Картотека пальчиковых игр - 1
картотека по развитию речи (младшая группа) по теме

Михайлова Марина Викторовна

Картотека пальчиковых игр для занятий с детьми для развития речи, адаптации в группе, развития мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека пальчиковых игр34.13 КБ
Файл kartoteka_palch.igry_2.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, развивающие движения кисти,

        «пальчиковая гимнастика»

«Сорока-сорока»

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока-сорока  

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала (загибается мизинец),

Этому дала (безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой).

«Этот пальчик — бабушка»

Загибание и разгибание пальчиков малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — папочка.  Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — Вовочка. Этот пальчик хочет спать.

 Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул.

 Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики.

 Ура! В детский сад идти пора!

«Поехали-поехали»

Ребенок разводит руки в стороны и раскрывает ладони, показывая размеры репки, под соответствующие слова:

Поехали-поехали,

С орехами, с орехами,

К дедушке за репкой,

Желтой, большой  —

Вот какой!  (показывает руками)

Поехали-поехали,

К зайчику за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим —

Вот каким!  (показывает руками).

«Тук-тук, я стучу»

Взрослый читает стихотворный текст, побуждает ребенка удерживать руку в кулаке, отстукивает его кулачком по поверхности стола каждое слово потешки:        

Тук-тук — я стучу.

Новый столик сколочу.

«Колобок»

Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом:

Кулачок как колобок

Мы сожмем его разок.

Одна рука сжата в кулак — «колобок», другой рукой ребенок. Поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его. Затем положение рук меняется.

«Веселые маляры»

Ребенок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх-вниз, слева направо (локти на уровне груди) под чтение двустишья:

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будет в нем.

«Повар»

Ребенок выполняет круговые движения кистью по и против часовой стрелки в сопровождении стихотворного текста:

Варим, варим, варим щи.

 Щи у Вовы хороши!

«Пила, пила»

Ребенок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола:

Пила, пила, пили живей,

Мы строим домик для зверей.

«Лодочка»

Ребенок соединяет ладони обеих рук «лодочкой» и делает скользящие движения по поверхности стола:

Лодочка плывет по речке,

 Оставляя на воде колечки.

«Пальчики у нас попляшут»

Выполнение имитационных движений в сопровождении стихотворного текста:

Пальчики у нас попляшут:

Вот они, вот они!  (Дети вращают кистями.)

В кулачки мы пальцы спрячем,

В кулачки, в кулачки.  (Сжимают, разжимают пальцы.)

Пальчики опять попляшут:

Вот они, вот они!  (Перебирают пальчиками.)

Пальчиками мы помашем:

Уходи, уходи!  (Встряхивают кистями рук.)

 «Веник»

Упражнение выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией запястья на дне бассейна.

Аналогичные движения можно выполнять рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.

«Зоопарк»

«Волк» соединить большой, средний, безымянный пальцы;
указательный и мизинец слегка отогнуть.

«Ежик» ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

«Улитка с усиками» — ладони лежат на столе. Поднять указательные и средние пальцы, расставить их.

«Лиса крадется» все пальцы медленно шагают по столу вперед.

«Паук» — пальцы согнуты, медленно продвигаются по столу.

Потешка «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,  (пальцы сжаты в кулак; большие опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять.  (ритмичные движения по столу указательными пальцами.)

Третьи пальчики бегом, (движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком.  (медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал (касание поверхности стола мизинцами.)

И в конце пути упал.  (хлопок обеими кулаками по поверхности стола.)

      «Веселые ладошки»

  1. Ладони лежат на столе, пальцы вместе. Энергичным, скользящим движением широко развести пальцы, соединить.
  2. «Ладошка—кулачок—ребро» (на счет: раз, два, три).
  3. Левая ладонь лежит на столе, пальцы вместе, правая сжата в
    кулак и стоит на столе. Поочередная смена положения.
  4. Руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вместе, пальцы соединены. Попеременно энергичным движением сжимать кулак одной руки, приставляя к вытянутой ладони другой.
  5. Кулаки обеих рук прижаты к груди. Энергично разжать пальцы, выбросить ладони вперед.

