Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

Дмитриева Ирина Александровна

Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи(старший возраст).

Игра «Помощники»

Цель.

Познакомить с функциональным подходом к окружающему миру.

Закрепить прием "оживление", выработать его символ.

Продолжат учить находить прямые аналогии по внешней форме, цвету.

Рассмотреть сказки, принесенные детьми, определить, что в них ожившее. Предложить детям сделать себе помощника, который мог бы помогать, все оживлять.

Что у помощника должно быть, что он мог бы передавать тому, кого он оживляет?

Но ведь его самого не должно быть видно, чтоб был виден сам оживший предмет?

Руки, нога, глаза, рот... должны быть, чтоб предмет ожил, а того, на ком это все есть, не должно быть. Или его не должно быть видно? Выслушать предложения детей, на чем это может быть. Можно показать лист бумаги, на котором это все нарисовано, но тогда не будет видно самого предмета. Чаще всего дети приходят к выводу, что это нарисовать или наклеить надо на чем то прозрачном. Можно при них, можно заранее заготовить и теперь показать.   Название этому помощнику дети придумывают сами. (Наши назвали Оживляла).

Обыграть Оживлялку, с разными предметами, с овощами, с фруктами. Вспомнить в каких сказках эти предметы ожившие. Предметы подобрать заранее, учитывая знакомые детям сказки.

Параллельно ''оживлению" проводить прямые аналогии предметов по форме и цвету. Дать детям небольшие кусочки картона, на которых нарисованы геометрические формы: круги; овалы разных размеров; не совсем правильные круги и овалы. Сказать, что это портреты овощей и фруктов. Сейчас проявим – дорисуем, и можно будет оживлять.

Дети дорисовывают, раскрашивая. По желанию добавляют признаки оживления. Потом вырезают.

Можно с ними сочинить сказку, о каком-нибудь из оживленных предметов.

В конце занятия отметить - лучше или хуже то; что "рисунок" на листе можно менять? Чем понравилось, чем не понравилось?

 Игра «Столяр гулял в густом лесу»

Цель. Показать относительность понятий о любом объекте от взгляда на него. Показать изменчивость этого взгляда от функционального подхода к любому предмету.

Закрепить умение анализировать предметы, действия, события; рассматривая их с хорошей и плохой стороны в зависимости от того, кто рассматривает - когда и для чего.

Рассмотреть с детьми игрушечного зайца. Показать детям совершенно разные точки зрения на зайца из окружающего его мира. Если этот заяц игрушечный? Если этот заяц живой? Обсудить, почему такой взгляд у каждого.

Прочитать стихотворение Р. Сеф.

Столяр гулял в густом лесу

Среди больших стволов,

И, улыбнувшись, он сказал:

- Как много тут столов.

Охотник зайцев настрелял

Пять штук за шесть минут,

И, улыбнувшись, он сказал:

- Как много зайцев тут.

Шел утром добрый человек.

Стряхнув с ветвей росу,

Он улыбнулся и сказал:

- Как хорошо в лесу!

Для чего столяру много столов? Охотнику - зайцы?

Зайцев - жалко? Как они могут в лесу спастись от охотника?

Если деревья оживут, они могут помочь? Как?

А если зайцев вдруг станет очень много? Если зайцы станут очень большие? Или, наоборот, очень маленькие?

Как зайцы могут изменить свой размер, и как может измениться их количество?

Игра «Поможем  Петушку»

Цель.

Познакомить детей с приемом фантазирования "Увеличение - уменьшение", показать принцип его действия на знакомых сказках. Решать сказочные задачи, используя этот прием.

 

 Предложить выбрать из   сказочных героев помощника, который нам будет помогать все увеличивать и уменьшать.

У нас в старших группах было два символа: воздушный шарик на подставке, и Мальчик с пальчик, которого назвали Великанчик с пальчик.

Раз у нас теперь есть такие помощники, воспитатель предлагает помочь Петушку из русской народной сказки "Петушок подавился".

Дети, помогая Петушку, который подавился зернышком, используют разные варианты изменения – зернышка и Петушка, Курочки, чтоб только его спасти.

Например: зернышко становится таким маленьким, что проскальзывает само в горлышко. То же самое, если Петушок станет очень большим. Курочка становится маленькой, влетает в горлышко Петушку и склевывает зернышко.

Зернышко оживает, ему там тесно, оно само вылетает из горлышка и т.д.

  

 Игра «Заполни таблицу»

Цель: Закрепить у детей владение системным подходом, опираясь на системный оператор.

Учить детей выявлять характер логических связей и отношений между понятиями, используя прямые аналогии.

Использовать приемы фантазирования для изменения литературных произведений, решения сказочных задач.

 Воспитатель предлагает детям рассмотреть растительную пищу, ее составные и производные из нее.

Рассматривается растительная пища.

При рассматривании используется системный оператор, предполагается к любому слову найти аналогии (комплекс).

 

РАСТИТЕЛЬНАЯ ПИЩА

ЗЛАКИ

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

ОВОЩИ

ГРИБЫ

 хлеб

                    фрукты

крупа

                    орехи

макароны

Вопросы по ходу заполнения системного оператора:

- Зачем в каждую вишню, абрикос, сливу кладут косточку? Ведь косточки все равно выбрасывать?

- Почему крыжовник натыкался булавками? (Вопросы взяты детские).

