Главные вкладки

    Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
    статья по развитию речи (младшая группа) по теме

    Агеева Наталья Васильевна

     

    Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ageeva_amelchenko_tishchenko_statya.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Агеева Н.В.,

    Амельченко Л.В.,

    Тищенко О.И.,

    МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка»

    Полтавского района Омской области

    Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как  первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

    Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.  

     На это в свое время обращали внимание ученые деятели прошлого: Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский и др. В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь[1, с.32].

             Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

    Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки.  Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи: их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Познавая окружающий мир посредством устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть  развития речи – работа над формированием словаря[2, с.16].

    Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка. Корней Иванович Чуковский  в  книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».

            Сказка, как один из жанров устного народного творчества, проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и др.); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности[3, с.42].

     Современные отечественные исследователи, занимающиеся вопросами обучения дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок-цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).

            Сказка способствует совершенствованию навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.

           Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста сказано много. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»,  писал К.Д.Ушинский.

            Поэтому мы в своей работе используем  метод сказкотерапии, созданный петербургскими авторами Т.Д.  Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленный на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

    Основной принцип сказкотерапии – духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе («терапия» в переводе с греческого означает «забота о душе»).  

    С помощью сказкотерапии мы решаем следующие задачи: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; развитие умения преодолевать трудности и страхи; выявление и поддержка творческих способностей; формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
    развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

    В ходе занятий по речевому развитию нами  осуществлялись следующие основные виды деятельности детей:
    1. Слушание и запоминание сказок.
    2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
    3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
    4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
    5. Рисование сказок.
    6. Разыгрывание сказок (инсценировки,
    кукольный театр, музыкальные спектакли).

    7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
    8. Пластические импровизации на тему сказок.

    Совместно с родителями в детском саду собрана детская библиотека русских народных сказок.

    Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

    Список литературы:

    1. Максаков А.И.  Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1986.
    2. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса. 2004.
    3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

    Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

    Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

    «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

    Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и взначительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, кото...

    Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

          Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, перед...

    Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

    Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...