Главные вкладки

    Конспект подгруппового занятия по лексической теме: "Дикие животные".
    план-конспект занятия по развитию речи на тему

    Гараган Наталья Владимировна

    конспект подгруппового логопедического занятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dikie_zhivotnye.docx22.65 КБ
    Файл dikie_zhivotnye.docx22.65 КБ

    Предварительный просмотр:

       Конспект  логопедического  занятия по  лексической  теме

                                      «Дикие  животные».

    Цель:   Дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах.

    Задачи:  — расширить словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.);

    — формировать умение менять силу голоса, говорить шепотом;

    —учить   образовывать множественное число существительных;

    — активизировать  употребление в речи предлогов;

    — учить  сочетать  речь  с  движением;

    — развивать  слуховое внимание, умение вслушиваться в речь педагога;

    — развивать  зрительное  внимание, наблюдательность;

    — учить  проводить  карандашом  прямые  наклонные  линии, соединяя ими рисунки по смыслу;

    — развивать  логическое  мышление — отгадывать  загадки.

    Оснащение: цветные  карандаши; черно-белые рисунки диких животных;  рисунки «Жилища диких животных»  и «Кто что ест?»; простые карандаши по количеству детей;  картинка «В лесу»;  изображения диких животных (для  загадок), изображения животных с детенышами.

                                                                         Ход занятия.

    1. Организационный момент.

      Здравствуйте ребята.  Встаньте, подровняйте ножки.  Я рада всех вас сегодня видеть. Садитесь на свои  стульчики.  (у  детей  изображения  зайца, ежа, белки, лисы, волка и медведя)

           2.  Основная  часть.

    1.  «что за животное  и какого оно  цвета?»

      -Вы узнаете,  кто это такие?  (животные)

    - Обратите  внимание, что картинки не раскрашены.  Я предлагаю вам раскрасить  каждому своего животного. – Расскажи, кого ты раскрасил, произнося следующие фразы: «Я раскрасил лису. Лиса рыжая» или «Я рас-красил зайца. Летом заяц серый».

    - Ребята,  все эти животные дикие — они живут в лесу.  Дикие животные сами себе добывают пищу и устраивают жилища. Дикие животные боятся человека и стараются не попадаться людям на глаза.

    2.  «чей это  дом?»

    - Белка живет в дупле на дереве.  Лиса роет нору.  Волк устраивает логово в буреломе (под  корнями вывернутого  из  земли  дерева). Медведь еще с осени начинает искать себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. Еж тоже зимой спит, спрятавшись в укромное местечко и зарывшись в траву и опавшие листья. Только заяц не устраивает себе специального жилища, прячась от дождя и снега в лесу под кустами.

    - Давайте вместе с вами подберем  картинки с  изображением  жилищ  для  всех  диких  животных, которые вы  раскрасили.

    - У кого нора?  (Ребенок, у которого находится картинка с лисой, должен ответить: «У лисы» и забрать себе картинку с норой)

    3.  «кто  что  ест?»

     - А теперь посмотрим,  чем питаются дикие животные.  Белка грызет орехи, шишки, грибы.  (показ на полотне) Заяц ест травку, грызет кору и молодые ветки на кустах.  Еж ищет на земле жуков, мелких грызунов. Волк и лиса едят мясо, поэтому они охотятся на мышей, птиц, зайцев. А медведь может есть самую разнообразную пищу—ягоды, мед, корни растений, кроме того, он ловит жуков, мышей, зайцев, оленей.

    - (Раздать  детям карандаши и задание) Соедините  линиями  на рисунке животное и ту пищу, которую  оно ест.

    (Когда дети соединят картинки, каждый ребенок рассказывает, чем питается каждое из животных, произнося фразу по образцу: «Белка грызет орехи. Еж ест жуков.  Волк ловит мышей, птиц, зайцев т. д.)

    4. Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики.

    - Вы устали? Давайте немного отдохнем.

    (Выполняют движения под стихи, которые читает логопед)

    - Стоит в поле теремок, теремок,     (Поднимают руки над головой)

    Он не низок не высок. (Приседают и подымаются на носочки)

    На двери висит замок. (Пальцы рук складывают в замок)

    Кто его открыть бы смог? (Делают движения запястьями вперёд – назад)

    Слева – зайка, справа – мишка  (Поворачивают голову)

    Отодвиньте-ка задвижку!   (Пробуют потянуть замок в стороны)

    Слева – ёжик, справа – волк  (Делают повороты головой)

    Нажимайте на замок!   (Сжимают, разжимают запястья)

    Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок.  (Разводят руки в стороны)

    5. Загадки  о животных.