Отгадать лжезагадки (можно по ходу работы по системному оператору).

1. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько яблок осталось?

2. На столе стоят пять стаканов ягод. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

Эту загадку можно обыграть. Сочиняя про нее сказку, можно использовать приемы фантазирования. В конце зарисовать, те варианты, что получились.

Рассмотреть по системному оператору пищу животного происхождения.

ПИЩА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

  МЯСНАЯ

  МОЛОЧНАЯ

  МЕД

   мясо животных

  свежее молоко     масло

  мясо птиц          яйцо

                                     сыр

  рыба                    икра

  кислое молоко     сметана

                                     творог

                                     простокваша

По ходу заполнения системного оператора, рассматриваются прямые аналогии.

Игра: "Найди аналог".

Детям даются карточки, на которых нарисовано и написано, например: яйцо - скорлупа. Предлагается по аналогии подобрать к слову "картофель" одно из данного списка слов-картинок: курица, огород, капуста, суп, шелуха.

Возможные комплекты карточек:

1. Ложка - каша. Вилка - масло, нож, тарелка, мясо, посуда.

2. Чай - сахар. Суп - вода, тарелка, курица, соль, ложка.

3. Рыба - сеть Рука - сапог, кулак, перчатка, палец, кисть.

4. Хлеб - пекарь Дом - строитель, вагон, город, жилище, дверь.

Прочитать сказку "Лиса и журавль" (Обработка Л.Толстого).

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошли звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Рассуждаем с детьми. Исходная ситуация: подружились лиса с журавлем.

Пригласила лиса журавля в гости. Нужно угостить.

Не угостить его - плохо - можно потерять дружбу. Зато лиса сама больше съест.

Угостить его - лисе мало достанется - плохо. Хорошо - не потеряет дружбу с журавлем.

Как угостить журавля, не угощая.

Что придумала лиса? После высказываний детей, читаем сказку, как было на самом деле.

Пошел журавль на званный пир, А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потачивает:

- Покушай, голубчик - куманек, - сама стряпала.

Журавль стук - стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает!

А лиса лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Вопросы: Почему лиса так угостила журавля?

Почему журавль не мог съесть кашу?

Помогите журавлю наесться и наказать жадную лисицу.

Журавль лисе отвечает:

- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю......

Вопросы: Как поступил журавль. Рассуждения, аналогичны первым.

Что мог приготовить журавль, чтоб отомстить лисе?

Журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает - но - никак достать не может. (Вопрос к детям: Почему?) Не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

- Ну не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - голодная. Как аукнулось, так и откликнулось.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Почему?

Придумать другой вариант сказки, чтоб и лиса наелась, и журавль.

Как они могли бы быть в гостях друг у друга?

Использовать приемы фантазирования.

Октябрь

Цель.

Познакомить детей с символической, фантастической аналогией, методом фокальных объектов.

Игра "Что в круге" по теме группа - детский сад - улица - город.

Группа - в ней игрушки, мебель, посуда ... дети.

Группа в детском саду - что еще есть в детском саду - кухня, прачечная, медицинский кабинет, музыкальный зал и т.д.

Игра на поиск закономерностей "Найди лишнее". Детям даются карточки с изображениями чего-то одновидового по теме "группа, детский сад" с включением одного предмета из другой системы

Найти лишнее и объяснить почему "это" липшее. Аргументы поисков могут быть разные. В конце продумать, как этот предмет связать с этой системой.

Какими символами можно обозначить помещения, кабинеты в детском саду - придумать и нарисовать на карточках.

Спеть первый куплет песни "Хорошо у нас в саду".

Анализ, что в детском саду нравится, что не нравится. Почему?

Вот бы детский сад - сказочный. Что там было бы? Что делали бы дети? Все возможные варианты жизни подвергать с детьми анализу - хорошо или плохо. Кому? Когда? Почему?

Где находится детский сад - улица, город. Что еще есть на улице, в городе.

Предложить придумать совсем сказочную группу, используя метод фокальных объектов. Детям объясняем суть метода, что свойства одного, выбранного предмета переносим на другой, в данном случае - группу.

В конце обсуждения - дети с воспитателем составляют рассказ из самых интересных моментов, придуманных детьми.

Игра «Перевертыш»

Цель. Закрепить системный (компонентный, функциональный) подход, знакомя детей с детским садом. Обыграть привила безопасности в детском саду, на участке

Познакомить детей с приемом «Наоборот".

  Познакомить детей с куклой-мальчиком, которая все делает наоборот. Что его не попросишь, все переворачивает, все делает не так.

Воспитатель предлагает познакомить куклу с детским садом. Можно тот, который в группе, а можно пойти по детскому саду (зависит от количества детей и организованности).

По ходу "экскурсии", кукла все время нарушает технику безопасности - то прыгает по ступенькам, то влезает на стол, то хватает какие - то электрические приборы и т.д.

Дети с помощью воспитателя объясняют, почему так нельзя делать.

В группе составляют общий рассказ: "Что было бы, если... (с уклоном в безопасность жизни в саду).

В конце занятия предложить оставить куклу у нас, ведь с ним где-то может что-то случится, а у нас он будет помогать все делать наоборот, когда нужно что-то изменить. Как назовем его: Незнайка - Неумейка, Наоборот, Перевертыш?

У нас в старшей группе был Перевертыш.

