Консультация "Как развивать речь ребенка"
консультация по развитию речи по теме

Ластовкина Татьяна Владимировна

Материал для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи дошкольников»

Развитие интеллекта ребёнка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нём «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.

 Речь. Любая деятельность человека требует не только понимания им слов родного языка, но и употребления их в речи (воспитание звуковой культуры речи, расширение и активизация словарного запаса) ; нужно уметь складывать слова – «кирпичики» в предложения: изменять по падежам, числам, родам и т. д. (развитие грамматического строя речи, нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).

 А, если все составляющие интеллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?

 По данным современных психологов, логопедов, педагогов – в возрасте 3-5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; в этом возрасте также особо выражено «чутьё» ребёнка к языку.

 Время возникновения предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребёнка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения, целесообразнее начинать его с 3-хлетнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий и, тем, темп развития которых индивидуален, и отстает от средней возрастной нормы.

 Советы родителям:

 Как заниматься с ребёнком?

    - Дорогие взрослые, помните, что ваши задания должны носить не оценочный, а обучающий и развивающий характер.

     - Главное при работе – не сумма освоенных ребёнком знаний, а развитие у него желания учиться.

    - Ребёнок будет заниматься успешно, если он хочет заниматься, а ни занимается потому, что его заставляют. Ваша задача - превратить ваши требования в желания ребенка.

    - Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, отмечайте только его собственные успехи и достижения.

    - Следует помнить, что продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Если ваш ребенок посещает детский сад, то достаточно одного занятия в день. Если ребёнок не посещает детский сад, то в день можно провести два таких занятия с интервалом не менее 15 минут.

    - Для каждого занятия следует подбирать задания как в устной форме, так и на рабочих листах.

    -Желательно задания на рабочих листах выполнять простым карандашом (кроме тех, где предусмотрена работа с цветом). Это даст вам возможность предложить ребёнку повторить задание при неуспешном первичном решении.

    - Для одного занятия старайтесь подбирать упражнения разных направлений, например, упражнения для развития внимания, связной речи, развития словаря.

    - В начале занятия для обеспечения положительного настроя лучше предлагать те типы упражнений, которые ребёнок освоил в ходе работы на предыдущих занятиях.

    - Не забывайте повторять те задания, выполнение которых вызывало трудности у ребёнка.

    - Оказывая ребёнку помощь при выполнении каких-либо заданий, не выполняйте задание за него: лучше задайте наводящий вопрос, предложите 2-3 варианта ответов, вернитесь к заданиям того же типа, выполненным ранее.

    -Если ваш ребёнок не справляется с заданием – не страшно: отложите выполнение задания до следующего занятия и подумайте, почему ребенок не справился с заданием.

     Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном занятии решалось несколько задач. В то же время, зная проблемы конкретного ребёнка, вы можете подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В данной таблице определена целевая направленность заданий. Это поможет избежать односторонности в занятиях при определении их содержания.

      № Цели заданий Задания в устной форме Задания на рабочих листах

1 Воспитание звуковой культуры речи - Изобрази (по подражанию) .

 - Сымитируй движением, молча (по подражанию) .

 - Сымитируй движением со звуковым сопровождением (по подражанию) .

 - Пальчиковые гимнастики.

 - Артикуляционная гимнастика - Изобрази (по картинке) .

 - Выполни артикуляционное упражнение (по картинке, по серии картинок)

 2 Расширение и активизация словаря - Что лишнее?

 - Скажи наоборот.

 - Подбери признак/действие.

 - Подбери обобщающее слово.

 - Что не так?

 - Закончи предложение.

- Отгадай загадки. - Что лишнее?

 - Дифференциация предметных картинок по заданным признакам.

 3 Формирование и развитие грамматического строя речи - Какое слово не подходит?

 - Закончи предложение.

- Сосчитай до пяти.

 - Назови ласково.

 - Исправь ошибку.

 - Подбери признак/действие. - Систематизация по признаку.

 - Определение пространственных отношений.

 - Определение временных отношений.

 4 Развитие связной речи - Что не так?

 - Что общего и чем отличаются друг от друга?

- Закончи предложение.

- Выучи стихотворение. - Последовательные картинки.

 - Определение пространственных отношений.

 - Определение временных отношений.

 5 Развитие восприятия - Какое слово отличается от других?

- Какое слово самое короткое/самое длинное?

 - Доскажи словечко. - Нахождение соотношений/дифференциация по признаку.