Потешка «Замок»

На двери висит замок.  (ритмичные быстрые соединения пальцев в замок.)

Кто открыть его бы мог? (пальцы сцеплены, руки тянутся в разные стороны.)

Потянули, покрутили, (движения сцепленными пальцами от себя.)

Постучали (пальцы сцеплены, ладони стучат друг о друга.)

И открыли.  (пальцы расцеплены, ладони в стороны.)

«Пальчики в лесу»

Вышли пальчики гулять,  (передвигаем  указательным и средним, шагают)

Этот пальчик в лес пошел,  (мизинчик как-бы крутим)

Этот пальчик-гриб нашел,  (безымянный -  сгибаем и разгибаем)

Этот пальчик чистить стал, (средний - сгибаем и разгибаем)

Этот пальчик жарить стал,  (указательный - сгибаем и разгибаем)

Ну а этот только ел -  оттого и потолстел. (большой – сгибаем и разгибаем)

«Мой мизинчик»

(Кулачок – пальцы вместе; разгибаем поочередно пальчики)

Мой мизинчик,  где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем - щи варил.

С этим братцем песни пел.

Ну а этого встречал и конфеткой угощал (мизинчик здоровается  с большим).

«Шел Саша по шоссе»

Шел Саша по шоссе, (указательный и средний  шагают)

Нес сушки в мешке,  (указательный и большой соединяем на двух руках в колечки)

Сушку-Грише,

Сушку-Мише,

Есть сушки Проше,

Васюше,

Антоше,

Еще две сушки Нюше

И Петрушке,

Еще три сушки Паше,

«Очки»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам).

«Лодка»

Лодочка плывет по речке,  оставляя на воде колечки  (обе ладони поставлены на ребро, большие  пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

«Грабли»

Листья падают в саду,  я их граблями смету. (ладони на себя, пальцы переплетены между собой ,выпрямлены и тоже направлены на себя)

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет.

адошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как лодочка, а большие  пальцы загнуты внутрь)

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел-

Стал он тонкий и худой.

(пальцы собраны в щепотку и соприкасаются кончиками;  дуем на них и пальцы принимают форму шара;  воздух выходит - пальцы в исходное состояние)

Надувайся, шарик, больше!

Лучше щечки раздувай!

Поиграйте с нами дольше:

Катись, прыгай и летай!

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать  мышь в ее норушке (средний  и безымянный пальцы упираются в большой, указательный  и мизинец  подняты вверх).

«Мышка»

Серенький комок сидит и  бумажкой все шуршит.

(средний и безымянный  пальцы упираются  в большой,  указательный  и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному).

«Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат.

 (пальцы собраны в кулак, выставить вверх указательный  и средний  пальцы,          шевелить ими в стороны и вперед)

«Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан и  ударил:  трам-трам-трам

(пальцы сжаты в кулак, указательный  и средний – вверх – уши; безымянный и мизинец  стучат по большому пальцу)

«Коза»

У козы торчат рога,  может забодать она.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; указательный и  мизинец выставлены вперед; средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим)

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет.

(предплечье вертикально;  ладонь под прямым углом;  указательный  палец опирается на большой;  все пальцы прижаты друг к другу.)

Гусь сердитый зло гогочет: может быть, он кушать хочет?

Гусь гнездо свое чинил, гусь считалку сочинил,

И гогочет  и  гогочет:  заучить считалку хочет!

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой.

(ладонь вверх; указательный палец опирается на большой;  остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит  и усами шевелит.

(пальцы сжаты в кулачок; указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)

Я веселый Майский жук, знаю все сады  вокруг,

Над лужайками  кружу. А зовут меня   Жу-жу.

«Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

(обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.)

«Замок»

Пальцы сплетем  и замок мы получим.

Повторим еще, и получится лучше.

адошки прижаты друг к другу; пальцы переплетены  - перебираем ими.)

«Погладим котенка»

-Киса, кисонька,  кисуля! - позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой! - и погладила рукой.

(одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев)

«Пальчики»

1 – 2 – 3 – 4 – 5 - вышли пальчики гулять.

1 – 2 – 3 – 4 – 5 -  в домик спрятались опять.

(поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

«Мы считаем»

Можно пальчики считать:  1  - 2 – 3 – 4 - 5.

На другой руке – опять: 1 – 2 – 3 – 4 - 5.

( поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого)

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде - дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю  я  соседской курице.

 (кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев; тоже с левой рукой)

«Дождик»

Дождик-дождик, полно лить  малых детушек мочить!

(подушечки пальцев правой (левой) руки прижать к столу; попеременно постукивать ими, как на пианино)

 «Коза рогатая»

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

- Кто кашку не ест, молоко не пьет.  Забодаю, забодаю! (пальцы рук поджать, а указательный и мизинец держать выпрямленными.)

«Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек! (2 раза) (руки спрятаны за спину) .

Вот, вот наши ручки,  вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки,   маленькие ручки!

(показывают ручки, имитируют танцевальные движения – фонарики).

    Где же, где же наши детки?  Нету наших деток! (2раза) (закрыли глазки).

     Вот, вот наши детки,  вот наши детки!

     Пляшут, пляшут наши детки,  маленькие детки!

    (показывают себя – воображают, пританцовывают).

Где же, где же наши ножки?

 Нету наших ножек! (2 раза) (закрывают ножки руками, приседая).

     Вот наши ножки,   вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки,

Маленькие ножки! (встают и показывают ноги,  танцуют)

               «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,  а вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,  а  четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал   и  в конце пути упал. Постучался на порог.

(пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу; ритмичные движения по столу указательными пальцами; движения средних пальцев в быстром темпе; медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола; ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами; хлопок обоими кулаками по поверхности).

        «Дружба»

Дружат в нашей группе   девочки и мальчики.

Мы с тобой  подружим,   маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -   начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять -  мы закончили считать.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок; ритмичное касание пальцев обеих рук; поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца;  руки вниз, встряхнуть кистями)

«В гости»

В гости к пальчику большому  приходили прямо к дому:

Указательный и средний,  безымянный и последний,

 Сам мизинчик - малышок  постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья. Друг без друга нам нельзя.

(выставляем  вверх большие пальцы; соединяем под углом кончики пальцев обеих рук;  поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно;  пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы; кулаки стучат друг о дружку;  ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках).

      «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять -  вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -  в домик спрятались опять.

(разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого;  ритмично разжимаем все пальцы вместе;  сжимаем по очереди  широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца; ритмично сжимаем все пальцы вместе).

  «Зима»

Мы во двор пошли гулять  - 1 – 2 – 3 – 4 - 5,

(загибать пальцы по одному).

Мы во двор пришли гулять.  Бабу снежную лепили.(имитируем движения).

Птичек крошками кормили.  С горки мы потом катались.

(вести указательный палец правой руки по ладони левой).

А еще в снегу валялись.(класть поочередно ладошки на стол  то одной, то другой стороной).

Все в снегу домой пришли.  (отряхиваем ладошки).

Съели суп и спать легли.  (показываем движения в соответствии с текстом).

   «Божья коровка»

Божья коровка.  (покачивание  ладонями).

Улети на небо.  (взмахи перекрещенными кистями рук).

Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя).

Черного и белого,  (ритмично хлопают в ладоши).

Только не горелого!  (грозят указательным  пальцем).

Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.

ружатся, машут крылышками).

Божьи коровки, покажите мне ваши  головки, носики, ротики,

Ручки-крылышки, ножки, животики.

(показывают соответствующие части тела).

  «Игрушки»

Ты, утенок, не пищи!  Лучше маму поищи!

(сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.  Можно использовать резиновые игрушки).

  «Мне дала синичка хрупкое яичко»

(обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех,  как яйцо птички)

Птичка веток набрала, крепко гнездышко свила,

(с этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда).

И снесла яичко  умница – синичка,

(взрослый кладет мячик или орех («яйцо») в «гнездо»).

Ты яичко покатай,  но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно –  так у птиц заведено.

(с  этими словами ребенок катает мячик между ладоней – одна сверху, другая снизу)

«Засолка капусты»

 - Что за скрип?  Что за хруст?  Это что еще за куст?

- Как же быть без хруста.  Если я капуста!

Мы капусту рубим, рубим.

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем, трём,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим,  солим,

(движения пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмём, жмём.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

«Коготочки»

У Кошкиной дочки  на лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши!

(поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки; большой палец прижать к указательному; произносить громко «мяу» несколько раз;  можно продолжать игру со второй рукой; в заключение провести занятие двумя руками).

        «Человечек»

 «Топ-топ-топ!»  -  топают ножки. Мальчик ходит по дорожке.

(указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу)

        «Весёлый оркестр»

Кот на баяне,

Зайка наш – на барабане.

Ну а мишка – на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

(имитировать игру на разных музыкальных инструментах)

«Детки»

Раз – два - три – четыре – пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

(З. Александрова)

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы;  поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого).

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх – вниз по ритмике стихотворных срок, а на слово «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы; упражнение выполнять вначале одной рукой, затем – второй, а в заключение – двумя руками).

«Шалун»

Наша Маша варила кашу.

Каша сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил,  свою тарелку разбил.

(на первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке; на следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих  слов;  со словами седьмой строчки -  пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать).

«Белка»

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисички – сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому…

 (поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Крючочки»

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими)

        «Бусинки-горошки»

Покатаю я в руках,  бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

        «Клубочки»

Я веревочку смотаю  всю в один большой клубок,

Чтоб котенок мой, играя,  в ней запутаться не смог.

        «Дорожки»

Я взяла горошка выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней  зайчик или кошка.        

        «Бусы»

Зайка желуди собрал,  их на нитку нанизал.

Очень маме угодил,  он ей бусы подарил.

        «Помощник»

Я крупу перебираю,  мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами  рис от гречки отличу.

Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай  и другому передай.

«Апельсин»

Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька для ежа,  эта долька для стрижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят,

Эта долька для бобра,  а для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда! Разбегайся кто куда.

(на первые две строчки  - ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук; затем поочередно загибать пальцы на правой руке; на восьмую строчку – развести руками; на девятую – погрозить пальчиком; на последнюю  - имитировать бег пальцами по столу).

        «Улей»

Вот маленький улей, где пчелы спрятались, никто их не видит.

Вот они показались из улья.  Один, два три, четыре, пять!  З-з-з-з-з!

(пальцы зажать в кулак, затем отгибать их по одному).

        «Черепаха»

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она любит свой дом.

Когда она  хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет ее обратно.(руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри; затем показать большие пальцы и спрятать их обратно)

        «Рыбки»

Рыбки весело резвятся  в чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,  то зароются в песке.

(имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).

        «Лошадки»

По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.

Чок – чок – чок, чок – чок – чок.

Скачет резвый табунок.

        «Веселые строители»

Эта башня высока, достает до потолка.

Эта башня низкая  - для любимой киски.        

«Лошадка»

Цок – цок – цок, лошадка скачет.

Цок – цок – цок, копытом бьет.

Цок – цок – цок,  тележку тащит,

На тележке нас везет.

«Мастер»

К нам сантехник приходил,  кран на кухне закрутил.

Мне понравился работа, я попробовать решил –

Ключ от ящика достал,  разных гаек там набрал,

Целый вечер занимался  и несколько не устал.

«Замок»

Пальцы сплетем и мы получим.

Повторим еще,  и получим лучше.

(ладошки прижаты друг к другу; пальцы переплетены; перебираем ими).



Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ - 2

«Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек! (2 раза) (руки спрятаны за спину) .

Вот, вот наши ручки,  вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки,   маленькие ручки!

(показывают ручки, имитируют танцевальные движения – фонарики).

    Где же, где же наши детки?  Нету наших деток! (2раза) (закрыли глазки).

     Вот, вот наши детки,  вот наши детки!

     Пляшут, пляшут наши детки,  маленькие детки!

    (показывают себя – воображают, пританцовывают).

Где же, где же наши ножки?

 Нету наших ножек! (2 раза) (закрывают ножки руками, приседая).

     Вот наши ножки,   вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки,

Маленькие ножки! (встают и показывают ноги,  танцуют)

               «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,  а вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,  а  четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал   и  в конце пути упал. Постучался на порог.

(пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу; ритмичные движения по столу указательными пальцами; движения средних пальцев в быстром темпе; медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола; ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами; хлопок обоими кулаками по поверхности).

        «Дружба»

Дружат в нашей группе   девочки и мальчики.

Мы с тобой  подружим,   маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -   начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять -  мы закончили считать.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок; ритмичное касание пальцев обеих рук; поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца;  руки вниз, встряхнуть кистями)

«В гости»

В гости к пальчику большому  приходили прямо к дому:

Указательный и средний,  безымянный и последний,

 Сам мизинчик - малышок  постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья. Друг без друга нам нельзя.

(выставляем  вверх большие пальцы; соединяем под углом кончики пальцев обеих рук;  поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно;  пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы; кулаки стучат друг о дружку;  ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках).

      «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять -  вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -  в домик спрятались опять.

(разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого;  ритмично разжимаем все пальцы вместе;  сжимаем по очереди  широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца; ритмично сжимаем все пальцы вместе).

  «Зима»

Мы во двор пошли гулять  - 1 – 2 – 3 – 4 - 5,

(загибать пальцы по одному).

Мы во двор пришли гулять.  Бабу снежную лепили.(имитируем движения).

Птичек крошками кормили.  С горки мы потом катались.

(вести указательный палец правой руки по ладони левой).

А еще в снегу валялись.(класть поочередно ладошки на стол  то одной, то другой стороной).

Все в снегу домой пришли.  (отряхиваем ладошки).

Съели суп и спать легли.  (показываем движения в соответствии с текстом).

   «Божья коровка»

Божья коровка.  (покачивание  ладонями).

Улети на небо.  (взмахи перекрещенными кистями рук).

Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя).

Черного и белого,  (ритмично хлопают в ладоши).

Только не горелого!  (грозят указательным  пальцем).

Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.

ружатся, машут крылышками).

Божьи коровки, покажите мне ваши  головки, носики, ротики,

Ручки-крылышки, ножки, животики.

(показывают соответствующие части тела).

  «Игрушки»

Ты, утенок, не пищи!  Лучше маму поищи!

(сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.  Можно использовать резиновые игрушки).

  «Мне дала синичка хрупкое яичко»

(обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех,  как яйцо птички)

Птичка веток набрала, крепко гнездышко свила,

(с этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда).

И снесла яичко  умница – синичка,

(взрослый кладет мячик или орех («яйцо») в «гнездо»).

Ты яичко покатай,  но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно –  так у птиц заведено.

(с  этими словами ребенок катает мячик между ладоней – одна сверху, другая снизу)

«Засолка капусты»

 - Что за скрип?  Что за хруст?  Это что еще за куст?

- Как же быть без хруста.  Если я капуста!

Мы капусту рубим, рубим.

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем, трём,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим,  солим,

(движения пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмём, жмём.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

«Коготочки»

У Кошкиной дочки  на лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши!

(поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки; большой палец прижать к указательному; произносить громко «мяу» несколько раз;  можно продолжать игру со второй рукой; в заключение провести занятие двумя руками).

        «Человечек»

 «Топ-топ-топ!»  -  топают ножки. Мальчик ходит по дорожке.

(указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу)

        «Весёлый оркестр»

Кот на баяне,

Зайка наш – на барабане.

Ну а мишка – на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

(имитировать игру на разных музыкальных инструментах)

«Детки»

Раз – два - три – четыре – пять!Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные, все такие нужные…

(З. Александрова)

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы;  поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого).

Тише, тише, не шумите, наших деток не будите!

Птички станут щебетать, будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх – вниз по ритмике стихотворных срок, а на слово «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы; упражнение выполнять вначале одной рукой, затем – второй, а в заключение – двумя руками).

«Шалун»

Наша Маша варила кашу.

Каша сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил,  свою тарелку разбил.

(на первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке; на следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих  слов;  со словами седьмой строчки -  пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать).

«Белка»

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисички – сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому…

 (поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Крючочки»

Крепко держатся дружочки, не разжать нам их крючочки.

(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими)

        «Бусинки-горошки»

Покатаю я в руках,  бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

        «Клубочки»

Я веревочку смотаю  всю в один большой клубок,

Чтоб котенок мой, играя,  в ней запутаться не смог.

        «Дорожки»

Я взяла горошка выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней  зайчик или кошка.                

«Бусы»

Зайка желуди собрал,  их на нитку нанизал.

Очень маме угодил,  он ей бусы подарил.

        «Помощник»

Я крупу перебираю,  мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами  рис от гречки отличу.

Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай  и другому передай.

«Апельсин»

Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька для ежа,  эта долька для стрижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят,

Эта долька для бобра,  а для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда! Разбегайся кто куда.

(на первые две строчки  - ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук; затем поочередно загибать пальцы на правой руке; на восьмую строчку – развести руками; на девятую – погрозить пальчиком; на последнюю  - имитировать бег пальцами по столу).

        «Улей»

Вот маленький улей, где пчелы спрятались, никто их не видит.

Вот они показались из улья.  Один, два три, четыре, пять!  З-з-з-з-з!

(пальцы зажать в кулак, затем отгибать их по одному).

        «Черепаха»

Вот моя черепаха, она живет в панцире, она любит свой дом.

Когда она  хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет ее обратно.(руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри; затем показать большие пальцы и спрятать их обратно)        

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся  в чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,  то зароются в песке.(имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).

        «Лошадки»

По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.

Чок – чок – чок, чок – чок – чок. Скачет резвый табунок.        

«Лошадка»

Цок – цок – цок, лошадка скачет.

Цок – цок – цок, копытом бьет.

Цок – цок – цок,  тележку тащит,

На тележке нас везет.

«Мастер»

К нам сантехник приходил,  кран на кухне закрутил.

Мне понравился работа, я попробовать решил –

Ключ от ящика достал,  разных гаек там набрал,

Целый вечер занимался  и несколько не устал. 

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий, гребешок он чистит лапкой.

(ладонь вверх; указательный палец опирается на большой;  остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх)

«Замок»

Пальцы сплетем  и замок мы получим.

Повторим еще, и получится лучше.

адошки прижаты друг к другу; пальцы переплетены  - перебираем ими.)

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит  и усами шевелит.

(пальцы сжаты в кулачок; указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)

Я веселый Майский жук, знаю все сады  вокруг,

Над лужайками  кружу. А зовут меня   Жу-жу.

«Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

(обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.)

 «Погладим котенка»

-Киса, кисонька,  кисуля! - позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой! - и погладила рукой.

(одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев)

«Пальчики»

1 – 2 – 3 – 4 – 5 - вышли пальчики гулять.

1 – 2 – 3 – 4 – 5 -  в домик спрятались опять.

(поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

«Мы считаем»

Можно пальчики считать:  1  - 2 – 3 – 4 - 5.

На другой руке – опять: 1 – 2 – 3 – 4 - 5.

( поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого)

«Коза рогатая»

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

- Кто кашку не ест, молоко не пьет.  Забодаю, забодаю! (пальцы рук поджать, а указательный и мизинец держать выпрямленными.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...