Главные вкладки

    Дидактический материал по развитию речи по лексическим темам для подготовительной группы
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Мащенко Наталья Викторовна

    В пособии предлагается дидактический материал по лексическим темам. Каждая лексическая тема представлена грамматическими заданиями, а также заданиями  на развитие слухового внимания и связной речи.  Данный материал можно использовать как воспитателям, так и родителям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa.doc211.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО

    ВИДА № 5 «ДУБОК»  СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

    ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

                                     

    Составитель:

    Старший воспитатель

    Мащенко Н.В.

    Тема:  «Сад – огород»

    1. Назвать 8 – 10 названий овощей и фруктов
    2. Назвать овощи и фрукты красные, желтые, зеленые, бордовые.
    3. Про какие овощи и фрукты можно сказать:

    Длинный - …,  круглый - …, сочный - …, большой -…, маленький - …

    1. Назвать соки:

    Из огурца - …, из моркови - …, из яблок - …, из груш - …

    1. Что лишнее и почему?

                   Морковь, капуста, опенок, чеснок

                   Огурец, груша, кабачок, тыква.

                   Яблоко, груша, огурец, вишня.

    1. Назови 1-й звук в словах: ОВОЩ, МОРКОВЬ, ГРУША, СЛИВА
    2. Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

                                                       

                                               КТО КАК ОДЕТ

      Дни стали ненастные, ночи холодеют, на огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках, Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу и разную петрушку.

      Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят одежек, она холода не боится!

           Вопросы:

    1. Как убирают овощи?
    2. Какие овощи убрали с огородов?
    3. Что осталось в огороде?
    4. У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?   (Ребенок должен вспомнить загадку о капусте)

    1. «Назови правильно цифры»

    - разложить цифры от 1 до 10 слева направо

    - назвать, что разложил («цифры» - закрепить термин)

    - назови цифру (показываете – ребенок называет)

           9.   «Назови соседей»

                  Называете любое число до 10. Ребенок должен назвать предыдущее и    

                  последующее ( н/р  число 5, соседи числа 5 – 4 и 6), если не получается, то с    

                  опорой на наглядность.

    1. Задачи на сообразительность «Сколько?»

    - стоит в поле дуб, на дубе 4 ветки, на каждой ветке по 3 яблока, Сколько всего яблок на дубе? (на дубе яблоки не растут)

    - на грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4. Кот подкрался и схватил 1 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?  (ни одного, все улетели)

    Тема:  «Электроприборы. Опасные предметы»

    1. Пальчиковая гимнастика

    Этот пальчик – дедушка,           руку сжать в кулак, поочередно разгибать

    Этот пальчик – бабушка,           пальцы, начиная с большого.

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка.

    Ну а это я.                                    Сжать руку в кулак  несколько раз.

    Вот и вся моя семья!

    1. «Что делают наши домашние помощники?»

    Мясорубка - …                  Пылесос - …

    Холодильник - …              Утюг - …

    Кофемолка - …                  Стиральная машина - …

    Швейная машина - …       Часы - …

    1. Какие из нижеперечисленных слов подходят к словам МОЙ, МОЯ, МОЕ ?

    Утюг, полотенце, белье, зеркало, пылесос, холодильник, швейная машина

    1. «Добавь словечко»

    Белье гладим – чем? (утюгом)

    Мясо храним – где? (в холодильнике)

    Стираем одежду с помощью – чего? (стиральной машины)

    1. «Для чего нам нужны эти вещи?»

    Холодильник, часы, телевизор, компьютер, пылесос, миксер, радио, телефон

    1. «Исправь предложение»

    Мама гладил белье.

    Кофемолка намолол кофе.

    Папа починала телевизор.

    Белье было грязное потому, что ее погладили

    Яичница поджарилась, и после этого ее поставили на плиту

    1. Сосчитай до пяти.

    Одна стиральная машина, две стиральные машины …

    пять стиральных машин.

    Одна новая кофемолка …

    Один двухкамерный холодильник …

               

    Тема:  «Осень»

     1.  Пальчиковая гимнастика.         «Осенние листья»

         Раз, два, три, четыре, пять,                             (Загибают пальчики, начиная с большого)

         Будем листья собирать,                                  ( Сжимают и разжимают кулачки.)

         Листья березы,   Листья рябины                   ( Загибают пальчики, начиная с большого)

         Листики тополя,  Листья осины,

         Листики дуба мы соберем,

         Маме осенний букет отнесем.                        («Шагают» по столу средним и указательным

                                                                                     пальчиками)

                  2.  Подними руку, если услышишь слово со звуком (а): МАК, МАРТ,  КОСТЬ.

                Аналогично – со звуком (о): ЛОБ, БУК, ЛИСТ.

                  3.. Обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило,      

                      какие изменения  

          произошли в природе, сравнить погоду летом и осенью.

    1. Назвать осеннюю одежду, обувь и головные уборы
    2. Дид. игра  «Подбери нужное слово»

    Льет, моросит, крапает – (что это такое?) ….

    Краснеют, желтеют, опадают - (что это такое?) …

    1. Чтение, ответы на вопросы, пересказ

                                                 ЛЕС ОСЕНЬЮ

          Летом лес был зеленый, Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.

          Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо – тихо опускаются.

          Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

                          Вопросы:     - О каком времени года говорится в рассказе?

                                               - Какого цвета лес был летом?

                                               - Какого  цвета стали березки и клены осенью?

                                               - Какого цвета стали осины осенью?

                                               - Какие деревья не изменили своего цвета?

                                               - Как кружатся листья в воздухе?

    1.  Логическая задача.

             Три дня в сентябре была разная погода: 2 сентября, 5 сентября и 10 сентября.

             В один день было холодно и дождливо, в другой тепло и дождливо, в третий тепло и сухо.

             2 и 10 было тепло; 5 и 10 было – дождливо. Какая погода была в каждый из дней?

             Ответ: 2 – тепло и сухо; 5 – холодно и дождливо; 10 – тепло и дождливо

                                          Тема: «Человек»

       1.Пальчиковая гимнастика

                          «Гости»

      В гости к пальчику большому            Показать большой палец

      Приходили прямо к дому                   Показать всю ладошку

      Указательный и средний,                   Большого пальца коснуться 2-м и 3-м  

                                                                     Пальцам

      Безымянный и последний,                  Большого пальца коснуться 4-м и 5-м  

                                                                      Пальцами

      Сам мизинчик – малышок                  Все пальцы сжать в кулачок

       Постучался на порог.                          Сгибать и разгибать мизинчик

        Вместе пальчики – друзья,                 Сжать кулачки

       Друг без друга им нельзя                    Разжать кулачки.

    1. Назови и покажи части тела: ступня, колено, бедро, голень, пятка, локоть, кисть, бровь, лоб, висок, скула, затылок.
    2. Чего у тебя сколько?