Тема «Город»

Цель. Системный подход по теме "город". Выявить особенности своего города. Подводка к выявлению противоречий, анализируя с разных сторон обстоятельства, объекты.

Закрепить использование приемов фантазирования.

"Наоборот", "Оживление", "Увеличение - уменьшение".

Подвести к принципу однородности предметов, используя метод фокальных объектов.

Игра «Назови, что видишь?»

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и произносит какое-либо обобщающее слово. Дети с закрытыми глазами, называют, что они "видят", когда слышат что слово.

Например, воспитатель произносит слово "Детский сад". Дети перечисляют: группа, воспитатель, дети, кухня, прогулка... Любой аналог, который возникает при этом слове.

Воспитатель произносит слова - группа, участок, улица, город

Игра "Посмотрим в окно ".

Детям предлагается рамка большого окна. Или "окно", сделанное из большой коробки. Предложить, открыв "окно", выглянуть в город или заглянуть в какое-либо помещение. Что бы дети там увидели? Придумать маленькое описание на эту тему. Рассказать друг другу содержание увиденного.

 Игра «Волшебники – помощники в городе»

Что было бы, если в наш город пришли волшебники-помощники.

Что стило бы с улицами, домами, киосками, скамейками, деревьями.....

'Эти изменения можно показать наглядно, сделав макеты домов из полоски бумаги, сложенной гармошкой. По мере увеличения дома - гармошка растягивается вверх - дом увеличивается в высоту; или в стороны - дом увеличивается в длину. То же самое с киосками, скамейками, остановками и т.д.

При оживлении всему прибавляются характерные детали оживления: ноги, руки, крылья, рот, глаза...

Игра "Посмотрим в окно" (усложнение).

Все эти изменения обсуждаются с точки зрения - хорошо, плохо всему окружающему.

Предложить изменить наш город, сделав его похожим на... (взять овощи, фрукты, что-либо из растительного мира, из пищи). Какой теперь будет город. Можно изменения по ходу обсуждения наносить на макет (не обязательно). Обговорить, что будет в таком случае с самими домами, с жителями. Придумать название городу и жителям.

Можно прочитать "Пряничные человечки", шведскую песенку, (См. художественные произведения по младшим группам).

Главное показать детям хорошие и плохие стороны, когда все кругом из одного какого-либо материала.

Придумать начало и окончание истории: " ...и в поисках соли весь дом перерыв, пришел в магазин он, а там перерыв..." Отрывок из Ренаты Мухи.

Один из вариантов может быть (если сами не дойдут, можно подсказать) - весь город из соли......

В конце предложить нарисовать то, что больше всего понравилось в измененном городе. Дать название своему зафиксированному городу.

Игра "Паучок"

Цель.

Познакомить детей с игрой "паучок", учить их анализировать любую ситуацию, предмет с двух противоположных сторон.

Игра на поиск закономерностей "Найди лишнее

Рассказать детям, что наш оживший детский сад, ушел в лес.

Теперь он там стоит - живет. Ему там нравится. Почему? Что в этом для детского сада хорошего?

Можно составить макет детского сада в лесу - используя любой материал в группе.

Предложить детям поселиться в этом детском саду, обговаривая с ними, что в этом будет нам хорошего, что плохого (удобно - неудобно). Родителям? Машине, привозящей продукты в детский сад? Летом, осенью, зимой?

Анализ проводится в виде паучка, разбросавшего свои лапки на доске, где фиксируется весь анализ, все наиболее интересные высказывания детей, подхваченные воспитателем и записанные или (если возможно) обозначенные символами.

Детям показывается сама схема - как будто паучок раскинул свои ножки, а каждая ножка смотрит - хороша или плоха эта ситуация. Куда поставит, там увидит. Предложить обозначить ножки паучка разными цветами, чтоб сразу было видно, какая видит только хорошее, какая плохое. Делаем все вместе макет паучка из бросового материала.

Игра "Паучок"

Х 1.1. Много деревьев, много места. Всегда чистый воздух.

П 1.1. Далеко от домов. Долго ехать, идти.

Х 2.1. Можно спрятаться, побегать. Будешь здоровым.

П 2.1. Все время стукаешься о деревья. Не докричишься до товарищей. Можно простудиться.

Х З. I. Много увидишь пока дойдешь, доедешь

П 3.1. Надо рано вставать. Поздно возвращаться домой.

X I.2. Близко от дома

П 1.2. Мало места гулять. Мишины рядом.

Х 2.1. Можно подольше поспать.

П 2 2. Сразу идешь домой, не погуляешь.

Х 3 2. Можно наблюдать за машинами. Нет деревьев, не стукаешься.

П 3 2. Не побегаешь. Все толкаются.

Когда сделан, обыгрывается "прогулка на участке" или сам участок (по выбору детей).

Одни из вариантов неудобства гуляния на участке - дождь.

Задачи.

Как погулять в дождь, не намокнув. (Зонтов у нас нет). Варианты решения принимаются фантастические и реальные. В реальном варианте можно обговорить, что в нем удобно, что неудобно. Сможем ли мы его использовать сейчас или когда-нибудь.

Игра «Точка зрения»

Цель.

Учить функциональному подходу к окружающему миру.

Закрепить эмпатическое отношение ко всему окружающему, познакомить детей с игрой "Точка зрения".

Учить использовать приемы при решении возникших задач.

