Проект "Говорим с ребенком на языке игры"
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Костенко Елена Сергеевна

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_proekt.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                     Проект

                   «Говорю с ребенком на языке игры»

                   с детьми подготовительной к школе группы

                   (приемы критического мышления в развитие речи)

                                                     Подготовили: воспитатель Костенко Е.С

                                                                               воспитатель Присада Е.А.

                                                           

                                                     2014г

Цель  проекта:

использование технологий обучения дошкольников основам критического мышления;

определение оптимального использования стратегий критического мышления для организации педагогического процесса дошкольников

Задачи проекта:

  • Выявить особенности «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии.
  • Обосновать возможность применения технологии «Развитие критического мышления» в процессе обучения дошкольников.
  • Обеспечить создание основных направлений дошкольного обучения критическому мышлению.
  • Представить конспекты с применением технологии развития критического мышления.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы, педагоги дополнительного образования.

Сроки выполнения проекта:

Начало:20 января 2014г.

 Окончание:31 января 2014г.

Продолжительность: краткосрочный, две недели

 Объект исследования:

процесс развития речи и мышления детей подготовительной к школе группы

 Предмет исследования:

Приемы критического мышления в развитие речи старшего дошкольного возраста

Предполагаемые результаты в отношении детей:

  • пополнение и активизация словарного запаса детей;
  • развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
  • формирование целостности окружающего мира;
  • умение  договариваться и работать слажено;
  • умение обратиться к взрослому с вопросом;
  •  умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
  • умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
  •  умение обрабатывать собранный материал;

в отношении родителей:

  • повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
  •  повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления  детей подготовительной к школе группы приемами критического мышления.

Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

1.Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.

2.Комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет критическое мышление в развитии речи и мышления ребенка.

Технология «Развитие критического мышления»  возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В основу её положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка.

Точного определения термина «критическое мышление» не установлено ввиду неполной изученности вопроса. Критическое мышление называют по-другому правильным или продуктивным мышлением.  Критическое мышление включает в себя:

1.Аналитическое мышление.

2. Ассоциативное мышление.

3.Самостоятельность мышления.

4. Логическое мышление.

5. Системность мышления.

Мышление ребёнка дошкольного возраста формируется в педагогическом процессе.

Как же можно тренировать или развивать критическое мышление? Применяя на практике методы и приемы критического мышления, мы тем самым содействуем его развитию у детей дошкольного возраста

Описание проекта:

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:

в отношении детей:

  • через их совместную работу по поиску и сбору информации;
  • по умению анализировать и систематизировать информацию;
  • по умению общаться со сверстниками и взрослыми;

в отношении родителей:

  • через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;
  •  через активное участие в предлагаемых формах работы.

Этапы реализации проекта:

  1. Первый этап организационно-подготовительный
  2. Второй этап практический(реализация намеченных планов)
  3. Третий этап заключительный

Организационно-подготовительный

  • определение цели и задач проекта.
  • изучение необходимой литературы ,
  • подбор методического материала.
  • разработка тематического плана для реализации проекта.

Практический

  • Работа с детьми
  • Совместная работа со специалистами ДОУ
  • Организация работы с родителями

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.

В данном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления (Приложение №1)

  • Сравнение жанров литературы и осмысление характеристик литературных жанров. На этапе повторения и активизации знаний для изучения новой темы. Сравнение рассказа и сказки. Сходство: герои, текст, книга, буквы, предложения, начало и конец. Различие: авторы, волшебство, животные разговаривают, настоящее.
  • Активизация и графическая организация знаний детей по теме.
  • Активизация знаний по теме «Профессии». –
  • «Чтение стопами» - осмысление содержания произведений, оценивание поступков героев, прогнозирование последующих событий. Тема: Чтение.
  • «Ключевые слова» - развитие связной речи, формирование умения составлять предложения со словами, прогнозирование содержания произведения. Тема: Чтение.
  • «Синквейн» - рефлексия по пройденной теме. Итог. «Пятистишье»
  • «Свободное письмо» - обобщение по теме, свободное формулирование высказываний устно. Тема: Рассказывание
  • Определение смысла произведения пословицами. - Выберите пословицу, которая больше всего подходит к нашей теме. Работа выполняется по группам.
  • «Прогнозирование» - осмысление названия произведения для последующего осмысления содержания. Тема: Чтение. - Рассказ называется… Как вы думаете, о чём будет рассказ?
  • «Плюс, минус, интересно» - рефлексия по теме. - Что у вас получилось на занятии? Что было интересно? Что вызывает трудности?

Заключительный этап

Анализ результатов реализации проекта.

Консультация для родителей (пособия, игры).

Изготовление буклетов, памяток.

Вывод:

В результате использования технология «Развитие критического мышления» формируются:

-связная речь;
- физическое развитие  через выражение своего эмоционального состояния по поводу различных событий;
- коммуникативное развитие  через использование средств устной коммуникации для налаживания отношений и взаимодействия, в словесном творчестве и высказываниях.
- познавательно – речевое развитие через интерес к окружающему миру, задавание вопросов, эксперименты, установление причинно-следственных связей, реализацию замыслов;
- художественно-эстетическое развитие через выражение своего отношения к художественным произведениям и создание индивидуальных художественных образов выразительными средствами языка;
- социально-личностное развитие  через выбор адекватной альтернативы поведения и включение в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.

Приложение

Практическая деятельность с детьми

Названия мероприятий

Цель

Срок проведения

1.

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

Умение составлять логическую цепочку слов по смыслу

20.01

2.

Игра                                              «Часть речи»

Умение называть часть речи по вопросу

21.01

3.

Словесная игра                        «Цепочка слов»

Умение выстраивать цепочку слов по заданной теме

22.01

4.

Упражнение                          «Подбери такое же»

Учить детей работать с синонимами

23.01

5.

Речевое упражнение                        «О ком (о чем) речь?»

Умение определять тему

24.01

6.

Игра                                            

«Кто внимательнее»

Умение находить ошибки в окончаниях слов

27.01

7.

Игровое упражнение

синквейн на тему «Колобок»

Подбор слов по схеме

28.01

8.

Игровое упражнение

синквейн наоборот

Определение темы по цепочке слов

29.01

30.01

9.

Синквейн на тематику «Профессия»

Умение работать по схеме

31.01

Работа с родителями

Мероприятие

Форма проведения

1.

«Несколько шагов к развитию речи дошкольника».Синквейны

Наглядно- дидактический материал в уголке для родителей

2.

«Развиваем  грамотную речь»

Консультация

3.

«Способы критического мышления в развитии речи детей»

Дидактическое пособия для родителей

4.

«Сиквейн как средство оптимизации работы по развитию речи старших дошкольников»

Консультация

(Открытый показ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Говорю с ребенком... на языке игры»

Памятка для родителей  «Говорю с ребенком...  на языке игры»...

Говорим с ребенком на языке игры

В наше время многие педагоги и психологи всерьёз выражают своё беспокойство по поводу крайне слабого развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Ведь раньше о критическом мышлении мал...

Памятка для родителей «Говорю с ребенком... на языке игры»

Есть у меня шестеро слуг,Проворных, удалых,И всё, что вижу я вокруг, -Всё узнаю от них.Они по знаку моемуЯвляются в нужде…Зовут их: «Как и  почему,Кто, что, когда и где…»Р. КиплингКакого ребенка ...

Памятка для родителей "Говорю с ребенком на языке игры".

Памятка для родителей "Говорю с ребенком на языке игры"....

Памятка для родителей "Говорю с ребенком на языке игры"

Не ждите приглашения от своего ребенка, чтобы поиграть, проявите собственную инициативу!...

Говорю с ребенком на языке игры

Вы узнаете как стать ближе к ребенку с помощью различных игр, понять его и раскрыть его потенциал...