Материал по лексической теме "Домашние животные" (старший возраст)
материал (старшая группа) по теме

Куль Екатерина Юрьевна

Материал включает в себя подборку пальчиковой гимнастики, физкультминуток, стихов, загадок, потешек по лексической теме "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутка по теме «Домашние животные»

  1. «Лошадки»

Эй, лошадки все за мной! Поспешим на водопой. (руки вперед, пружинистые движения ног)

Вот широкая река, в ней холодная вода, пейте! (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)

Хорошая водица, поступим копытцем! (поочередное притопывание то левой, то правой ногой)

Эй, лошадки все за мной, поскакали – ка домой! (цоканье кончиком языка)

2.

Мы пришли на скотный двор,                                            Дети ходят обычным шагом.

Для животных здесь простор.

Рядом луг с густой травой

И прекрасный водопой.

Превратимся мы в коней,                                        Ходят с высоко поднятыми коленями

Грациозных,стройных.

И гуляем по лугам ,

Светлым и привольным.

-Цок-цок-цок.

А теперь табун галопом                                             Бегают с высоко поднятыми коленями

Быстро скачет по лужку.

-Иго-го,-кричим мы громко

Молодому пастушку.

Мух корова отгоняет,                                     Делают повороты в сторону, «отгоняя мух»

Бьёт хвостом туда-сюда.

Больно оводы кусают.

Мошек столько,что беда.

На пригорках и в канавках                                      Делают наклоны вниз

Овцы мирно щиплют травку,

Наклоняются к земле,

Звонко блеют они : «Бе-е-е».

Скачут козлики по лугу,                                                Прыгают

Рожками бодаются.

«Ме-е-е»,-кричат друг другу,

Весело играются.

Стихи по теме «Домашние животные»

К домашним животным

Мы тех отнесём,

С которыми в тесном контакте живём;

Коровы и лошади,

Овцы и козы

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим,

Коль надо стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём.

Они к нам привязаны,

Очень послушны

И к нашему голосу неравнодушны.

Одни нам дают молоко и сметану.

Другие нас возят везде неустанно.

Загадки про диких животных

Проворная зверюшка

Живет в дупле-избушке        

Целый день скок-поскок:

Отыскала грибок,

Нанизала на сучек-

Заготовила в прок.  

 (Белка)

За горами, за полями,

За высокими лесами

Хищник – ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами щелк.

Кто это? 

(Волк)

Зайца нелегко поймать,

Должен он его догнать.

Как права та поговорка,

Что, мол, ноги кормят…

(Волка)

Рыжая плутовка,

Умная головка,

Очень хитрая притом,

Заметает след хвостом.

(Лиса)

Он похож на елку,

 Шуба вся в иголках.

Бежит по дорожке,

Топ-топ бегают ножки,

Мимо леса, мимо елок,

На спине пятьсот иголок.

Вдруг увидел волка,

Поднял все иголки.

Стал на мячик он похож,

Ну конечно это …

( Еж )

Он колючий, словно елка:

Носит острые иголки  

(Еж )

Неуклюжий, косолапый,

Может громко он реветь,

Спит в берлоге, лижет лапу-

Это бурый наш…

(Медведь)

По чаще идет

Таежный хозяин-

Валежник  ломает,

Пчел разгоняет.

Что за зверь,

Кто отгадает? 

( Медведь)

По полю скачет - ушки прячет, 
Встанет столбом - ушки торчком.

 (Заяц)

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час на ним гонялся.  

(Заяц)

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам         

(Заяц)

Загадки про домашних животных

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачек?

На ногах его копытца.

Ест и пьет он из копытца.

(Поросенок)

Шубу тонкую в колечках

Носит тихая…

 (Овечка)

В капусту  он забрался

Осеннюю   порой

Рогатый и лохматый

И с длинной бородой.

 ( Козел)

Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит "во все глаза" –
Длиннорогая ...

(Корова)      

           

Говорит она нам «му - му!»,

Ночью спит в своём хлеву,

Днём на пастбище идет.

Молочко нам всем дает.

(Корова)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки

 (Кошка)

У норы она  сидит

И добычу сторожит.

Сама мохнатенькая

Да усатенькая,

Зеленые глаза-

Всем мышам гроза.

  (Кошка)

Загадки про домашних птиц

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

( Гусь)

Пестрая крякушка

Ловит лягушат,

Ходит в развалочку-

Спотыкалочку.

  (Утка)

Это кто пищит пи-пи

Из яичной скорлупы?

Может - курочкин  ребёнок?

Вылупляется ...

( Цыпленок)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.

  (Курица)

Ко – ко, ко-ко! Ко - ко, ко!

Мамой быть ей нелегко!

Надо деток посчитать,

Уложить под крылья спать.

И зовут мамашу - квочка!

Строго квохчет у беседки.

Их ещё зовут - наседки!

 ( Курица)

Потешки по теме «Домашние животные»

Кот на печку пошел

Кот на печку пошел,
Горшек каши нашел,
На печи калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются

Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки припухли.
- О чем, кисонька, ревешь,
О чем, серенька, ревешь?
- Как мне, кисоньке, не плакать,
Как больной не горевать:
Кто-то пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.

Козонька рогатая,
Козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза
Топ-топ!
Глазками коза
Хлоп-хлоп!

Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко,
Умница моя!

Курочка-пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
хохолок раздувает,
Малых деток потешает.

Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные»

«Коготочки»

У Кошкиной дочки                                   поджать подушечки пальцев правой руки

На лапках коготочки                                к верхней части ладошки. Большой палец

Ты их прятать не спеши                           прижать к указательному.

Пусть посмотрят малыши!                   Произносить громко «Мяу». Несколько раз можно

                                                                  Продолжать игру со второй рукой. В  заключении                                        Провести занятие двумя руками                

«Козочка»

Шел старик дорогою,                           Идти пальчиками по столу, показать пальчиками

Нашел козу безрогою.                                 Рога, постучать пальчиками по столу, снова

Давай коза, попрыгаем,                                      показать рога, погрозить пальчиком.

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

«Уточка»

шла уточка  бережочком,                           «Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.

Шла серая по крутому.                            

Вела детей за собой,

И малого, и большого,                              Загибают безымянный палец, большой палец.

И среднего, и меньшего                            Загибают средний палец и мизинец

И самого любимого                                   Загибают указательный палец

«Котята»

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 
У кошечки нашей есть десять котят,              
Покачиваем руками, не разъединяя их. 
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

«Котятки»

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

«Два козлика»

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. 
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
Держим кисти горизонтально, сближаем руки. 
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. 
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
На слово "бух" - хлопаем в ладоши. 
И с моста в водичку - плюх!
Роняем руки на колени.

«Поросята»

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. 
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Мизинцы. 
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Безымянные. 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
"Фонарики".
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,
Сжимаем и разжимаем кулачки. 
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние. 
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные. 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,
Сжимаем и разжимаем кулачки. 
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Большие. 
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. 

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Домашние животные»

Цель: Активизировать словарь по лексической теме "Домашние животные"

Задачи:

-Закрепление знаний детей со слоговым составом слова;

- Развитие связной речи при составлении сказки из личного опыта о домашних животных;

-Систематизирование представления старших дошкольников о домашних животных.

- Развитие зрительного внимания, логического мышления, творческого воображения.

- воспитание любви к домашним питомцам.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу. Сегодня мы с вами поговорим о домашних животных. Но начало давайте мы по тренируем наш ротик и язычок!

Артикуляционная гимнастика "Домашние животные"

(повтор каждого упражнения 5 раз)

«Корова жует жвачку» - имитировать жевание.

«Лошадь фыркает» - вибрация губ.

«Кошка лакает молоко» - высунуть широкий язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечка» и спрятать язык в рот.

«Кошка облизывается» - повернуть голову влево- облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо- облизать нижнюю губу.

Воспитатель:

Молодцы!

Давайте отгадаем загадки о домашних животных.

1. Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Голос мой визглив и звонок,

Я веселый … (поросенок) .

2. Ходит, бродит по лужку

Пятнистая … (корова,

И дает нам к вечерку

Молока парного.

3. Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел… (кот)

4. Шубу теплую в колечках

Носит тихая… (овечка)

5. Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «ме-ме дай-ка вкусной мне ее» (коза)

Воспитатель: Вы догодались про кого говорится в загадках? Почему их называют животными домашними?

Есть еще одно домашнее животное, которое вы не вспомнили:

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

Воспитатель: Вот какое милое домашнее животное! Почему нет?

Ребята, давайте поиграем!

Игра: «на лугу? »

Ребята, а кто вспомнит, какое сейчас время года? А какое время года наступит потом? (

Ко-ро-ва

Ко-за

Воспитатель: Наши глазки устали давайте выполним гимнастику для глаз! 

Вправо, влево смотрит кошка.

- мяу-мяу, где ты, крошка?

(смотреть глазками вправо-влево, вверх-вниз)

А мышонок ей в ответ

Там, где был, меня уж нет!

Воспитатель: Вот и отдохнули, продолжаем дальше. Сейчас мы поиграем в игру " Чей малыш? "

У овечки – …

У кошки – …

У крольчихи – …

У собаки – …

У козы – …

У свиньи – …

У коровы – …

У лошади – …

Молодцы, мы всех назвали!

А теперь послушайте, как разговаривают домашние животные (звучит запись с голосами домашних животных). Молодцы всех узнали!

Пальчиковая гимнастика.

Поочередно показывают пальцы на каждой руке

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами

Кем же довольна свинья? поросятами?

Довольна коза своими козлятами

А я довольна своими ребятами.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю нарисовать «Маску» животных. Вспомните, какой форма голова кота, козы?

Вот вам в помощь образцы. Сейчас я включу музыку, и вы начнете рисовать, когда музыка закончится, вы покажите, что нарисовали.

(Работа детей)

Физкультминутка

«Лошадка»

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка-серый бок!

(поочередное топанье одной ногой, затем другой)

Я копытцем постучу, (ходьба на месте) .

Если хочешь-прокачу!

(легкий бег на месте) .

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

(руки на поясе, наклон туловища влево-вправо) .

Цок, цок, цок, цок.

Я лошадка-серый бок.

(прогуливаемся на месте)

Покажите свои маски. Молодцы! Вы все справились с заданием!

Давайте повесим свои работы на доску.

Какие сказки про домашних животных вы знаете (ответы детей) .

А сейчас я вам предлагаю сочинить сказку «Какую пользу приносят домашние животные людям».

- Собрались однажды домашние животные и начали рассуждать, кто из них какую пользу приносят. Собака сказала: «Я сторожу дом … » (продолжают дети). Кошка сказала: (ловлю мышей) корова промычала: (а у меня самое вкусное молоко, коза : (а из моего молока получается самый вкусный сыр, лошадь: (а я перевожу мелкий груз, а овечка сказала: (из моей шерсти вяжут самые теплые варежки) .

Сделаем вывод, что все животные важны, и каждый из них приносят огромную пользу для людей.

Рефлексия: Сегодня мы с говорили о домашних животных и многого полезного узнали. Вспомнили, как они разговаривают, какую пользу приносят людям, сочиняли сказку, рисовали, играли.

Подвижные игры

 «У медведя во бору»

На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:

У медведя во бору

 Грибы, ягоды беру,

 А медведь не спит

 И на нас рычит!

С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит (салит) играющих. Дети убегают в свой дом.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Изменение места водящего (в центре зала, сбоку).

2.  Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).

3- Дети имитируют движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются), переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлезание боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).

4. Перед берлогой препятствие: ручеек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из берлоги (подлезание под дугу).

Народные, подвижные игры по теме «Домашние животные»

 «Волк и Коза» - Латвийская народная игра – 2 раза.

Описание игры. По считалке дети выбирают волка и козу, остальные – пастухи. Взявшись за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза. Волк должен поймать козу, но попасть в круг он может только через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а коза – в любом месте. Когда волк поймает козу, игра начинается с начала. Выбирается новый волк и коза.

Правила игры: Волк ловит козу только в кругу, а коза за пределы круга выбегать не может.

 «Пастух, овцы и волк» - Армянская народная игра – 2 раза.

Описание игры. Из числа играющих выбирается пастух и волк, остальные – овцы. Чертится линия – ручеек, по одну сторону от которого собираются пастух и овцы. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.

Волк обращается к пастуху: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, не отдам!»

Услышав, не отдам, волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк в случае удачи у водит добычу с собой. Игра начинается с начала, но только меняются роли.

Правила игры. Волк перепрыгивает через ручеек, только после слов не отдам, овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за ним.

 П/и «Барашек» - Молдавская народная игра – 2 раза.

Описание игры. Играющие стоят в кругу, а барашек – внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

«Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!»

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.

Правила игры: Разбегаться можно только после окончания слов. Осаленные игроки останавливаются и замирают на месте.

Хороводные игры по теме «Дикие животные»

Медведь.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

Пальчиковая гимнастика по теме «Дикие животные и их детёныши»

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…

(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)

Серый волк зубами щёлк-

(Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!

(Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.

(Щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.

(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок»)

Физкультминутка по теме «Дикие животные и их детёныши»

«Лоси»

На полянку вышли лоси                                      скрестить руки и поднять их над

Дружная семья:                                             головой (пальцы прямые, раздвинуты),  

Папа лось идет с рогами,                            шагают на месте, высоко поднимая колени,

А лосенок с рожками;                                  на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола только пятки), указательные пальцы обеих рук приставляют ко лбу (рожки)

  Мама длинными ногами                       переходят на высокий шаг «большими рогами»;  

А лосенок – ножками.                                            повторяют шаги лосенка.

Пальчиковая  гимнастика по теме: «Посуда»

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,                        (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                      (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик,                    (Загибают пальчики по одному, начиная с   ложку                                                    большого)

И  большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                           (Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили.                   (Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть  сломали.

Так мы  маме помогали.                       (Сжимают и разжимают кулачки.)

Физкультминутка по теме: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,       «надуть»  живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник.              другая -  изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки,                         приседать

Очень хрупкие, бедняжки.                     руки  на поясе

Вот фарфоровые блюдца,                       кружиться,

Только стукни - разобьются.                  рисуя руками круг

Вот серебряные ложки,                          потянуться,  руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.                           сделать большой круг

Пальчиковая гимнастика по теме «День Защитников Отечества»

Сегодня праздник всех отцов,                          (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                          (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                              (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!                            (сжимают и разжимают пальцы)

«Капитан»

 Это – Мишка – капитан.                                 (Сжимают и разжимают пальцы.)

Обошел он много стран.                                (Потирают ладони друг о друга)

Обошел он много стран.

Обошел их не пешком -                   (поочередно соединяют подушечки пальцев   обеих рук)

На кораблике с флажком.

Физкультминутка по теме: «День Защитников Отечества»

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Весёлые прыжки
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по лексической теме: Домашние животные.

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....

Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.

Конспект НОД по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....

Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.

Конспект НОД по развитию речи по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....

Демонстрационный материал по лексической теме «Домашние животные»

Наглядный материал по лексической теме "Домашние животные" поможет родителям познакомить детей с домашними животными, их внешним видом и пользой, которую они приносят человеку....

Дидактический и наглядный материал по лексической теме:«Домашние животные».

Игры по лексической теме «Домашние животные».Возраст детей: 5-7 летЗадачи: закрепить и уточнить знания ребенка о домашних животных и их детенышах; активизировать и обогащать лексический сл...

«Птичий двор» Индивидуальное задание для закрепления материала по лексической теме «Домашние птицы» для детей с ОНР I уровня

Логопедическое домашнее задание – это индивидуальная форма учебной деятельности детей дошкольного возраста. Оно выполняется по поручению логопеда...