    1 – голова, лоб, нос, шея, грудь, живот, спина …

    2 - …, 5 - …, 10 - …, 20 - …

    1.    Что можно делать:

             Глазами – глядеть, присматриваться, высматривать, читать, смотреть

             Руками - … (шить, мастерить, рисовать …)

             Ногами - … (двигать, шевелить …)

             Зубами - … (жевать, скрежетать, скрипеть …)

    1. Чем мы:

    Смотрим – глазами;                                   Нюхаем - …

    Слушаем - …                                              Жуем - …                                                                                                        

    Хлопаем - ...                                                Едим - …                                                                                                                                                                      

    6.   Указание ребенком на упоминаемую в стихотворении часть тела.

                Есть на пальцах наших ногти,

                На руках – запястья, локти.

                Темя, шея, плечи, грудь

                И животик не забудь.

                Бедра, пятки, двое стоп,

                Голень и голеностоп.

                Есть колени и спина,

                Но она всего одна.

                Есть у нас на голове

                Уха два и мочки две

                Брови, скулы и виски,

                И глаза, что так близки.

                Щеки, нос и две ноздри,

                Губы, зубы – посмотри!

                Подбородок под губой.

                Вот что знаем мы с тобой!

               

                                                              Тема: «Дом, мебель»

    1. Пальчиковая гимнастика.

    В нашей комнате – столовой -           (На каждое название предмета мебели

    Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ,      дети загибают по одному пальчику.

    СТУЛЬЯ – спинки все резные,           К концу стихотворения должны быть

    Ножки гнутые, витые.                             агнуты все десять пальцев.)

    И ореховый БУФЕТ. Для варенья и конфет.

    В комнате для взрослых – спальне

    Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,

    Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ

    С одеялами на вате. И березовый КОМОД,

    Мама там белье берет. А в гостиной КРЕСЛА есть,

    Телевизор смотрят здесь, Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

    В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

    1. Назвать части дома (стены, крыша, окно, дверь …)

          4.   «Назови – какой?»

               Дом (какой?) - … (деревянный, кирпичный, большой, многоэтажный …)

               Кровать (какая?) - …

        5.  «Подскажи словечко»

    Костя в комнату вошел                        Всем детишкам по конфете

    И поставил сок … (На стол)                Взял из вазочки … (В буфете)

                  Маша в комнату впорхнула,                     Катя вынула жирафа,

                  Шарф и плащ взяла … (Со стула)            Мяч и гномика … (Из шкафа)

                  Закатила барабан                                    На портрете – Аня с бантом,

                  Наша Оля … (Под диван)                      А портрет тот … (Над сервантом)

                  Книжку новую Ивана                                  Если хочет Миша спать,

                  Я достал … (Из-под дивана)                       Он приляжет … (На кровать)

                  Чтобы ноги отдохнули,                             Почитать хотим мы если,

                  Посидит чуть – чуть … (На стуле)          То развалимся мы … (В кресле)

    1. Составить рассказ-описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:  Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
    2.  Ответить на вопросы:
      Где хранят одежду?  -
      Одежду хранят в шкафу.
      Где люди обедают? — Люди обедают за столом.
      На чем ты сидишь? — Я сижу на стуле.

           На чем спит бабушка? - Бабушка спит на кровати.

                                                   

                                           Тема: «Лиственные деревья»

                 1.  Пальчиковая гимнастика.         «Осенние листья»

      Раз, два, три, четыре, пять,                             (Загибают пальчики, начиная с            

                                                                                 большого)

      Будем листья собирать,                                  ( Сжимают и разжимают кулачки.)

      Листья березы,   Листья рябины                   ( Загибают пальчики, начиная с  

                                                                                большого)

      Листики тополя,  Листья осины,

      Листики дуба мы соберем,

      Маме осенний букет отнесем.                        («Шагают» по столу средним и                  

                                                                                 указательным   пальчиками)

    2. Вспомнить не менее 10 названий деревьев.

    3. Назвать листья:

    У клена - …, у березы - …, у ивы - …,

    у тополя - …, у рябины - …, у дуба - …

        4.    Что лишнее и почему?

               Дуб, рябина, осень, осина.

               Береза, дорога, ясень, липа.

    5. «Назови, какой?»

    Дуб (какой?) -  … (могучий, высокий, ветвистый…)

    Ива (какая?) - … (плакучая, ветвистая, тонкая, старая…)

         6.«Назови, что делают?»

    Листья (что делают?) - … (появляются, распускаются, зеленеют, шумят, желтеют)

    Деревья ( что делают?) - … (зеленеют, цветут, качаются, растут)

    1. Рассказать, какую пользу приносят деревья?

    Деревья очищают воздух, из дерева делают мебель, бумагу, деревья дают прохладу летом, украшают улицы, птицы вьют гнезда на деревьях, деревья дают плоды и т.д.

    1. Логическая задача

    На поляне росли три дерева: береза, елка, дуб. Дуб выше березы, а береза выше елки. Какое дерево самое высокое, а какое самое низкое?                                                          

    Тема: «Домашние животные»

    1. Пальчиковая гимнастика   Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

                        2          3            4                5

                Кусается сильно котенок – глупыш,

                      5               4          3          2

                Он думает: это не палец, а мышь   (смена рук)

                       2           3           4            5

                Но я же играю с тобою, малыш,

                         5             4              3                     2

                А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

    1. Назвать домашних животных.

    1. Какое домашнее животное:

    Лает -…, ржет - …, мычит - …, блеет - …, хрюкает - …

    1. Назови всю семью:

    Кошка – кот – котята, корова -…, свинья - …, овца - …, лошадь - …, крольчиха - …

    1. Продолжи предложения

    Собака лает, грызет кости, сторожит …

    Лошадь пасется, ржет …

    Кошка мурлыкает, ловит мышей, умывается …

    1. Кто чем защищается?

    Корова, коза -  (рогами)

    Лошадь -…

    Кошка - …

    Собака - …

    1. Ответить на вопросы:

    Собака догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?

                У кого больше ног - у коня или у козы?

           8. Отгадать загадки

                 - у кого рога?

                 -  у кого мягкие лапки?

     - у кого вымя?

    - у кого щетина?

    - у кого пятачок?

                                 Тема: «Зимующие птицы»

    1. Пальчиковая гимнастика.

    Сколько птиц к кормушке нашей      (Ритмично сжимают и разжимают              

                                                                     кулачки)

                Прилетело? Мы расскажем.               (На каждое название птицы  

                                                                                загибают по

                Две синицы, воробей,                            одному пальчику.)

                Шесть щеглов и воробей,

                Дятел в пестрых перышках.

