«Познавательно-речевое занятие в подготовительной группе «Путешествие снежинки».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Хохлова Галина Юрьевна

«Познавательно-речевое занятие в подготовительной группе «Путешествие снежинки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shakhova_3.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательно-речевое занятие в подготовительной группе «Путешествие снежинки».

Цели:

-Закрепить у детей знания о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом: идет снег; дни становятся короче, а ночи длиннее; понижается температура; водоемы покрываются льдом.

-Закреплять знания о том, как животные, птицы нашего края приспосабливаются к зимним условиям.

-Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (снегопад, метель, поземка) .

-Совершенствовать умение использовать в речи слова, обозначающие признаки (зима – морозная, холодная, ветреная и т. д.) и действия (снежинка – кружится, падает, летит и т. д.) предмета, подбирать родственные слова (снег – снеговик, снегокат, снегурочка и т. д.)

-Воспитывать культуру речевого общения.

-Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

-Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и безопасность других детей на зимних прогулках.

Материал: интерактивная доска, подбор картинок: зимний пейзаж, снежинка, сугроб, следы зверей и птиц, звери и птицы в лесу. Зимние забавы детей.

Ход занятия.

- «Тройка, тройка прилетела: скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица: белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом – все покрыла серебром! » (зима)

- О каком времени года эта загадка? (картинка)

-Какие вы знаете приметы зимы?

Ответы детей: идет снег, холодно, день становится короче, а ночь длиннее, реки покрываются льдом.

- Какой может быть зима?

Ответы детей: снежная, морозная, ветреная, морозная, сибирская и т. д.

-Что означает в загадке «тройка белых скакунов»?

- Назовите зимние месяцы.

Послушайте еще загадку:

«С неба звезды падают, лягут на поля, пусть под ними скроется черная земля.

Много-много звездочек тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле тепло» (снежинка)

-Как появляются снежинки?

Ответы детей: капли под воздействием холода замерзают, падают снежинками.

-Дети, сегодня снежинка приглашает вас в зимнее путешествие. Подул ветер и наша снежинка полетела. А какие еще зимние явления, кроме ветра, могут помочь нашей снежинке полететь? (метель, вьюга, буран, поземка). Закружил ветер снежинку и опустил на большой белый сугроб в лесу (картинка) .

-Как вы думаете, что там она увидела?

Ответы детей: деревья, покрытые шапками снега, большие сугробы, пушистые ели под снежным покровом.

-Давайте полюбуемся красотой зимнего леса, уснувшими деревьями, белым покрывалом снега.

-Что могут делать снежинки зимой? (падать, кружится, искрится, виться, сверкать, блестеть, серебриться и т. д.) .

-А еще снежинка увидела…. (картинка) следы зверей.

-Как вы думаете, какие звери их оставили? (лиса, белка, заяц, волк)

-Как живется в лесу животным зимой? (картинка) Голодно, мало пищи.

-Кто из зверей самый запасливый? (белка)

-Кто меняет шубку к зиме? (заяц, белка)

-Кто из зверей хищники? (волк, лиса)

-Чем питается заяц? (веточками и корой осины, она зимой кажется зайцу сладкой; в ней 10% сахара)

-каких птиц встретит снежинка в лесу? (дятел, синица, воробей, ворона) (картинка) .

-Как одним словом назвать птиц, остающихся на зиму в нашем крае? (зимующие)

-Почему зимой много птиц в городе? (картинка) (в городе птицы могут найти больше корма)

-Чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки, подкармливать птиц) (картинка)

-Послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой» (читает ребенок)

Физкультминутка:

«Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять (дети шагают)

Бабу снежную лепили, (показывают, как лепили)

Птичек крошками кормили (движения пальцами,

На лыжах мы долго катались (показывают лыжников,

А потом в снегу валялись (круговые движения руками) .

Отряхнулись всей гурьбой (дети отряхиваются,

А потом пошли домой (дети идут на стульчики) .

-Подхватил ветерок снежинку и понес в город (картинка)

Стоял теплый зимний день. Каким он еще может быть? (ясным, пасмурным, теплым, холодным, морозным, солнечным, ветреным, хмурым)

-В городе прошел снегопад. Какие еще родственные снегу слова вы можете назвать? (снег – снегопад, снеговик, снегурочка и т. д.)

-Опустилась снежинка на горку, а там, во дворе, много ребят. Чем они могут заняться зимой? (кататься на лыжах, коньках, делать снеговика и т. д.) (картинка)

-Расскажите, чем вам нравится зима? (рассказы детей)

-Зима – прекрасное время года. Вы рассказали, чем любите заниматься. А знаете ли вы, о чем нужно помнить, чтобы с вами не случилось беды, вы не ушиблись и не навредили другим детям?

Ответы детей: не толкаться на горке; уступать дорогу, когда скатываются с горки на санках, осторожно ходить по ледяным дорожкам, не бросаться твердыми снежными комками, не брать снег в рот, и т. д.

-Снежинка довольна, что вы знаете правила безопасности. Давайте расскажем ей, какие мы знаем пословицы и поговорки о зиме: «Мороз да вьюга – два друга», «Береги нос в большой мороз», «Мороз не велик, да стоять не велит», «В зимний холод всякий молод» и др.

-Снежинка возвращается к своим сестрам. И мы заканчиваем наше зимнее путешествие. Мы побывали в лесу, в городе, полюбовались зимними пейзажами. Вам понравилось? Вечером придут родители, о чем вы им расскажете? А еще я думаю, вы нарисуете в группе зимнюю картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно – речевого занятия в подготовительной группе "Путешествие по стране органов чувств".

Конспект познавательно – речевого занятия в подготовительной группе "Путешествие по стране органов чувств"....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей - подготовительной группе Систематизировать знания детей о родном языке. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Тема: «Путешествие в страну Лингвию» Занятие позоволит развить у детей навыки связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться усп...

Познавательно-речевое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"

совершенствование всех сторон устной речи, учить отвечать на вопросы полным ответом. Развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга, расширять словарный запас детей, закреплять умение ...

Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе «Путешествие сказочный лес».

                  Знакомить детей с новыми малоподвижными играми.             Учить...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....

Конспект игрового развлекательного занятия в старшей группе "Путешествие снежинок"

Игровое развлекательное занятие по физической культуре. Цель мероприятия - создать условия для формирования умений детей использовать здоровьесберегающие технологии в практической деятельности...

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной группы «Как на масленой неделе…»

Тема: «Как на масленой неделе…»Квест- это интерактивная игра, состоящая из разнообразных элементов, что позволяет адаптировать её к различным условиям. Игра включает в себя движение...