Главные вкладки

    Проект "Фольклор - один из нетрадиционных подходов к работе с детьми в младшей группе"
    проект по развитию речи (младшая группа) по теме

    Васильченко Ольга Александровна

    В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значениюдля развития ребёнка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Ребёнок усваивает родной язык , прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка тоткрывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества.Совершенные образцы его - пословицы , загадки , сказки - он не только слышит , но повторяет и усваивает их. Они входят в его язык , разумеется, в доступном для него содержании.Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка.Педагогам детского сада надо специально заботиться о том , чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых , также звучали эти драгоценные его зерна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл folklor_2.docx47.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Фольклор – один из нетрадиционных подходов к работе с дошкольниками  в младшей группе ».

    ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

    ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

    НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

    СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

    “ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”

    Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

    Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

    Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, тетральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

    Проект ролево-игровой, долгосрочный.

     

    Всего в проект будут вовлечены 16 детей дошкольного возраста, музыкальный руководитель и 2 воспитателя

    Проблема: в  настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Ведь никому  не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим детям колыбельных. А жаль...

    Цели:

    1.Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

    2.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

    3.Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе  знакомства со сказками и потешками.

    Задачи:

    1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

    2. Показать  красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

    3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

    4.Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

    Предполагаемый результат:

    В результате реализации проекта:

    1. Дети познакомятся:  с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

     2.Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

    3.Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

    4.Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

    Реализация  проекта

    В своей работе я широко применяю малые формы фольклора с дошкольниками. Известно, что ребёнок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разн любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

    Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Перебираю пальчиками Дениса и приговариваю:

    Этот пальчик - дедка,
    Этот пальчик - бабка,
    Этот пальчик - папенька,
    Этот пальчик - маменька,
    А вот этот - наш малыш,
    Зовут его Денис!

    Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет.

    Разнообразны упражнения для пальцев рук:

    Белочка

    Сидит белочка в тележке,

    Продаёт она орешки:

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому…

    (Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого).

    Дождик

    Дождик-дождик,

    Не дожди!

    Не дожди! Ты подожди!

    Выйди, выйди, солнышко-

    Золотое донышко.

    Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

    Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Большое внимание уделяю подбору иллюстративного материала.

    Известно, что словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты я заучиваю наизусть и, конечно, ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой.

    Ребята реагируют на потешки неодинаково. Так, если Стёпу, Полину, Ивана успокаивают потешки с перебиранием пальчиков, то Алиса, Егор, на эту потешку почти не реагируют. Я пробую привлекать их к играм в сопровождении потешек. Сажаю Максима на лошадку и приговариваю:

    Еду, еду к бабе, к деду
    На лошадке в красной шапке.

    Так приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка “Ладушки” звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!

    Скачет зайка маленький
    Около завалинки.
    Быстро скачет зайка,
    Ты его поймай-ка.

    Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое настроение.

    Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю Маше:

    Ай, лады, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

    Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Алиса,  Настя, Лера ели плохо, без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть, я произношу:

    Умница Катенька,
    Ешь кашку сладеньку,
    Вкусную, душистую.

    Маша, которая сначала отодвигала тарелку, отказывалась от еды, бралась за ложку.

    Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Полине, которая не хотела ложиться в постель, Ванюше, который долго не засыпал и смотрел на меня грустными глазами, я ласково, убаюкивающе говорила:

    Вот и люди спят,
    Вот и звери спят,
    Птицы спят на веточках,
    Лисы спят на горочках,
    Зайцы спят на травушке,
    Утки на муравушке,
    Детки все по люлечкам...
    Спят - поспят,
    Всему миру спать велят.

    Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней Маргаритой Степановной  (она знает много потешек) проговариваем:

    Вот они - сапожки,
    Этот - с левой ножки,
    Этот с правой ножки,
    Если дождичек пойдёт,
    Наденем калошки.

    Использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

    Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол Саша, Никита и Егор приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.

    Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего Максима  поднимает Ксюша и приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

    Показывая детям новые игрушки, приговариваю потешки. Малыши играют, пытаются, подражая мне, сочетать свои действия со словами потешки.

