Методическая разработка по теме "Речевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей раннего возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Чистякова Марина Анатольевна

Разработка содержит систему работы по развитию речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка613.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ«ЦРР»детский сад №3 «Радуга»г. Тихвина

Методическая разработка по теме:

«Речевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей раннего возраста»

        

Чистякова Марина Анатольевна

воспитатель ЦРР МДОУ

детский сад №3 «Радуга»г. Тихвина

г. Тихвин, 2014

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………...…….3                        
  2. Паспорт продукта ……………………………………………………...…..4
  3. Этапы работы……..……………………………………………...…………5
  • 3.1. Подготовительный этап……………………………………………6
  • 3.2. Основной этап……………………………………………………...8
  • 3.3. Заключительный этап……………………………………………...9
  1. Список литературы……………………………………………………….10

Приложения:                              

Приложение №1. Примерная классификация речевых игр

Приложение №2. Картотеки игр и упражнений для развития речи детей раннего возраста.

Приложение №3. Перспективное годовое планирование речевых игр в работе по развитию коммуникации детей раннего возраста.

Приложение №4. Результаты диагностики (таблицы).

Приложение №5. Информация для родителей (ширмы).

1. Пояснительная записка.

Одним из важнейших условий успешной социализации ребенка в окружающем мире является своевременное усвоение коммуникативных умений и навыков.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Ранний возраст является сензитивным периодом для развития речи детей. Задача педагога – создавать для этого соответствующие условия, находить оптимальные методы и средства.

Одним из таких средств является, на мой взгляд, игра как ведущий вид деятельности ребенка.

В настоящее время педагогами и психологами разработано большое количество методик, дидактических игр и упражнений, направленных на развитие речи детей раннего возраста. Однако практика показывает, что процент детей с нарушениями функций речи неуклонно растет.

Возможно, одной из причин такой негативной тенденции является отсутствие системы, хаотичное, случайное использование педагогами тех или иных приемов, методик, игр.

Таким образом, возникает противоречие между наличием методического обеспечения речевой работы воспитателей с детьми и недостаточно оптимальным, бессистемным его использованием на практике.

Это и побудило меня выбрать тему исследования «Речевая игра как средство развития коммуникации детей раннего возраста».

Актуальность данной работы заключается в необходимости построения системы использования речевых игр для наиболее успешной работы педагога по развитию коммуникации детей раннего возраста в детском саду.

2. Паспорт продукта.

Проблема: имеющееся противоречие между наличием методического обеспечения речевой работы воспитателей с детьми в детском саду и отсутствием оптимального, системного использования его на практике и, как следствие, низкая результативность работы педагога в направлении коммуникативного развития детей.

Цель работы: разработка и апробация системы использования речевых игр в работе по развитию коммуникации детей раннего возраста в детском саду.

Гипотеза: развитие коммуникации детей будет проходить наиболее успешно при условии реализации системного подхода в использовании речевых игр в работе с детьми.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2.Разработать систему использования речевых игр в работе с детьми раннего возраста.

3. Апробировать данную систему на практике, выявить результаты.

Решение поставленных задач может быть обеспечено следующими методами:

- теоретический анализ литературы по проблеме;

- наблюдение;

- диагностика речевых умений детей;

- педагогический эксперимент.

Сроки реализации, возрастная категория детей: данная разработка рассчитана на работу с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет) в течение одного учебного года.

3. Этапы работы.

Этапы

Деятельность педагога

1.Подготовитель-ный

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме

2. Классифицирование игр в зависимости от основного развивающего компонента.

3. Составление картотек речевых игр и упражнений.

4. Создание предметно-развивающей среды, изготовление пособий.

5. Разработка системы работы, включение её в план воспитательно-образовательной работы с детьми.

6. Первичный мониторинг.

2.Основной

1.Способствование возникновению и развитию интереса детей к участию в речевых упражнениях и играх.

2. Организация познавательной деятельности (знакомство с речевым аппаратом).

3. Проведение игровых упражнений в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы: как в специально отведенные для данной работы отрезки времени, так и при организации режимных моментов (формы работы – фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).

4. Оказание консультативной помощи родителям в подборе материалов для занятий с детьми дома, оформление наглядного материала.

5. Побуждение и мотивация детей к использованию знакомых речевых игр и упражнений в самостоятельной деятельности.

3. Заключительный

1. Диагностика уровня развития коммуникации детей на конец учебного года.

2. Сравнение результативности работы с первичным мониторингом, а также с показателями предыдущих лет.

3. Выводы.

Реализация работы.

3.1. Подготовительный этап.

Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной мною темы работы.

  • Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.

Для этого я создала в группе библиотеку методической литературы, использовала интернет-ресурсы, накапливала методический материал (подборка игр и упражнений, направленных на развитие речи детей раннего возраста).

  • С целью упорядочения собранного материала я сделала попытку классификации всех развивающих упражнений и игр в зависимости от целей этих игр, а также используемых при их проведении методов и средств (Приложение № 1).
  • Составление картотек речевых игр и упражнений в соответствии с приведенной классификацией (Приложение № 2).