    - Отгадайте загадки.

    -  В клубок свернется,

    А в руки не дается. (Еж)

    - По веткам скачет,

    Да не птица,

    Рыжая, да не лисица.(Белка)

    -Рыжая, с пушистым хвостом

    Живет в норе под кустом.(Лиса)

    -  Косолапые ноги

    Зиму спят в берлоге.(Медведъ)

    -  Быстрый прыжок,

     Теплый пушок,

    Мчится с горушки,

    Прижав ушки.(Заяц)

    -  Серый, зубастый, по полю рыщет,

       Телят, ягнят ищет.(Волк)

    6. Один – много.

    -  В наших лесах много диких животных.  Давайте так и скажем:  «В лесу живет не одна белка, а много белок.

    В лесу живет не один волк, а много ... (волков).

    Не одна лиса, а много ... (лис).

    Не один заяц, а много ... (зайцев).

    Не один еж, а много ... (ежей).

    Не один медведь, а много ... (медведей).

    7. Предлоги.

    -  Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей».  Посмотреть на картинку «В лесу»  и  постарайтесь  отыскать  на  ней  притаившихся  повсюду  диких животных.

    - Поднесите к губам указательный пальчик  и скажите: «ш-ш-ш». Говорить надо шепотом, так как иначе животные могут услышать, испугаться и убежать. Начните  шепотом  рассказ: «Я вижу птицу, Она сидит в гнезде». Предполагаемые ответы детей: «Я вижу лису. Лиса выглядывает из норы», «Я вижу зайца. Заяц спрятался под кустом», «Я вижу белку. Белка спряталась в дупле», «Я вижу медведя. Медведь спит в берлоге», «Я вижу ежа, Еж спрятался около дерева», «Я вижу волка. Волк  спрятался за деревом».

    8.  Найди маму.

    А сейчас я хочу с вами немного поиграть, слушайте внимательно. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их! (На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами).

    Лисёнок (лисята) – у лисицы;

    Зайчонок (зайчата) – у зайчих;

    Бельчонок (бельчата) – у белки;

    Ежонок (ежата) – у ежихи;

    Волчонок (волчата) – у волчицы;

    Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

    Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!

    1. Заключительная  часть.

    -  Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными. На этом наше занятие подошло к концу.

    4. Организационный конец  занятия.



    Предварительный просмотр:

       Конспект  логопедического  занятия по  лексической  теме

                                      «Дикие  животные».

    Цель:   Дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах.

    Задачи:  — расширить словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.);

    — формировать умение менять силу голоса, говорить шепотом;

    —учить   образовывать множественное число существительных;

    — активизировать  употребление в речи предлогов;

    — учить  сочетать  речь  с  движением;

    — развивать  слуховое внимание, умение вслушиваться в речь педагога;

    — развивать  зрительное  внимание, наблюдательность;

    — учить  проводить  карандашом  прямые  наклонные  линии, соединяя ими рисунки по смыслу;

    — развивать  логическое  мышление — отгадывать  загадки.

    Оснащение: цветные  карандаши; черно-белые рисунки диких животных;  рисунки «Жилища диких животных»  и «Кто что ест?»; простые карандаши по количеству детей;  картинка «В лесу»;  изображения диких животных (для  загадок), изображения животных с детенышами.

                                                                         Ход занятия.

    1. Организационный момент.

      Здравствуйте ребята.  Встаньте, подровняйте ножки.  Я рада всех вас сегодня видеть. Садитесь на свои  стульчики.  (у  детей  изображения  зайца, ежа, белки, лисы, волка и медведя)

           2.  Основная  часть.

    1.  «что за животное  и какого оно  цвета?»

      -Вы узнаете,  кто это такие?  (животные)

    - Обратите  внимание, что картинки не раскрашены.  Я предлагаю вам раскрасить  каждому своего животного. – Расскажи, кого ты раскрасил, произнося следующие фразы: «Я раскрасил лису. Лиса рыжая» или «Я рас-красил зайца. Летом заяц серый».

    - Ребята,  все эти животные дикие — они живут в лесу.  Дикие животные сами себе добывают пищу и устраивают жилища. Дикие животные боятся человека и стараются не попадаться людям на глаза.

    2.  «чей это  дом?»

