Главные вкладки

    Методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
    статья по развитию речи (старшая группа) по теме

    Кувалова Светлана Владимировна

     

    Монологическая речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

    Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться, прежде всего, данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?»; «Как он организован?»; «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их  к школе.

    Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления говорящего, его отношение к рассказываемому.

    Развитие связной речи неотделимо от таких задач речевого развития, как обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.

    В процессе рассказывания и пересказывания ребенок вынужден подыскивать слова, наиболее подходящие для выражения его замысла. При этом слова из пассивного словарного запаса ребенка переходят в активный.

    В ходе овладения связной речью у ребенка развивается умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Нельзя себе представить развитие у ребенка связной речи без воспитания звуковой культуры речи, которая способствует тому, чтобы речь ребенка была четкой, внятной, выразительной.

    Одной из задач развития речи дошкольников является также умение пользоваться диалогической и монологической речью. Монолог представляет собой более высокую ступень речевого развития по сравнению с диалогом, требующую большего совершенства в формировании замысла, в произвольности его осуществления. Поэтому формирование монолога основывается на достижениях ребенка в области диалогической речи.

    Если с дошкольниками ведется соответствующая работа, ребенок к старшему дошкольному возрасту овладевает умением отвечать на вопросы достаточно точными, краткими или (при необходимости) развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания сверстников, дополнять их. Ребенок может уже довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему.

    Освоив пересказ, а затем и рассказ, ребенок обретает опыт речевой деятельности на основе литературных произведений. Рассказ, в отличие от пересказа, – это создание нового текста, что невозможно при отсутствии у ребенка опыта и личных наблюдений. Большое значение при этом имеет картина, которая раздвигает поле непосредственного наблюдения. Зрительный образ нагляден, более конкретен, нежели словесное описание.

    Методика обучения рассказыванию по картине строится на использовании предметных, пейзажных, сюжетных, серии сюжетных и других картин. Использование одного из этих видов картин обусловлено прежде всего целью конкретного занятия. В выборе картин для работы по развитию речи должна строго соблюдаться последовательность перехода от доступных, простых сюжетов к более сложным.

    При условии систематической работы дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картину, а затем и без опоры на наглядный материал. В этом выражается значение обучения рассказыванию по картине для развития речи ребенка в целом. Таким образом, работа с картиной является этапом развития связной речи ребенка.

    Приведем некоторые приемы обучения детей связной речи, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:

    -  образец рассказывания;

    -  анализ образца рассказывания;

    -  совместное рассказывание;

    -  план рассказывания (2-3 вопроса);

    -  рассказывание по частям.

    Выделяется несколько видов рассказов детей по картине:

    -  описание предметных картин;

    -  описание сюжетной картины;

    -  рассказ по последовательной серии сюжетных картин;

    -  повествовательный рассказ по сюжетной картине;

    -  описание пейзажной картины и натюрморта.

    Образец рассказывания - это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.

    Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

    Анализ образца рассказывания. Задача этого приема - привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

    Совместное рассказывание  - этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.

    План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

    Рассказывание по частям. По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

    Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы, основной методический прием – вопросы воспитателя. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуем использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов. Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.

    Целесообразно сочетать работу по картине с другими видами занятий: музыка, художественный труд, игры-драматизации, экскурсии и т.д.

    Систематическая работа по развитию связной речи у дошкольников – главное условие успешной реализации поставленных перед воспитателем задач.

     

    Описание как функциольно-смысловой тип связной речи.

    Описание - это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта. Постоянные признаки в объекте - это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности данному человеку предмету и т.д. Они могут обозначать как внешние черты (размер, цвет объем и т.д.), так и внутренние качества предмета или явления (характер, увлечения, повадки и т.д.).

    Описание объекта характеризует объект, т.е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки - это «новое» предложение. В данном предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли говорящему, во-первых, вычислить характерные детали предмета, во-вторых, увидеть их главные или наиболее яркие признаки и, в-третьих, найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?»

    Чаще всего описание начинается с названия объекта «Это клоун», «Мне подарили куклу», «На ветках сидит филин» и т. п. В нем передается общее впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение: «Жираф - самое большое и красивое животное». Оценочное суждение требует чтобы не только отвечали на вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства. Затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. Последовательность в перечислении признаков может быть различной, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление местоположение (слева - направо, снизу - вверх, вблизи - вдали и т.п.). Содержание этой части описания зависит от самого объекта, от его сложности.