Анализ с детьми по игре "Паучок" осени, дождя. Поговорить о функциях дождя.

Как человек скрывается от дождя, прячется от дождя.

Как к этому относится дождь. Ведь дождь тоже что-то думает, о чем мечтает.

Прочитать "Грустная история" Н. Абрамцевой.

Но наш дождик уже отрастил волосы, тот был летний, а наш – какой? Осенний. Что думает осенний дождик, поливая деревья. Дома? Детей, взрослых? Кого ему нравится поливать больше? А что думают дома, дороги, кусты, деревья, когда идет дождь.

Распределить роли среди детей, предложить рассказать, что они думают, чувствуют.

Во время обдумывания хорошо включить тихую "моросящую" мелодию.

Сделать макет дождика, проведя аналогию его с окружающими предметами и с отсутствующими. Отметить его характерные признаки. Как на макете нашего города показать, что дождь то есть, то его нет. Если нарисуем, не: сможем убрать...

Обыграть макет дождя, переходя постепенно с одного предмета на другой - сделав из группы - город. Дети небольшими фразами говорят, что в этот момент чувствует дождик, а что этот превращенный предмет.

А дома дождик бывает? Что это?

Загадать загадку -

Дождик теплый и густой –

Этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

Чем домашний дождь - душ лучше, чем гот, который на улице?

Как человек научился управлять дождем. Особенно летом, когда настоящего дождя, из тучи нет? Что делает человек? Поливает - опрыскивает дождевыми установками, поливальными машинами. Подвести итог - получается, что дождь есть и дождя нет. Дождь идет тогда, когда он нужен и там, где он нужен.

Ноябрь

Игра «Играем кольцом Луллия»

Цель.

Показать детям преимущества символической графической аналогии.

Закрепить умение пользоваться принципом "однородности" при создании чего - либо нового, при графической фиксации уже известного.

Учить самостоятельно, делать кольцо Луллия, познакомит детей с правилами игры.

Показать большое кольцо, разделенное на сектора, рассказать, что из этого получится игра. (Можно показать образец).

Дети наклеивают все вместе на сектора первого кольца - времена года.

На втором кольце часть детей рисует домашних животных, на третьем кольце - другая подгруппа детей - диких животных.

Оставшиеся дети могут нарисовать на четвертом кольце, дома и место жительства любых, выбранных ими животных. Все рисунки символические.

Потом кольца соединяются на штыре от пирамидки и, поворачивая его, дети находят дом для каждого животного. Определяют, кто из домашних животных похож внешне, характером на лесного; сравнивают их поведение в разные времена года.

Обыгрывается ситуация, полученная от произвольного поворота колец: что будет, если... Например: кот и медведь окажутся в собачьей конуре зимой. Как они гам оказались? Что будет происходить дальше. При желании дети могут зарисовывать полученные изменения. Провести так 2 -3 изменения положения колец, обговорить что получится. Воспитатель обращает внимание детей, с какими задачами звери сталкиваются при необычных ситуациях. Как решаются эти задачи? Можно напомнить детям о существовании волшебников - помощников и перейти на фантастический вариант.

Воспитатель показывает еще одно кольцо, на котором изображены все геометрические формы. Заменяет им то кольцо, где изображены времена года. Кольцо с дикими животными снимается совсем.

При повороте колец, возникает сочетание - домашнее животное, место жительства и какая - либо геометрическая форма. Задание: нарисовать на своем листе то сочетание, которое получилось, но используя только эту, выпавшую, геометрическую форму.

Каждый ребенок, по желанию, может сам выбрать себе задание.

В конце по рисункам составляется рассказ или сказка. Как можно назвать эту страну, где все из треугольников? Кругов? Обсудить возникшие при этом удобства и неудобства.

Игра "Точка зрения".

 Цель. Показать детям, что можно найти выход из любой сложной ситуации. Развивать внимание, эмпатийное отношение к окружающему.  Закрепить системный подход, учить сравнивать две системы, находя отличительные и похожие признаки. 

Прочитать. "Загадку" Н. Абрамцевой.

Что думали   кот, воробей, лужа, снег, голубь, сидящий на дереве.

Провести сравнительный системный анализ кота и птицы (компонентный). Обратить внимание на общую надсистему – бытовую: дерево, двор; видовую - птицы, домашние животные.

Предложить детям вспомнить аналогичные ситуации, которые были в их жизни - было опасно, но все кончилось хорошо. Как вышли из опасной ситуации.

Предложить решить такие ситуации:

На улице один плачет ребенок....

Собака бежит за кошкой...

Кот лезет за птицей на дерево, а там гнездо.

Решения стараться находить реальные, если невозможно, то уходить в фантастику.

Но варианты решений принимаются все, обговаривая, что лучше и быстрее.

 

 Игра "Посмотрим в окошко".

 Цель. Учить сравнивать различные свойства разных животных, находить аналогии в животном и техническом мире.

Развивать собственные ощущения, учить их описывать, проводить аналогию с другими ощущениями.

Закрепить умение использовать принцип однородности, найти его зрительный аналог.

Представить себе, что все вокруг, как еж, например, колючее? Дети обговаривают, как будут жить, двигаться, сидеть, играть. Возникающие при этом задачи решаются по ходу обсуждения.

Получается, что все что вокруг стало одинаковое, все из одного какого-то материала. А кто такое может сделать? Помощники - волшебники у нас какие есть - перечисляют имена и функции. А вот того, кто бы делал все  одинаковое, у нас нет.