                Всем хватило зернышек.                      (Опять сжимают и разжимают  

                                                                                кулачки)

          2.   Назвать зимующих птиц

    3.«Счет птиц»

    Один воробей, два воробья … пять воробьев

    Одна ворона …                         пять ворон

    4. «Подбери признак»

    Ворона (какая?) - …                           Голубь (какой?) - …

    Снегирь (какой?) - …                        Синица (какая?) - …

          5.    Учишкины загадки помогут птиц узнать,

    А взрослые помогут загадки разгадать:

    Кому не лень куковать весь день? (кукушка)

    Кто рано встает, в небе над полем поет? (жаворонок)

    Серый, маленький такой, а певец удалой! (соловей)

    Если на крыше гнездо вовьет – то счастье дому принесет (аист)

    Как земля он черный, ловит червяков проворно (грач)

    Днем в дупле высыпается, ночью на охоту собирается (сова)

    Длинные ноги, клюв и шея. И ловко лягушек ловить умеет (цапля)

    Кто в скворечнике живет, звонко песенки поет? (скворец)

    Кто чирикает? (воробей) Воркует? (голубь) Трещит ? (сорока)

    Кто каркает? (ворона) Стучит? (дятел)

    Кто зеленою весной вернется с юга в край родной? (перелетные птицы)

    Кто на юг не улетал, с нами вместе зимовал? (зимующие птицы)

            6.  Чтение, ответы на вопросы, пересказ

                                                             СНЕГИРЬ

                    Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что  

                прилетают к нам только зимой. И называются они  «снегири», потому что появляются у нас  

                вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки,    

               черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

            6.    Какие птицы спрятались на картинке?

                     

                                  Тема: «Дикие животные»

    1. Пальчиковая гимнастика.

    ( Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой)

     1-2                 1-3             1-4             1-5

    Еж,             медведь,     барсук,        енот

     1-5                  1-4             1-3             1-2

    Спят           зимою         каждый        год (смена рук)

     1-2                   1-3            1-4              1-5

    Волка,         зайца,          рысь,           лису

     1-5                   1-4            1-3               1-2

    И                  зимой       найдешь     в лесу.

          2.   Назвать не менее 8 названий диких животных.

          3.   Про каких животных говорят:

                Хитрая - …, колючий - …, злой - …, неуклюжий - …, косой - …

    1. Кто лишний и почему?

             Медведь, волк, корова, лось.

             Белка, дупло, лиса, еж.

    1. Сосчитай до десяти

    Один заяц, два зайца …  десять  зайцев.

    Один волк …

    1. У кого чей хвост? Чьи уши? (образование притяжательных прилагательных)

    Чей хвост у лисы? – лисий                     Чьи уши у медведя? - медвежьи

                   У зайца?                                                       У белки?

                   У волка?                                                       У оленя?

               У барсука?                                                        У рыси?

                У соболя?                                                    У куницы?

    1. Чтение, ответы на вопросы, пересказ

                                                               Лиса

                 Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке  

            лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

                 Вопросы:   Кто выбежал на полянку?

                                    Куда побежала лиса?

                                    Что было потом?

    1. У кого больше лап – у зайца или у медведя?

    Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

                Сколько ушей у двух зайцев? А ног ?

    1. Какое слово не подходит?

    Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица

    Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

    1. Как называется дом:

    У волка - … у лисы - …  у медведя - …   у белки - …

    Тема:  «Осень; обобщение»

     1.  Пальчиковая гимнастика.         «Осенние листья»

         Раз, два, три, четыре, пять,                             (Загибают пальчики, начиная с

                                                                                     большого)

         Будем листья собирать,                                  ( Сжимают и разжимают кулачки.)

         Листья березы,   Листья рябины                   ( Загибают пальчики, начиная с

                                                                                     большого)

         Листики тополя,  Листья осины,

         Листики дуба мы соберем,

         Маме осенний букет отнесем.                        («Шагают» по столу средним и                        

                                                                                     указательным  пальчиками)

    1. Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

                                                     Осень

                  На дворе, дождь, ветер, холодно.

                 Саша подбежал к окну. А под окном качается от  ветра большое дерево. Ветки уже   голые, без листьев. Только у самого окошка один листик качается. Заметил его Саша,     закричал: «Смотрите, какой листочек красивый!»

                  Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листик сорвал и унес.

             Вопросы:   Какая погода была на дворе?

                       Что увидел Саша из окна?

                     Почему ребята не смогли увидеть последний листок?

          3.  Назвать признаки осени (живая и неживая природа)

    Живая природа: птицы улетают в теплые края, животные запасаются пищей на зиму, люди убирают сады и огороды, люди одеваются тепло.

    Неживая природа:  опадают с деревьев желтые и красные листья, желтеет и сохнет трава, вянут цветы, становится холодно, идут дожди, дует холодный ветер.

    1. Какое слово не подходит?

              Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой

              Осень, осенний, синий

              Желтый, желтеть, жесткий, желтизна

              Капля, капать, копать, капелька, накапало.

    1. Исправь предложения

              На клене желтеют березовые листья.

              Когда идет дождь, на улице сухо.

    1. Продолжи предложения

          Осенью сбрасывают листья дубы, клены …

          Всю зиму остаются зелеными сосны, ели …

                                                          Тема: «Грибы»

       

    1. Массаж подушечек пальцев.

    Вылезли на кочке                 мизинец

    Мелкие грибочки                 безымянный

    Грузди и горькушки,           средний                       правая рука

    Рыжики, волнушки              указательный

    Даже маленький пенек        большой

    Удивленья скрыть не мог.   большой

    Выросли опята,                     указательный

    Скользкие маслята,               средний                      левая рука

    Бледные поганки                  безымянный

    Встали на полянке                мизинец

    1. Дид. игра «Назови ласково»

                 Боровик – боровичок                   Моховик - …

                 Сыроежка - …                              Корзина - …

                 Пень - …                                       Лес - …

                 Поляна - …                                   Лукошко

    1. Продолжи предложение

    В лесу растет много волнушек, груздей …

    Грибы можно сорвать, срезать … (положить в корзину, принести домой почистить …)

    Мы пошли в лес за опятами, маслятами …

    Грибы растут … (в лесу, в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве)

    1. Девочки гуляют по лесу и кричат друг другу:

    - Аня! Оля! Ира!  (назови 1-й  звук)

    - Ау! (назови 1-й и 2-й звуки)

          5.    Вопросы на засыпку

                 На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?

                 Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

                 Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

    1. Сосчитать до пяти:

    Боровик, опенок, волнушка, груздь

    1. Назвать сначала съедобные грибы, а потом – несъедобные.

                                  Тема: «Дикие животные наших лесов»

    1. Пальчиковая гимнастика.

    ( Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой)

     1-2                 1-3             1-4             1-5

    Еж,             медведь,     барсук,        енот

     1-5                  1-4             1-3             1-2

    Спят           зимою         каждый        год (смена рук)

     1-2                   1-3            1-4              1-5

    Волка,         зайца,          рысь,           лису

     1-5                   1-4            1-3               1-2

    И                  зимой       найдешь     в лесу.

          2.   Назвать не менее 10 названий диких животных.

          3.   Про каких животных говорят:

                Хитрая - …, колючий - …, злой - …, неуклюжий - …, косой - …

    1. У кого чей хвост?  У кого чьи уши?

    Чей хвост у лисы? – Лисий.         Чьи уши у медведя? – Медвежьи.

                    У зайца?                                         У белки?

                   У волка?                                       У барсука?

                У соболя?                                          У рыси?

             У барсука?                                       У куницы?

    1. Сосчитай до десяти

    Один заяц, два зайца … десять зайцев.

    Один волк …

    Один медведь …

    Одна лиса …

    1. Чтение, ответы на вопросы, пересказ

                                                               Лиса

                 Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке  

            лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

                 Вопросы:   Кто выбежал на полянку?