    - Белка живет в дупле на дереве.  Лиса роет нору.  Волк устраивает логово в буреломе (под  корнями вывернутого  из  земли  дерева). Медведь еще с осени начинает искать себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. Еж тоже зимой спит, спрятавшись в укромное местечко и зарывшись в траву и опавшие листья. Только заяц не устраивает себе специального жилища, прячась от дождя и снега в лесу под кустами.

    - Давайте вместе с вами подберем  картинки с  изображением  жилищ  для  всех  диких  животных, которые вы  раскрасили.

    - У кого нора?  (Ребенок, у которого находится картинка с лисой, должен ответить: «У лисы» и забрать себе картинку с норой)

    3.  «кто  что  ест?»

     - А теперь посмотрим,  чем питаются дикие животные.  Белка грызет орехи, шишки, грибы.  (показ на полотне) Заяц ест травку, грызет кору и молодые ветки на кустах.  Еж ищет на земле жуков, мелких грызунов. Волк и лиса едят мясо, поэтому они охотятся на мышей, птиц, зайцев. А медведь может есть самую разнообразную пищу—ягоды, мед, корни растений, кроме того, он ловит жуков, мышей, зайцев, оленей.

    - (Раздать  детям карандаши и задание) Соедините  линиями  на рисунке животное и ту пищу, которую  оно ест.

    (Когда дети соединят картинки, каждый ребенок рассказывает, чем питается каждое из животных, произнося фразу по образцу: «Белка грызет орехи. Еж ест жуков.  Волк ловит мышей, птиц, зайцев т. д.)

    4. Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики.

    - Вы устали? Давайте немного отдохнем.

    (Выполняют движения под стихи, которые читает логопед)

    - Стоит в поле теремок, теремок,     (Поднимают руки над головой)

    Он не низок не высок. (Приседают и подымаются на носочки)

    На двери висит замок. (Пальцы рук складывают в замок)

    Кто его открыть бы смог? (Делают движения запястьями вперёд – назад)

    Слева – зайка, справа – мишка  (Поворачивают голову)

    Отодвиньте-ка задвижку!   (Пробуют потянуть замок в стороны)

    Слева – ёжик, справа – волк  (Делают повороты головой)

    Нажимайте на замок!   (Сжимают, разжимают запястья)

    Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок.  (Разводят руки в стороны)

    5. Загадки  о животных.

    - Отгадайте загадки.

    -  В клубок свернется,

    А в руки не дается. (Еж)

    - По веткам скачет,

    Да не птица,

    Рыжая, да не лисица.(Белка)

    -Рыжая, с пушистым хвостом

    Живет в норе под кустом.(Лиса)

    -  Косолапые ноги

    Зиму спят в берлоге.(Медведъ)

    -  Быстрый прыжок,

     Теплый пушок,

    Мчится с горушки,

    Прижав ушки.(Заяц)

    -  Серый, зубастый, по полю рыщет,

       Телят, ягнят ищет.(Волк)

    6. Один – много.

    -  В наших лесах много диких животных.  Давайте так и скажем:  «В лесу живет не одна белка, а много белок.

    В лесу живет не один волк, а много ... (волков).

    Не одна лиса, а много ... (лис).

    Не один заяц, а много ... (зайцев).

    Не один еж, а много ... (ежей).

    Не один медведь, а много ... (медведей).

    7. Предлоги.

    -  Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей».  Посмотреть на картинку «В лесу»  и  постарайтесь  отыскать  на  ней  притаившихся  повсюду  диких животных.

    - Поднесите к губам указательный пальчик  и скажите: «ш-ш-ш». Говорить надо шепотом, так как иначе животные могут услышать, испугаться и убежать. Начните  шепотом  рассказ: «Я вижу птицу, Она сидит в гнезде». Предполагаемые ответы детей: «Я вижу лису. Лиса выглядывает из норы», «Я вижу зайца. Заяц спрятался под кустом», «Я вижу белку. Белка спряталась в дупле», «Я вижу медведя. Медведь спит в берлоге», «Я вижу ежа, Еж спрятался около дерева», «Я вижу волка. Волк  спрятался за деревом».

    8.  Найди маму.

    А сейчас я хочу с вами немного поиграть, слушайте внимательно. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их! (На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами).

    Лисёнок (лисята) – у лисицы;

    Зайчонок (зайчата) – у зайчих;

    Бельчонок (бельчата) – у белки;

    Ежонок (ежата) – у ежихи;

    Волчонок (волчата) – у волчицы;

    Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

    Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!

    1. Заключительная  часть.

    -  Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными. На этом наше занятие подошло к концу.

    4. Организационный конец  занятия.