Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

 Развитие речевого дыхания

 

Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описание

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требо­ваний. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

 

 

Развитие речевого слуха

Игра «Угадай, кто сказал» Краткое описание

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, воспитатель нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dykhaniya.docx17.92 КБ
Файл rechevye_zanyatiya_s_detmi_gruppy.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания

Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описание

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Звук и.

Игра «Кто умеет улыбаться». Краткое описание

Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так. (Показывает, как надо улыбаться.) Когда мы хорошо улыбаемся, мы показываем зубы. Улыбнитесь, дети». Дети улыбаются, воспитатель следит, чтобы у всех были видны зубы, затем спрашивает: «Дети, вы хотите, чтобы к нам в гости пришел Петрушка? («Да».) Вы рады ему?» («Рады».)

Воспитатель показывает Петрушку' и просит: «Улыбнитесь ему». Дети улыбаются. Затем он прячет Петрушку: «Дети, Петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубы, закройте их губами. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему. Теперь спрячьте зубы, закройте их губами, сидите тихо и послушайте сказку».

Методические указания. Игра повторяется 3—4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы дети улыбались естественно, без напряжения, показывая зубы. (Чтобы у воспитателя при показе получилась хорошая улыбка, он про себя произносит звук и.)

Игра «Лошадки» Краткое описание

Дети, изображая лошадок, стоят в конюшне (отгороженный стульями угол комнаты). Воспитатель говорит: «Наступило утро, все лошадки идут гулять». Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу «лошадки, домой» дети произносят: «иии...» — и друг за другом быстро бегут в конюшню.

Методические указания. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили звук и длительно.

Игра «Покажи и назови» Краткое описание

Воспитатель показывает детям красивую коробку с предметами, игрушками или картинками, в названии которых есть звук и. Первый предмет достает сам и, показывая его, называет четко и громко. Потом дети по очереди достают предметы и, показывая всем, громко называют их. Названия отдельных предметов можно повторить всем вместе.

Методические указания. Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук и, фиксируя на нем внимание детей. Надо следить, чтобы дети тоже немного выделяли звук а, произнося его несколько длительнее других звуков.

Развитие речевого слуха

Игра «Угадай, кто сказал» Краткое описание

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, воспитатель нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке

Игра «Пузырь» Краткое описание

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя не надутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражая выходящему воздуху.

Методические указания. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала «лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»). Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается). Чтобы лучше видеть, как выполняют дети это упражнение, и слышать, как они произносят звук ф, можно проводить игру подгруппами. Дети, не занятые в игре, наблюдают за играющими.

Игра «Чего не хватает?» Краткое описание

Воспитатель раскладывает на столе предметы, в названии которых есть звук ф: флаг, формочки, фартук, туфли. Дети называют предметы, выделяя звук ф, и запоминают их. Затем воспитатель вызывает ребенка, который выходит к его столу, еще раз рассматривает предметы, а затем становится к ним спиной. Воспитатель убирает один из предметов. Ребенок должен указать, какого предмета не хватает. Можно попросить его назвать предметы, которые остались на столе. При повторении игры воспитатель постепенно заменяет одни предметы другими.

Методические указания. Следить за тем, чтобы

при назывании предметов дети выделяли звук ф, произнося его длительнее других звуков.

Развитие силы голоса

Игра «Эхо» Краткое описание

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в

лесу, другая — эхо. Группы располагаются в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.

.


                                                                   

Дидактические игры  и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей       3-4 лет.

        



Предварительный просмотр:

Речевые занятия с детьми группы № 5.

Все занятия по речевому развитию проводились или утром (до завтрака) или вечером (после дневного сна).

Занятие № 1.

Дети: Илья, Арсений, Даша. Дети выбрали игру «Лото» (животные)

Цель:  расширить словарный запас детей, запоминая новые названия животных.

Воспитатель объясняет им правила игры. Илья – ведущий. Доставая по одной карточке, он называет животное, изображенное на картинке. В случае затруднения  воспитатель помогает назвать животное. Дети вместе повторяют новое слово. После окончания игры, проводится словесная игра (скороговорка), на закрепления правильного произношения звука «р» :

У пруда, в траве, во мраке

Шуршат раки в шумной драке.

Словесная игра проводится 2 раза.

В заключении проводится пальчиковая гимнастика «Индюки»:

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук "идут" по столу.

Занятие № 2.

Дети: Вика С., Саша, Вика Д. выбрали игру «Рыбалка».

Цель: научить детей  считать в пределах десятка, развивать внимание и мышление ребенка.

Воспитатель объясняет детям правила игры: надо бросать кубик и определять, что “ловится”, если на кубике выпадает та или иная сторона: количество и цвет точек должны совпадать с количеством и цветом “пойманных” рыбок или вынимаем старый башмак. После трех-четырех ходов нужно остановиться и подсчитать “улов” у каждого игрока. После игры с детьми проводится артикуляционная гимнастика «Лягушка» и пальчиковая гимнастика « Молоточки»:

Целый день тук да тук,

Раздаётся странный звук.

Молоточки стучат –

Строим домик для ребят.

Вот какой хороший дом-

Как в нём славно заживём!

Пальчиковая гимнастика направлена на развитие кистей рук у детей.

Занятие № 3.

Дети: Вика И., ДашаК., Егор выбирают игру «Части целого».

Цель: Развитие глагольного словаря у детей и активного словаря.

Дети садятся за стол и выбирают по две картинки с изображением птиц, воспитатель показывает по одной карточке с изображением частей птиц и предлагает детям назвать эту часть и определить визуально у какой птицы можно её найти. Игра заканчивается, когда у ведущего заканчиваются карточки.

 После завершения игры проводится словесная игра « Что бывает…».

Цель: Закрепить знания детей об окружающем мире.

Воспитатель кидает ребенку мячик и задает вопрос: «Что бывает холодное (теплое, жесткое, мягкое и др.)», а ребенок отвечает. После этой игры проводится пальчиковая гимнастика « Замок»:

На двери весит замок. (руки сцеплены)

Я открыть его не мог:

Я крутил его, вертел, а замок остался цел.

 (сцепленные руки крути в разные стороны)

Я лишь дунул на него (дуем) –

Раз, и нет его! (руки расцепляем).

Занятие № 4.

Дети: участвуют все дети группы. Играем в игру «Назови на оборот».

Цель:  учить детей называть противоположные по значению слова.

Воспитатель кидает мяч и называет слово (например, день), а ребенок говорит противоположное (ночь)  и кидает мяч обратно воспитателю. Игра продолжается пока все дети не назовут хотя бы по одному слову.

Затем проводится упражнение  «Ручки вверх»:

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках потянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А теперь приседаем –

Никогда не замерзаем!

(все движения выполняются в соответствии с произнесенными словами).

Занятие № 5.

Дети: Никита, Даша Д., Даня. Играем в игру « Найди все фрукты» 

Цель: закрепить обобщающие слова: фрукты, овощи и растения.

Детям предлагается найти в небольшом количестве картинок только фрукты (овощи, растения). После этого им надо назвать каждый фрукт, правильно проговаривая каждый звук. В заключении, надо ещё раз повторить обобщающие слова.

После проводится игра «Эхо».

Цель: развитие силы голоса.

Воспитатель называет слово тихо, дети – громко и наоборот: воспитатель – громко, а дети – тихо.

В конце занятия повторяем пальчиковую гимнастику «Пальчики»:

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик встал на место.

Этот пальчик месил тесто.

Этот пальчик много ел потому и растолстел.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папенька,

Этот пальчик маменька,

Этот пальчик я – вся моя семья! (массируем каждый палец руки).

Это пример занятий, которые проводятся с детьми ежедневно!

Алгоритм соблюдается в зависимости от занятия.

Занятие №1 (участвуют от 1 до 3 детей): настольная игра, скороговорка, пальчиковая гимнастика.

Занятие № 2 (участвуют от 1 до 3 детей): настольная игра, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Занятие №3 (участвуют от 1 до 3 детей): настольная игра, словесно-дидактическая игра с мячом, пальчиковая  гимнастка.

Занятие №4 ((участвуют все дети группы): словесно-дидактическая игра с мячом, упражнение для снятия общего напряжения (иногда можно добавить пальчиковую и артикуляционную гимнастику). Возможно повторение всех изученных упражнений пальчиковой или артикуляционной гимнастики.

Занятие №5 (участвуют от 1 до 3 детей): настольная игра, игра на развитие голоса, пальчиковая гимнастика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.

Развитие речевого дыхания Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описаниеКаждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. ...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Данный материал поможет воспитателям на занятиях развития речи в старшей группе.картотека игр и упражнений подобрана в соответствии возрасту ребенка....

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей...

Презентация «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»

Презентация для родителей  группы «Лучики» «Дидактические игрыи упражнениядля развития речидетей раннего возраста»...