                                    Куда побежала лиса?

                                    Что было потом?

    1. У кого больше лап – у зайца или у медведя?

    Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

         

          8.    Какие животные спрятались на картинке?  

                         Тема:   «Зимние забавы»

    1. Пальчиковая гимнастика

             «Зимние забавы»

     Стали дети кататься             Ладони горизонтально перед грудью, делать  

                                                     движения вперед – назад, как бы катаясь на лыжах  В снегу кувыркаться           Синхронные движения  «фонарики» перед грудью  Захотели в снежки играть   Переложить «снежок» из одной ладони в другую

     Стали лепить их и друг       «Слепить» снежок, а затем понарошку бросить  В друга кидать                          его в кого – нибудь

     Начали комья снежные       Сымитировать соответствующие движения руками

                                                     Катать

      Бабу снежную лепить          Снизу вверх двумя руками одновременно    

                                                      изобразить

      Весело зимой!                       Сжать и разжать кулаки

      Не хочется домой!

    1. Назови ласково:

    Снеговик – снеговичок                      Сани-саночки

    Горка- горочка                                    Клюшка-клюшечка

    Каток-каточек                                     Снежинка-снежиночка

    Палка-палочка                                     Лед-ледок

    1. Подобрать существительные:

    Мой – каток, снеговик, лыжник …

    Моя – шайба, горка, фигуристка …

    Мои – ворота, санки, снежки, коньки…

    1. Подобрать прилагательные:

    Дни – праздничные, морозные, ясные…

    Игры – разные, веселые, шумные …

    Снежинка – маленькая, белая, красивая, хрупкая…

          5    Глагольный словарь (что делать?)

    Снег- идет, падает, ложится…

    Мороз - трещит, щиплет нос и щеки, рисует узоры …

    Дед Мороз – дарит подарки, исполняет желания, играет с детьми …

         6     Зимние развлечения детей

    Зимой дети катаются на санках

    Зимой дети катаются на лыжах

    Зимой дети катаются на коньках

    Зимой дети играют в снежки

          Зимой дети лепят снеговиков

    7.  Пересказ текста «Зима»

         Наступила зима. Дни стали короткие, а ночи длинные. На улице мороз. Часто  идет снег.  Метут метели. Вся земля покрыта снегом. Реки и озера скованы  льдом. Трудно зимой птицам и животным. Мальчики и девочки катаются на санках, на коньках, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.

                         Тема:   «Зима. Зимняя одежда»

    1. Пальчиковая гимнастика

             «Зимние забавы»

     Стали дети кататься             Ладони горизонтально перед грудью, делать  

                                                     движения вперед – назад, как бы катаясь на лыжах  В снегу кувыркаться           Синхронные движения  «фонарики» перед грудью  Захотели в снежки играть   Переложить «снежок» из одной ладони в другую

     Стали лепить их и друг       «Слепить» снежок, а затем понарошку бросить  В друга кидать                          его в кого – нибудь

     Начали комья снежные       Сымитировать соответствующие движения руками

                                                     Катать

      Бабу снежную лепить          Снизу вверх двумя руками одновременно    

                                                      изобразить

      Весело зимой!                       Сжать и разжать кулаки

      Не хочется домой!

         2. Каким (какой) может быть:

             Снег – белым, пушистым …

             Зима - …

             Мороз - ….

         3. Собери предложения

             Поземка, улица, метет, по;

             Окно, мороз, узор, на , нарисовал.

         4. Скажи наоборот

             Теплый – светлый

              Короткий - …

              Зимний - …

              Заморозки - …

         5. Что за чем и перед чем?

             Декабрь за ноябрем и перед январем;

             Январь - …

             Февраль - …

         6.  О чем можно сказать?

              Замерзает – река;

              Наступает - …

              Кружатся - …

              Летят - …

              Надели - ….

              Обули - …

           7. Продолжи предложения

              Зимой люди ходят в …. (шапках, шубах …)

              Зима приносит … ( снегопады, морозы)

              Вода замерзла на … (реках, озерах)

              Я люблю кататься зимой на … (санках)

            8. Какое слово не подходит?

               Полет, ледок, ледовый, ледник, наледь.

                                                                                                                                                                               

                                                 Тема: «Семья»

                       

    1. Пальчиковая гимнастика

    Этот пальчик – дедушка,           руку сжать в кулак, поочередно разгибать

    Этот пальчик – бабушка,           пальцы, начиная с большого.

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка.

    Ну а это я.                                    Сжать руку в кулак  несколько раз.

    Вот и вся моя семья!

    2. Ответить на вопросы:

    • Сколько тебе лет?
    • С кем ты живешь?
    • Сколько человек в твоей семье?
    • Назови  всех членов твоей семьи
    • Кто старше всех?
    • Кто младше всех?
    • Назвать фамилию, имя, отчество всех членов семьи
    • Назвать домашний адрес (край, район, станица, улица, № дома)
    • Назвать профессию членов семьи
    • Место работы родителей

    3.«Подбери признак»

    Мама (какая?) - …

    Бабушка (какая?) - …

    Дедушка (какой?) - …

    Папа (какой?) - …

    4.«Чей, чья, чье, чьи?»

    Шарф (чей?) -  мамин, папин …

    Шапка (чья?) – мамина, тетина, дядина …

    Пальто (чье?) -  бабушкино, дедушкино …

    5.Сравнить, кто старше/младше (составление сложноподчиненного        

        предложения с союзом а )

          Папа – сын (папа старше, а сын младше)

          Папа – дедушка,

          Дядя – племянник

          Внук – дедушка

    6.«Покажи, где …» (понимание логико – грамматических конструкций)

    Мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.

                                  Тема: «Моя улица»

                       

    1. Пальчиковая гимнастика

    Этот пальчик – дедушка,           руку сжать в кулак, поочередно разгибать

    Этот пальчик – бабушка,           пальцы, начиная с большого.

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка.

    Ну а это я.                                    Сжать руку в кулак  несколько раз.

    Вот и вся моя семья!

    1. Назвать домашний адрес (край, район, станица, улица, № дома)

    Почему нужно знать свой адрес?

    Кому можно говорить свой адрес, а кому – нет?

    1. «Один – много»

    Дом – дома – много домов

    Дорога ...                      Переулок …           Тротуар …

    Улица …                      Забор …                  Бордюр …

    Двор …                        Газон …                  Парк …

    1. «Назови ласково»

    Улица – улочка            Дорога - …             Переулок …

    Скамейка - …               Остановка …         Забор …

    Сквер …                        Двор …                  Клумба …

    1. Подобрать существительные к местоимениям

    Мой – дом, город, улица …

    Моя – улица, скамейка …

    1. Подобрать прилагательные к существительным

    Город – красивый, большой …

    Улица – зеленая, светлая …

    Парк – большой, людный, чистый …

    1. Образовать прилагательные от существительных

    Улица – уличный                       река  - речной

    Дорога - …                                  школа - …

    Вода - …                                      театр - …

    Пешеход -                                   автобус - …

    1. «Скажи наоборот»

    Тихий – шумный                              чистый – грязный

    Узкий - …                                         близко - …

    Высокий - …                                    родной - …

    1. Составить рассказ на тему «Моя улица»

    - Как называется улица?

    - Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая ..)?

    - Что расположено на этой улице (магазины, другие учреждения)?

    - Где проходит эта улица?

    - Твое отношение к этой улице.

                        Тема: «Как звери зимуют»

    1. Пальчиковая гимнастика.

    ( Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой)

     1-2                 1-3             1-4             1-5

    Еж,             медведь,     барсук,        енот

     1-5                  1-4             1-3             1-2

    Спят           зимою         каждый        год (смена рук)

     1-2                   1-3            1-4              1-5

    Волка,         зайца,          рысь,           лису

     1-5                   1-4            1-3               1-2

    И                  зимой       найдешь     в лесу

           2. Прочитать стихотворение,  назвать диких животных, про которых

             говорится в стихотворении и их жилище.

                                     Кто где живет

                         Зимой в берлоге мишка спит,

                         Под крышей воробей сидит.

                        Лиска  рыжая – в норе,

                         Жучка в теплой конуре.

                        В логове лежит волчиха,

                         Под кустом дрожит зайчиха.

                         Белка спряталась в дупле,

                         Ежик спит в сухой траве.

          3. Прочитать ребенку рассказы о животных, обсудить их,  и попросить ребенка пересказать.  

                                           Лиса.

    Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы дальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть – чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово,  попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!

                                           Белка

     Не страшен  белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила – теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

                                     Волк.

    Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут .  Где сторожа нет да запоры плохи – несдобровать овце

                                           Медведь.

      Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как – то вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

                     

                     Тема:   « Транспорт»

            1.    Пальчиковая гимнастика

              Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного,          

              на каждый ударный слог:

                  Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

                  О них ты на улице не забывай (смена рук)

                  В морях – корабли, ледоколы, суда,

                  Они очень редко заходят сюда.

    1.  Назвать виды транспорта

         Наземный – перемещается по земле

         Воздушный – перемещается по воздуху

         Водный – перемещается по воде

    1. Назвать наземный транспорт:  городской транспорт  (машина, мотоцикл, автобус …),

          железнодорожный транспорт (паровоз, тепловоз, поезд …)

    1. Назвать воздушный транспорт ( самолет, ракета, вертолет …)
    2. Назвать водный транспорт (лодка, корабль, теплоход…)
    3. «Назови, какая?»

    Машина (какая?) – грузовая, милицейская, вездеходная, аварийная …

    Поезд (какой?) – пассажирский, скорый, товарный, длинный …

    1. «Скажи наоборот»

    Машина стоит – машина едет

    Пассажиры вошли - …

    На горку заехала - …

    Подъехала к гаражу - …

    1. Закончи предложение

        Машинисты водят … (поезда)

       Летчики летают на …

       Шоферы ездят на …

    1. Выбери нужное слово

         Машина (летает, ныряет, едет, прыгает) по дороге.

         Самолет (едет, летит, порхает, скачет) высоко над городом.

         Корабль (идет, катится, едет, выныривает) по морю.

    1. «Пересчет самолетов» (согласование числительных с существительными)

          Порядковые числительные: первый самолет, второй самолет…

          пятый самолет.

          Количественные числительные: один самолет, два самолета …

           пять самолетов.

    1. Подскажи словечко

             Без разгона ввысь взлетает,

             Стрекозу напоминает,

             Отправляется в полет,

            Винтокрылый … (вертолет)

    Тема: «Защитники отечества»

    1. Пальчиковая гимнастика

    С силой сжимать кулаки на ударные слоги.

              Сжать кольцо поможет нам

              Сила с волей пополам.

              Станут пальчики сильнее,

              А головушка – умнее.

    1. Как называется человек, который:

                 Летает на вертолете – вертолетчик

                 Ездит на танке - …

                 Служит в пехоте - …

                 Прыгает с парашютом - …

                 Служит на подводной лодке - …

    1. Продолжи предложения

             В армии служит много … (десантников, солдат, офицеров, снайперов, танкистов, ракетчиков, летчиков …)

             Наши защитники умеют … (воевать, сражаться, защищать, победить, сопротивляться …)

    1. Какое слово не подходит

        Воин, воинский, воет, воевать, война.

        Рана, ранить, охрана, раненый, ранение

    1. Сосчитай до пяти

    Один легкий танк, два легких танка … пять легких танков

    Одна подводная лодка …

    1. Исправь предложения

       Летчик поднял самолет в воздух и разогнал его по взлетной полосе.

       Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.

    1. Что делают:

    Летчик - …                               Подводник - …

    Вертолетчик - …                     Снайпер - …

    Танкист - …                             Сапер - …

    Парашютист - …                     Пограничник - …

    1. Составь предложения с парами слов

                Пограничник – собака;

                Солдат – автомат.

    1. Работа с предложением

       Пилот Андрей Краснов прилетел в Тулу.

       - Сколько слов в предложении.

       -  Назови 5-е слово

       -  Поставь ударение в 1- м слове

              10.  Продолжи рассказ.

                         Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо.  

                     Вечерело. И вдруг собака …

    Тема: «Мамин день»

    1. Пальчиковая гимнастика.

           «Дрозд – дроздок»

    Дружок ты мой, дрозд,                      Ребенок машет сложенными ладонями,

    В крапинку хвост,                              как крыльями

    Носик – остренький,

    Бочок – пестренький,                         Загибают по одному пальчику на обеих

    Перья – тонкие,                                   руках, начиная с большого.

    Песни – звонкие

    Весной распеваются,

    Зимой забываются.                              Снова взмахи сложенными накрест

                                                                   ладонями.

    1. Расскажи о своей маме по плану:
    • Как зовут твою маму?
    • Сколько у нее детей?
    • Что она делает дома?
    • Любимое занятие твоей мамы.
    • Как выглядит твоя мама?
    • Как ты ей помогаешь?
    1. Назови отчества женщин и мужчин

    Александр – Александровна, Александрович

    Алексей - …

    Борис - …

    Василий - …

    Денис - …

    Евгений - …

    Иван - …

    1. Исправь предложения

    Сначала родились мы, а потом – наши родители.

    Бабушка младше мамы.

    Я – бабушкина дочка.

    1. Кто из этих людей твои родственники?

    Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель отец.

    1. Выбери правильный ответ.

    Мама старше дочки   (иногда, всегда, никогда)

    Бабушка – это (папина жена, мамина мама, соседка, мамина подруга, мамина сестра)

    1. Какое слово не подходит?

    Дочь, дочка, дочиста, дочурка.

    Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

    Мама, соседка, бабушка, дочка.

    Мама, март, апрель, май.

               

                      Тема: « Почта. Профессии»

    1. Пальчиковая гимнастика

    Этот пальчик – дедушка,           руку сжать в кулак, поочередно разгибать

    Этот пальчик – бабушка,           пальцы, начиная с большого.

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка.

    Ну а это я.                                    Сжать руку в кулак  несколько раз.

    Вот и вся моя семья!