 - Лабиринты.

 - Нахождение сходств/различий

 6 Развитие мышления

- Что лишнее?

 - Дифференциация и /или классификация предметных картинок.

 - Систематизация по признаку.

 - Последовательные картинки.

 - Определение пространственных/временных отношений.

 7 Развитие внимания - Нахождение сходств/различий.

- Лабиринты.

 - Выкладывание из палочек.

 - Систематизация по признаку.

 8 Развитие памяти - Выкладывание из палочек по памяти

 - Выучи стихотворение. - Что изменилось?

      Наиболее удобно строить занятия по определенным темам, например: овощи, фрукты, семья, части тела и др. Порядок изучения тем не принципиален, но необходимо придерживаться актуальности предъявляемой темы в конкретный временной отрезок, например, более чем странным было бы изучение темы «Лето» перед 8 марта.

      Варианты упражнений

 1 Воспитание звуковой культуры речи - Изобрази (по подражанию) .корову, свинью, козу.

- Сымитируй движением, молча (по подражанию) .тшш, зззз-пила

 - Сымитируй движением со звуковым сопровождением (по подражанию) .фрр-птичка взлетела

 - Пальчиковые гимнастики.

 идет коза рогатая, идет коза бодатая, навстречу ей козел спешит. дорогу уступить велит

 - Артикуляционная гимнастика кого встретил язычок в зоопарке? бегемотика, лягушку, слона, змею… - Изобрази (по картинке) .

 - Выполни артикуляционное упражнение (по картинке, по серии картинок)

 2  Расширение и активизация словаря

 - Что лишнее? собака, кошка, корова, апнльсин

 - Скажи наоборот. Злой – добрый голодный - …. низкий-…. громко-….

 - Подбери признак/действие. Кто как голос подает? Петух (что делает) -кукарекает свинья хрюкает кошка мяукает собака лает

 - Подбери обобщающее слово. Корова, собака и лошадь это… животные Поросенок, теленок и жеребенок – это … домашних животных.

 - Что не так? Кошка не любит молоко Собака громко замяукала У коровы родился котенок

          - Закончи предложение. Назови детенышей: У лошади-жеребенок у свиньи-… у коровы-… у собаки-… у кошки-… у курицы-…

          - Отгадай загадки. Кто так заливисто поет О том, что солнышко встает (петух)

          Спереди пятачок, Сзади крючок, Посередине спинка, А на ней щетинка (свинья)

          - Что лишнее?

          - Дифференциация предметных картинок по заданным признакам.

 3 Формирование и развитие грамматического строя речи - Закончи предложение.

 - Сосчитай до пяти. Один гусь-два гуся… Одна кошка-… Один теленок-… Одна свинья-…

         - Назови ласково. Корова-коровка лошадь-… собака-…. кошка-… коза-…

        - Исправь ошибку. Красивая кот Злой собака Маленькие поросята Огромный стадо

       - Систематизация по признаку.

      - Определение пространственных отношений.

       - Определение временных отношений.

 4 Развитие связной речи - Что не так? (повтор)

 - Что общего и чем отличаются друг от друга? Собака и кошка Теленок и жеребенок Гусенок и цыпленок.

 - Закончи предложение. (повтор)

 - Выучи стихотворение. - Последовательные картинки.

 - Определение пространственных отношений.

 - Определение временных отношений.

 5 Развитие восприятия - Какое слово отличается от других? Кошка, кошка, ложка, кошка утята, утята, ребята, утята коза, гроза, коза, коза.

 - Какое слово самое короткое/самое длинное? Бык, баран, коза, теленок Кот, петух, цыпленок, конь

 - Доскажи словечко. Ходит-бродит по лужку рыжая корова. Даст она нам вечерком молока … .(парного). - Нахождение соотношений/дифференциация по признаку.

 - Лабиринты.

 - Нахождение сходств/различий

 6 Развитие мышления - Что лишнее?

 - Дифференциация и /или классификация предметных картинок.

 - Систематизация по признаку.

 - Последовательные картинки.

 - Определение пространственных/временных отношений.

 7 Развитие внимания - Нахождение сходств/различий.

 - Лабиринты.

 - Выкладывание из палочек.

 - Систематизация по признаку.

 8 Развитие памяти - Выкладывание из палочек по памяти

 - Выучи стихотворение. - Что изменилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".

Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....

Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.Раннее детство и развитие речиРанний возраст (от рож...