Сказкотерапия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Бодунова Людмила Константиновна

 

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,- естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_skazkoterapii.docx15.2 КБ
Файл zanyatie_po_skazkoterapii.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

                        Доклад по сказкотерапии.

Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получила  совсем недавно. Наверное ,нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем:        интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.  Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,- естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.

Научившись рассказывать , пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет  способствовать развитию личности.

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Актуальность использования сказкотерапии в том ,что сказки- естественная составляющая повседневной жизни детей.

             Задачи сказкотерапии.

1.Развивать речь детей с помощью:

Пересказывания сказок;

Рассказывания сказок от третьего пицца;

Группового рассказывания сказок;

Рассказывания сказок по кругу;

Сочинения сказок.

2.Выявить  и поддержать творческие способности.

3.Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4.Развить способности к эмоциональной регуляции  и естественной коммуникации.

5.Развить умение преодолевать трудности и страхи.

6.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

7.Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог».

Что такое сказкотерапия?.

Первое,  что приходит в голову –лечение сказками. Имея в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Сказка ,наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает  ее  привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым , сближает родителей и детей. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Сказкотерапия – это процесс  образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Ребенок ,находясь в сказке .взаимодействует со многими  сказочными героями и, как в жизни ,ищет пути решения проблем ,которые встают перед ним. Конечно , сказкотерапия -это еще и терапия средой , особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности,  нечто неарелизованное.

Задачи ,решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей ,накопления их познавательного .эмоционального , жизненного опыта, для повышения самооценки   детей ,снижения уровня тревожности ,что способствует и стимулирует речевую активность детей , развивает их индивидуальные способности.

Наблюдая за детьми в процессе игры ,на занятиях . на экскурсиях ,в свободной деятельности, можно заметить, что там ,где не надо мобилизовать свое внимание, память т.е.на непроизвольном уровне .дети раскрепощаются , легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок , любят фантазировать ,живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

Сейчас на наших детей из многочисленных средств массовой информации окружающей жизни  хлынул поток негативной и разрушительной информации. НЕ только взрослые но и дети уже устали от телевидения с его жестокостью и насилием .Люди утратили способность к сопереживанию и милосердию. И  только дети остаются с чистой душой могут удивляться миру ,стремятся познать и изменить его. Наши дети все реже смотрят русские народные сказки ,которые вытесняют мультфильмы  с погонями ,с невообразимыми существами.

А именно р.н.с. учат добру ,взаимопомощи хитрости в хорошем смысле слова. Дошкольники и младшие школьники как ни кто могут удивляться миру ,стремятся познать и изменить его. Именно поэтому я и выбрала это направлении. Мною был разработан и реализован проект  по сказкотерапии.

Большое значение для развития х. творчества имеет организации окружающей среды. Игрушки для настольного театра (объемные ,мягкие, элементы декораций, шапочки- маски, костюмы в уголке ряженья, ширма, набор кассет для прослушивания сказок, классической музыки , музыки для релаксации).Для того чтобы перевоплотиться в героя сказки и войти в сказочную среду, был изготовлен  «ковер –самолет», волшебный фонарь.

Был укреплен союз «Ребенок-Родитель -Педагог».Родители  с удовольствием принимали участие в конкурсах « Сочиним сказку вместе »,  «Наш любимый сказочный герой»,В разыгрывании сказок на праздниках и развлечениях.

Результаты этого проекта считаю положительными. Дети стали более дружелюбными, внимательными, отзывчивыми. Стали помогать друг другу, стараться самостоятельно решать проблемные ситуации. Снизился уровень тревожности и агрессивности ,расширился словарный запас и развиваются творческие способности  у детей .Для себя я сделала вывод ,что работу в этом направлении надо продолжать.



Предварительный просмотр:

                             Занятие по  сказкотерапии

 Тема:  По дорогам сказки  «Гуси - лебеди».

  Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

 Задачи: 1 Создавать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.

2. Продолжать знакомство с нравственными категориями:  добро, зло, дружба. Формировать умение действовать в соответствии с ними.

3. Воспитывать гуманные чувства, стремление  к взаимопомощи и сотрудничеству.

4. Развивать творческие  способности  детей: воображение, речь.                                                      

 Материал:

- запись спокойной музыки;

- картина с сюжетом сказки;

-тазик с водой;

- салфетки;

- яблоня с яблоками, корзинка, ведёрко, лукошко;

- камушки,  ситичко;

 - солёное тесто, изюм;

- стеки для украшения;

- избушка Бабы Яги;

- дощечки с маркерами;

-куклы персонажей Бабы Яги и Иванушки.

 Предварительная работа.

 -разучивание песни «Если с другом вышел в путь»,

- заучивание пословиц и поговорок о дружбе,

- слушание сказки « Гуси – лебеди»,

-рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди»

- просмотр мультфильма « Гуси – лебеди»

- изготовление дощечек – визиток;

- разработка схем – моделей пословиц и поговорок.

-интеграция областей: «Ч.х.л.» ,  «Познание», «Музыка», «Труд».

 Форма занятия – групповая

 Ход занятия:

 Дети сидят на стульчиках в кругу.

В- ль :   Ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами « «Здравствуй, это я!»

 ( Дети здороваются друг с другом и с педагогом).

В – ль: Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости в сказку. Какие сказочные средства передвижения вы знаете? ( ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, ступа Бабы Яги, летучий корабль).

 В-ль: -Но сегодня мы отправимся в путешествие с помощью волшебной палочки и волшебных слов.

- Закройте глаза и  медленно повернитесь вокруг себя  один  раз. Звучит музыка « В гостях у сказки», воспитатель дотрагивается до  детей указкой.

- Глазки закрываем: раз. два, три,

Сказка оживает-

Внимательно смотри! ( дети открывают глаза)

 - Картинка поможет вам узнать, в какую сказку мы попали.

 (Ответ детей)

 Звучит аудиозапись.( начало сказки)

- Назовите  других   героев этой сказки. ( Алёнушка, Иванушка, баба яга, гуси – лебеди, яблонька, речка, печка).

- А кто из героев добрый, а кто злой?

-По каким поступкам героев вы узнали о их характере?

-  Почему гуси – лебеди  утащили  Иванушку?

- Как Алёнушке  спасти своего братца?

 Нужно идти к Бабе Яге и вызволить , спасти Иванушку .

- А  вы хотите помочь Алёнушке, но предупреждаю, что помочь может человек, у которого доброе сердце и бесстрашный характер.  Поднимите руку кто готов!?

- Если вы готовы, тогда в путь. Напомните, ребята - какое испытание было первым?

Дети: яблонька.

( стоит яблоня, на  ней яблоки  трёх цветов и рядом ёмкости).

В – ль: Ребята,  а вот и  яблонька.

 Аудиозапись  - голос яблоньки. Ребятушки, помогите мне: соберите с моих веток спелые яблочки.

В – ль:  Давайте соберём яблочки. Для этого нам нужно разделиться на две команды.

В –ль: С первым испытанием вы справились хорошо.  Вспомните, кто  ещё просил помощи у Алёнушки?

 Дети: Речка.

 Посмотрите, мы  пришли к реке.

Звучит  аудиозапись( голос реки):

 -Ребята, помогите мне . Уберите тяжёлые камни – дайте простор моей водице.

 В –ль: Просит речка освободить её дно от камней. Давайте ей поможем, но для этого нужно выбрать орудие труда.

( Дети достают камешки, выбирая необходимое орудие труда, комментируя свои действия)

В –ль: Дружба помогла нам пройти ещё одно испытание. Устали? Я предлагаю отдохнуть на берегу речки. Послушать, как она отблагодарит нас своей песенкой!

 Минута релаксации.

В –ль: Нам пора, ребята. Мы помогли яблоньке, речке. А кто ещё просил помощи у Алёнушки? ( печка) Тогда поспешим.

  В – ль: Вот и печка.

Звучит аудиозапись: Ух- ух! Неужели мне никто не поможет?  Дрова прогорели, а пирожки не печёны остались. А так хотелось мне людей добрых вкусными пирогами угостить! Кто же мне поможет?

В – ль: Слышите, печка просит  о помощи. Давайте сделаем пирожки и поставим их в печку.

( Лепка пирогов: работа с солёным тестом. В – ль спрашивает кто помогает маме  дома печь  пироги,  какие продукты нужно взять для теста? И т. д.

  В –ль: Вот мы и вышли на лесную опушку. Смотрите:  а на ней не царский дворец, не хоромы боярские,  не изба крестьянская, а   избушка Б.Я. (дети договаривают).

 Только как нам её повернуть передом? ( дети предлагают различные варианты) . А какие вежливые слова надо сказать , когда мы о чём – либо просим. ( Пожалуйста, будь добра, и др. варианты ответов.)

 Избушка поворачивается.

Б. Я : - ФУ – фу чую, чую – русским духом пахнет. Кто такие, зачем пожаловали?

(Ответы детей)

  Б.Я.:Знаю, знаю. Мои  касатики  мне уже рассказали, что вы со всеми заданиями справились, проявили трудолюбие, смекалку. А вот моё задание могут выполнить только дружные ребята. Вот и посмотрю я на вашу дружбу. расшифруйте – ка  мне пословицу.

( Дети расшифровывают  пословицу.) ( Не имей 100 руб., а имей 100 друзей)

Б.Я.: - Ох и молодцы! Эй. Носастые, унесите  Иванушку домой! Доказали вы свою дружбу. А вот я всё одна, да одна.

В –ль:.- Мы тебе поможем. Когда тебе будет скучно, или нужна будет помощь, позови  нас. Мы оставим тебе наши визитки.

( Дети пишут свои имена на дощечках).

В -ль:  А нам пора  возвращаться. ( дети прощаются с Б.Я. и садятся на стулья.)

Звучит аудиозапись музыки «Если с другом вышел в путь».

Идут по залу друг за другом и  повернувшись вокруг себя один раз садятся на стульчики.

 В – ль: Глазки закрываем:

Раз, два, три.

Сказку покидаем,

 Только не грусти

 Открывайте глаза ребята. Вот мы снова оказались в детском саду.

- Кого мы выручали из беды?

- Через какие испытания нам пришлось пройти в сказке?

- Что было самое трудное?

 Что помогло нам справиться с трудностями?

 ( Оценка работы детей?)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...