Педагогический проект "Секреты бабушкиного сондучка. Потешки"
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

Гришкина Наталья Михайловна

Цель моего проекта:

-раскрыть неисчерпаемык возможности устного народного творчества для пробуждения познавательной активности, яркой индивидуальности детей;

-развивать познавательный интерес;

-учить детей запоминать и выразительно рассказывать произведения малого русского фольклора;

-способствовать проявлению изобразительного творчества.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребёнка. Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают любимые потешки, поют колыбельные для кукол, играют в полюбившиеся игры на основе потешек. наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._sekrety_babushkinogo_sunduchka._poteshki.docx802.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №38» «Росинка»

ПРОЕКТ

Секреты бабушкиного сундучка.

Потешки.

G:\фото 1\фото 1 422.jpg 

Составила и провела

воспитатель второй младшей группы

Гришкина Наталья Михайловна

Участники:

воспитанники второй младшей группы №1

Протокол проекта.

Тема: Секреты бабушкиного сундучка. Потешки.

Вид: Познавательный.

Возникновение ситуации: При напевании педагогом разных потешек, закличек, песенок у детей отмечалось отсутствие подпевания. Дети не знают русских народных потешек. Из бесед с родителями выявилось, что в семьях воспитанников не поддерживаются русские традиции в использовании малых фольклорных форм в различных ситуациях.

Проблема: Как приобщить детей с ОНР к малым фольклорным формам, несмотря на отсутствие традиций в семье.

Мотив: Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к русскому фольклору.

Цель проекта: Приобщить детей с ОНР к малым фольклорным формам через заучивания потешек.

Задачи: 

  1. Собрать информацию о способах приобщения детей к русской народной культуре.
  2. Составить план деятельности с детьми по организации работы над потешкой.
  3. Выполнение плана.
  4. Подготовить консультацию для родителей «Игры с потешками дома».
  5. Подготовить презентацию для родителей.

Ожидаемый результат:

  • Дети знают 15 потешек: «Это вся моя семья», «Умница Катенька, ешь кашу сладенькую», «Петушок», «Водичка, водичка», «Маша варежку надела», «Сапожок», «Сорока, сорока», «Котя – котенька -коток», «Наши уточки с утра», Ай качи – качи – качи», «Заинька попляши», «Божья коровка», «Огуречик», «Мыши водят хоровод», «Идёт коза рогатая».
  • Выразительно передают диалог в потешках.
  • Согласуют слова в предложениях.
  • Проявляют интерес к игре с рифмой и словом.
  • При рассказывании потешки выполняют различные движения, которым руководит слово.
  • Родители знают и используют дома разные потешки.

Реализация проекта.

1 этап. Сбор информации.

Многие авторы занимались данной проблемой: Арзамасцева И.Н., Николаева С.А., Князева Л., Маханёва М.Д., Кравцов Н., Куприна, Бударина, Гаврилова И.Г., Попова Т.А.

Вывод: Авторы предлагают большое содержание приобщения детей младшего возраста к русской народной культуре.

2 этап. Анализ информации и отбор лучшего способа решения проблемы

Анализ показал, что в содержании предлагаются:

  • Потешки,
  • Песенки,
  • Заклички,
  • Прибаутки, шутки, перевёртыши,
  • Приговорки,
  • Считалки,
  • Скороговорки и чистоговорки,
  • Дразнилки,
  • Поговорки,
  • Присказки,
  • Небылицы,
  • Скоморошки,
  • Докучные сказки,
  • Народные игры

Вывод: Все способы приобщения к русской народной культуре интересны и значимы, но на начальном этапе работы лучше всего использовать заучивание потешек.

3 этап. План по осуществлению действий.

  1. Подбор потешек для заучивания детьми 3-4 лет и создание библиотеки потешек.
  2. Подбор иллюстраций к потешкам.
  3. Составление картотеки потешек для всех режимных моментов.
  4. Подбор игрового материала: маски, игрушки, куклы для театра, костюмы, подвижные игры.
  5. Составление алгоритма при заучивании потешек.
  6. Проведение занятий с детьми по алгоритму.
  7. Привлечение специалистов к проекту.
  8. Проведение консультаций для родителей.
  9. Показ презентации родителям.

4 этап. Практический. Выполнение намеченного плана.

Подбор потешек и создание библиотеки потешек.

G:\фото 1\фото 1 453.jpgG:\фото 1\фото 1 440.jpg

G:\фото 1\фото 1 443.jpg

Вывод: Произведён отбор потешек из программы для детей 3-4 лет и создана библиотека книг для свободного пользования детьми.

Подбор иллюстраций к потешкам.

Составление картотеки потешек для всех режимных маментов.

Умываемся с потешкой               Кушаем с потешкой                             Потешки – ладушки (зарядка для пальчиков)

«Водичка, водичка,                        «Умница Катенька,                               «Сорока, сорока  кашу варила…

Умой моё личко…»                    Ешь кашу сладенькую…»                    «Это вся моя семья»

Засыпаем с потешкой                  Одеваемся с потешкой                         Огородные  потешки

«Котя – котя – коток…»             «Маша варежку надела»                   «Огуречик, огуречик…»

                                                                 «Сапожок»

Потешки онасекомых, птицах и животных

«Божья коровка улети на небо…»
«Идёт коза рогатая…»          «Мыши водят хоровод»

«Петушок»                «Заинька, попляши»

 «Наши уточки с утра…»

«Ай качи- качи –качи»

Вывод: Все наши потешки мы разделили на темы. У нас получилось семь тем: «Умываемся с потешкой»,  «Кушаем с потешкой», «Засыпаем с потешкой», «Одеваемся с потешкой», «Потешки – ладушки (зарядка для пальчиков)», «Огородные потешки», «Потешки онасекомых, птицах и животных».

