Главные вкладки

    Игра - путешествие: "В гости к осени".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Антонова  Надежда Николаевна

    Кто из деток не любит путешествовать. Я думаю, что все. Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию игру – путешествие: «В гости к Осени».

    Цели: развивать  воображение, память для создания образов по теме; уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы; читать стихи, ритмично выполнять движения; проявлять творческую индивидуальность; активно использовать знания об осенних явлениях, полученные ранее; обогащать словарный запас детей.

    Развивающая среда:  муляжи овощей, картины с осенними цветами, разноцветные листочки и т.д.

    Ход игры. – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в гости к Осени, которая уже заканчивается. Давайте вспомним самые яркие особенности каждого периода осени.

                                Игра: « Разложи по порядку»

     (Дети должны разложить картинки каждого периода осени по порядку).

    Воспитатель. Правильно.

    Сначала  отправимся в раннюю осень.  Дорожка прямая, ровная, узкая.

                               Задание. Выложить дорожку из осенних листьев.

    Воспитатель. Молодцы!

    Тепло, греет солнышко, цветут осенние цветы, везде летает паутинка.   

         Паутинки, как тюль,

         Принакрыли кусты

         И тепло, словно летом,

         Солнце землю ласкает

          Астры ярко цветут,

         Хризантемы -  принцессы

         Свои чудо – цветки

         Под лучи подставляют.

    Воспитатель. – О каком периоде осени говорится в тексте?

                             - Как называется этот период осени в народе?

                             - С чем сравнивается паутинка?

                             - О каких осенних цветах говорится в тексте?

                             - Какого цвета бывают астры?

                             - С кем сравниваются хризантемы? Почему?

                             - Чем отличаются  хризантема от астры?  (Дети отвечают и рассматривают рисунки).

    А сейчас я предлагаю вместе со мной прочитать и показать в движениях зарифмованный текст о паучке, который плетёт такую  паутинку.

    Сетку паучок плетёт,                                                                

    Словно ткач проворный.   

    Нитку липкую по кругу

    Намотал задорно.              

    А потом её пустил,            

    Чтоб круги связались.

    И в красивой паутине       

    Мухи все остались.            

    Вывел нитку, натянул             

     И засел в засаде.                  

    Только мухи не летят -       

     Паучку досадно!                    

     Ведущий. Осенью люди в садах, на полях, огородах собирают урожай.  А что, мы сейчас узнаем, разгадав загадки.

    Что за голова, только зубы да голова?  (Чеснок)

    Красный Макар по полю скакал и в борщ попал.  (Перец)

    Была ребёнком – не знала пелёнок;

    А старой стала – сто пелёнок иметь стала.  (Капуста)

    Что копали из земли, жарили, варили?

    Что в золе мы испекли, ели да хвалили?  (Картофель) и т.д.

                                Игра: «Собери урожай».

     Под весёлую песенку: «Урожайная», дети выполняют движения и поют.

                                А сейчас  посмотрим инсценировку: «Спор овощей».

    Воспитатель. Из ранней осени мы отправляемся в золотую осень.

    Давайте вспомним, в какие  цвета осень окрашивает листья деревьев, кустарников, и сейчас мы превратимся в осенние листочки.

    Кленовый, дубовый, осиновый лист

    Дружно за руки взялись.

    Закружились, понеслись.

    Пожелтел и лес, и сад

    Вы узнали?

    Дети. Листопад

    Листопад, листопад

    Листья по ветру летят.

    В вальсе  кружат над землёю

    И любуются собою.

    Платьем хвалятся своим

    Жёлтым, красным, золотым.

    Солнцу подставляют щёчки

    Все осенние листочки.

    На земле ковром лежат,

    Нас порадовать хотят.

    - Что такое листопад?

    - В какой период осени наблюдается листопад?

    - Почему листочек с дерева падает не быстро, а кружится?

    - В какие цвета окрашивает осень листья разных деревьев и кустарников?

    - Почему листья на земле сравнивают с ковром?

                            Давайте послушаем песню: «Листопад».

