Пальчиковые игры в детском саду.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Короткова Любовь Анатольевна

Представляю вашему вниманию как можно использовать пальчиковые игры в режимных оментах и на занятиях в первой ладшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема, по которой я работаю: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».

Цель: развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

Были выделены следующие задачи:

  1. повысить речевую активность;
  2. учить слушать и понимать речь взрослого;
  3. создать благоприятный эмоциональный фон;
  4. развивать умение подражать взрослому;
  5. развивать воображение и память;
  6. тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается  любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг.

Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем.

Актуальность. Я считаю, что данная тема наиболее актуальна для детей нашей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.

Моя работа проводилась по 3 направлениям:

  1. дети;
  2. родители;
  3. педагоги.
  • Пальчиковые игры были включены в непосредственно образовательную деятельность;

Например, во время занятия по конструированию.

Молоточком постучу,
Гвоздики заколочу,
Буду строить дом-дом,
Буду жить я в нем, в нем!

На рисовании можно использовать следующую игру:

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, 
Рисовать опять начнем.

При проведении занятия по развитию речи предлагаю:


Петушок наш вдруг проснулся,
Прямо к солнцу повернулся.

Кукарекнул раз, два, три!
Ты сегодня не проспи.

  • использую в режимных моментах, например, во время одевания на прогулку, умывания или укладывания спать:

Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Ну, а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Водичка водичка, (подставить ладони под воображаемую струю воды)

Умой моё личико.                                  

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.                                  

 Чтоб смеялся роток  

 И кусался зубок.        

На подушку головой –

Глажу, глажу лобик свой.

Глазки закрываю, быстро засыпаю.  

  • во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребенок играет в семью.

Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.

В работе с детьми использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Групповая форма:

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой, (Большие пальцы соединяют

остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют

изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло.

Работу в подгруппах использую, когда ребята разучивают новую пальчиковую игру. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности с разучиванием игры, либо с координацией движений.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы.
  • Подготовила консультации для родителей «Как правильно использовать пальчиковые игры» и  «Для чего нужны пальчиковые игры»
  • Изготовила книжку – раздвижку “Пальчиковые игры”.
  • Провела родительское собрание по пальчиковым играм, на которых мы учились, как правильно играть с детьми. В дальнейшем планирую открытый просмотр и вечер развлечений, посвященный данной теме и оформить стенд.
  • Для педагогов подготовлены консультации на тему: « Влияние пальчиковых игр на развитие речи». Выпустила памятку для воспитателей и родителей «Упражнения с массажными мячиками ». Имеется желание в дальнейшем выступить на педагогическом совете по данной теме.
  • В своей работе я использую следующую литературу:

 «Игры с пальчиками», автор Соколова  Юлия  Алескандровна;

 «Веселые пальчики» Ткаченко  Татьяны Александровны;

«Тренируем пальчики» Соколовой Елены Васильевны;

Пальчиковые игры и упражнения под редакцией Т.В. Калинина, С.В. Николаева.

И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.



Предварительный просмотр:

Тема, по которой я работаю: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».

Цель: развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

Были выделены следующие задачи:

  1. повысить речевую активность;
  2. учить слушать и понимать речь взрослого;
  3. создать благоприятный эмоциональный фон;
  4. развивать умение подражать взрослому;
  5. развивать воображение и память;
  6. тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается  любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг.

Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем.

Актуальность. Я считаю, что данная тема наиболее актуальна для детей нашей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.

Моя работа проводилась по 3 направлениям:

  1. дети;
  2. родители;
  3. педагоги.

Пальчиковые игры были включены в непосредственно образовательную деятельность;

Например, во время занятия по конструированию.

Молоточком постучу,
Гвоздики заколочу,
Буду строить дом-дом,
Буду жить я в нем, в нем!

На рисовании можно использовать следующую игру:

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, 
Рисовать опять начнем.

При проведении занятия по развитию речи предлагаю:


Петушок наш вдруг проснулся,
Прямо к солнцу повернулся.

Кукарекнул раз, два, три!
Ты сегодня не проспи.

Использую в режимных моментах, например, во время одевания на прогулку, умывания или укладывания спать:

Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Ну, а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Водичка водичка, (подставить ладони под воображаемую струю воды)

Умой моё личико.                                  

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.                                  

 Чтоб смеялся роток  

 И кусался зубок.        

На подушку головой –

Глажу, глажу лобик свой.

Глазки закрываю, быстро засыпаю.  

Во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребенок играет в семью.

Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.

В работе с детьми использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Групповая форма:

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой, (Большие пальцы соединяют

остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют

изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло.

Работу в подгруппах использую, когда ребята разучивают новую пальчиковую игру. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности с разучиванием игры, либо с координацией движений.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  1. Индивидуальные беседы.
  2. Подготовила консультации для родителей «Как правильно использовать пальчиковые игры» и  «Для чего нужны пальчиковые игры»
  3. Изготовила книжку – раздвижку “Пальчиковые игры”.
  4. Провела родительское собрание по пальчиковым играм, на которых мы учились, как правильно играть с детьми. В дальнейшем планирую открытый просмотр и вечер развлечений, посвященный данной теме и оформить стенд.

Для педагогов подготовлены консультации на тему: « Влияние пальчиковых игр на развитие речи». Выпустила памятку для воспитателей и родителей «Упражнения с массажными мячиками». Имеется желание в дальнейшем выступить на педагогическом совете по данной теме.

В своей работе я использую следующую литературу:

 «Игры с пальчиками», автор Соколова  Юлия  Алескандровна;

 «Веселые пальчики» Ткаченко  Татьяны Александровны;

«Тренируем пальчики» Соколовой Елены Васильевны;

 Пальчиковые игры и упражнения под редакцией Т.В. Калинина, С.В. Николаева.

И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Пальчиковые игры в детском саду"

Автором представлена рекомендация для родителей использование  пальчиковых игр, как развитие мелкой моторики рук....

Пальчиковые игры для детского сада

Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно работать пальчиками, ладошками, показывая то или иное движение, тем раньше они развиваются, начинают быстр...

Презентация "Музыкальные пальчиковые игры" в детском саду

Данная презентация содержит опыт работы по музыкальному воспитанию в режимных моментах с помощью музыкальных пальчиковых игр....

Пальчиковые игры в детском саду

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры...

Презентация: "Пальчиковые игры в детском саду"

ull;ИГРА это увлекательное средство познания мира, это сосуд, из которого ребенок черпает знания об этом мире и в то же время вкладывает свой небольшой, но уже опыт; где он учится творить, общаться,...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры в детском саду"

Консультация для родителей "Пальчиковые игры в детском саду"...

Буклет "Пальчиковые игры в детском саду и дома"

Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобра...