Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Гладышева Ольга Тимофеевна

Примеры игровых упражнений по развитию связной монологической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Примеры игровых упражнений по развитию связной монологической речи

 Оживить, сделать интересным и увлекательным любое занятие по обучению связной речи можно, используя специальный раздаточный материал - сюжетные картинки с так называемыми «комбинированными» сюжетами. На этих картинках известные детям мультипликационные персонажи или герои сказок оказываются в неожиданной ситуации: например, попадают в другую сказку, или персонаж, которому положено жить в лесу, оказывается в городе, и т.п.

Работа с сериями сюжетных картинок способствует формированию и закреплению представлений о композиции рассказа, умений придумать ему точное название, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Обычно дети проявляют большой интерес к такой работе.

Выполнение различных упражнений, связанных с содержанием изображенного на картинах, вырабатывает у детей умение связывать слова и строить простые и сложные предложения, соединять между собой смысловые части высказывания, четко соблюдать структуру рассказа, использовать синонимическую замену для названия героев рассказов, их действий, состояния. Придумывание дает толчок творческому воображению и самостоятельной мысли. Ребенок становится автором, он выбирает содержание рассказа и его форму.

Формулировка темы или задания эмоционально настраивает детей на сочинение рассказа. Например: «Сказочный сон расчески», «Как лягушонок попал в магазин игрушек», «В гостях у Барби», «Как носорог научился быть вежливым», «Путешествие белого медведя в Африку» и т.п.

Рассказы детей можно оформить в виде книги. Использование ситуаций письменной речи (ребенок диктует рассказ, взрослый записывает) создает условия для активизации сложных синтаксических конструкций, развивает память. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут рисовать иллюстрации к сочиненным рассказам.

Планомерное обучение рассказыванию с использованием комбинированных иллюстраций помогает детям осмыслить их речевую практику, овладеть умением общаться. У них появляется желание сказать о чем-то своем и по-своему. Дети стремятся привлечь к себе внимание собеседников, сделать свою речь выразительной за счет использования таких средств, как эпитет, сравнение, метафора.

Обучение построению связных высказываний закрепляет знания о композиции: из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чем будет говориться дальше; самая большая и важная часть в нем - средняя; в концовке подводится итог сказанному.

Этапы работы по обучению рассказыванию с использованием «комбинированных» иллюстраций:

1)        Создание различных ситуаций общения.

2)        Составление рассказов по серии сюжетных картин с фабульным развитием.

3)        Придумывание рассказов по скомбинированным взрослыми иллюстрациям.

4)        Совместная работа по подбору и комбинированию иллюстраций, придумывание рассказов по ним.

5)        Использование ситуаций письменной речи. Изготовление детских книг, диафильмов по придуманным сюжетам, рисование иллюстраций к ним.

Практический материал:

1. Задание. Рассмотрите внимательно картинку. Это маленький Барсик. Однажды он заснул, и ему приснился замечательный сон. Какой? Расскажите, что приснилось Барсику.

Вопросы:

•        Как вы думаете, о чем мечтают кошки?

•        Какие сны снятся взрослым кошкам и какие - маленьким котятам?

2. Задание. Однажды кот Афанасий случайно услышал разговор двух странных птиц. Придумайте небольшой рассказ о коте и веселых птичках.

Вопросы:

•        Что это были за птицы?

•        О чем они говорили?

•        Что интересного узнал Афанасий из их разговора?

3. Задание. Придумайте новую историю о том, как Емеля добирался до царского дворца. Придумайте название своей сказке.

Вопросы:

Как называется сказка, в которой главному герою помогает волшебная рыба?

На чем Емеля добрался до царского дворца?

Как бы вы поступили на месте Емели?

4. Задание. Рассмотрите картинку. Расскажите мишке о жарких странах и их обитателях от лица изображенных героев.

Вопросы:

•        Почему у медвежонка такой удивленный взгляд?

•        Где живут белые медведи?

•        Сможет ли белый медведь жить в Африке?

5. Задание. Придумайте сказку, где главная героиня — зебра.

Вопросы:

Что делает девочка, изображенная на картинке?

О каких животных она прочитала?

Назовите сказки, где встречаются эти животные.

В какой сказке встречаются волк и коза?

Волк и заяц? Волк и белка?

В какой сказке волк глупый?

Что произойдет, если в одну из этих сказок попадет зебра?

6. Задание. Случилась необычная история: герои мультфильмов ушли из телевизора. Расскажите одному из героев мультфильмов о том, как вы первый раз увидели мультфильм с его участием, и о своих впечатлениях.

Вопросы:

Куда они могли направиться?

Что они спросили бы при встрече со зрителями?

Что бы вы спросили у них?

Как бы вы встретили таких необычных гостей?

7. Задание. Рассмотрите картинку. Придумайте сказку о том, как подружились волк с зайцем.

Вопросы:

•        Во многих сказках волк с зайцем не дружат. Почему?

•        Каким должен стать заяц, чтобы волк перестал его обижать?

•        Что вы посоветуете волку?

8. Задание. Рассмотрите картинку. Придумайте рассказ на тему «Как Пиф готовился к своему дню рождения».

Вопросы:

•        Как вы думаете, куда отправился Пиф?

•        Что Пиф купил в магазине?

•        Кого Пиф может пригласить к себе в гости?

•        Кого из гостей чем будет угощать?

9. Задание. Рассмотрите рисунки. Это заяц Коська. С ним всегда случаются какие-то истории. Он очень стеснительный и не может сам рассказать их. Помогите Коське. Придумайте коротенькие рассказы о приключениях зайчонка.

Вопросы:

•        Какой зайка в первом рассказе?

•        Во втором?

10. Задание. Послушайте стихотворение «Вежливый слон»:

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку

И вежливо очень сказал муравью:

— Можешь и ты наступить на мою!

Рассмотрите картинку. Придумайте рассказ на тему «Разговор слона с муравьем».

Вопросы:

•        В стихотворении говорится только о вежливом тоне и о вежливых словах или о чем-то еще?

•        Что бы вы сказали такому слону?

•        Как вы думаете, что муравей ответил слону?

11. Задание. Расскажите о том, как Дед Мороз первый раз увидел насекомых.

Вопросы:

•        Где живет Дед Мороз?

•        Какие животные встречаются на Севере?

•        Почему там нет бабочек и пчел?

•        Что бабочка, паук, пчела могли рассказать о себе Деду Морозу?

•        Какие подарки подарил бы Дед Мороз этим насекомым?

12. Задание. Мишутка прочитал в книге о чудесных свойствах магнита, но не понял, что может притягиваться к магниту, а что нет. Он нарисовал картинку. Рассмотрите ее. Придумайте веселую историю о том, как Мишутка с магнитом играл.

Вопросы:

•        Какие ошибки допустил Мишутка?

•        Почему вы так думаете?

•        Какие из нарисованных предметов может притянуть магнит?

13. Задание. Послушайте два отрывка. 1. «Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на голубой ковер разросшихся у ручья цветов». 2. «Словно глазки из межи — глазки девочки-малютки, кротко смотрят». Придумайте рассказ на тему «Любимые цветы гнома».

Вопросы:

•        О каких цветах здесь говорится?

•        По каким признакам мы легко узнаем незабудки?

•        С чем сравниваются эти цветы?

14. Задание. Представьте, что вы хотите, чтобы вам привезли щенка или котенка — похожего на одного из тех, которые здесь изображены. Подумайте, что бы вы рассказали в письме в передачу «Ребятам о зверятах» о своем щенке или котенке.

Вопрос:

•        Как вы напишете об этом в письме бабушке или дедушке, чтобы было понятно, какой щенок или котенок вам нужен?

15. Задание. Рассмотрите картинку. Придумайте рассказ на тему «Необыкновенное путешествие друзей».

Вопросы:

•        О чем вы думаете, глядя на эту картинку?

•        Почему утята плывут впереди?

•        Куда собрался волк?

•        Почему волк выбрал впередсмотрящим сороку?

•        Что волка и сороку ждет впереди?

•        Кто их встретит на берегу?

Рассмотрите картинку.

16. Задание. Рассмотрите картинку. Послушайте стихотворение. Что помогает нам услышать разговор лягушек? Придумайте рассказ на тему «По секрету всему свету».

- Откуда идешь ты, лягушка-квакушка?

- С базара домой, дорогая подружка!

- А что ты купила?

- Всего понемножку: купила КВАпусту, КВАсоль и КВАртошку.

Вопросы:

•        Какую сказку напоминает вам эта картинка?

•        Какая там лягушка?

Приведем краткий сценарий занятия по картинам: рассказывание по картине «Белка».

Задачи: учить определять состав картины; устанавливать связи и взаимодействия между основными объектами; сравнивать объекты по форме; побуждать детей к составлению связного рассказа.

Первая игра.

Педагог: Дети, сегодня у нас в гостях Волшебник Деления. Он подарил всем по подзорной трубе, через которую на картине виден только один предмет или одно живое существо. Посмотрите на картину в свои волшебные подзорные трубы и скажите: кого или что вы там видите?

(По мере называния объектов воспитатель схематично обозначает их в кружочках на большом листе бумаги.)

 

Дети:

- Белку.

- Бельчонка, который бежит по дереву.

- Еще одного бельчонка, который сидит в дупле.

- Бельчонка, которого держит белка.

- Дупло.

Педагог: А дупло — это часть чего? (Ответы детей.) Верно, дерева...

Вторая игра.

Педагог: А сейчас к нам пришел Волшебник Объединения и все соединил между собой. Он соединил белочку с веточкой - как вы думаете, почему?

Дети: Она на ней сидит. (По мере нахождения и объяснения связей между объектами воспитатель чертит линии-соединения.)

Педагог: А еще с кем или с чем объединил белочку Волшебник?

Дети: Белку с бельчонком. Потому что белка держит его в зубах.

Педагог: А вот этого бельчонка?

Дети: С деревом. Потому что он по дереву бежит. А бельчонка в дупле - с дуплом, потому что он в дупле сидит...

Третья игра

Педагог: А сейчас ваша подзорная труба видит только то, что имеет круглую форму. Назовите, что вы видите.

Дети: Дупло.

Педагог: На что оно похоже?

Дети: На тарелку, на колесо...

Педагог: Глазки у белочки и бельчат тоже кругленькие.

Какие они, на что похожи?

Дети: Они похожи на бусинки.

Педагог: Да, глазки маленькие, как бусинки. А представьте, что вы гладите белку; какая она?

Дети:

- Мягкая.

- Пушистая.

- Гладкая.

 Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам

Часть 1. Обучение детей рассматриванию картинок. Лексическая работа. Анализ картинок. Изобразительные средства картинок.

Часть 2.Планирование рассказа по сюжетным картинкам. Составление предложений, передающих основное содержание картинок. Составление начального и заключительного предложений. Составление рассказов.

В первой части формируются умения:

-рассматривать картинки,

-выявлять основную (ключевую картинку),

-устанавливать связи между картинками.

Приведу пример двух занятий:

1. Работа с детьми по серии картинок «Лиса и вороны»

- Расположите картинки в правильной последовательности.

- Почему расположили картинки именно так?

- О чем будет рассказ?

- Почему лисе удалось поймать птицу?

- Что главное в рассказе? (Лиса перехитрила ворон)

 - Как можно озаглавить текст? («Хитрая лиса», «Умная лиса», «Лиса и вороны»)

- О чем рассказывает первая картинка?

- О чем рассказывает вторая картинка?

- Каким предложением можно связать первую и вторую картинку? (И вот лиса притворилась мертвой).

- Что произошло на третьей картинке?

- Что случилось на четвертой картинке?

- Каким предложением свяжем третью и четвертую картинки?

- Каким предложением свяжем первые две картинки с последними двумя?

- Как вы думаете, какая картинка отражает ключевое содержание рассказа? Почему?

2. На следующем занятии работа по серии картинок: «Кот – рыбак».

Цель занятия: учить определять последовательность картинок и устанавливать связи между ними.

- Расположите картинки в правильной последовательности.

- Почему вы расположили именно так? Докажите.

- Почему вы сначала положили картинку, где кот поймал ерша, а не окуня или щуку?

- О чем будет рассказ?

- Что главное в рассказе? Почему?

- Какими словами (или предложениями) можно соединить 3 и 4 картинки; 5 и 6. (Вытащил кот ерша, он ему показался очень маленьким. Он еще раз закинул удочку. Вытащил окуня и вновь закинул удочку.)

- Что произошло на 7 картинке?

- Чем закончилась рыбалка кота? Как вы это поняли?

- Каким предложением соединим 7 и 8 картинки? (Вдруг огромная щука утащила кота).

- Как в рассказе можно назвать кота? (Кот-рыбак; неугомонный кот; несчастный кот).

- Определи последовательность частей текста, опираясь на сюжетные картинки.  

Для развития большего интереса к данному виду работ, можно предложить детям следующие задания:

1. Послушай текст и определи, какой картинки не хватает в данной серии? Куда ты её разместишь? Почему?

2. Каждому воспитаннику можно предложить «снять» фильм под названием «Мой день» (у детей получатся  серии картинок). На следующем занятии составить  рассказ по созданным картинкам.                  

                 3. Предложить детям найти как в сказках, рассказах называют животных.

Например:

- лиса – рыжая краса, лисичка – сестричка, кума, злодейка, обманщица, воровка, хищница;

- заяц – косой,  хваста, рысак, беляк, трусишка, трус, быстрые ноги, длинные уши;

- медведь – мишка, топтыгин, косолапый, свирепый, шатун.

2.        Нарисуй обложку к произведению.

3.        О чем может идти речь, если обложка выглядит так…. (педагог  показывает определенную картинку).

Во второй части обучения составлению рассказа по серии сюжетных картинок должно продолжаться закрепление умения определять последовательность картинок.

Приведу примеры заданий:

1. Создание мультфильма к знакомым сказкам, например «Сказка о рыбаке и рыбке»

Затем можно предложить (через некоторое время):

- Узнай сказку по картинкам, определи  их последовательность.

-Расскажи сказку по данным картинкам.

После выступлений дошкольников проводится анализ полученных текстов.

Поскольку главная задача – учить составлять связный, последовательный рассказ, раскрывающий основное содержание картинок, то необходимо, чтобы дети самостоятельно, без вмешательства педагога, могли справиться с таким видом работ.

Приведу несколько  заданий:

1. Исправь ошибки в тексте.

Дети прослушивают текст с ошибками содержательного характера. Дети должны найти их, а затем исправить, используя серию картинок (сначала дети могут работать в группах, затем в парах, а потом самостоятельно).

2. Составь по одному, два предложения к каждому слайду из диафильма «Ну, погоди!» так, чтобы получился рассказ (слов на слайдах не должно быть).

3. Самостоятельно составь рассказ по сюжетным картинкам.

Чтобы увеличить  интерес, можно проводить конкурсы на лучший рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...