    Если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство назначение.

    Если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки,

    При описании человека внимание обращается на его внешний вид (волосы, лицо, одежду), дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т. п.).

    При описании природы возможны варианты: в одном случае главным может быть описание предмета, показ признаков: «что, какое?» Например, при описании леса: «...Елочка похожа… а дуб словно... Кустики спрятались... Снег на ветках…). В другом случае основное внимание может уделяться описанию места, расположению предметов (Вышли  мы на опушку и видим: прямо перед нами ... слева от… а чуть поодаль). Описание места может соединяться с описанием предмета. Так часто и бывает в различных пейзажных зарисовках.

    После перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания.

     

         Пересказ — это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.

    Роль пересказа высоко оценивалась К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. Вопросы обучения пересказыванию раскрыты в работах Е.И. Тихеевой [25], А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Л.М. Гурович и другими. Ребенку дается образец (рассказ), который необходимо воспроизвести своими словами. Прежде чем пересказать текст, нужно глубоко осмыслить, продумать и прочувствовать его содержание, идею. При этом ребенок не только запоминает его отдельные эпизоды, но впитывает мысли, устанавливает логические связи между ними. Художественный текст выводит ребенка за пределы непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром явлениями, человеческими отношениями, расширяет кругозор детей.

     Пересказывая художественное произведение, ребенок не только вновь переживает те эмоции, которые были вызваны первичным восприятием, но и стремится выразить с помощью слов и интонации свое отношение к прочитанному.

    При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи ясность произношения. Однако эти возможности будут реализовываться только в том случае, если пересказу систематически обучать.

     Существуют разные виды пересказа: подробный, близко к тексту; выборочный; сжатый; творческий.

    Пересказ во всех возрастных группах имеют общую структуру 

    1. Вводная часть. Ее цель — подготовить детей к восприятию произведения повысить интерес к занятию. Понимание текста во многом определяется наличием у детей соответствующего опыта. Поэтому перед чтением важно напомнить дошкольникам аналогичные впечатления из личного опыта.    Подготовить детей к восприятию произведения помогает так же рассматривание иллюстраций и картин.

    Длительность вводной части занятия, и ее содержание зависят от характера и сложности произведения, от возраста детей, их жизненного опыта.

    2. Первичное чтение художественного произведения без установки на запоминание для целостного восприятия произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц, помогая детям определить свое отношение к событиям рассказа (сказки), к героям.

    3. Беседа по содержанию прочитанного произведения. Беседа помогает ребенку увидеть те внутренние связи, которые он сам не в силах еще вскрыть и осознать. Задавая дошкольникам, вопросы по поводу прочитанного, педагог помогает им не только вспомнить, но и осмыслить материал, проанализировать более или менее скрытые связи и отношения что самостоятельно дети сделать еще не в силах. Беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.

    4. Повторное чтение произведения с установкой на запоминание.

    5. Пересказ произведения детьми.

     В зависимости от уровня умений детей, от того, читается ли новое или известное им произведение, от степени трудности его содержания построение занятий может меняться. В частности, может отсутствовать вводная беседа, если рассказ (сказка) детям уже известен или содержание понятно.

     Анализируя детские пересказы, необходимо опираться на следующие требования к ним:

    -  осмысленность, т е. полное понимание текста;

    -  полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

    -  последовательность;

    -  использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;

    -  правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

    -  культура устного рассказа в широком смысле слова (правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, четкость произношения).

     

        Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для не планируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать. Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному - двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

    Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.  Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика. Для успешного проведения этих игр надо заранее обогатить детей соответствующими знаниями; подготовить оборудование; поддержать их инициативу.

    Рассказывание имеет место и в играх «Детский сада», «Школа», «День рождения», а также в играх, отражающих увиденное и жизни. Воспитатель при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались плохо рассказывающим детям.

    В зоне для самостоятельной художественно-речевой деятельности педагог располагает оборудование, предназначенное для свободного использования детьми.Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей. Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в программы утренников, концертов.

    Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi_2.docx22.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.4. Методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

    Монологическая речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

    Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи, воспитателям необходимо руководствоваться, прежде всего, данными современной лингвистики текста, которая пытается ответить на вопросы: «Как сделан текст?»; «Как он организован?»; «Что превращает определенную последовательность предложений в текст?»; «Каков механизм построения текста?» и др.Без этих знаний невозможно составить грамотный образец рассказа для детей и научить дошкольников правильно составлять рассказы, чтобы они отвечали требованиям программы и готовили их  к школе.

    Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления говорящего, его отношение к рассказываемому.

    Развитие связной речи неотделимо от таких задач речевого развития, как обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.

    В процессе рассказывания и пересказывания ребенок вынужден подыскивать слова, наиболее подходящие для выражения его замысла. При этом слова из пассивного словарного запаса ребенка переходят в активный.

    В ходе овладения связной речью у ребенка развивается умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Нельзя себе представить развитие у ребенка связной речи без воспитания звуковой культуры речи, которая способствует тому, чтобы речь ребенка была четкой, внятной, выразительной.

    Одной из задач развития речи дошкольников является также умение пользоваться диалогической и монологической речью. Монолог представляет собой более высокую ступень речевого развития по сравнению с диалогом, требующую большего совершенства в формировании замысла, в произвольности его осуществления. Поэтому формирование монолога основывается на достижениях ребенка в области диалогической речи.

    Если с дошкольниками ведется соответствующая работа, ребенок к старшему дошкольному возрасту овладевает умением отвечать на вопросы достаточно точными, краткими или (при необходимости) развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания сверстников, дополнять их. Ребенок может уже довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему.

    Освоив пересказ, а затем и рассказ, ребенок обретает опыт речевой деятельности на основе литературных произведений. Рассказ, в отличие от пересказа, – это создание нового текста, что невозможно при отсутствии у ребенка опыта и личных наблюдений. Большое значение при этом имеет картина, которая раздвигает поле непосредственного наблюдения. Зрительный образ нагляден, более конкретен, нежели словесное описание.

    Методика обучения рассказыванию по картине строится на использовании предметных, пейзажных, сюжетных, серии сюжетных и других картин. Использование одного из этих видов картин обусловлено прежде всего целью конкретного занятия. В выборе картин для работы по развитию речи должна строго соблюдаться последовательность перехода от доступных, простых сюжетов к более сложным.

    При условии систематической работы дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картину, а затем и без опоры на наглядный материал. В этом выражается значение обучения рассказыванию по картине для развития речи ребенка в целом. Таким образом, работа с картиной является этапом развития связной речи ребенка.

    Приведем некоторые приемы обучения детей связной речи, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:

    -  образец рассказывания;

    -  анализ образца рассказывания;

    -  совместное рассказывание;

    -  план рассказывания (2-3 вопроса);

    -  рассказывание по частям.

    Выделяется несколько видов рассказов детей по картине:

    -  описание предметных картин;

    -  описание сюжетной картины;

    -  рассказ по последовательной серии сюжетных картин;

    -  повествовательный рассказ по сюжетной картине;

    -  описание пейзажной картины и натюрморта.

    Образец рассказывания - это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.

    Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

    Анализ образца рассказывания. Задача этого приема - привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

    Совместное рассказывание  - этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.

    План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

    Рассказывание по частям. По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

    Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы, основной методический прием – вопросы воспитателя. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуем использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов. Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.

    Целесообразно сочетать работу по картине с другими видами занятий: музыка, художественный труд, игры-драматизации, экскурсии и т.д.

    Систематическая работа по развитию связной речи у дошкольников – главное условие успешной реализации поставленных перед воспитателем задач.

    Описание как функциольно-смысловой тип связной речи.

    Описание - это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта. Постоянные признаки в объекте - это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности данному человеку предмету и т.д. Они могут обозначать как внешние черты (размер, цвет объем и т.д.), так и внутренние качества предмета или явления (характер, увлечения, повадки и т.д.).

    Описание объекта характеризует объект, т.е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки - это «новое» предложение. В данном предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли говорящему, во-первых, вычислить характерные детали предмета, во-вторых, увидеть их главные или наиболее яркие признаки и, в-третьих, найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?»

    Чаще всего описание начинается с названия объекта «Это клоун», «Мне подарили куклу», «На ветках сидит филин» и т. п. В нем передается общее впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение: «Жираф - самое большое и красивое животное». Оценочное суждение требует чтобы не только отвечали на вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства. Затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. Последовательность в перечислении признаков может быть различной, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление местоположение (слева - направо, снизу - вверх, вблизи - вдали и т.п.). Содержание этой части описания зависит от самого объекта, от его сложности.