C:\Users\пк\Desktop\Фото к метод. разработке\IMG_9457.JPG

  • Создание предметно-развивающей среды, изготовление пособий. С этой целью в группе был создан цент развития речи, приобретены и изготовлены различные развивающие игры и пособия.

C:\Users\пк\Desktop\Фото к метод. разработке\IMG_9521.JPGC:\Users\пк\Desktop\Фото к метод. разработке\IMG_9455.JPG

  • Разработка системы работы.

На данном этапе я упорядочила все имеющиеся игры и упражнения по принципу от простого к сложному, определила периодичность их использования в годовом плане (Приложение № 3).Пальчиковые игры были распределены в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

  • Затем мной был проведен первичный мониторинг, целью которого было определить уровень развития речи детей на начало учебного года.

Для более полных и точных выводов и оптимально корректного сравнения результатов проводимой работы, мною были такжеиспользованы показатели мониторинга детей групп той же возрастной категории(2011-1012-го и 2012-2013-го учебного года), в которых речевые игры использовались воспитателем выборочно, время от времени, не в системе и не в полном объеме  (Приложение № 4).

Показатели диагностики коммуникативных умений детей разрабатывались на основе ожидаемых итоговых результатов, изложенных в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).

Основными критериями мониторинга являются:

- наличие интереса к совместным играм со сверстниками и взрослыми;

- способность поделиться информацией, пожаловаться на неудобства и действия сверстника;

- умение поддержать диалог со взрослым, обратиться с речью к сверстнику;

- способность сопровождать речью игровые и бытовые действия;

- наличие и уровень интереса к слушанию стихов, сказок, небольших рассказов без наглядного сопровождения;

- умение рассказывать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

3.2. Основной этап.

Целью основного этапа является реализация и апробация на практике разработанной мною системы работы.

Основными задачами на данном этапе были:

  1. Способствование возникновению и развитию интереса детей к участию в речевых упражнениях и играх.
  2. Организация познавательной деятельности (знакомство с речевым аппаратом).
  3. Проведение игровых упражнений в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы: как в специально отведенные для данной работы отрезки времени, так и при организации режимных моментов (формы работы – фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).
  4. Оказание консультативной помощи родителям в подборе материалов для занятий с детьми дома, оформление наглядного материала (Приложение № 5).
  5. Побуждение и мотивация детей к использованию знакомых речевых игр и упражнений в самостоятельной деятельности.

C:\Users\пк\Desktop\Фото к метод. разработке\IMG_9447.JPGC:\Users\пк\Desktop\Фото к метод. разработке\IMG_9520.JPG

3.3. Заключительный этап.

Целью данного этапа является подведение итогов работы, выявление результата.

Наблюдая за детьми в течение года, я видела, что их речь интенсивно развивается, коммуникативная активность растет.  Дети с удовольствием участвовали в различных играх, выполняли предлагаемые упражнения, а со второго полугодия стали использовать знакомые игры и словесный материал в самостоятельной деятельности.

В конце учебного года (апрель 2014 г.) мною была проведена итоговая диагностика детей группы (Приложение № 4).

Результаты диагностики показали, что:

  • стартовые возможности детей к началу эксперимента в трех выбранных нами группах примерно одинаковые (таким образом, сравнение показателей на конец учебного года может быть достаточно корректным);
  • во всех трех группах прослеживается явная динамика развития коммуникативных умений детей в течение года;
  • в группе «Гномик» (2013 – 2014 уч. год) результаты усвоения программы в образовательной области «Коммуникация» значительно более высокие, чем в других, параллельных, группах, а динамический показатель (разница значений на начало и конец учебного года) выше на 0.8 – 1.1 ед.

Вывод:проведенная работа подтвердила выдвинутое предположение о возможности более успешного развития коммуникативных умений детей в условиях реализации системного подхода в использовании речевой игры.

Таким образом, считаю свою работу успешной, а использование данной системы игр и упражнений в развитии коммуникации детей раннего возраста вполне целесообразным.

Дальнейшей перспективойсвоей педагогической деятельности в данном направлении считаю:

- наиболее тесное взаимодействие с родителями воспитанников;

- распространение педагогического опыта

Литература

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  2. БелкинаВ.Н., ВасильеваН.Н., ЕлкинаН.В. идр. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
  3. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1991.-160с.
  4. Богуславская З.М Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение,1991-207с.
  5. Бубнова А.Х. «Развитие речи». - М.,2006.-256с.
  6. Кольцова М. Ребенок учится говорить. – М.: «Советская Россия», 1979.
  7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
  8. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаичева А.П. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
  9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.:Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет.сада/ под ред. Ф.А, Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  11. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.

Приложения

Приложение № 1

Примерная классификация речевых упражнений и игр.

  1. Игры-занятия на развитие словаря и активизацию речи детей.
  2. Пальчиковые игры.
  3. Игры с руками (фигурки из рук).
  4. Стихи и песенки с движениями.
  5. Игры и упражнения на отработку звукопроизношения, звукоподражание, интонирование (сила и высота голоса, тембр)
  6. Артикуляционная гимнастика, ЗКР.
  7. Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания (с предметами и без них – «Дыхательная гимнастика»).
  8. Игры на развитие слухового внимания и восприятия.
  9.  Дидактические игры на усвоение грамматической стороны речи.