Что или кто зимой и летом одним цветом (елка, крокодил, папины волосы и т.д.)

Кто всегда одинаковый: бабушка - добрая, конфета - сладкая, кошки - мягкая, теплая, кактус - колючий. Пусть дети выбирают символ "одинаковости", который потом будет у них в группе. Наши дети выбрали кота - он всегда одинаковый - ласковый, пушистый, мягкий, теплый и глазами так сверкает, как волшебник. Назвали его Одинакот.

 

Игра «Придумай свое животное»

Цель.

Познакомить детей с морфологическим анализом (не называя), показав, как объединяя реальные предметы, существа, получать что-либо новое, фантастическое.

Учить детей продумывать образ жизни, место жизни, питание, функции придуманного животного. Рисовать его портрет, дать название.

Вопрос: - Что больше у медвежонка, лап или ушей? А у ежонка?

У кого лап больше - у мышки, кошки или петуха?

Сколько глаз и ушей у тигренка?

Сколько всего ушей и лап у трех мышей и двух медведей?

По горизонтали и вертикали на фланелеграфе выкладываются дикие и домашние животные, хорошо знакомые детям. Желательно брать животных с яркими особенностями.

Детям предлагается придумать такое животное, которое еще никто никогда не видел.

По мере выкладывания реальных животных на фланелеграфе, обсуждаются их особенности.

В точке пересечения находятся животные, которые у нас получились.   Животное можно сразу нарисовать, можно разрезав картинки на 4 части, объединить их по-другому.

Полученное животное (дать название) поселяется на выложенном на листе макете его места жительства.

Из обсуждения его образа жизни составляется общий рассказ. Дети поселили животного в лесу, тогда им предлагают послушать, как животные поселились дома.  

Обсудить какие могли быть зверьки, имеющие такие названия.

 

Цель.

Учить детей создавать фантастические образы на основе реальных.

Продумывать их существование.

Изменить у реальных животных свойства, перенося их с других предметов.

Развивать чувство юмора.

Игра «Отгадай загадку»

Загадать загадки:

1. Плывет в пустыне бегемот, он быстро движется вперед. Как много елок он везет?

2. Отчего крокодил зеленый?

Принимаются любые ответы на загадки с  объяснением - почему ты так думаешь.

Почему у нас в домах не живут - крокодилы, бегемоты и другие большие животные.

Как можно их поселить у нас? Как человек решил эту задачу - животного у нас в доме не и он есть одновременно? Как? (Игрушечные звери). Чем это решение хорошо, чем плохо?

Прочитать А. Ахундову:

Хорошо бы бегемотика живого,

Но не толстого, немножечко худого.

Хорошо б живого медвежонка,

Но такого, чтоб налезла распашонка.

Хорошо бы носорога раздобыть,

Но такого, чтоб в колясочке возить.

Хорошо бы и жирафа небольшого,

Небольшого, невысокого такого.

Игра «Придумай домашнее животное»

Предложить детям придумать себе домашних животных, используя метод фокальных объектов. Дети, придумывают, объединяясь в подгруппы по 3 - 4 человека по желанию. Потом всем детям рассказывают, кто у них получился, и показывают портрет животного.

Дети все вместе обсуждают, как оно будет жить в группе, дома; что ему будет хорошо, что плохо. Что надо изменить в окружающем или в самом животном, чтоб было всем хорошо?  

Цель.

Развивать формы чувственного познания и совершенствовать ощущения и восприятия.

Продолжать учить находить символические, цветовые, фантастические аналогии.

Показать генетическую линию своей семьи, учить планировать свои дела на ближайшее будущее.

Игра: "Звуки моей семьи": мой звук, мамин, папин.

Звук радости в семье, звук вечера, звук утра.

Звуки можно показывать на музыкальных инструментах, голосом

Символический портрет своей семьи в геометрических формах и цвете.

Вопрос: - Как зовут папу вашего папы?

Как зовут маму вашей мамы?

Как зовут дочку (сына) вашей мамы?

Как зовут дочку вашей бабушки?

Сочиняем свою сказочную семью, где вместо реальных лиц сказочные герои.

Игра «Жизнь в такой семье, твои дела в ней, кем будет сам ребенок».

 

Ситуация: пришли вы вечером домой, а с вами из детского сада пришли помощники - волшебники. Кроме вас, их никто не видит. Что может произойти дома?

Чтоб было наглядней видно, где происходят изменения, дети моделируют свою квартиру - или в кукольном уголке, или на листе - картинками.

Что будет дома? Например: ожившие предметы на кухне сами готовят ужин. Что делает мама? Что может случиться на кухне в это время?

Увеличилась в размере посуда (тарелка с диван) - как быть, где хранить, на чем есть? Г де жить? Что в этих изменениях хорошего, что плохого? Действия детей, чтоб уменьшить неудобства, внесенные помощниками - волшебниками.

Каждый ребенок выбирает своего волшебника, проводя изменения самостоятельно, зарисовывая символами наиболее интересные изменения, чтоб потом рассказать всем детям. При желании дети могут объединяться в подгруппы.

При обсуждении происходящего, воспитатель акцентирует внимание детей на возникших противоречиях, формулируя их с помощью детей и по возможности разрешая знакомыми приемами.