    1. «Закончи предложение»

    Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре … (дательный падеж)

    Что мы нашли в нашем почтовом ящике? – газету, открытку … (винительный падеж)

    Чего не стало в почтовом ящике? – газеты, журнала … (родительный падеж)

    1. «Подбери признак» (не менее 10 признаков)

    Открытка (какая?) – праздничная, поздравительная …

    1. «Подбери родственное слово»

    Почта – почтальон, почтовый, почтамт.

    1.  «Образу новое слово»

    Телефон – телефонист, телефонистка

    1. «Подбери предметы к признакам»

    Почтовый … (голубь, перевод…)

    Почтовая …

    Почтовое …

                   7. Кем работает человек, который:

                      Делает прически - …

                      Шьет одежду - …

                      Кроет крышу - …

                      Кладет кирпичи - …

                     Красит стены - …

                      Чинит краны - ….

                   8. Продолжи предложение

                      Взрослые могут работать … (врачами, продавцами …)

                   9. Какое слово не подходит?

                      Повар, поварешка, поварить, повредить, варить.

                      Камень, каменщик, комета, камушки.

                 10.Что делают?

                       Кладовщик - …                     стекольщик - …

                       Электрик - …                        сварщик - …

                       Педиатр - ….                         хирург - …

                       Продавец - …                        кассир - …

                          Тема: «Животные жарких стран»

    1. Пальчиковая гимнастика

       (Ребенок изображает лазанье по канату.)

        Там, где с деревьев свисают лианы,

        Разные в джунглях живут обезьяны:

        Лазают там шимпанзе, павианы,

        Есть и гориллы, орангутаны

    2. Продолжи предложения

        В наших лесах не водится ни слонов, ни зебр …

        В Африке живут слоны со слонятами, львы со львятами …

    3. Сравни!

        Слон высокий, а жираф еще выше.

       Бегемот тяжелый, а слон еще …

        Лошадь выносливая, а верблюд еще …

        Заяц прыгает далеко, а кенгуру еще…

    4. Сосчитай до пяти.

        Одна полосатая зебра … пять полосатых зебр.

        Один пятнистый жираф … пять пятнистых жирафов.

        Один двугорбый верблюд …

    5. Вопросы на засыпку!

        Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. –Кто быстрее всех, а кто медленнее?

        Львица ждет льва. – Кто задержался?

        Газель бежала за антилопой, а за газелью львица. Кто впереди, а кто последний?

    6.Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

                                                   СЛОНЫ.

       Слоны – это крупные животные высотой до трех метров. Самое удивительное у слона – хобот. Это – сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное дерево и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.

        Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10 – 15 лет.

        Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 ведер воды.

        Слоны – умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причиненное им, они помнят всю жизнь.

    Вопросы: Зачем слону хобот?   Как живут слоны?   Чем питаются слоны? Какая у слонов память?

    Тема: «Рыбы»

    1. Пальчиковая гимнастика

    Жил да был один налим,    (Ладони сложены, плавные движения ими,

                                                    Имитирующие движения плавников)

    Два ерша дружили с ним.   (Ладони раздвинуты, движения двумя ладонями

                                                    Порознь)

    Прилетали к ним три утки  (Руки сложены накрест, взмахи ладонями)

    По четыре раза в сутки

    И учили их считать:             (Сжимать и разжимать кулачки)

    Раз, два, три, четыре, пять.  (Загибать пальчики, начиная с большого)

    2. «Подбери признак»

    Рыбка (какая?) - …

    3. Подобрать родственные слова

    Рыба – рыбный, рыболов, рыбак, рыбка …

    4. Ответить на вопросы

    • Как называется суп из рыбы? (уха)
    • Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)
    • Кто такие мальки?  (рыбкины детки)

     5. «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?»

    У щуки голова – щучья, хвост - …, плавник - …, туловище - …

    У карася …

    У кита …

    6. «Выбери нужное действие»

    Рыбка к камню … (отплыла, подплыла). Рыбка от берега … (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку … (вплыла, переплыла)

    7. Выучить скороговорку

    Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

    В банке чистая вода, пустим рыбу мы туда.

    Будут рыбки там играть, плавать,

    Хвостиком вилять, крошки хлеба собирать

    8. Отгадать загадки.

    • Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
    • У родителей детей вся одежда из монеток.
    • Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

    Тема: «Лес»

    1. Упражнения  для развития слухового внимания и элементарных математических представлений.

          На полянке у дубка                                 Только я в кусты зашла –

          Крот увидел два грибка,                         Подосиновик нашла,

          А подальше у осин,                                 Две лисички, боровик

          Он нашел еще один.                                И зеленый моховик.

          Кто ответить нам готов,                          Сколько я нашла грибов?

          Сколько крот нашел грибов?                  У кого ответ готов?

    1. Побеседовать с ребенком о лесе, о том, какие деревья растут в лесу (лиственные, хвойные), какой бывает лес (лиственный, хвойный, смешанный)

        Объяснить, почему лес так называется, какую пользу он приносит, чем он ценен и важен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы)

        Рассказать о профессии лесничего

        Объяснить ребенку выражение «Лес – наше богатство»

    1. Выучить стихотворение

         Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели

          Чтобы новые леса поднимались в небеса,

          Их под звон и гомон птичий охраняет друг – лесничий.

    1.  «Назови листья»

    У клена - …

    У березы - …

    У ивы - …

    У тополя - …

    1. Чего в лесу больше – деревьев или листьев?
    2. «Сосчитай листочки»

    Один дубовый листочек, два … десять дубовых листочков.

    1. Составить предложения из слов и пересказать получившийся рассказ.

        В, жарко, лес, тихо, и. Высоко, стрижи, над, летать, земля.

    Ягоды, на, кусты, висеть, малина, крупные. Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать. Под, сидеть, береза, еж. В, лес, хорошо!

    1. Прослушать стихотворение и назвать цветы, которые запомнил

                                  Цветы.

    Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,

    Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,

    Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,

    Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс,

    Хорошо запомни ты, как называются цветы.

     Тема: «Ранние признаки весны, первые цветы»

    1. Пальчиковая гимнастика

                                «Весна»

    Иди, весна, иди, красна,                      (Дети пальчиками «идут» по столу)

    Принеси ржаной колосок,

    Овсяный снопок,                                  (Загибают по одному пальчику

    Яблоки душистые,                                на обеих руках, начиная с мизинца

    Груши золотистые,

    Большой урожай в наш край.

    2. Придумай как можно больше слов:

        Весенний – день, дождь …

        Весенняя – гроза, капель …

        Весенние – дни, цветы …

    3. Исправь предложения

       Солнце взошло потому, что стало тепло.

       Солнце светит потому, что звенит капель

       Подснежник расцвела первыми.

       Цветы у мать – и мачехи и одуванчик похожи.

    4. Какое слово отличается от других?

       Подснежник, валежик, подснежник, подснежник.

    5. Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

                             ПОДСНЕЖНИКИ

         По опушкам лесов, на солнечных полянах ранней весной расцветают подснежники. Снег еще не растаял на глубоких оврагах. А под деревьями  цветут, белым и голубым ковром расстилаются цветы. Это подснежники – первые весенние цветы нашего леса.

      Вопросы:   Что узнал из рассказа о подснежниках: когда они расцветают?      

                          Где растут?  Какого они бывают цвета?

    6. Найди общее слово

         Льется, журчит – ручей.

         Дует, шумит - …

         Пригревает, ослепляет - …

         Голубое, высокое, чистое - …

    7.  Что лишнее и почему?

           Нарцисс, примула, апельсин, гиацинт.

           Подснежник, верба, одуванчик, мать – и –мачеха.

     8. Чего больше – цветков или листьев? Цветков или лепестков?

          Тема:  «Школа. Школьные принадлежности»

    1. Пальчиковая гимнастика

    В школу осенью пойду.                          «Шагают» пальчиками по столу

    Там друзей себе найду,            

    Научусь писать, читать,                         Загибают по одному пальчику

    Быстро, правильно считать.                  на обеих руках.

    Я таким ученым буду!                           Грозят указательным пальчиком

    Но свой садик не забуду.                      правой руки.

    1. «Собери портфель в школу» (назвать школьные принадлежности)
    2. Дидактическая игра «Один – много»

    Ученик – ученики – много учеников

    Учитель – учителя – много учителей

    Класс – классы – много классов

    Парта - …

    Тетрадь - …

    1. «Подобрать существительные»

    Мой (портфель, ученик, класс …)

    Моя (бумага, оценка, линейка …)

    Мои (ученики, учителя, оценки …)

    1. «Подобрать прилагательные»

    Тетрадь (какая?) - … (тонкая, зеленая, толстая …)

    Учебник (какой?) - …(красочный, яркий …)

    Учитель (какой?) - … (добрый, любимый, красивый …)

    Портфель (какой?) - … (кожаный, яркий, большой …)

    1. «Глагольный словарь»

    Ученики (что делают?) - …(сидят на уроках, пишут, читают …)

    Учитель (что делает?) - … (рассказывает, пишет, ставит отметки …)

    1. «Подобрать однокоренные слова»

    Учитель (ученик, учиться, учить)

    Школа (школьник, школьница, школьный)

    1. «Исправь ошибку в предложении»

    У меня есть портфеля. У меня есть тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую альбом.

    1. «Подскажи словечко»

    Быть должны всегда в порядке твои школьные  … (тетрадки)

    Чтобы было где писать, в школе нам нужна … (тетрадь)

    1.  «Четвертый лишний»

    Ручка, резинка, мяч, пенал

    Портфель, тетрадь, учебник, яблоко

    Тема: «Космос»

    1. Пальчиковая гимнастика

    Два грейких ореха ребенок держит в одной руке и вращает один орех вокруг другого.

                    Вокруг  Земли Луна летает,

                    А вот зачем – сама не знает.

    1. Составить предложения

        Луна, это, Земля, спутник.

        Луна, Земля, меньше.

        Луна, вращаться, Земля, вокруг.

    1. «Скажи наоборот»

    Далеко – близко                        высоко - …

    Улететь - …                               взлетать - …

    Темно - …                                  ярко - …

    1. «Где какой?»

    На земле – земной

    На Луне - …(лунный)

    На Солнце - …(солнечный)

    1. Назвать космические тела
    2. МАРС – СОСЕД ЗЕМЛИ

    Разделить слова на слоги

    Сколько всего слов в этом предложении?

    Назови 1-е слово, 2-е, 3-е.

    1. «Добавь нужное слово»

    В космос летает … (космонавт)

    Звезды наблюдает … (астроном)

    Предсказывает судьбу по звездам … (астролог)

    1. «Сосчитай до пяти»

    Один искусственный спутник, два искусственный спутника … пять искусственных спутников.

    Одна космическая станция …

    1. Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

                                                      СОЛНЦЕ

       Без  Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество.

       Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

       Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все бы засохло от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

       Солнце в сотни раз больше Земли. Но во Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.

    Вопросы: Что такое Солнце?    Что дает Солнце людям?

    Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

    Тема: «Орудия труда. Профессии»

    1. Пальчиковая гимнастика

    Красят домик маляры         Кулаки опущены вниз. Одновременно

    Для любимой детворы.       поднять вверх кисти рук, раздвигая

    Если только я смогу            в стороны пальцы.

    То им тоже помогу.

    1. Д/и «Назови профессию»

    Кто носит багаж? – носильщик

    Кто сваривает трубы? – сварщик

    Кто вставляет стекла? – стекольщик

    Кто работает на кране? – крановщик

    Кто кладет камни? – каменщик

    Кто чинит часы? – часовщик

    Кто точит ножи? – точильщик

    Кто кроит платье? –закройщик

    1. Д/и «Кто чем работает?»

    Маляр - …, землекоп - …, дворник - …, повар - …, художник - …,

    1. Д/и  «Назови действия»

    Лопатой – копают                             иголкой - …

    Пилой - …,                                         топором - …

    Граблями - …,                                   кистями - …

    Ножницами - …

    1. «Подскажи словечко»

    Дровосеки рубят бор – есть у каждого …

    Папе гвоздь забить помог деревянный …

    Пыль на полу – подайте  …

    Возле школы все ребята убирают снег …

    1. «Что можно сделать»

    Лопатой – выкопать яму (подкопать, закопать, перекопать, откопать)

    Ножом – перерезать веревку (отрезать, срезать, подрезать, нарезать, прорезать)

    1. «Исправь предложения»

    Дыркой сверлят сверло.

    Гаечный ключ откручивают гайкой

    Стекло упало потому, что разбилось.

    1. «Что лишнее и почему?»

    Иголка, шелк, ножницы, наперсток.

    Топор, дрова, пила, рубанок.

    1. «Раздели слова на слоги»

    БОЛЬНОЙ ЖДЕТ ВРАЧА.

    1. «Подобрать родственные слова»

    Строить (стройка, строитель, строительство, строительный, постройка)

    Тема: «Ателье»

    1. Пальчиковая гимнастика

    Этот пальчик – дедушка,           руку сжать в кулак, поочередно разгибать

    Этот пальчик – бабушка,           пальцы, начиная с большого.

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка.

    Ну а это я.                                    Сжать руку в кулак  несколько раз.

    Вот и вся моя семья!

    1. Ответить на вопросы: что сделает? Что будет делать?

    Заказывает - (что сделает?) Закажет – (что будет делать?) Будет заказывать

    Выбирает -  (что сделает?) Выберет – (что будет делать?) Будет выбирать

    Шьет -  (что сделает?)  …– (что будет делать?) Будет  …

    Выкраивает- (что сделает?) – (что будет делать?) Будет …

    Пришивает - (что сделает?) – (что будет делать?) Будет …

    Примеряет- (что сделает?) – (что будет делать?) Будет …

    1. «Из чего – какой»

    Из кожи - …, из льна - …, из шелка - …., из шерсти - …,

    Из трикотажа - …, из капрона - …, из пуха - …, их синтетики - …

    1. Что лишнее и почему?

    Рукав, воротник, карман, брюки

    Утюг, велосипед, пылесос, мясорубка

    Шить, швея, шило, вышивка.

