать звуки достаточно  громко и произносить их на выдохе.