    Если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство назначение.

    Если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки,

    При описании человека внимание обращается на его внешний вид (волосы, лицо, одежду), дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т. п.).

    При описании природы возможны варианты: в одном случае главным может быть описание предмета, показ признаков: «что, какое?» Например, при описании леса: «...Елочка похожа… а дуб словно... Кустики спрятались... Снег на ветках…). В другом случае основное внимание может уделяться описанию места, расположению предметов (Вышли  мы на опушку и видим: прямо перед нами ... слева от… а чуть поодаль). Описание места может соединяться с описанием предмета. Так часто и бывает в различных пейзажных зарисовках.

    После перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания.

         Пересказ — это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.

    Роль пересказа высоко оценивалась К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. Вопросы обучения пересказыванию раскрыты в работах Е.И. Тихеевой [25], А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Л.М. Гурович и другими. Ребенку дается образец (рассказ), который необходимо воспроизвести своими словами. Прежде чем пересказать текст, нужно глубоко осмыслить, продумать и прочувствовать его содержание, идею. При этом ребенок не только запоминает его отдельные эпизоды, но впитывает мысли, устанавливает логические связи между ними. Художественный текст выводит ребенка за пределы непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром явлениями, человеческими отношениями, расширяет кругозор детей.

     Пересказывая художественное произведение, ребенок не только вновь переживает те эмоции, которые были вызваны первичным восприятием, но и стремится выразить с помощью слов и интонации свое отношение к прочитанному.

    При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи ясность произношения. Однако эти возможности будут реализовываться только в том случае, если пересказу систематически обучать.

     Существуют разные виды пересказа: подробный, близко к тексту; выборочный; сжатый; творческий.

    Пересказ во всех возрастных группах имеют общую структуру  

    1. Вводная часть. Ее цель — подготовить детей к восприятию произведения повысить интерес к занятию. Понимание текста во многом определяется наличием у детей соответствующего опыта. Поэтому перед чтением важно напомнить дошкольникам аналогичные впечатления из личного опыта.    Подготовить детей к восприятию произведения помогает так же рассматривание иллюстраций и картин.

    Длительность вводной части занятия, и ее содержание зависят от характера и сложности произведения, от возраста детей, их жизненного опыта.

    2. Первичное чтение художественного произведения без установки на запоминание для целостного восприятия произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц, помогая детям определить свое отношение к событиям рассказа (сказки), к героям.

    3. Беседа по содержанию прочитанного произведения. Беседа помогает ребенку увидеть те внутренние связи, которые он сам не в силах еще вскрыть и осознать. Задавая дошкольникам, вопросы по поводу прочитанного, педагог помогает им не только вспомнить, но и осмыслить материал, проанализировать более или менее скрытые связи и отношения что самостоятельно дети сделать еще не в силах. Беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.

    4. Повторное чтение произведения с установкой на запоминание.

    5. Пересказ произведения детьми.

     В зависимости от уровня умений детей, от того, читается ли новое или известное им произведение, от степени трудности его содержания построение занятий может меняться. В частности, может отсутствовать вводная беседа, если рассказ (сказка) детям уже известен или содержание понятно.

     Анализируя детские пересказы, необходимо опираться на следующие требования к ним:

    -  осмысленность, т е. полное понимание текста;

    -  полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

    -  последовательность;

    -  использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;

    -  правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

    -  культура устного рассказа в широком смысле слова (правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, четкость произношения).

        Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для не планируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать. Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному - двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

    Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.  Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика. Для успешного проведения этих игр надо заранее обогатить детей соответствующими знаниями; подготовить оборудование; поддержать их инициативу.

    Рассказывание имеет место и в играх «Детский сада», «Школа», «День рождения», а также в играх, отражающих увиденное и жизни. Воспитатель при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались плохо рассказывающим детям.

    В зоне для самостоятельной художественно-речевой деятельности педагог располагает оборудование, предназначенное для свободного использования детьми.Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей. Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в программы утренников, концертов.

    Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

    К числу важнейших задач коррекционной  работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...

    Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

    Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

    Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

    Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».

    Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

    консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....