Игра «Что делать, что бы не скучать?»

Цель. Учить детей видеть противоречия, формулировать и разрешать их (с подводкой воспитателя), используя знакомые приемы.

Понизить прием разрешения противоречивых свойств в пространстве и во времени.

Когда взрослый уезжает куда-нибудь или ребенок уезжает, он скучает по своим близким? Что можно сделать, чтоб не скучать?

Взять их с собой? Если они уедут с нами, нам будет хорошо, мы не будем скучать. Но взрослым будет плохо, потому что... Если взрослые не поедут с нами, нам будет скучно без них, но зато им будет хорошо, потому что...

Взрослые не всегда могут ехать с нами, жить с нами (например, бабушка, дедушка). Что можно сделать, чтоб они были у себя дома и у нас одновременно?

Показать детям как можно разрешить это противоречие во времени я в пространстве: навещать почаще (быть то там, то здесь), звонить (быть и там и здесь одновременно), оставить свою фотографию (оставить свою копию) и т.д.

Как показать (увидеть, сфотографировать) ребенка с двух сторон - спереди и сзади.

 

Игра «Я и моя семья»

Цель.

Показать отношение - ребенок - семья - общество.

Зависимость системы (семья) от надсистемы. Показать разнообразие нашего общества, разный взгляд на ребенка, взрослого в зависимости от того, кто на него смотрит, где он находится.

Учить соразмерять свои потребности, желания с окружающими.

Рассмотреть с анализом системный оператор: где ребенок рассматривается в подсистеме в разном дошкольном возрасте. Рассматриваются разные надсистемы, отношения в этих случаях.

Далее рассматривается семья, живущая в деревне, в городе, на севере, в Африке.

Как изменяется жилье семьи от климатических условий, места работы взрослых.

Показать детям, разный взгляд на семью, на ребенка в зависимости от того, кто на нее (него) в это время смотрит.

Вопрос: - Вспомнить, как детей называют дома - папа, мама?

Как называют в детском саду? Как бабушки и дедушка? Если ребенок идет в магазин

Игра «Изменим квартиру»

Цель.  Учить видоизменять, улучшать знакомые объекты. Представлять знакомые объекты и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент.

 Построить из строительного материала общую квартиру, в которой были бы спальни, столовая, кухня, коридор, ванная, туалет... По ходу построения обыграть разные размеры - например: ванна больше спальни. Зачем, что тогда в ней можно будет делать. Нужна или нет такая ванна?

По методу фокальных объектов изменяем эту "квартиру", обсуждая, что будет и выбирая самые интересные сочетания. Задание – не просто изменить, а улучшить.

По ходу обговаривается, что у нас есть для выбранного изменения.

Например: квартира - медведь (лесной, гуляющий по лесу, рычащий, мягкий, большой) и роза (пахнущая, яркая, цветущая, колючая, нежная).

Может получиться квартира, которая гуляет по лесу, большая, стены мягкие, мебели значит не нужно. Если шалишь, она сама рычит, маме не надо за нами смотреть. Если плохо себя ведешь - могут отправить в колючую комнату. Колючей может быть только одна стена - на нее все вешать будет удобно, в коридоре колючая стенка, как вешалка.

Комнаты хорошо пахнут, кровати, как сама роза, а мы спим, как Дюймовочки и т.д.

 Игра "Точка зрения"

Цель. За счет использования приемов фантазирования, создавать новые образы.  

 Игрой "Точка зрения" определить, что думает мебель (отдельные ее виды), стоящая в группе, дома, на улице (кафе), в больнице и т.д.

Можно прочитать стихотворение Даниэла Гевиера (Словакия) "Стол":

Стол пожаловался: "Ах!

Целый день я на ногах.

Все сидят.

А ты держи

Чашки, ложки да ножи.

Мне ж, бедняжке, не присесть,

Не попить и не поесть.

Нет покоя у стола.

Все дела, дела, дела!

Вопросы: Как отдохнуть столу? Что значит - стол сел? Стол – ест? Стол – пьет? Что он будет есть и пить? И где и что будут кушать люди, если стол начнет кушать и пить еду? Не успел поставить – стол съел? Это какой стол - оживший? Кто из помощников у этого стола в гостях побывал?

Как быть в этом случае?

Задача: Как разместить много мебели в маленькой комнате, чтобы ее многочисленные жителям было удобно и было на чем кушать, где спать и, где играть?

Модель и все решения фиксируются на доске с помощью детей или на фланелеграфе – геометрическими формами (можно складывающими). Но заранее их не готовить - пусть дети сами дойдут до этого решения.

Зафиксировать их внимание, что на любой вопрос можно дать неоднозначный ответ.

Игра «Маленькие человечки»

Цель.

Познакомить и объяснить сущность метода моделирования маленькими человечками.

Раскрывать детям причинно - следственные отношения между явлениями и предметами окружающей жизни.

 Одежда человека. Ее функции, разновидность по временам года и составу.

Задача: Едут два мужика зимой на санях. Оба одеты тепло, но замерзают. Что может их согреть быстрее - мороз (ветер) или солнце? Можно обыграть это маленькими человечками.

 

Цель.

Системное рассмотрение бытовых приборов в квартире и в детском саду.

Показать и зафиксировать с детьми технологию бинома фантазии. Учить придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их новыми функциями.

Игра "Части - целое" прямая и обратная по теме.

 

Составить с детьми морфологическую таблицу по видам приборов:

  1.  ряд - электроприборы: утюг, лампа, пылесос, фен, стиральная машина, холодильник.
  2.  ряд - радиоприборы: телевизор, радио, магнитофон, диктофон, видеомагнитофон.
  3.  ряд - режущие: нож, мясорубка, ножницы, лезвие, пила, резак, топор,
  4.  ряд - швейные: швейная машина, иголка, сантиметр.
  5.  ряд - прочие: телефон, газовая плита...

Расставляя карточки по рядам, дети называют их функции. Можно обсудить, что в них удобного и что не устраивает человека. Отметить, что большинство приборов сделаны по принципу "матрешки".

Соединяя выбранные из каждого ряда приборы, это может быть 2, потом 3, когда дети усвоят прием "бином фантазии"'. После первых двух объединений, подвести итог - как именно объединять предметы.

Например: объединяем телевизор и газовую плиту. Очень удобный прибор для мамы на кухне. Вместо духовки - экран. Если громкая быстрая музыка - обед готовится быстрее. Если кино – газ идет медленно, обед не пригорит. Или можно уменьшить звук и уменьшится газ. Обсудить, в чем неудобство такого прибора. Кому из домашних будет неудобно и т.д.

 

Игра «Было – есть – будет»

Выбрав некоторые предметы, рассмотреть их по системному оператору: было - есть - будет. Будущие приборы придумывать не обязательно. Сравнить, чем современные приборы лучше, чем удобнее в современных квартирах. Почему нельзя в доме разжигать костер, Почему неудобно пользоваться свечами, а свечи ставят, когда праздник или хочется уюта.

 Вопросы:

Чем лампа хуже и лучше свечи?

Зажечь свечу, сесть вокруг нее, посмотреть на огонек. Потом посмотреть на свет настольной лампы. Сравнить. Попытаться описать. что дети видели, глядя на свечу.

Домашнее задание.

Вечером зажечь свечу в полутемной комнате, оглядеть комнату. Запомнить, как она изменяется при свете свечи и при свете лампы.

Игра «Волшебный предмет»

Цель. Рассмотреть один из выбранных предметов по системному подходу.

Закрепить владение приемами изменения, проведя изменения выбранного предмета по всем знакомым приемам изменения, Рассмотреть, что получится при изменениях, изменения окружающих предметов вокруг. Показать детям алгоритм конструирования по методу снежного кома.

Предложить детям, выбрать один из предметов, который их окружает дома или в группе, предупреждая, что сегодня из него наши помощники - волшебники будут делать волшебный предмет.

Рассмотреть выбранный предмет по системному оператору.

Выложить его символ палочками, спичками.

Провести изменения выбранного предмета по знакомым приемам фантазирования.

Рассмотреть, как изменится окружающая среда этого предмета, что в этом будет хорошее, что плохое. Провести изменения методом снежного кома.

Игра «Придумай рассказ»

 Цель.

Закрепить функциональный анализ. Подвести к вепольному анализу, закрепляя понимание противоположности в любом процессе: в любом происходящем процессе есть две стороны. Воспитывать эмпатическое состояние к окружающему.

Составить морфологическую таблицу по функциям человека и животного. Возможно обозначение положительных функции одним цветом (по предложению детей), а отрицательных функций другим цветом. Распределение функций можно провести по горизонтальным рядам: ряд - положительные, ряд - отрицательные.

Произвольный набор функций по подгруппам детей и продумывания, что может произойти в этой случае. Потом каждая подгруппа рассказывает свой полученный вариант. Например: Человек - готовит, животное - кусает. Кот был такой голодный, что пока мама готовила ужин, кусал ее за ногу. Мама готовила обед, резала мясо, а собачка потихоньку незаметно кусала мясо с другой стороны. Папа приготовил все для завтрака и пошел нас звать. А Мурзик в это время откусил кусок колбасы.

По ходу рассказов можно обсудить, что нужно сделать, чтобы этих неожиданностей не произошло?

Вопрос: - Когда будем делать - во время происшествия или заранее? Что эффективнее"?

Игра: "Кто без кого (чего) т может быть?

(Игра из книги "Чего на свете не бывает?" О. М. Дьяченко и Н. Е. Варакеты).

Детям предлагаются картинки: доктор, учитель, пожарник, водитель, продавец, строитель, художник, телемастер, плохая погода, зима, больной, ученик, пожар, пассажир, покупатель, стройка, картина, телевизор, хорошая погода, лето.

Ребенку предлагается подобрать пару к картинке, изображающей профессию человека - картинку, изображающую без чего (кого) он не может работать. При затруднении задать детям наводящие вопросы.

По выбранной паре картинок, обговорить, как и чем воздействует, например, врач на больного, учитель на ученика и т.д.

Составить с детьми простейшие вепольные модели:

Мокрым веником Егорки

Так и хлещет Ваню.

Генеральная уборка

Превратилась в баню.

Все, что Петя подобрал,

Он в карман пихнет.

Если Петя погулял,

Дворник отдыхает.

(Частушки).

Игра  «Придумай животное»

Цель. Учить объединять однородные системы в надсистему.

 Познакомить детей с ресурсами животных, с их межвидовыми отношениями.

Используя морфологическую таблицу, на каждой из горизонтальных линий расположены: звери, птицы, насекомые, придумать новое животное. Рассмотрев его как "систему" определить все основные свойства, привычки, образ жизни. Дать название.

 

Цель.

Познакомить с видами информации.

Показать принцип посредника, учить находить его в окружающей жизни.

Учить изменять окружающие предметы, свои ощущения, используя приемы фантазирования.

Спросить детей, как мы сейчас узнаем информацию.

Вопрос: -  Что такое информация? Какая бывает информация?

По системному (компонентному) подходу классифицировать информацию: зрительная, слуховая, осязательная и т.д.

Обыграть наглядным экспериментом каждый вид информации, предлагая детям попробовать получить и передать любую информацию.

При проведении эксперимента исключить участие остальных анализаторов, например: слушать, гладить, нюхать с закрытыми глазами.

В эксперимент включается Перевертыш и предлагает отгадывать наоборот.

Слушать глазами, с закрытыми ушами.

Вопрос: -  Что услышишь?

Смотреть руками. Нюхать глазами и т. д.

Появляются другие помощники волшебники и становятся как бы посредниками между ребенком и предметом.

Вопрос: - Как теперь будет выглядеть предмет, если между ним и ребенком стоит Великанчик с пальчик?

Вопрос: - Какая на вкус будет соль, если ее предлагает Перевертыш?

Каким будет букет цветов в вазе, если их показывает Одинакот?

Что внутри куклы, если ее предлагает матрешка? (Пищалка)

После игры воспитатель подводит итог, что узнать о чем-то можно самостоятельно, а можно через кого-то посредника. Анализируется с детьми, что лучше, что хуже.

Вопрос: - Всю ли информацию мы можем получать сами?

Что мы не можем узнавать сами? Что узнаем через кого-то или чего-то.

Какие предметы дома, в детском саду нам о чем - то говорят.

О чем они могут говорить нам, о чем друг другу. Эмпатия.

Вопрос: - Как может узнать стул, кто на нем сидит? Какое настроение сегодня у его хозяина?

Игра: "Скажи, покажи через посредника".

Детям предлагается передать какую-нибудь информацию товарищу, только через посредника, можно не одного.

Принцип "Испорченного телефона". Последний получивший информацию, говорит ее вслух. Сверяют, то ли хотел сказать первый ребенок.

То же самое, только без слов, показывая действиями.

Принцип игры "Где мы были, мы не скажем, а что делал покажем", только индивидуально. Дети, ждущие информацию, стоят спиной. Поворачиваются по очереди.

Последний ребенок сверяет свое понятие с первоначальным.

Игра: " Мы дикторы" - желающие дети становятся дикторами и сообщают новости, которые произошли за сегодняшний или вчерашний день.

Можно сообщать не самому "диктору", а какой-нибудь кукле или любому предмету по выбору. Тогда "предмет" сообщает новости от своего лица, со своей точки зрения.

Написать "письмо" товарищу, с каким-либо поручением найти что-то; принести мне что-то; переложить что-то туда-то. Варианты "записи" по усмотрению ребенка. Придумать, как обозначить адрес на конверте, чтоб "почтальон" сразу нашел получателя. Отнести письмо на "почту". Получатель, прочитав письмо, выполняет задание. Отправитель проверяет, правильно ли он его понял. Возможно обговариванием, почему было не понято задание. Как можно было бы его по-другому "написать".

Игра "Слова-напарники".

Цель.

Закрепить технологию работы по морфологическому анализу, создавая совершенно новые средства информации.

Учить нетрадиционному взгляду на привычные предметы.

Воспитатель называет первое слово, дети добавляют два последующих по принципу: одно сделано из другого, сначала одно потом другое.

Например: набор номера - звонок - поднятие трубки.

Бумага - ручка - письмо.

Предложить детям составить морфологическую таблицу по видам информации:

1 ряд: техника - телевизор, радио, магнитофон, компьютер…

2 ряд: связь - телефон, телеграф, письма, спутниковая связь.

3 ряд: печатно-письменная - книги, газеты, журналы, картины.

4 ряд: природная - погода, сезонные явления, время суток, поведение животных.

Составить универсальную информационную систему, выбрав из таблицы составляющие.

Например: телефон + время суток. Телефон, который днем или когда хозяин может ответить, пропускает звонки, а ночью отвечает сам, а разговор записывает. Утром докладывает хозяину.

Можно определить, что будет за система, если выбрать карточку наугад. Определить, что в ней будет хорошее, что плохое.

Например: магнитофон, книга, телеграф, поведение животных.

Изменение поведения животных передается по телеграфу, записываясь на магнитофон. Потом все сообщения записывают в книгу.

Каждое новое "изобретение" обсуждается с точки зрения хорошо, плохо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

В методической разработке представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей. Методичка адресована воспитателям ДОУ...

Сборник дидактических игр на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном сборнике подобраны игры для детей старшего дошкольного возраста. Игры направлены на развитие связной речи, грамматического и лексического строя речи, фонетико-фонематического строя речи...

Дидактические игры по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры в детском саду с детьми малдшего дошкольного возраста 3-4 лет по развитию речи....

"Дидактические игры по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста".

Основная цель данной методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры. Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: поб...

дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

краткое содержание дидактических игр по развитию речи для старшего дошкольного возраста...

Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Основная цель  методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:...

Сборник дидактического материала «Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речиИгры на совершенствование звукового анализа слова....