    Воспитатель. А сейчас расскажите, как окрашен ваш листок, и покажите, как ветер разносит листочки, ритмично изображая движения, которые описаны в зарифмованном тексте.

    Осень листья золотит,

    Ветер ими шелестит:

    Шур – шур –шур, шур –шур –шур.

    И с деревьев их разносит.

    Поиграет, снова бросит:

    У-у-у, у-у-у.

    То к земле прижмёт, погладит,

    Вдруг на веточку посадит:

    Так-так-так, так-так-так.

    Соберёт в большую кучу,

    Убежит и сядет в тучу.

     Воспитатель.        И вот мы уже в поздней осени.

    Сад гол и пуст, пожухлая трава,

    Листва последняя лежит в холодной луже.

    Сквозь ветви уж не видно синевы.

    Лишь тучи серые, продрогшие от стужи.

     - Какими словами автор описывает позднюю осень?

    - Какое настроение вызывает  у вас эти строки?

    Для того чтобы почувствовать настроение, давайте споём песенку: «Осень».

    Воспитатель. Ребята, что происходит в жизни растений поздней осенью. (Ответы детей).

    Изобразите пожухлую ботву на огороде, мимикой изобразить настроение.

    Отмечаю выразительность образа.

                          Пальчиковая гимнастика: «Поздняя осень».

    Солнышко греет уже еле- еле;

    Перелётные птицы на юг улетели;

    Голы деревья, пустынны поля,

    Первым снежком принакрылась земля.

    ( Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)

    Река покрывается льдом в ноябре

    ( руки сжать в замок) –

    Поздняя осень стоит на дворе

    (развести руками перед собой).

    Воспитатель.  А ещё ребята, часто дует осенний, холодный, сильный ветер.

    Покажите, как он воет в трубах, как дует.

    Чтение стихотворения Е.А.Алябьевой: «Ветер».

    Скажите ребята: « Что же часто бывает в поздней осени в неживой природе, кроме ветра?»

    Дети. Дождь.

                               Игра: «Солнышко и дождик».

    А сейчас предлагаю погулять, пока нет дождя.

    В ноябре дождливо, сыро

    Небо тучами закрыто,

    Лужи, грязь, завяли травы

    И тепло уже забыто.

                                 Этюд: «Пройдём через грязь».

    ( Дети идут через грязь, скользят, падают, отряхиваются, моют обувь и т.д).

    - А, что происходит с животными, насекомыми осенью?

    Воспитатель на поляне рассказывает, дети отвечают на вопросы.

    Воспитатель. Молодцы!

    А какие птицы улетают на юг.

    Дети. Скворец, ласточка, аист, журавли и т.д.

    Сейчас превратимся в стаю журавлей, клином и курлыча, улетим, прощаясь с осенью.

    Понравилось вам путешествие?

    Мне тоже.

    Грустно возвращаться назад?

    Дети. Да.

    Покажите, как вам грустно.  (Дети показывают.)

    Но мы ещё обязательно отправимся в путешествие.

    Скорее улыбнитесь.

    Дети исполняют песню: «Улыбка».

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нод по физкультуре средней группе "Путешествие в гости к осени"

    Физкультурное занятия для детей средней груупе по теме осень...

    занятие "Путешествие в гости к осени"

    формировать и обогащать представления об осени, развивать простейшие приемы самомасажа....

    НОД с с ипользованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий "Путешествие в гости к осени" старшая группа 15.02.16г.

    Формировать и обогащать элементарные представления детей о времени года осень....

    Игра-путешествие «В гости к осени»

    Ознакомление с окружающим, развитие речи....

    Игра- путешествие «В гости к осени»

    Игра- путешествие «В гости к осени»...

    Игра - путешествие: "В гости к тетушке Тучке", "Где живет листочек", "По осенним дорожкам гуляет ветер"

    Задачи: уточнить знания детей о характерных признаках  осени. Развивать умение ориентироваться по направлению маршрута.Закрепить знания детей о зимующих птицах (название, питание). Воспитывать лю...