Цикл консультаций для родителей по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи по теме

Чернявская Наталия Николаевна

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников только силами дошкольного учреждения невозможно. Решение этих задач предполагает тесное сотрудничество детского сада и семьи.

Цикл консультаций :

«Развитие дружеских отношений в игре»

«Развитие диалогической речи дошкольников в драматизации»

«Речевые игры с дошкольниками в семье»

«Учим ребенка общаться» помогут родителям в вопросах формирования коммуникативных навыков старших дошкольников  в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«Воспитание дружеских отношений в игре»

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. http://cs10183.vkontakte.ru/u6031238/-14/x_a0b34634.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/5300/ladyo2004.34/0_4c56c_8ed57fe9_L.jpg

Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому.  Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.
У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.               



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Развитие диалогической речи дошкольников

с использованием игр драматизаций"

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной формой коммуникативной речи является диалог, который рассматривается как обмен партнеров высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется и снижается уровень общения. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее этот опыт речевого общения ребенок переносит во взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в общении, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности в общении.

Диалогическая речь, которой дошкольник овладевает в первую очередь, имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Поэтому развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. По данным А.Г. Рузской это организация речевой среды, общение взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

А.Г. Рузская предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и пересказа). Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных малышам слов.

Значение игры как деятельности для дошкольника трудно переоценить, поскольку она удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями, передачу литературных текстов по ролям.

Особая роль отводится играм-драматизациям, ведь именно в них необходимо точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры-драматизации. Как известно, игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью. Ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно, кроме этого здесь проявляется необыкновенно развитый инстинкт подражания. Именно поэтому как основное направление в коррекционной работе по развитию диалогической речи у детей с ОНР мы выделяем использование игр-драматизаций В процессе организации этих игр у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Дети учатся ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключалась в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствует работа с использованием игр – драматизаций.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевые игры с дошкольниками»

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых,  как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью социолизации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их  в своей речи.

Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь.  Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.  Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом.  Овладевать навыками речевого этикета.  Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.

                      РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Учить подбирать определения и эпитеты

-собаки бывают: большие, санитарные, сторожевые ...

Узнавать предмет по описанию.

-длинненький, тоненький, зелененький ... с пупырышками,

-его можно солить, делать из него салат (огурец)

-это зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза

Подбирать действия к предмету.

-щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит

-ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.

Подбирать объект по действию.

-что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)

-что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)

-кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок

Подбирать  антонимы:

- высоко - низко

  - теплый - холодный

- гладкий - шершавый

Синонимы:

-большой, огромный, громадный.

Различать глаголы

-движения (идти, бежать, ехать, ползти ... )

-состояния (спать, есть, говорить ... )

-действия (рисовать, лепить, трогать ... )

-приставочные и без приставочные (шел в ... , пошел в ... ,  рисовал - нарисовал

Добавлять пропущенные слова:

      - пришел почтальон, он принес ...

Подбирать обстоятельства

трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро

Составлять предложения с определенным словом.

Отгадывать: «кто ты?» (в различных житейских ситуациях : дочка,

 внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса ... )

. Создание новых слов.

светлый, зеленый - светло-зеленый,

-тепло, любит – теплолюбивый,

-длинные, уши – длинноухий,

-воду, проводит – водопровод.

овощи режет - овощерезка

 дырки прокалывает - дырокол.

Придумывать родственные слова

-лес - лесок, лесник, лесной,

-вода - водяной, водопровод, водный, водолаз

Заканчивать предложения

Миша пошел гулять (когда?) ...

-Мише стало грустно (отчего?) ...

-Миша обрадовался (чему) ...

Многозначные слова

у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи,

 чем отличаются)

-коса.

-ручка

Слова с заданием

начинаются на ба - (баранка, батон, бабушка ).

             -заканчиваются на ок - (котенок, щенок, совок )   .



Предварительный просмотр:

      Консультация для родителей

«Учим ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки. Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно.

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.

- поощряйте в ребенке инициативу.

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.

- не сравнивайте ребенка с другими детьми.

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость.

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения.

- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться,              касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Застенчивость

Последствия:

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Надеемся, что наши рекомендации помогут вашей семье в вопросах воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей на тему: "Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Совместная со взрослым деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем....

цикл консультаций для родителей по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

цикл консультаций для родителей по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

Консультация на тему "Дидактическая игра- как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста".

В настоящее время часто педагоги и родители, уделяя большое внимание раннему интеллектуальному развитию ребенка, ставят на второй план формирование и развитие его социально-коммуникативных навыков. Од...

цикл консультаций с родителями по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

цикл консультаций с родителями  по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего разв...