    Шерсть, шерстка, шестерка, шерстяной.

    1. Чем отличаются слова

    Шить – вышивать, мыть – стирать

                      6.Разделить слова на слоги.

            ШВЕЙНАЯ МАШИНА СТОИТ В УГЛУ

       Назвать 1-е слово, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.

       Сколько всего слов в этом предложении.

                     7 Поставить кружки только под гласными:

                           Р У М Б А Н Т О Л Б Ы П Е Ж Я Р

             8.Закончить предложение, ответив на вопрос: как?

      Шуба теплая. Зимой в шубе – как? …(тепло)

    Комбинезон удобный. В комбинезоне гулять – (как?) - …

    Платье украшено яркой вышивкой. Вышивка на платье выглядит – (как?)- ...

    Сарафан легкий. Летом в сарафане –(как?) - …

    Брюки чистые. Брюки выстирали – (как?) - …

          9.Исправь предложения

               Белье было грязное потому, что его погладили.

               Скатерть мятая потому, что ее погладили.

               Мама гладил белье.

               Кофемолка намолол кофе.

               Папа починила телевизор.

    Тема:  «День Победы»

    1. Пальчиковая гимнастика

    Сжимание и разжимание пальцев рук на ударные слоги.

    Сжать кольцо поможет нам

    Сила с волей пополам

    Станут пальчики сильнее,

    А головушка – умнее.

    1. Ответить на вопросы:
    • Какой праздник отмечают 9 Мая?
    • Почему он называется «День Победы»?
    • Что такое «подвиг»?
    • Объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает»
    • Кого можно назвать ветераном  войны?
    • Какой можно совершить «героический поступок»?
    1. Подобрать родственные слова:

    Герой – геройский, героический …

    Защита – защитник, защищать …

    1. Как называется человек, который:

    Летает на вертолете – вертолетчик

    Ездит на  танке - …

    Служит в пехоте - …

    Прыгает с парашютом - …

    Служит на подводной лодке- …

    1. Продолжить предложения

    На войне воевало много … (солдат, офицеров, танкистов …)

    Наши  защитники умеют … (воевать, сражаться …)

    1. Сосчитать до пяти:

    Каска, танкист, раненый.

    1. Исправь предложения:

    Летчик поднял самолет в воздух и разогнал его по взлетной полосе.

    Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.

    1. Что делают:

    Летчик - …, вертолетчик - …, танкист - …, парашютист - …

    Подводник -…, снайпер - …, пограничник - …

    1. Отгадать загадки.

       Не трактор, а с гусеницами,

       Не крепость, а с башней,

       Не ружье, а с дулом.    (Танк)

    1.  Продолжить рассказ.

       Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо.

    И вдруг собака …

                                 

    Тема: «Насекомые»

    1. Пальчиковая гимнастика.

    Я веселый майский жук.             Сжать кулачок, указательный палец

    Знаю все сады вокруг.                 и мизинец, развести в стороны – «усы»

    Над лужайками кружу,                пошевелить ими.

    А зовут меня Жужу.

    Не кусай, комарик злой!            Сжать кулачок, указательный палец

    Я уже бегу домой.                       вперед  («хоботок»). Мизинец и большой

                                                          пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки»

    Пчела села на цветок,                 Вытянуть указательный палец

    2. «Назови, кто это» (взрослый называет птиц и насекомых, а ребенок должен ответить, кто это птица или насекомое) Скворец, жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, грач, паук, муха, гусеница, ласточка, шмель, водомерка.

    3.Ответить на вопросы:

    - чем отличаются насекомые от других живых существ? (6 лапок)

    - какую пользу приносят: муравей, пчела, божья коровка?

    - какой вред приносят: гусеницы, жуки, комары, тараканы, мухи?

    - где живут насекомые?

    - как подают голос?

    - на какие два вида делятся насекомые (вредные и полезные)

    - назвать части тела насекомого

    4.Подобрать существительные

    Мой  – улей, комар, муравейник, кузнечик …

    Моя – пчела, бабочка …

    Мои – насекомые, пчелы …

    5.»Кто, что делает?»

    Бабочка (что делает?) – летает, порхает, машет крылышками …

    Пчела (что делает?) - …

    Муравей (что делает?) - …

    6 Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

                                                        МАЙСКИЙ ЖУК

    Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички в землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года на четвертый он превращаются в майских жуков.

                      Вопросы:  Опасен ли майский жук для людей?

                                          А для растений?

                                          Как появляется на свет майский жук?

    Тема: «Лето»

    1. Пальчиковая гимнастика

    Этот пальчик – дедушка,           руку сжать в кулак, поочередно разгибать

    Этот пальчик – бабушка,           пальцы, начиная с большого.

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка.

    Ну а это я.                                    Сжать руку в кулак  несколько раз.

    Вот и вся моя семья!

    1. Ответь на вопрос-как?

    Утром светло, а днем еще (как?) – светлее. Вечером темно, а ночью еще ...

    Осенью холодно, а зимой еще…Весной солнце светит ярко, а летом еще .

    Весной птицы поют звонко, а летом еще …

         3.   «Бывает – не бывает»

              Летом дети катаются на санках. Летом ребята купаются в реке. Зимой  

              дети загорают на пляже. Зимой солнце светит ярко.

        4.  «Какое слово не подходит?»

             Солнце, оконце, солнечный, солнышко.

             Лето, зима, летний.

        5. Назови и объясни 4 – е слово

             День – ночь, лето – зима;

             Птица – яйцо, растение - … (семя)

             Человек – переезд, растение - …(пересадка)

             Яблоня – сад, луковица - … (огород)

             Клумба – цветы, грядка - …(овощи)

             Лопата – копать, лейка - … (поливать)

         6. Прочитать рассказ, обсудить, ответить на вопросы, пересказать.

                                                            Лето.

             Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов!

    Они поднимают свои нарядные головки. Одни – в лиловых колпачках, другие – в белых веночках. А у иных головка золотистая, будто крохотное лучистое солнышко.

             Вопросы: С чем сравнивает автор цветы?

                               Как ты думаешь, какие цветы он изобразил?

                               Видел ли их?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»

    Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...

    Дидактические игры по лексическим темам в подготовительной группе.

    Научить сравнивать предметы по разным назначениям....

    Дидактический материал по развитию речи в старшей группе.

    В данной картотеке представлены  дидактические игры и упражнения ,направленные на формирование речевого развития детей ,развития связной речи и  общения дошкольников в процессе игровой деяте...

    Картотека по теме: дидактические игры по развитию речи по лексическим тема (средняя группа)

    Картотекапо теме:дидактические игры поразвитию речипо лексическим тема(средняя группа)...

    НОД по развитию речи по лексической теме «Посуда» в средней группе

    Цель: развитие пассивного и активного словарного запаса по теме.Образовательные задачи:Закреплять представления о посуде, частей, из которых она состоит.Уточнять, расширять и актив...

    Дидактические игры по развитию речи в детском саду для подготовительной группы

    Интересные задания, игры на развитие речи и пополнения словаря у детей дошкольников....