Роль фольклора в интеллектуальном развитии дошкольников
методическая разработка (развитие речи) по теме

Джазова Мадина Менглибиевна

Данная статья раскрывает роль фольклора в развитияиречи дошкольников. Сказки, поговорки ,загадки  легко запоминаются детьми. Читая их , дети различают добро и зло, любовь к труду и лень и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_folklora_v_intellektualnom_razvitii_doshkolnikov.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фольклора в интеллектуальном  развитии дошкольников

Джазова Мадина Менглибиевна

Кандидат филологических наук, доцент, воспитатель

ГБДОУ ЦРР – детский сад №29 Красносельского района СПб

Е-mailm.dgazova@yandex.ru

Интеллектуальное развитие человека появляется в раннем детском возрасте и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подрастковом. Но оно развивается и совершенствуется у  человека только при обязательном овладении речью.

Если окружающие малыша взрослые начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, то у него развивается способность представлять, мыслить и воображать, с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Вместе с этим растёт и эмоционально-волевая сфера.

Наукой доказано, что человек без речевого общения, без социальной среды, не может быть полноценным человеком.

Воспитатель обязан знать и помнить, что речь – инструмент развития психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

В процессе развития человеческого общества возникает и проблема обучения и воспитания детей с целью передачи накопленного опыта. Новое растущее поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом что-то новое, совершенное. Таким образом, от поколения к поколению совершенствовалась и формировалась народная культура.

Вместе с развитием народной культуры развивается и этно обучение и воспитание.

Русский педагог К.Д.Ушинский считал, первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые блестящие попытки создания народной педагогики.

На протяжении своей многовековой истории человечество создало богатейший фольклор – предания, сказки, пословицы, поговорки, песни разного содержания…

Постигая устное народное творчество, ребёнок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Произведения фольклора через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействует на ребёнка, учат образно мыслить, видеть необычное в обычном, тем самым закладывая основу эстетической культуры, формируя уважение к опыту и результатам деятельности многих поколений.

В современном обществе наряду с поиском наиболее лучших способов и моделей воспитания и развития детей, самыми эффективными являются лучшие образцы народного творчества. Включение в жизнь и воспитание детей произведений УНТ способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обеспечивая эффективное формирование самостоятельной речи дошколят.

Широкое использование всех жанров фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволят им получать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Произведения УНТ воспитывают в детях умение понимать красоту родного языка и культуру своего народа.

Доброжелательная насмешка, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - эффективное средство воспитания, «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Фольклор помогает воспитывать положительное отношение к режимным моментам: утренней зарядке, умыванию, одеванию, приёму пищи, сну и другому. Моменты режима можно сопровождать маленькими стишками, прибаутками, приговорками. При провождении зарядки можно приговаривать:

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведём и побежим кругом.

Для соблюдения детьми правил гигиены:

Чистая водичка,

Умой моё личико,

А потом – ладошки

И пальчики немножко.

Можно приговаривать потешки во время еды

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?

При налаживании контакта с детьми можно использовать игрушки, учитывая индивидуальные особенности каждого, при этом приговаривая потешку:

Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Хочет с нами поиграть,
Всех ребят пересчитать.

Сон для детей не всегда приятен. В подобной ситуации можно сказать:

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Волшебный и реалистичный мир сказок помогает развивать силу воображения, фантазию детей, тем самым способствуя сочинительству малышей. Герои сказок хорошо им знакомы, черты их характеров ярко выражены, поступки понятны. Язык необычайно богат образными сравнениями, эпитетами, метафорами, которые позволяют ребёнку стать одним из героев сказки. Подражая им, малыши учатся защищать обиженных и слабых, наказывать зло. С помощью сказки можно объяснить множество явлений, так как сказка близка к мышлению ребёнка.

Сказка развивает образное и логическое мышление, творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и становится неотъемлемым помощником при подготовке детей к школе.

В работе воспитателя можно активно использовать материалы УНТ как средство обогащения словаря и развития речи детей. Благодаря своей лаконичности, выразительности и музыкальности звучания образный и выразительный язык фольклора быстро запоминается малышами.

В связи с этим примечательно высказывание К.Д.Ушинского о силе слова:

«Не условным звукам… учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естественноиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы ввести ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ»4. В этих словах указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, но какому-то недосягаемо облегчённому методу»5.

Таким образом, фольклор – является не только источником развития речи детей, но и воспитывает, учит малышей «многому», сложным премудростям жизни.

                                                     Литература.

  1. Заворохина Л.Н. Роль УНТ в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста// Методические разработки.
  2. Тихонова О.В. Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников// Работа с дошкольниками.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.– М.: Владос, 2004. – 288 с.
  4. Ушинский К.Д. Изб.пед.соч. – М., 1974, т.1. – С.148.
  5. Ушинский К.Д. Изб.пед.соч. – М., 1974, т.1. – С.149.
  6. Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль фольклора в процессе формирования духовно - нравственных качеств дошкольников""

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родител...

Роль фольклора в развитии речи дошкольников

Мой опыт работы ро развитию речи дошкольников...

Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."

1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

Роль фольклора в развитии дошкольников

quot;Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"...

"Роль фольклора в развитии дошкольников"

Консультация для родителей...

Статья "Роль фольклора в воспитании дошкольников"

Статья из личного опыта музыкального рководителя о роли фольклора в воспитании дошкольников...