Приложение № 2

Годовое перспективное планирование: игры с пальчиками, песенки с движениями, подвижные игры с текстом

Тема недели

Пальчиковые игры

Песенки с движениями

Подвижные игры с текстами

Первое полугодие

Сентябрь

1

Дети в детском саду

Сорока-ворона (индивидуально)

«Ручками мы хлопнем»

2

Наши малыши

Ладушки-ладушки (с именами детей)

«Оладушки»

«Большие и маленькие ноги»

3

Игрушки

Игрушки

«Качели» (в парах)

4

Я и моя семья

Семья

«Ладошечки»

«Коза рогатая»

5

Уроки Мойдодыра

Репка

 «Мишка косолапый»

Октябрь

1

Листопад, листопад…

Листопад

«Самолет летит»

2

Овощи

Солим капусту

«Покачайся надо мной мой листочек золотой…»

3

Фрукты

Будем мы варить компот

«Каравай»

4

Кто в лесу живет и что в лесу растет

Ветер дерево качает

«Где же, где же наши ручки»

Ноябрь

1

Домашние животные

Есть у мамочки ребенок

«У медведя во бору»

2

Мониторинг

Петушок

«Вышла курочка гулять»

3

Транспорт

Транспорт

«Паровоз, паровоз»

4

Городские профессии

Пальчик-мальчик

«Пляшет возле ушка наша погремушка…»

Декабрь

1

Зима пришла

Я перчатку надеваю

«Лохматый пес»

2

Зимний лес

Сидит белка на тележке

«Как у нашей елочки…»

3

Скоро, скоро Новый год!

Елочка

«Зайка серенький сидит»

4

Праздничная неделя

Повторение знакомых потешек по выбору детей

«У тебя, дед Мороз…»

Второе полугодие

Январь

1

Прощание с елочкой

Елочка и др. (повторение)

«Мишка с куклой»

«Наши детки в санки сели»

2

Зимушка-зима

Снежинки

«Петушок, петушок…»

3

Предметы быта, игрушки

Этот пальчик хочет спать

«Погремушка, погремушка»

«Полетели птички»

4

Посуда

Помощник

«Поплясать становись»

Февраль

1

Мебель

Много мебели назвали

«Хитрый кот»

2

Одежда

Можно пальчики считать

«Есть у солнышка дружок»

3

Мой папа

Вертолеты

«Жил в лесу колючий ежик»

4

Инструменты

Гармошка

«Я пеку, пеку, пеку…»

Март

1

Мамин день

Вышли пальчики гулять

«Колокольчик», «Зашагали ножки…»

2

Масленица

Скачет зайчик

«Серенькая кошечка»

3

Весна пришла

Дождик капнул на ладошку

«Вот поезд наш едет…»

4

Одежда и обувь весной

Новые кроссовки

«Ладушки-ладошки»

Апрель

1

Птицы

Утята

«Воробышки летят»

2

Мониторинг

Ручка

«К нам пришла собачка»

3

Народная игрушка

Непоседа

«Солнышко и дождик»

4

В гостях у сказки

Где твой пальчик?

«Куклы-неваляшки"

Май

1

Рыбка плавает

Рыбки плавают, ныряют

Рыбка – озорница

«По лесной лужайке поскакали зайки…»

2

Животные и их детеныши

Есть у мамочки ребенок (усложненный вариант)

«На базаре»

3

Животные жарких стран

Мы охотимся на льва

Птички в домиках

4

Насекомые

Насекомых называем

«У оленя дом большой…»

5

Здравствуй, лето!

Колокольчики

Игры по выбору и желанию детей

Бабочка-коробочка

«Гопачок»

Остальные развивающие игры и упражнения планируются в зависимости от конкретной образовательной ситуации:

  • игры с игрушками и картинками и другие игры и упражнения, направленные на активизацию речи детей и усвоение грамматического строя родного языка, можно планировать один раз в неделю в утренний отрезок времени, а также включать в НОД по развитию речи детей;
  • дидактические игры на развитие дыхания (с дидактическим материалом) целесообразно проводить во второй половине дня один раз в 1-2 недели;
  • артикуляционная и дыхательная гимнастики (комплексы упражнений) планируются один раз в 1-2 дня, желательно в первую половину дня после прогулки

Приложение 3

Картотеки игр и упражнений, направленных на развитие речи детей раннего возраста

(от 2 до 3 лет).

Картотека «Игры и упражнения на развитие словаря и активизацию речи детей»

«Что за предмет?»

Цель: побуждать детей правильно называть предмет, его части.
Ход:
Ребенок выбирает на столе понравившуюся ему игрушку, совместно с воспитателем рассматривает её, называет, отвечает на вопросы воспитателя об игрушке, её частях, качествах, свойствах, действиях и т.п.

Пример: Кто это? – петушок. Какой он? – красивый, разноцветный.

Что у него есть? – голова, гребешок, клюв, бородка, крылья, хвост и т.д.

Что он умеет делать? – ходить, хлопать крыльями, кукарекать, клевать и т.д.

Тебе нравится петушок? Как ты с ним будешь играть?

«Посмотри и расскажи»

Цель: та же.

Ход: тот же, но вместо игрушек педагог предлагает детям предметные картинки.

Разноцветный сундучок

Цель: побуждать детей называть предметы, изображенные на картинках.
Ход:
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни,
Вынь картинку, назови.
Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

«Чудесный мешочек»

Цель: побуждать детей правильно называть предмет, его части.
Ход:
Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его. Можно задавать ребенку вопросы: «Какой?», «Что умеет делать?».

Усложнение: ребенок пытается угадать предмет на ощупь, а затем рассказать о нем.

«Коробочка с игрушками»

Цель: способствовать развитию умения различать и называть предметы.

Материалы: коробка с коллекцией мелких игрушек (машинки, животные, герои мультфильмов, знакомые детям предметы и т.д.).

Ход: ребенок совместно с воспитателей рассматривает мелкие игрушки, называет их, по возможности классифицирует (усложнение).

Что изображено?

Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций в книгах.

Цель: развитие внимания и активизация речи детей.

Волшебный кубик

Цель: развивать умение называть предметы (объекты) и четко произносить соответствующие им звуки, звукоподражать животным.
Ход:
Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит:  
«Вертись, крутись, на бочок ложись».

Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (например, самолёт), и произнести соответствующий звук (У-у-у). 

Также можно попросить его назвать картинку и рассказать о ней (см. д/у «Что за предмет?», «Посмотри и расскажи»).

image002

Помоги мишутке (матрешке и др.)

найти свою тарелку (чашку, стульчик).

Цель: учить детей сравнивать предметы по размеру (большой- маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая – большому медведю).

image004

Кто спрятался? (Чего не стало?)

Цель: развивать внимание и память, активизировать речь детей.

Ход:

Воспитатель расставляет на столе игрушки (5-6 – животные, посуда, фрукты или др.), закрывает игрушки ширмой и прячет одну из них, затем просит ребенка угадать, чего не стало.

Кто пришел (Что появилось?)

Цель: развивать наблюдательность и внимание, активизировать речь детей.

Ход:        

Игра проводится так же, но с добавлением игрушки.

Что изменилось (Что не так?)

Цель: развивать наблюдательность и связную речь детей.

Ход:

Воспитатель подбирает различные игрушки и по-разному располагает их на столе, например, зайка на стуле, лисичка в машине, мячик рядом с мишкой.

Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены.

Затем, когда ребенок отвернется, педагог меняет что-либо, например, лисичка теперь сидит на стуле, мячик лежит в грузовике, а зайка рядом с мишкой. Ребенок отгадывает, что изменилось, пытается объяснить, что стало не так, как было.

Что изменилось?

(второй вариант)

Цель: та же.

Ход:

Педагог дает ребенку задание: "Посмотри внимательно на Ваню, запомните все в его одежде, затем он выйдет из комнаты, а когда войдет, вы должны угадать, что изменилось ". Выводит ребенка из комнаты или прячет за ширму и, например, надевает ему шапку. Дети должны угадать, что изменилось.

Веселые картинки (или Что не так?)

Цель: развивать наблюдательность и внимание, активизировать речь детей.

Ход: дети рассматривают сюжетную картинку «с подвохом», пытаются угадать, что не так изображено на картинке.

Для чего нужна вода?

Цель: развивать мышление и речь, расширять кругозор.

Ход:

Воспитатель задает малышу вопросы, чтобы он учился связывать разные понятия, обобщать и точно формулировать ответы.

Например: «Для чего нам нужна вода? » — «Чтобы пить, поливать цветы, купаться». Можно спросить: «Для чего нужны ложка, кружка, стул и т. д.»

Постепенно вопросы должны становиться сложнее, например: «Для чего нужны телевизор, солнце, день, ночь?»

Что можно пить из чашки?

Цель: развивать мышление и речь, расширять кругозор.

Ход:

Педагог предлагает детям вопросы к размышлению и побуждает их находить как можно большее число ответов, например: «Что можно пить из чашки?» (воду, сок, чай, молоко, какао, кофе, лимонад), «Что можно положить в карман?» (камешек, конфетку, маленькую игрушку), «Что можно спрятать в ладошку?», «Что мама покупает в магазине?» и т.п.

Чем заняться

Цель: развивать мышление и речь, активизировать в речи слова – действия.

Ход: воспитатель спрашивает детей о том, что, например, можно делать на улице (гулять, бегать, лепить куличики из песка, играть с мячом и т.д.).

Игра «Закончи слово»

Цель: способствовать развитию речи и внимания.

Ход:

Воспитатель просит малыша закончить слово. Например: мага-зин, коло-бок, доро-га.

Если ребенку трудно сориентироваться, можно показать картинки.

Игра «Что дальше?»

Цель: способствовать развитию речи и внимания, запоминанию стихотворений.

Ход:

Воспитатель читает или рассказывает знакомое стихотворение (или просто стихотворную строку), просит ребенка (детей в подгруппе) дополнять стихотворные фразы:

Птичка прилетела, песенку мне… спела.

Девочка проснулась, сладко… потянулась.

Солнышко садится, Маша спать… ложится.

Составление рассказов из опыта

(См. В.В. Гербова «Как мы птичек кормили)

Цель: способствовать развитию связной речи и воссоздающего воображения.

