Главные вкладки

    Комплекс дидактического материала по развитию речи детей.
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Самохвалова Светлана Николаевна

    Дидактический материал по развитию речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    муниципального образования город Нягань

    «Детский сад № 10 «Дубравушка»

    Исполнитель:

    Ст.воспитатель первой

    квалификационной категории

    Светлана Николаевна

    Самохвалова.

    г.Нягань 2014

    Старшая группа

    Характеристика речи детей 6 – 7 лет. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

    К  старшему  дошкольному возрасту у ребенка накапливается  значительный запас слов. Продолжая  решать задачу обогащения лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), особое внимание следует уделять его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходными (синонимы) или противоположными  (антонимы) по смыслу, многозначными словами.

    В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных  и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

    Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение ими построения разных типов текста ( описание, повествование, рассуждение).

    В процессе развития связной речи детей начинают активно пользоваться разными типами  связи слов внутри предложения, между предложениями и  между частями высказывания, соблюдая  его структуру. Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников.

    Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм. И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит  к неправильному соединению слов  в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

    Словарная работа

    Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обогащать, сравнивать, противопоставлять.  В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет ( дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

    Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходные значением и формированию умения использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию, к определенной ситуации, к изолированному слову дети обучаются умению точности словоупотребления – в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий, дети осознают оттенки значений глаголов.

    Дети научатся различать значения слов, отражающих характер движения ( бежать – мчаться, пришел – приплелся) или  значение прилагательных оценочного характера ( умный – рассудительный, старый – дряхлый, робкий – трусливый).

    Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям по величине, цвету, весу, качеству. Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям ( старый – новый).

    Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи, мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

    От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа.

    Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие связной речи

    В пересказывании  литературных  произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц или характеристику персонажей.

    В рассказывании   по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предлагает  указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующим за ним.

    Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединяя отдельные предложения и части высказывания   в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках детей учатся составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительность для рассказывания, дети делают их описание и характеристику. Дети учатся так же составлять рассказы  из собственного опыта, как описательные, повествовательные, так и контаминированнын( смешные).

    У детей формируются  элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь  его завершить и озаглавить.  В процессе работы над текстом в целом особое внимание необходимо уделять формированию контроля через прослушивания речи, записанной на магнитофоне.

    Методические указания

    Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.

    Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние  на речь, в  методике имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активации, уточнения той или иной грамматической формы, чтобы помочь детям усвоить трудные формы в словоизменении.

    Игры и упражнения признаны активизировать детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывать у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой деятельности.

    Среди словесных приемов словарной работы особо место занимают лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей, развивают у них внимание к слову и его значению. Они формируют у детей практические навыки: умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово составить предложение, различить оттенки в значении слова.

    Подобные упражнения проводятся без предметов и игрушек тогда, когда усвоено их название. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приему как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание их мыслительной деятельности, вопрос должен вызвать умственную активность детей. Ставя перед детьми вопросы, взрослый не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. Надо чаще задавать такие вопросы, кА «Можно ли так сказать?», «Как сказать лучше?» и т.п.

    Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует «ситуация письменной речи», при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Такую диктовку можно использовать при изготовлении детских книжек, альбомов детского творчества.

    В старшем возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений,  согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме.

    Составление предложения по структурной схеме происходит в игре «Живые слова». Каждый ребенок изображает слово. Петя - слово «медвежонок», Оля - слово «любит». Какое третье слово? Прочитаем предложение: «Медвежонок любит мед». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (« Медвежонок мед любит»). Пусть теперь первое слово станет последним. Получится: «Мед любит медвежонок». Заменим слово «мед» другим. Коля будет теперь словом «кувыркаться». Прочитаем предложение. («Кувыркаться любит медвежонок»). А теперь? («Медвежонок любит кувыркаться»). Составьте свои предложения со словом «Медвежонок» («Медвежонок косолапый», «Медвежонок любит малину», «Медвежонок спит» и т. д.).

    Упражнения позволяют ребенку в элементарной форме осознать словесный состав предложения и сделать произвольным процесс его составления. Это способствует совершенствованию структуры предложений в связной речи.

    Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму.

    Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания - рассказать - в сюжетно - ролевую игру: фотовыставка, магазин, киоск открыток и др. В игре используются такие приемы, как вопрос, распространение высказывания ребенка, обобщение высказываний ребенка в рассказ, подсказ начала фразы (совместное рассказывание).

    Для подбора синонимов к словосочетаниям используется прием замены, подстановки синонимичного слова, тем самым дети подводятся к пониманию того, что у слова может быть не одно, а несколько значений. Например, в словосочетаниях «Весна идет», «мальчик идет». Педагог предлагает детям заменить это слово, т. е. подобрать слова, близкие по смыслу. Так, к словосочетанию «мальчик идет» можно подобрать такие слова: едет, мчится, несется, летит и др. Далее педагог предлагает детям вопрос «Можно ли так сказать «машина лети?». Взрослому не надо спешить со своей оценкой, а дать возможность самим детям разобраться. «Миша ты думаешь, что так можно сказать. Тогда объясни, как ты понимаешь, что это значит» («Машина очень быстро едет, как самолет»). Вместе с детьми педагог выбирает наиболее правильные ответы.

    ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    "Кто кем (чем) будет?"

    Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

    Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
    - цыпленок - петухом;
    - мальчик - мужчиной;
    - теленок - коровой или быком - бумага - книгой
    - снег -водой
    - вода - льдом
    - семечко - цветком
    - мука - блинчиками
    и т. д.

    Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

    В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
    Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
    В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

    Игра с картинами.

    Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.
    Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.
    Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

    С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...)
    С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

    Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:
    Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке.
    - Это находится вверху картины? Внизу?
    - Это живое или неживое?
    - Какого цвета?

    Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.
    Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки.
    - Это относится к природе?
    - Это относится к живой (неживой) природе?
    - Это твёрдое?
    - Это растение?
    - Высокое?
    - Дерево?
    - Трава?

    Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

    Жили-были...

    Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
    Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры.
    Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
    Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
    "Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
    "Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
    "Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
    "Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

    Игра "Третий лишний".

    В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
    Детям 3-5 лет условия более простые.
    Например:Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

    Еще примеры для младших дошкольников:
    - молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
    - машина, лошадь, трамвай;
    - шапка, платок, сапоги;
    - роза, береза, ёлка.

    Для детей 5-7 лет задания усложняются:
    - дождь, снег, река;
    - врач, турист, шофер;
    - тень, солнце, планета;
    - мороз, вьюга, январь;
    - камень, глина, стекло;
    - дверь, ковер, окно;
    - море, река, бассейн.

    ДВА КРУГА.

    Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).
    Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое».
    Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

    Какое что бывает ?

    Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
    Примеры:
    - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.
    - Что бывает длинным?(коротким)
    - Что бывает широким (узким)?
    - Что бывает круглым ( квадратным)?
    В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

    Упражнение "Кто без чего не обойдётся"

    Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

    Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

    Примерные задания:
    Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
    Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
    Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
    Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
    Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
    Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
    Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
    Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

    Живое - неживое.

    Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".
    Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.
    Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

    Что растет? Кто растет?
    Кто летает? Что летает?
    Кто плавает? Что плавает?
    Кто самый большой? Что самое большое?
    И.т.д.

    Что снаружи, что внутри?

    Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
    Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

    «Кто это?» знакомимся с профессиями

    Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
    1 вариант: Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

    2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
    3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
    4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

    Придумываем рассказ.

    Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.
    Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

    Распространение предложений.

    Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

    Составление предложения с несколькими данными словами.
    Упражнение, рекомендуемое Л.Н.Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

    Дополнить предложение.

    Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что..." "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что... " и т. д.

    Игра с картинками в книжке или журнале

    Эти игры хороши тем, что не требуют особой подготовки. Все, что вам потребуется - это старые журналы с картинками и без.
    Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев — учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу — ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте!), например, “до” — дом, долина, ледокол…, Следующий этап - ищем слова. Начинаем с простых- он, мы, они, дом ... Идем в магазин. Здесь понадобится журнал с картинками. Предлагает детям найти и выбрать (обвести) только те предметы, в названии которых есть звук «К» (конфеты, молоко, диск, кофта)

    Один загадывает букву, открывает картинку и, вперед - кто быстрее найдет на картинке предмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву.
    Один загадывает какой-то предмет на картинке: "В слове 2 буквы "Е" - или "В слове три слога", "В слове только один гласный звук". А второй отгадывает.