Подбор игрового материала.

Маски                                                    Костюмы

G:\фото 1\фото 1 458.jpg      G:\фото 1\фото 1 459.jpg

Игрушки, куклы для театра

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 510.jpgE:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 415.jpg E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 476.jpg

Вывод: К каждой потешке подобран игровой материал: маски, костюмы, игрушки и т.д.

Алгоритм при заучивании потешки.

  1. Многократное чтение потешки:

-чтение в группе,

-чтение в «Русской избе»,

-чтение с показом игрушки,

-чтение с рассматирванием картинок,

-чтение с рассматриванием иллюстраций,

-чтение с использованием приёма «присутствие игрового персонажа»,

- чтение с использованием приёма «живые картинки».

  1. Обыгрывание потешки:

-инсценирование потешки,

-заучивание потешек с участием рук и пальцев,

-игры с движениями для заучивания потешек.

  1. Продуктивная деятельность при создании образов героев потешки:

-закрашивание образов героев потешки,

-прикрепление рисунков к плакату,

-размещение плаката в подходящий центр группы.

  1. Использование потешек в течении всего дня, включая их в различные режимные маменты:

-при умывании,

-во время еды,

-физ. минутки и пальчиковая гимнастика во время занятия,

-игры в раздевалке перед занятием,

-игры во время прогулки.

Вывод: Проведение занятий по данному алгоритму позволит лучше заучить потешки.

Многократное чтение потешки.

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 497.jpg            E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 496.jpg

Чтение с показом игрушки

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 500.jpg        E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 503.jpg

Чтение с рассматриванием картинок             Чтение с рассматриванием иллюстраций                                                  

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 493.jpg         E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 471.jpg

Чтение с использованием приёма                      Чтение с использованием приёма

«присутствие игрового персонажа»                     «живые картинки»

Обыгрывание потешки.

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 291.jpg      E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 407.jpg

Инсценирование потешек: «Котя – котя – коток», «Петушок золотой гребешок».

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 487.jpg     E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 417.jpg

Заучивание потешек с участием  рук и пальцев:

«Ай качи – качи – качи», «Сорока, сорока»

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 415.jpg   E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 339.jpg

Игры с движениями для заучивания потешек:

«Идёт коза рогатая», «Мыши водят хоровод».

Продуктивная деятельность при создании образов героев потешки.

Закрашивание образов героев потешки             Прикрепление рисунков к плакату

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 373.jpg           E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 383.jpg

Размещение плаката в подходящий центр группы

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 388.jpg SDC10745

В центр природы                                                  В кукольный центр

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 438.jpg E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 340.jpg

В речевой центр                                                       В центр природы

   

Использование потешек в течении всего дня, включая их в различные режимные маменты.

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 284.jpg     

При умывании «Водичка, водичка…»       Кушаем с потешкой «Идёт коза рогатая»

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 509.jpg          E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 490.jpg

Игры во время прогулки                                    Игры в раздевалке перед занятием

«Заинька попляши»                                                  «Ай качи, качи, качи»

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 517.jpg  E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 521.jpg

Использование потешек во время проведения музыкального занятия

E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 454.jpg  E:\Мои документы\Мои рисунки\фото 2\фото 2 451.jpg

Использование потешек во время проведения физкультурного занятия

Вывод: Взаимодействие специалистов  в проекте позволило систематизировать работу и повысить качество работы над потешками.

Проведение консультаций для родителей

H:\DCIM\100SSCAM\SDC10766.JPGH:\DCIM\100SSCAM\SDC10768.JPG

Вывод: Приобщение родителей к проекту позволило им больше узнать русские народные потешки и помочь своим детям в заучивании потешек дома.

 

Презентация проекта

Мы решили показать родителям, как много потешек мы знаем.  Сняли фильм и показали на собрании родителям. 

фото 1 473       фото 1 428

«Идёт коза рогатая…»                                            «Наши уточки с утра…»

SDC10719       SDC10720

«Мыши водят хоровод..»                                          «Ай качи, качи, качи…»

   SDC10718 «Петушок, петушок…»                                                «Водичка, водичка…»

Результаты проекта

  • Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребёнка.
  • Благодаря данному проекту многие дети без помощи взрослого самостоятельно поют колыбельную для куклы, рассказывают и другие потешки, играют в полюбившиеся игры на основе потешек.
  • Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАБУШКИНЫ ПОТЕШКИ К ПАЛЬЧИКОВЫМ ИГРАМ

Пальчиковая гимнастика для малышей...

Педагогический проект Тема: «Секреты бабушкиного сундучка»

Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундучка»Вид проекта:  длительный, межпредметныйЦель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.Формировать познавательную активность.Задачи: ...

Конспект НОД для 2 группы раннего возраста: Сказочки из бабушкиного сундучка: Знакомство с потешкой «Как у нашего кота»

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:Художественно – эстетическое развитие:1.     Познакомить де...

Буклет "Бабушкина потешки"

Речь малыша развивается в процессе общения с мамой. Во время проведения режимных моментов: одевания, кормления, умывания, укладывания спать, использование потешек, пестушек успокаивает ребенка. Постеп...

Проект "Потешки из бабушкиного сундучка"

Проект полезен для работы с детьми раннего возраста...

«БАБУШКИНЫ ПОТЕШКИ»

laquo;БАБУШКИНЫ ПОТЕШКИ»Цель: прививать любовь к устному народному творчеству, вызвать у детей радостное настроение, побуждать к активному действию в играх, развивать эмоциональную вырази...