Ход:

Дети совместно с воспитателем составляют рассказ о событиях из опыта (например, о том, что было на прогулке). Дети дополняют сказанные воспитателем фразы.


Игра «У меня зазвонил телефон».

Цель: способствовать развитию диалогической речи, пополнению словарного запаса.

Ход:

Взрослый организует с малышом игру в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, детали от конструктора. Педагог и ребенок по очереди изображают звонок телефона.

Воспитатель разговаривает с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы. Участники меняются ролями, разговаривают от имени игрушек, животных.

Игры на развитие дыхания

(с дидактическим материалом)

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька.

Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть.

Дудочка усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Обладая мелодичным звучанием, дудочка позволяет получать разные звуки.

Дождик льет

Пособие: картонная тучка с вклеенным новогодним «дождиком». Дети дуют на тучку или дождик.

Наподобие проводятся игры: «Бабочки летают», «Птички летят» и др.

Куда летит снежинка

Материалы: вырезанные из бумаги небольшие снежинки. Ребенок кладет снежинку на ладошку и сдувает её. Воспитатель может спросить, куда упала снежинка (на стол, под стульчик, за горку и т.п. – развитие умения употреблять в речи предлоги).

Мыльные пузыри.

Чтобы получились пузыри, надо уметь задерживать дыхание, делать медленный выдох, направлять струю воздуха на предмет.

Игры с коктейльной соломинкой.

«Замок из мыльных пузырей»

«Волны на море»

Свечи (для игр в домашних условиях).

Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание.

Задуть свечку — для двухлетнего ребенка не такая уж простая задача. Для этого нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой и дунуть именно на пламя свечи.

Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим. Огонек свечи подскажет ребенку, что он все правильно делает.

А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.

Кто дальше

Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача –  дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

Забей мяч в ворота

Эта игра тренирует не только силу и продолжительность выдоха, но и умение выдыхать воздух в определенном направлении.

Для игры также подойдет кусочек ваты или пенопласта, но можно взять и теннисный шарик. Из любого подручного материала наметить ворота (например, положить два карандаша). Цель – забить «мячик» в ворота.

Кораблики (Рыбки плавают)

Для этой игры нужен тазик с водой и бумажные кораблики) или набор пластмассовых рыбок). Дети дуют на предмет, и кораблик (рыбка) плывет.

Кто дольше

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

Тянуть можно и некоторые согласные звуки.

Артикуляционная (речевая) гимнастика

Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику

Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;
показ взрослым упражнения;
выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Комплекс № 1

Упражнение 1(губы).

«Смешная песенка»

Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б. » (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку

Упражнение 2(щеки).

«Шарик лопнул»

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3—5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2—5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет

Упражнение 3 (язычок).

«Лошадки»

Предложите детям поцокать язычком (лошадка скачет).

«Стой, лошадка» - тпрррууууу!

Упражнение 4 (дыхание)

«Как дышит носик»

Комплекс № 2

Упражнение 1 (губы)

«Спрячь губки»

Предложите ребенку «спрятать» губки: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.     

Упражнение 2 (щеки, челюсти)

«Домик язычка» (двери)

Расскажите ребенку, что язычок живет в домике (это ротик). В домике есть дверь, она открывается и закрывается. Попросить ребенка открыть и закрыть «двери домика»

Упражнение 3 (язычок)

«Язычок в домике»

Скажите детям, что язычок хочет погулять. Предложите открыть дверь и выпустить язычок, а потом спрятать его обратно в «домик» (3-4 раза)

Упражнение 4 (дыхание)

«Горячий суп»

Упражнение проводится перед обедом. Взрослый говорит, что пора кушать, а суп горячий и предлагает детям поучиться дуть на суп (продолжительный выдох через сложенные «трубочкой» губы)

Комплекс № 3

Упражнение 1 (губы)

«Малыши веселые и грустные»

Предложите малышу показать, как он улыбается, когда ему весело (закрытые губы в широкой улыбке); и как грустит (губы трубочкой). Повторить упражнение несколько раз

Упражнение 2 (щеки, челюсти)

«Толстячок»

Малыш надувает щеки: «Ротик много-много ел, и ужасно растолстел, а потом совсем не ел и обратно похудел» (щечки опустить)

Упражнение 3 (язычок)

«Непослушный язычок» или «Блинчики»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…» (испечем блинчик). Затем покусать язычок (скушаем блинчик)

Упражнение 4 (дыхание)

«Змея»

Зубы сомкнуты, губы широко раскрыты. Продолжительный выдох с произнесением звука «ш-ш-ш-ш»

Комплекс № 4

Упражнение 1 (губы) «Индюки болтают»

Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

Упражнение 2 (щеки, челюсти)

«Голодный птенчик»

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А).                                

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай —

Кушай, птенчик, не зевай!

Упражнение 3 (язычок)

«Язычок гуляет»

Предложите детям улыбнуться и выпустить язычок «погулять»: высунуть язычок и передвигать его вправо-влево, касаясь уголков губ

Упражнение 4 (дыхание)

«Нюхаем цветочек»

Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а")

Комплекс № 5

Упражнение 1 (губы)

«Рыбка»

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет: ротик открывает, а что сказать, не знает! Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы: «Рыбка ротик открывает – пузыри она пускает». Постепенно усиливайте темп.

