Создание дидактических игр по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Антипова Елена Александровна

Данная методическая разработка содержит иформацию о значении, целях и задачах дидактических игр, примеры и  картотеки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи ребенка неразрывно связано с постепенным знакомством и овладением родным языком.

Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большей степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Т.Н. Ушакова  выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу. Нулевой степенью обобщения являются имена собственные и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.

К концу второго года жизни ребёнок усваивает слова первой степени обобщения, обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных.

В возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия, передающие обобщенно названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного.

Примерно к 5–6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы:

- Обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные слова, а также новые значения  ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики.

-Закреплять и уточнять словарь. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.

-Активировать словарь. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Игры на активацию словарного запаса:

«Что бывает?»

Бросая мяч ребёнку, ведущий задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. 
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) 
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...) 
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...) 
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...) 
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...) 
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...) 
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...) 
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...) 
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...) 
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...) 
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). 
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...) 

«Добавь слово»


Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово - название, то она пропускается).  При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»

«Один – много» (можно играть с мячом)


Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога — ноги, окно — окна.

«Кто больше слов знает на букву …»

Участники по очереди называют слова на определенную букву, например, на букву «С».  Естественно проигрывает тот, кто не сможет назвать слово на эту букву.

 «Животные и их детеныши» (игра с мячом)

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.  
У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок. 

«Кем (чем) был?»


Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком.
Бабочка была гусеницей.
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом.
Лёд был водой и т. д.

«Что могут делать…?»


(Игра для увеличения запаса глаголов).

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….
Что может делать лягушка?

Что могут делать руки? и т. д.

 «Наоборот»

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь ... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

 «Закончи фразу»

Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

«Узнавание»


Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов

 «Скажи по-другому»

Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный). Слова: «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

 

«Подбор прилагательных»


Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

«Что больше?»

Эта игра направлена на развитие внимания, памяти, воображения, глазомера. Она не только закрепляет знания ребенка о величине предметов, но и расширяет словарный запас, представление ребенка о мире.

Ведущий называет какой-либо предмет и говорит одному из игроков: «А что больше?» Игрок должен назвать другой предмет, больший по величине. Например, ведущий назвал стул, а игрок в ответ называет стол, или шкаф, или машину. Повторять предметы нельзя ни ведущему, ни игроку. Каждый игрок может назвать только один предмет.

«Кто где живет?»

Бросая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. 
Кто живет в дупле? Белка. 
Кто живет в скворечнике? Скворцы. 
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. 
Кто живет в будке? Собака. 
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк. 
Кто живет в берлоге? Медведь. 

«Третий лишний»

Ведущий, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. 
Например: Голубой, красный, спелый. 
Кабачок, огурец, лимон. 
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима. 
Понедельник, вторник, лето, воскресенье. 
День, ночь, утро, весна. 
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово. 


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для активизации словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Картотека дидактических игр, используемая в работе с дошкольниками для активизации   словаря прилагательных....

Развитие воображения и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через нетрадиционные занятия.

Доклад из опыта работы с детьми с общим недоразвитием речи включает в себя теоретическую и практическую часть. Раскрывает основные функции воображения, тесную связь воображения и речи ребёнка. Раскрыт...

"Обогащение и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного фольклора"

Актуальность, задачи и принципы проекта, этапы работы по теме, диагностический инструментарий, система коррекционной работы, модель выпускника, перспективный план работы с детьми старшей группы....

Консультация для родителей. "Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста"

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...

Статья «Активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр»

В статье представлен теоретический материал по использованию дидактических игр для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...