Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий
статья (развитие речи) по теме

Савищенко Светлана Владимировна

 В даной статье изложена основная задача  воспитателя  по  ознакомлению  детей  с  предметным  миром - это помочь  дошкольнику  свободно  и  правильно  ориентироваться  среди  множества  окружающих  его  вещей, использовать  их  по  назначению,  бережно  относиться  к  предметам  материальной  культуры, которые  сопровождают  его  в  повседневной  жизни дома, в  детском  саду, на  улице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  речи детей дошкольного  возраста через  ознакомление  с  предметным  миром с  использованием  современных    технологий.

     Важное  место  в  работе  с  детьми  принадлежит  развитию  речи, что  и  нацеливает  на  то, чтобы  научить  детей  осмысленно  говорить, дать  первоначальное  представление  о  языке, литературе, обогатить речь, внимание  и  интерес  к  речи, привить  любовь  к  чтению  книг. Успешное  развитие  речи  в  дошкольном  возрасте  имеет  решающее  значение  для  последующего  систематического  изучения  родного  языка.

     Исследования  психологов  и  педагогов  показали, что  пятый  год  является  периодом  наиболее  высокой  языковой  одаренности, особой  восприимчивости  к  звуковой  стороне  речи. Вот  почему  вводить  дошкольников  в  звуковую  систему  родного  языка  необходимо  уже со  средней  группы  детского  сада.

     К  шести-семи  годам  современный  ребенок  должен  овладеть  всей  системой  родного  языка: уметь  полно  и  последовательно  излагать  свои мысли, легко  строя  сложные  и  развернутые  предложения, логически  обосновывая  свои  высказывания, свободно  пересказывать  рассказы  и  сказки, описывать  произошедшие  события, правильно  произносить  все  звуки  и  многосложные  слова.

      Основные задачи  развития  речи,  которые  ставят  перед  собой  педагоги  дошкольного  образования:

   - обогащение  словаря  детей  и  активизация  словарного  запаса. Необходимо  добиваться, чтобы  дети  не  только  знали  и  понимали  смысл  употребляемых  в  речи  слов, но  и  активно  использовали  их  в  повседневной  речи. Необходимо  создавать  условия  для  развития  интереса  и внимания  к  слову:   «Как  правильно  сказать?», «Как  сказать  по-другому?»;

   -  работа  над  грамматическим  строем  речи. Слова - это  "кирпичики" ,  из  которых  складывается  речь. Грамматика - нормы  измерения  слов и  соединение  их  в  предложения. Это  изменение  слов  по  числам, падежам  и  родам, построение простых и сложных предложений. В среде общения и  в  процессе  системной  речевой  практики  ребенок  познает  модель  родного  языка;

  - формирование  звуковой  культуры  речи - умение  слышать  и  воспроизводить  все  звуки  родного  языка. Эта  работа  над  системой  ударений   в  словах, интонационным  строем  родного  языка, четким  произношением  всех  звуков  и  слов, выразительностью, темпом  речи  и  силой  голоса;

 - формирование  и  развитие связанной  речи (диалогической  и  монологической). Диалог - разговорный  жанр  языка. Ребенок  учится  спрашивать, отвечать, объяснять, рассуждать, слушать  и  понимать. Постепенно  включается  в  речь ребенка  монолог - это более  сложная  форма  речи: составление  ребенком  небольших  рассказов, сказок, умение  пересказать  историю, события - увиденное  или  произошедшее, составление  рассказов  о  предмете, объекте, картине  или  серии  картинок, связанных  одним  сюжетом.

    В  нашей  группе  большое  внимание  мы  уделяем  во  время  непосредственной  образовательной  деятельности  ознакомлению  детей  с  предметным  миром. « Предметный  мир» - это  один  из  разделов  большой  темы: « Окружающий  мир». В  этом  разделе  знакомят  детей  с  материалами, из  которых  сделаны  предметы. Присваивая  материальное  содержание  вещи, ребенок  активно  переводит  ее  из  плоскости  «вещь  для  себя» в  плоскость «вещь  для  меня»; легко  осваивает  материал  предметов  в  его  измерении, движении и развитии.

    Важное  место  в  ознакомлении  детей  с  материалом  предметов  занимает  освоение  действий  разного  характера  (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с  использованием  косвенных  стимуляторов  (алгоритмов, схем, моделей).

     Задача  воспитателя  на  непосредственной  образовательной  деятельности  по  ознакомлению  детей  с  предметным  миром - помочь  дошкольнику  свободно  и  правильно  ориентироваться  среди  множества  окружающих  его  вещей, использовать  их  по  назначению,  бережно  относиться  к  предметам  материальной  культуры, которые  сопровождают  его  в  повседневной  жизни дома, в  детском  саду, на  улице.

    Педагоги  последовательно, дозировано  знакомят  малышей  с  особенностями рукотворных  предметов  и  их  назначением, развивая  наблюдательность  и  постепенно  формируя  исследовательский  подход  к  доступным  для  дошкольника  объектам  окружающего  мира.

     Все  это  способствует  вхождению  ребенка  в  современный  социум, приобщению  к  его  ценностям, формированию  познавательных  интересов  мальчиков  и  девочек  старшего  дошкольного  возраста.

      Накопление  и  обобщение  знаний,  полученных  на  непосредственно образовательной  деятельности, способствуют  развитию  разнообразных  видов  деятельности  и  их  интеграции  в  едином  педагогическом процессе.

      Непосредственно  образовательная  деятельность  по  ознакомлению детей  с  предметным  окружением  содействуют  не  только  развитию  их  познавательной  деятельности, но  и  направлена  на  совершенствование  разговорной  речи  и  организацию  речевого  общения  детей  между  собой  и  с  взрослыми.

     С  помощью  игровых  ситуаций  воспитатель  создает  условия  для  возникновения  диалогов  с  детьми, дошкольники  усваивают  новые  слова, которыми  будут  пользоваться  в  быту  и  в  практической  деятельности. Сама  обстановка, в  процессе  которой  детям  сообщается  речевой  материал, а  также  их  собственная  деятельность  содействуют  пониманию  дошкольниками  значений  слов, называющих  различные  предметы  и  объекты, и  побуждают  их  к  развертыванию  диалога.

     Игровые  элементы  и  ситуации, включенные в непосредственно образовательную  деятельность, обязательно  должны  соответствовать  ряду  требований:

  -вызывать  интерес  и  эмоциональную  восприимчивость  детей

 -строить с  учетом  жизненного опыта  конкретного  ребенка.

   При  этом  подбираются  тематика  непосредственной  образовательной  деятельности, приемы  и  формы  деятельности  детей, близкие  и  понятные  дошкольникам, соответствующие  их  психологическим  и  возрастным  особенностям общего  развития  и  в  большей  степени, способствующие  овладению  речевыми  навыками  и  умениями.

    Дети должны  знать, чем  заняты  люди  той  или  иной  профессии, какие  орудия  труда  им  требуется  для  работы, какую  пользу  приносит  их  труд  обществу.

    Знакомства  с  электробытовой  техникой  предусматривает, с  одной  стороны, обогащение  словарного  запаса  ребенка, с  другой  стороны - расширение знаний  об  электроприборах  и  электрооборудовании (пылесос, стиральная  машина, утюг, телевизор). В  качестве  наглядных  пособий  используются  как  предметные  картинки, так  и  натуральные  образцы. Прежде  всего,  дети  узнают  их  назначение, приемы  использования  и  правила  ухода  за  ними.

   Особое  внимание  уделяется  технике  безопасности  при работе  с  электроприборами. Название  того  или  иного  предмета  электробытовой  техники  дается  в  качестве  словарной  работы  и  лексических  упражнений.

   Дети  учатся  диалогической  речи, упражняются  в  умении  задавать  вопросы  и  отвечать  на  вопросы  в  зависимости  от  игрового  сюжета.

    Близость темы, занимательный  характер  непосредственно  образовательной  деятельности, эмоциональное  преподнесение материала  - все  это  является  эффективным стимулом совершенствования  коммуникативной  функции  речи  старшего  дошкольника, готовящегося  переступить  порог  школы.

     В  ходе  непосредственно  образовательной  деятельности  дети  также  знакомятся  с  элементарными  трудовыми  навыками, с  различными  трудовыми  операциями.

    Познание  материалов  и  свойств предметов, их  различия  приводит  к  формированию  у  детей  представлений, мыслительных  операций  и  активному  развитию  речи.

    В  процессе  непосредственно  образовательной  деятельности  у  ребенка закладываются  основы  таких  личных  качеств, как  привычка  к  трудовому  усилию, способность  работать  в  коллективе, что  является  очень  важным  условием  для  дальнейшей  социально-бытовой  ориентировки  и  адаптации  детей  в  обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с предметным окружением»

В раннем возрасте с детьми необходимо очень много разговаривать о том, что наблюдаем вокруг себя, знакомить детей с происходящими процессами в повседневной жизни. Чем больше мы обращаем детское вниман...

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Консультация для педагогов  «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»...

Консультация "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры.Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности....

"Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой"

quot;Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой" - доклад на педсовете...

Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Развитие речи детей дошкольного возрастачерез ознакомление с окружающим миром....