РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Стадник Ирина Викторовна

В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д.

Воспитательные возможности театрализованной де­ятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся  с окружающим миром во всем его многообразии че­рез образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Исполняемая роль, произ­носимые реплики ставят малыша перед необходимос­тью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучша­ется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятель­ность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatr_3.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

  РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Роль театрализованной деятельности  при формировании связной речи  у дошкольников с ОНР.
      Нарушения речевого развития детей c  ОНР рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

  Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

       Выдвигая   гипотезу,  что коррекция  нарушений  речевого развития детей с общим недоразвитием речи  будет осуществляться успешно, если обеспечить систему использования театрализованной деятельности на специально организованных занятиях  и в повседневной жизни, мы исходили из того, что организация коррекционно - педагогической  помощи  детям  с  проблемами  в развитии должна строиться на основе становления  их как субъектов общения,  Искусство обладает способностью превращать объекты в субъекты  путем одушевления всего,  что окружает человека (предметный мир, мир природы). Особенно ярко это проявляется в сказках, где животные, растения, природные явления наделены человеческими чертами и качествами. Это воспитывает в ребенке способность различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей, передавая их различными средствами драматизации.
         Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания взрослых. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Но игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. 
        Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. 
Театрализованная игра на занятиях - во время занятий педагоги включают театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, помогают более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. 
Театрализованная игра в свободной совместной деятельности детей и взрослых – куда включаются: 
- игровые ситуации прогулок;
- организация игр в игровых комнатах;
- чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных   эпизодов в течение дня;
- игры-рисования на свободную тему;
- строительные игры с драматизацией.
Диалоги - для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используются стихи с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь ролями.
Инсценировки – т. е. (по определению Фурминой), игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы. 

Спектакли кукольного театра: настольный, на ширме, пальчиковый, на фланелеграфе и т. д.
Все перечисленные различные формы театрализованной деятельности стимулируют двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей. В процессе игр, этюдов, упражнений педагоги заботятся о развитии интонации, мимики и произвольных движений детей.
Творческая игра-драматизация является условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также формирование чувства партнера, т. е. умения действовать совместно с другими детьми.
           В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т. е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый материал в свободном общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации. 
        Распределяя роли в драматизации, надо учитывать  речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь, учиться преодолевать речевые трудности и справляться с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для продуктивного усвоения навыков правильного звукопроизношения.       Наиболее сложным этапом театрализованной деятельности и, вместе с тем, заветным желанием большинства детей является участие в представлениях. Конечно, исполнение роли сказочного или реального персонажа под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но практика работы показала, что многие дети, освоившие определенные сценические движения, овладевшие основными приемами выразительной и чистой по качеству звукопроизношения речи, достаточно хорошо справляются с выбранной ролью.

          Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с общим недоразвитием речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, экспрессивной речи, воображения, развитие адаптивного процесса общения, формирования основ образного мышления и, т. о., повышает эффективность коррекции речевых нарушений.
           Наблюдается   значительное  повышение   речевой  активности   и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний, (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение); овладение схемой «беседы», усвоение способов невербального  (неречевого)  общения:  овладение  смысловым  аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи.

Выводы:

Театрализованная деятельность способствует развитию:

- психофизических способностей (мимики, пантомимики);

- психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

- речи (монолог, диалог);

- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

 Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

- разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

- владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

- амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

- изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Все вышесказанное дает основание утверждать об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально-личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с общим недоразвитием речи. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.

2.        Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

3.        Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

4.        Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2005. – 138 с.

5.        Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

6.        Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

7.        Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

8.        Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.