    Магазин.

    Для этой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки с буквами. К лото можно добавить других картинок, вырезанных из журналов или нарисованных. Картинки разложите на столе. Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку. Все игроки по очереди достают из сумки карточки из сумки и ищут среди картинок на столе подходящую - предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог. Если не найдет, значит "уходит из магазина без покупки".
    Выигрывает тот, кто больше наберет "покупок".

    Кто здесь живет?

    Вам потребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделать паровозик с вагончиками, самолет или даже ракету - кому что интереснее. В окошки можно вставлять карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. А можно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в окошках.
    Прикрепите к доске домик и в пустые окошки впишите на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок должен угадать, какие слова живут в этом домике.
    Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О - лиса, лес, осел.

    Бросаемся слогами.

    Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
    Примеры:
    - Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
    - Са - …молёт; …поги; … мовар.
    - Де - …рево; …вочка; …ти.

    Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

    Подарки

    Одного из участников игры выбирают водящим
    — Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие, — говорят ему, — и побываете в разных городах? Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений.
    Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами

    — Будете в Костроме, — говорит один,— загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой
    — У меня дядя в Саратове, навестите его,—просит другой—Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры.
    Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные.
    Водящий — человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты.

    "Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова — самовар, скажем, или свисток Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими
    Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать — это дело несложное

    "Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков.
    — Был у вашего дедушки, — обращается водящий к кому-либо из играющих — Он прислал вам ошейник.
    Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно. Остается только поблагодарить любезного путешественника. Если же водящий ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего штрафуют: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое "дальнее путешествие".

    Цепочка

    Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.
    Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

    Добавь букву

    Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание.
    Выигрывает тот, кто называет целое слово.

    Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.
    Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

    Летела корова

    Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово.
    Какое слово сказала корова?
    Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, “трава”. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – “т”, следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего “а”. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

    Запрещенная буква

    В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.
    Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь киграющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь на парте?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной.
    Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" — спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня.
    Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" — ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

    Скрытая подсказка

    В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом. Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.
    Задача водящего — отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание. Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.
    — Прошу подсказать первую букву, — обращается он к играющим.
    Это его право—требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова "К".
    Как же подсказать ее, прямо не называя? Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой — "сурок", третий — "капля". Во всех трех словах повторяется буква "К".
    Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее. — Давайте вторую букву! — требует он.
    Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить.
    Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

    Путешествие. Семейная игра.

    Один говорит "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? " . "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!".другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

    Другой вариант "Путешествия".
    Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт)
    Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.
    Следующий говорит:" А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".
    И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"

    Кто с какими буквами дружит.

    Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит:"Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

    ИГРЫ ПО СЛОВАРНОЙ РАБОТЕ

    Отгадай предмет по его частям.

    В эту игру можно играть в двух вариантах.
    Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки сизображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

    Примеры:
    Четыре ноги, спинка, сиденье.
    Цифры, стрелки.
    Буквы, картинки, листы.
    Ствол, ветки, листья.
    Корень, стебель, листья, лепестки.
    Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
    Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
    Лапы, хвост, ошейник.
    Лапы, хвост, хобот.
    На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

    Отгадай предмет по описанию.

    Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
    Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
    Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
    Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
    Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
    Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
    Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

    Что снаружи, что внутри?

    Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
    Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

    «Кто это?» знакомимся с профессиями

    Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
    1 вариант: Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

    2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
    3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
    4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

    Живое - неживое.

    Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".
    Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.
    Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

    Что растет? Кто растет?
    Кто летает? Что летает?
    Кто плавает? Что плавает?
    Кто самый большой? Что самое большое?
    И.т.д.

    "Я был в цирке... "

    Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами, фишки. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут. Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.
    Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.
    Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

    Предлоги.

    Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "В", "под", "над", "с" и др.
    Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

    Самодельная азбука.

    Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.
    Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

    Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР Введение Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического обсл...

    Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

    Данная картотека поможет в выстраивании игр на логопедическом занятии или на логопедической физминутке....

    Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

    Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...

    Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

    Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР...

    Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР

    Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР 1.     Игра с мячом  «Приготовим сок для мамы»Цель: учить образо...

    Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.

    Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи....