Формирование представления о родословной семьи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Буянова Ольга Николаевна

Представление о родословной семьи. Актуальность данной теме, цели, задачи, способы достижения результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_predstavleniya_o_rodoslovnoy.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О

РОДОСЛОВНОЙ СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА………………………………………………….

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ……………………………………………………...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ……………………………………….

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы, взрослые, поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше.

В последнее время наука, генетика обратила свой взор на генеалогическое древо семей. Ученые считают, что исследование «корней» семьи поможет справиться с рядом наследственных заболеваний. Это также подтолкнуло нас к реализации проекта.

Тема проекта связана с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования             (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655) одной из задач психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» является формирование семейной принадлежности, что определяет актуальность проекта на социально-педагогическом уровне.

Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о родословной семьи в условиях ДОУ будет осуществляться более эффективно посредством игровой деятельности. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, она стимулирует познавательную активность, актуализирует жизненный опыт, создает условия для освоения детьми различных социальных ролей. Значение игры как уникального феномена развития и социализации личности ребенка нашло отражение в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И. Хейзинга, Д.Б. Эльконина и др.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена:

– важностью проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о родословной семьи;

– выбором игровой деятельности в качестве средства формирования у детей 6-7 лет представлений о родословной семьи;

– недостаточной разработанностью проблемы формирования представлений о родословной семьи в игровой деятельности (посредством дидактической игры).

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса – сформировать у детей 6-7 лет представления о родословной семьи посредством дидактической игры.

Задачи проектируемого процесса:

  1. Вызвать у детей 6-7 лет интерес к родословной своей семьи.

1.2. Сформировать у детей 6-7 лет представления о генеалогическом дереве.

1.3. Сформировать умения применять полученные знания о родословной своей семьи при составлении генеалогического древа.

  1. Способствовать осознанию родителями необходимости ознакомления детей с родословной своей семьи.
  2.  Привлечь родителей к обогащению предметно-развивающей среды группы материалами по теме проекта.
  1. Обогатить предметно-развивающую среду группы фотографиями, рисунками, семейными альбомами и др. материалами по теме проекта.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Когнитивный критерий

Показатели:

- представления о родословной семьи;

- представления о родственных связях (кто кем приходится);

- представления о способах составления генеалогического древа своей семьи.

Эмоционально-мотивационный критерий

Показатели:

- интерес к родословной своей семьи;

- желание изучать родословную своей семьи.

Деятельностный критерий

Показатели:

- умение применять знания о родословной своей семьи при составлении генеалогического дерева;

- владение способами составления генеалогического дерева.


ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О РОДОСЛОВНОЙ СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Этапы

I этап

Эмоционально-мотивационный

II этап

Информационно-обучающий

III этап

Деятельностно-презентационный

Цель, задачи

Вызвать у детей 6-7 лет интерес к родословной семьи

Сформировать у детей представления о родословной семьи посредством дидактической игры

Сформировать умения применять полученные знания о родословной своей семьи при составлении генеалогического дерева

Способы и формы работы

- чтение сказок, историй по теме «Моя Семья»;

- Викторины по сказкам;

- рассматривание фотоальбомов.

- просмотр видеороликов о семье (В.Катаев «Цветик-семицветик»,р.н.с. «Снегурочка», «Морозко»).

Посещение краеведческого музея;

Поход в детский театр «Пилигрим»

Лото «Гордость нашей семьи»

Д.игра «Угадай-ка»

или

«Отгадай,

о ком расскажу»

Д.игра «Кто Я?»

или 

«Сколько нас?»

Д.игра  «Упавшая тарелка»

Д.игра «Мое родословное древо»

- дидактические игры алгоритмического характера;

- презентации работ детей (генеалогического древа родословной каждого ребенка);

- выставка работ детей.

Деятельность педагога и детей

Педагог:

- подбирает литературу по теме «Семья»;

- организует родительские встречи, консультации для родителей

-разрабатывает

«Газету для родителей»

Знакомится с репертуаром и выбирает спектакль для просмотра детьми в детском театре

Дети:

- рассматри

вают альбомы, видеофильмы о семье.

Посещают спектакли,мероприятия

Педагог:

Делает подборку дидактических игр по теме

- организует участие детей в дидактических играх по теме;

- собирает информацию по теме;

Дети:

- участвуют в дидактических играх;

Наблюдают за алгоритмом составления генеалогического древа;

- участвуют в беседах;

- задают вопросы, обобщают полученную информацию.

Педагог:

- организует мероприятия, совершенствует полученные знания,

- развивает творчество детей;

- оформляет тематическую выставку .

- предлагает создать фотоальбом группы.

Дети:

- активно участвуют в изготовлении и оформлении экспонатов мини-музея (детские рисунки, аппликации, поделки из природного материала);

- выполняют роль экскурсоводов;

- участвуют в презентации выставок.

Результат
продукт

- фото-альбомы,

- видео-ролики,

- художественной литературы (сказаний , легенд и т. д.),

- альбомы с рисунками и историями.

-дидактические игры

-

Результат

эффект

- интерес к родословной своей семьи;

- желание изучать родословную своей семьи.

- представления о родословной семьи;

- представления о родственных связях (кто кем приходится);

- представления о способах составления генеалогического древа своей семьи.

- умение применять знания о родословной своей семьи при составлении генеалогического дерева;

- владение способами составления генеалогического дерева;

- умение презентовать генеалогическое древо своей семьи и рассказать о своей родословной.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Кадровые условия:

- создать творческую группу для реализации проекта;

- выбрать в родительский комитет энергичных, инициативных родителей, способных принимать участие в проекте;

- повысить профессиональную компетентность педагогов по теме проекта;

  1. Финансово-экономические ресурсы:

Выделить из внебюджета средства для:

- аренды экскурсионного автобуса,

- оплаты услуг экскурсовода;

- для приобретения фотоаппарата, видеокамеры;

- для приобретения проектора;

- для приобретения сигнальных флажков, для перехода улицы;

  1. Материально-технические ресурсы: приобрести фотоаппарат, видеокамера, проектор, сигнальные флажки.
  2. Организационно-методические:

- разработка проекта;

-  разработка конспектов экскурсий.

  1. Информационные ресурсы: размещение информации о проекте на сайте детского сада.
  2. Временные сроки: долгосрочный проект.
  3. Правовые ресурсы:

1) Инструкции по охране труда:

- «Инструкция при проведении прогулок, экскурсий, туристических походов»;

- «Инструкция по охране жизни и здоровья детей».

2) Журнал регистрации выхода за территорию ДОУ.

3) Согласие родителей на выезд детей на экскурсию.

4) Утвержденный маршрут.


ЛИТЕРАТУРА

1.        Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2010.

2.        Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.-М,: Карапуз –дидактика, 2007.

3. Карандашев Ю.А. «Развитие представлений у детей. Уч. пособие»/ Мн-во просвещения БССР. - Мн., 1987. - 82с.

4. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980. - 45-74 с.

5. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991. - 112с.

6. «Родовое дерево».// Дошк. Воспитание. - 2005. №3 - 121с.

7. «Семейно-бытовая культура»./ Под ред. Д.И. Водзинского. - Мн.: народная асвета, 1987. - 255с.

8. Усова А.П. «Обучение в детском саду». - М.: Просвещение, 1981. - 176с.

9. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 1997. - 62с.

10. Ясева Н.Ю. «Воспитание основ патриотических чувтсв у дошкольников». - Могилёв, 2000. - 96с.

11. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983. - 61с.

12. Мартышин В.С. «Твоя родословная: Уч. пособие по изучению истории семьи и составление родословной». - М., Школьная пресса, 2000. - 224с.

13. Карандашев Ю.Н. «Семейная биография ребёнка». - Мн., 1992. - 67с

14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991. - 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений об «образе» семьи у дошкольников

Формирование "образа" семьи у дошкольников - эта тема моей курсовой и дипломной работы во время обучения в педагогическом институте. В дальнейшем тоже буду изучать формы работы...

Формирование представлений об «образе» семьи у дошкольников

Формирование "образа" семьи у дошкольников - эта тема моей курсовой и дипломной работы во время обучения в педагогическом институте. В дальнейшем тоже буду изучать формы работы...

Формирование представлений об «образе» семьи у дошкольников

Формирование "образа" семьи у дошкольников - эта тема моей курсовой и дипломной работы во время обучения в педагогическом институте.Эта тема важна тем, как грамотно развить знания детей о своих родных...

Формирование представлений об образе семьи у детей старшего дошкольного возраста

Характеристика современной семьи детей дошкольного возраста. Родословная как средство формирований представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление старших дошкольников со сво...

Формирование представлений об образе семьи у детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений об образе семьи у детей старшего                    дошкольного возраста...

Картотека игр по формировании представлений детей о семье

Картотека игр по формировании представлений детей о семье...