    Однажды я взяла знакомую детям куклу – мальчика Ваню. Произносила потешки. Ребята смотрели, подговаривали, подпевали:

    Ой, ты, сынок,
    Медовый сахарок,
    Румяный пирожок,
    Берёзовый душок.

    (Подбрасывала Ваню вверх, опускала его на колени.)

    Ой, дубок, дубок, дубок,
    Скоро Ванечке годок!

    (Кормила куклу, укладывала спать.)

    Спи-ка, усни,
    Дитя Ванюшенька,
    Все ласточки спят,
    И касаточки спят,
    И куницы спят,
    Нашему Ванюшеньке
    Спать велят.

    Я напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые я пою, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей,  про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

    Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей - “Дочка моя - куколка”. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учили их ходить и ритмично приговаривали ходушку, а, любуясь куколкой, дети ласково произносили:

    Вот какая ты у меня красавица!
    Глазки - бусинки,
    Носик - пуговка,
    Ротик - клюковка,
    Дочка моя куколка!

    (Нежно прижимали её к себе, целовали).

    Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки-забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С восторгом встречают игру “Коза рогатая” и уже знакомую “Ладушки”. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой-забавушкой, рассказывать ей о козе.

    Много времени у меня уходит при подготовке к занятиям. Часто возникает необходимость создать особую эмоциональную атмосферу на занятии. В таких случаях я использую специально подобранную музыку. На занятии мне надо рассказать небольшую сказку. Если я прочту её детям, эффект восприятия будет минимальным. Текст сказки лучше разыграть в лицах, как это делается в театре одного актёра. Поэтому жесты, движения, мимику я отрабатываю дома, перед зеркалом, для того, чтобы в нужный момент суметь синхронизировать их с сообщаемым материалом.

    Перед занятием я спрашиваю детей: “Вы ведь любите сказки?”.

    Дети кивают головами.

    Так послушайте, что я вам сегодня расскажу. Замолкают разговоры, загораются глаза, последняя тихая возня в поисках удобной позы прекращается. Вот - вот, ещё секунда, и ...

    Начинается сказка.

    Иногда я сама придумываю свои сказки и рассказываю их детям не полностью, а только часть с тем, чтобы конец сказки придумали ребята. И концовка у меня бывает другая:

    Долго ли они жили -
    Мне старики не говорили.
    Знал про то один кот-колоброд,
    Что сидел у ворот.
    Да убежал кот в овёс,
    Конец сказки на хвосте унёс!.

    Во время занятия я вижу, как дети меня слушают, воспринимают. В их лицах я примечаю, как в зеркале, себя, передаваемые мною эмоции, как дети следят за мною: поворачивают головы в мою сторону, расширяются глазёнки, открываются ротики. Сказка вступила в свои права, захватывая ребёнка своими образами и событиями. Значит, я смогла добиться духовной близости со своими детьми. На занятиях я стараюсь установить доверительные отношения с каждым ребёнком.

    Полагаю, что сочетание разнообразных фольклорных жанров помогает детям нашего детского сада применять полученные знания в своей самостоятельной художественно-речевой деятельности.

             Опыт работы подсказал мне, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаю. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.Я составила конспекты занятий по русскому фольклору и написала сценарии развлечений - «Снегурочка», «Петушок и его семья». «Коровка и бычок», «Уж как я ль мою коровушку люблю». «В гостях у Бабушки- Загадушки», «Во дворе у бабушки».

    Дети с большим  удовольствием отгадывают загадки:

    Сдобный, пышный, круглощёкий,

    У него румяный бок

    Убегает по дорожке и зовётся…Колобок!

    Хитрая плутовка, рыжая коровка,

    В лесу первая краса. Догадались кто…Лиса!

    Народная песня

    Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

    Заинька - зайка, 
    Маленький зайка,
     
    Деток боишься –
    Зайка трусишка.

    Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал.

    Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет.

    -Зайка белый
      -Куда бегал?
    - В лес дубовый.
    - Что там делал?
    - Я капустку щипал.
      Под березоньку клал,
     
      И не знаю кто украл.

    Народная хореография

    В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду»), где используются плясовые элементы.Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.

    Народные игры

    Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

    В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», « Ходит Ваня» ),побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя « коза». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «строгая козочка»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Кот Васька», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувство, юмора,желание сопереживать герою и друг другу.     Народная подвижная игра «Как у дедушки Трифона» учит детей быстро и проворно повторять все движения за воспитателем. Театрализованные игры по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» вызывают восторг.

    Народные музыкальные инструменты

    В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: звуки дудочки похожи на птичьи голоса, на гармошке можно изобразить движение медведя  и т.д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению.

    Фольклор _ универсальное, ничем незаменимое здоровьесберегающее средство.Голосовые  упражнения(это «заклички», «веснянки», «голосянки») обеспечивают качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, активно работает диафрагма, происходит массаж внутренних органов.

    Скачи, скачи

    По соломушке,

    Не жалей лаптей

               В хороводушке!

    В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:

    1.Увеличение словарного запаса

    2.Повысилась общая звуковая культура речи детей

    3.Улучшается связная речь и воображение.

    Однако в перспективе мне предстоит ещё работа с младшими дошкольниками по формированию

    их речи, навыков культурного поведения и умения правильно оценивать происходящее.

    Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку.

    Занятие в младшей группе с элементами фольклора "Во дворе у бабушки"

    Цель урока: знакомить детей с русским народным творчеством.

    Задачи:

    1. Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

    2. Активизировать словарный запас детей.

    3. Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

    4. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

    5. Совершенствовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз)

    6. Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

    Ход занятия

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок: почистим зубки, «расчешем» язычки, прополощем рот (артикуляционная гимнастика), со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):

    -С добрым утром, глазки!
    -Вы проснулись»?
    -С добрым утром, ушки!
    -Вы проснулись?
    -С добрым утром, ручки!
    -Вы проснулись?
    -С добрым утром, ножки!
    -Вы проснулись?
    -С добрым утром, солнце!
    -Мы проснулись!

    Вот мы и готовы отправиться в путь.

    Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас- детеныш лошади (дети- жеребята ).Садимся и скачем по дорожке( цокая язычком):

    По дорожке ровной, гладкой
    Скачут быстрые лошадки:
    Чок, чок, чок, чок-
    Скачет резвый табунок.

    Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

    Солнышко-ведрышко!
    Выгляни в окошко!
    Солнышко - нарядись!
    Красное – покажись!
    Ждут тебя детки,
    Ждут малолетки

    (Появилось солнышко). Что мы с вами делали? Закликали солнышко.

    Вот и домик бабушки, постучимся к ней. ( Дети стучат в домик, Я ухожу за домик и одеваю платок и юбку)

    Бабушка:

    -Здравствуйте, детушки- малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки, о ком они:

    Вместо хвостика – крючок,
    Вместо носа - пятачок,
    Пятачок – дырявый,
    А крючок - вертлявый.(свинья)
    Я умею чисто мыться
     
    Не водой, а язычком
    Мяу! Как мне часто снится
    Блюдечко с молоком. (кошка )
    С хозяином дружит, дом сторожит,
    Живет под крылечком, хвост колечком.. (собака).

    4. Я копытом стучу, а когда скачу, скачу

    Грива вьется на ветру. (конь).

    Хорошо вы умеете отгадывать загадки. А теперь вставайте в круг и скажите , что умеет делать : кошка, корова, собака, свинья? Молодцы. Пока мы с вами играли мои, домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.

    Игра « Путаница» – найди, какие животные здесь спрятались.

    У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? ( Дети рассказывают мирилку: Мирись, мирись, мирись,

    И больше не дерись ….

    Теперь они будут жить дружно.

    Ой, ребята, а вот бычок и жеребенок очень хотят играть в прятки , а кто будет водить – решить не могут. Чтобы не обидно было надо их посчитать. Кто может посчитать друзей?

    Считалка: Мы собрались поиграть,

    Ну, кому же начинать?

    Раз, два, три, Начинаешь ты!

    Вот и хорошо, мы нашли ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю веселую потешку, давайте ее покажем:

    Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.
    Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем,
    Глазками похлопаем, ножками потопаем.
    А коза бодается, а старик ругается.

    Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:

    У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.

    Моя корова Ночка очень громко хрюкает.

    А вчера кошка Мурка начала бодаться.

    Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.

    Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как ее надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:

    Котя, котинька, коток,
    Котя, серенький хвосток,
    Приди, котя, ночевать
    Мою детоньку качать,
     
    Уж как я тебе коту
    За работу заплачу:
    Дам кусок пирога, да кувшин молока.

    Вот котик и уснул. Давайте и мы отдохнем. ( Дети садятся на пол в свободную позу, закрывают глаза и слушают музыку)- релаксация.

    . А теперь давайте поиграем в «добавлялки»:

    Ок-ок-ок- стоит в поле….(теремок)
    Су-су-су- петушок поймал ….(лису)
    Цо- цо- цо – снесла курочка ….(яйцо)
    Ек- ек- ек- не садись на ….(пенек).

    Что-то мои зверюшки заскучали. Чем мы их можем развеселить, потешить? Потешной, а еще частушкой.

    1 ребенок:

    Я сидела на рябине ,меня кошки теребили, 
    Маленьки котяточки, царапали за пяточки.

    2 ребенок:

    У меня на сарафане косолапы петухи,
    Я сама не косолапа, косолапы - женихи.

    3 ребенок:

    Пошла плясать бабушка Лукерья,
    Нет волос на голове, нацепила перья!

    А теперь пришла пора прощаться: скажем « До свидания» бабушке. (Ухожу переодеваться за домик). Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке: цок, цок, цок.

    Мы вернулись в детский сад. Встанем в круг и скажите- вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?

    А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.

    На этом мы заканчиваем наше занятие.

     

    Проектная деятельность

    МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №108»

    Г.Саратова

    Воспитатель: Васильченко О.А.

    Тема: «Фольклор - один из нетрадиционных подходов к работе с детьми в младших группах»

    Отзывы родителей о работе воспитателя Васильченко О.А. с детьми первой младшей группы.

       

    Проект «Фольклор – один из нетрадиционных подходов к работе с детьми в младшей группе»

    Цели:

    1.Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

    2.Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

    3.Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе  знакомства со сказками и потешками.

    Задачи:

    1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

    2. Показать  красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

    3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

    4.Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

    Формы обучения:

    1.Занятия по развитию речи:«Снегурочка», «Петушок и его семья». «Коровка и бычок», «Уж как я ль мою коровушку люблю». «В гостях у Бабушки- Загадушки», «Во дворе у бабушки», « Васькин поясок».

    2.Беседы: «Кто к нам в гости пришёл?», « Сапожок Деда Мороза», «Что растёт на огороде ?».

    3.Чтение фольклорных потешек , пословиц, закличик: « Ваня, Ваня простота»,  «Огуречек, огуречек», «Петушок, Петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», « Ай лады, лады, лады!», « Дождик», « Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок» , « Ты, мороз, мороз,мороз…», « Жаворонушки, прилетите к нам».

    4. Сюжетно-ролевые игры:  « Укладывание Маши спать», « Купание куклы Кати».

    5.Утренняя гимнастика: «Петушок, петушок…», « Ладушки».

    6.Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», « Пальчики», « Дождик», « Белочка», « Семья», « Оладушки».

    7.Сжетно-подвижные игы: « Репка», « Теремок», « Курочка Ряба», « Как у дедушки Трифона».

    8. Наглядное пособие для родителей, папка-ширма: « Фольклор в детском саду».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОЛЬКЛОР – ОДИН ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧНОЙ АДАПТАЦИИ

    Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация вк...

    Фольклор – один из нетрадиционных подходов в работе с дошкольниками по самостоятельной художественно-речевой деятельности

    Одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к де...

    Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми всех возрастных групп

    Представлены нетрадиционные техники рисования для детей всех возрастных групп....

    Проект " Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми первой младшей группы

    Нетрадиционные техники рисования – этои толчок к развитию воображения, творчества, проявленю самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Выбор темы проекта продиктован ...

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»

    МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»...