Упражнение 2 (язычок)

«Лопатка»

Улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку». Пока ребенок удерживает язык в течение 3—5 секунд, расскажите стихотворение:

Вот она, лопатка, —

Широка да гладка.

Упражнение 3 (Щеки, язык) «Орешки»

Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Упражнение 4 (дыхание)

«Надуем шарик».

Предложите детям «взять шарик» (сложить ладошки у рта) и надуть его (дуть долго, разводя руки в стороны). Затем шарик «отпустить»

Комплекс № 6

Упражнение 1 (губы)

«Спрячь губки».

Поочередно «прятать» губки одна за другую

Упражнение 2 (щеки, челюсти)

«Домик язычка» (двери)

Расскажите ребенку, что язычок живет в домике (это ротик). В домике есть дверь, она открывается и закрывается. Попросить ребенка открыть и закрыть «двери домика»

Упражнение 3 (язычок)

«Кошечка»      

Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык, совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения языком 3—5 раз. Затем покажите, как сложить ладони, словно это блюдечко, и «полакать» молочко:

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

Упражнение 4 (дыхание)

«Собачка устала»

Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

Комплекс № 7

Упражнение 1 (губы)

«Поцелуй»

Втяните щеки внутрь рта, всосав в себя воздух (нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты). Удерживайте такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2—5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я, крепко маму поцелую.  

Упражнение 2 (щеки, челюсти) 

«Толстячок» (+«Шарик лопнул»)

Малыш надувает щеки: «Ротик много-много ел, и ужасно растолстел, а потом совсем не ел и обратно похудел» (щечки опустить)

Упражнение 3 (язычок) «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу, затем нижнюю.

Упражнение 4 (дыхание)

«Сдуй пушинку»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, подуть на ладошку (можно сдувать ватный шарик). Щеки не должны надуваться.

Комплекс № 8

Упражнение 1 (губы)

«Улыбка»

Улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И»). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2—5 секунд. Расскажите стихотворение:

Улыбнись мне поскорей.

Тяни губки до ушей!

Упражнение 2 (щеки, челюсти)

«Поймаем мышку!»

Губы в улыбке, приоткрыть рот. Продолжительно произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Упражнение 3 (язычок)

«Качели»

Высуньте изо рта язык. Совершайте им движения вверх- вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу, что так язычок качается на качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4—8 раз.

Упражнение 4 (дыхание)

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", втягивая воздух (продолжительный вдох)

Комплекс № 9

Упражнение 1 (губы)

«Губки зачесались» («Расческа»

«Почесать» зубами сначала нижнюю, а потом верхнюю губу

Упражнение 2 (язык)

«Прятки»

Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю, губу, а затем отодвиньте язык за нижние зубы — «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3—5 таких движений. Можно поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите: «Цап!»

Упражнение 3 (язычок)

«Обезьянка и банан»

Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку», — кончиком языка оттопырьте, правую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3—5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет банан – сначала за одной, потом за другой щекой.

Отгадывайте, за какой щекой «банан», дотрагивайтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем.

Расскажите рифмовку: «У нашей обезьяны за щекой бананы».

Упражнение 4 (дыхание)

«Насос»

Глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот (губы трубочкой)

Дидактические игры на развитие мелкой моторики.                                               Годовое перспективное планирование

Развивающая игра

Задачи

Сентябрь

Забей гвоздики «Втыкалочки» и др.

Развивать моторику и координацию движений рук. Вызывать радость от игр с дидактическим материалом

Собери пирамидку (нанизывание)

Продолжать развивать моторику и координацию движений рук. Учить нанизывать колечки на стержень (кольца и стержень средней величины).

Игры с мелкими игрушками

Развивать движения пальцев рук

Волшебные коврики (липучки, кнопки)

Развивать умение пользоваться простейшими застежками: липучки, кнопки. Развивать координацию движений рук.

Октябрь

Грибочки на поляне, гвоздики, «втыкалочки»

Познакомить с новым пособием («Грибочки»).

Развивать моторику и координацию движений рук.  

Собери пирамидку (нанизывание)

Продолжать развивать моторику и координацию движений рук. Нанизывать мелкие колечки на тонкий стержень.

Найди игрушку (фасоль, горох, мелкие игрушки)

Развивать моторику рук и тактильные ощущения детей. Побуждать находить и называть игрушки, спрятанные в контейнере с фасолью (горохом)

Волшебный куб

Развивать моторику и координацию движений рук детей

Ноябрь

Прищепки

Развивать моторику пальцев рук, их мышечную активность

Учить открывать и закрывать прищепку («Собачка лает»)

«Собери бусы»

Заинтересовать детей новым пособием. Учить нанизывать деревянные шарики на пластмассовый шнур

Рисование пальчиками на манной крупе

Развивать тактильные ощущения, моторику и координацию движений рук детей.

Волшебные коврики (кнопки, «молнии»)

Продолжать учить детей пользоваться простейшими застежками: кнопки, «молнии». Развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Декабрь

«Снежки»

Развивать мышцы ладоней и пальцев рук. Учить отрывать и мять бумагу, использовать свои «поделки» в игре

Прищепки

Развивать моторику пальцев рук, их мышечную активность

Учить прицеплять прищепки к бортику коробки

Шнуровки (строчка, цепочка – нанизывание)

Развивать координацию и согласованность движений рук. Учить продевать шнурок в отверстие, делать «строчку»

Найди игрушку (фасоль, горох, мелкие игрушки)

Развивать моторику рук и тактильные ощущения детей. Побуждать находить и называть игрушки, спрятанные в контейнере с фасолью (горохом)

Январь

Волшебные картинки

Вызывать радость от создания картинки.

Развивать умение пользоваться простыми застежками (липучки, «молнии», карабины)

«Иголочки для елочки»

(прищепки)

Развивать моторику пальцев рук, их мышечную активность Вызывать желание украшать елочку, делать иголки для ежа

Собери бусы («капсулы» от толстых фломастеров)

Развивать координацию и согласованность движений рук. Учить детей нанизывать крупные предметы на шнурок

Чудесный мешочек

Развивать тактильные ощущения

Февраль

Спрячь (найди) игрушку

Заинтересовать детей новым пособием.

Учить открывать и закрывать небольшие контейнеры и баночки (в т.ч. с винтовыми крышками).

Шнуровки «Снеговик», «Угощенье для зверей», «Ежик» и др.

Развивать координацию и согласованность движений рук. Тренировать в умении продевать шнурок в отверстие, «пришивать» детали к изображению (шаблону)

«Помощники»

Вызвать желание помочь курочке разложить фасоль и горох в разные коробочки. Развивать тонкую моторику

Рисование пальчиками на манной крупе

Развивать тактильные ощущения, моторику и координацию движений рук детей.

Март

«Достань шарик» (щипцы)

Вызывать интерес к новой игре, учиться доставать шарики из воды с помощью больших (кондитерских) щипцов

Собери бусы (развивающее пособие)

Развивать координацию и согласованность движений рук. Учить детей нанизывать крупные предметы на шнурок

«Солнышко лучистое»

(прищепки)

Развивать моторику пальцев рук, их мышечную активность Вызывать желание прицеплять лучики к солнышку, лепестки к цветку

«Одень куклу» (пуговицы)

Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы

Апрель

«Бабочка»

Познакомить детей с новым пособием.

Закреплять умение пользоваться различными застежками

Шнуровки «Дерево с листочками», «Завяжи ботинки» и др.

Учить детей делать узел на шнурке.

Продолжать учить «пришнуровывать» детали к шаблону. Развивать моторику и координацию движений рук детей

«Помощники»

Игры с горохом и фасолью (пинцет)

Рисование пальчиками на манной крупе

Продолжать развивать тактильные ощущения, моторику и координацию движений рук детей.

Май

Игры и упражнения по выбору и желанию детей

«Найди игрушку», «Чудесный мешочек

Развитие тактильных ощущений и моторики рук детей

Собери бусы (крупные бусины – нанизывание)

Шнуровки

Развитие моторики пальцев рук посредством нанизывания, шнуровки и т.п.

Игры с прищепками, игры с контейнерами и крышками

Развитие мышц пальцев, согласованности и координации движений рук детей

«Волшебные коврики», «Волшебные картинки», «Бабочка»

Развитие мелкой моторики и координации движений рук детей

Пальчиковые игры                                                                                                                                   в группе детей раннего возраста

(картотека)

Сорока-ворона

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила

(круговые движения указательным пальчиком одной руки по ладошке другой)

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

(поочередно касаемся правой рукой пальчиков левой руки, начиная с мизинца)

А этому не дала (качаем большой пальчик):

Он дров не рубил, он воду не носил!

Ладушки

Ладушки, ладушки                           Хлопаем в ладоши

Где были? У бабушки.

Испекла нам бабушка                      Поворачивая ладошки,

Сладкие оладушки.                           «печем оладушки»

Маслом поливала,                  Потираем сложенные щепоткой

Деткам давала:                                пальчики обеих рук

Ване два, Тане два,                  Показываем ручки,

Мише два, Грише два –           развернутые ладошками вверх

Всем дала!                                 Поклонились.

Мои игрушки

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

(указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок))

Это зайка,

(средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони).

Это пёс.

(ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко))

Вот машинка без колёс (правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки)

Это книжки-раскладушки.

(соединить ребра кистей рук, раскрывать и закрывать ладони)

Вот и все мои игрушки (хлопаем в ладошки).

Репка

Тянут, тянут бабка с дедкой

Из земли большую репку: (пальцы одой руки сжаты в кулачок, большой отставлен; потягиваем его другой рукой)

Вот пришла бы наша внучка,

(пальцами одной руки разгибаем указательный палец на другой, где «репка»)

Помогла б собачка Жучка.

(разгибаем средний палец)

Где же кошка (безымянный),

мышка – крошка? (мизинец)

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка. (хлопаем в ладоши)

Семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,
Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с мизинца, на последней фразе хлопаем в ладоши)

Листопад

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

(руки поднять вверх; покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают))

 С клёна – кленовый,

(пальцы выпрямить и максимально развести в стороны)

С дуба – дубовый,

(пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу)

С осины – осиновый,

(указательный и большой соединить в виде колечка)

С рябины – рябиновый.

(пальцы выпрямить и слегка развести в стороны)

Полны листьев лес и сад,

То-то радость для ребят! (хлопки в ладоши)

Солим капусту

Мы капусту рубим, рубим.

(резкие вертикальные движения прямых кистей рук: поочередно вверх – вниз)

Мы морковку трем, трем.

(трем кулачки друг о друга)

Мы капусту солим, солим,

(пальцы обеих рук сложены в щепотки, потираем ими)

Мы капусту жмем, жмем

(резко сжимаем кисти рук в кулачки и разжимаем их)

Будем мы варить компот

Будем мы варить компот,

(левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

(левая рука сжата в кулачок – «яблоко», ребром правой «режем» яблочко)

Грушу будем мы рубить,

(поочередные вертикальные движения правой и левой рукой)

Отожмём лимонный сок,

(резко сжимаем кисти обеих рук)

Всыплем сахарный песок.

(потираем сложенные в щепотки пальчики обеих рук)

Варим, варим мы компот.

(снова «варят» и «помешивают»)

Угостим честной народ

(покачиваем развернутыми кверху ладошками обеих рук)

Ветер дерево качает.

Ветер дерево качает.

(руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы) или прижаты к телу (руки от кисти до локтя расположены вертикально), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь); покачивать руками)

Листья с веток облетают.

(кисти рук расслабленны, расположены горизонтально; плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти (листья опадают))

Листья падают в саду,

(мягко постукивать пальчиками одной руки по ладошке другой)

Их граблями я гребу.

(пальцами одной руки поскрести по ладошке другой (грабли))

Петушок

Наш красивый петушок

(обе руки сжаты  в кулачки)

Кверху поднял гребешок.

(разжать ладони)

Крылышками машет.

(кистями помахать в воздухе)

На лужайке пляшет.

(поворачивать кисти рук влево и вправо)

Крошки хлебные клюёт.

(указательным пальцем одной руки постучать по ладошке другой)

Пёстрых курочек зовёт.

(кистями рук сделать манящие движения)

Есть у мамочки ребенок

Есть у мамочки ребёнок:

У коровушки – телёнок,

У лошадки – жеребенок,

А у козочки – козлёнок,

А у свинки – поросенок.

(поочередно соединяем соответствующие пальчики обеих рук)

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

(показать все пальчики, «играя» ими)

Транспорт

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

(сжимать и разжимать пальчики)

Вот машина, самолёт,

Автобус, поезд, вертолёт.

(поочерёдно сжимать пальчики в кулачок, начиная с мизинца)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

(повертеть кулачком)

Пять видов транспорта назвали.

(снова сжимать и разжимать пальчики)

Пальчик-мальчик

Пальчики сжаты в кулачок, большой палец отведен в сторону. Держим его пальцами другой руки, спрашивая:

Пальчик-мальчик, где ты был?

Поочередно разгибаем остальные пальцы, начиная с указательного:

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Пальчики весело «танцуют»: ля-ля-ля, ля-ля-ля!

Шарик

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение:

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Шарик сдулся, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

(поглаживаем по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки)

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Один, два, три, четыре, пять.

(загибают пальчики)

Скоро будут холода

Скоро будут холода.

Что же делать нам тогда?

(ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Вот одной руке другая

Одеваться помогает.

(трем ладошки друг о друга)

Надевай пальто, большой.

Быстро-быстро за тобой

Братья следом, раз-два-три

Все оделись, посмотри!

Зазевался лишь малыш.

Одевайся, что стоишь!

(тремя пальцами одной руки проводим по каждому пальчику другой – от кончика до основания)

Повторить упражнение с другой рукой.

В заключении поднять руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить пальцами:

Все теперь в порядке:

На руках перчатки.

Белка

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого) 

Кому в платок, ( кладем «орешек» на ладошку и «заворачиваем платочек»)

Кому – в кузовок, (складываем ладошки «ковшичком»)

Кому – в лапочку (протягиваем ладошки вперед).

Елочка

Перед нами ёлочка.(пальцы переплетены, большие подняты вверх)

Шишечки, иголочки,(шишечки – кулачки, «иголочки» - раздвинуть пальцы)

Шарики, фонарики,(ладошки держать «ковшиком»)

Зайки и свечки,

(«Зайки» - указательные пальцы (ушки), «свечки» - ладошки сложить вертикально перед собой)

Звёзды, человечки.

(ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками)

Снежинки

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

(пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча))

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

(руки поднять вверх, пальцы развести в стороны; поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят))

Ветер дунул, загудел –

(подуть на кисти рук – губы округлить и слегка вытянуть вперёд)

 Рой снежинок вверх взлетел.

(встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят))

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

(вращать кистями, попеременно скрещивая руки)

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.

(поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!

Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк

Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.

Один, два, три, четыре, пять!

(поочередно «будить» каждый пальчик)

Встали пальчики — «Ура!»

(широко раздвинув пальцы, ритмично сгибать и разгибать их)
В детский сад идти пора! (хлопаем в ладоши)
(М. Кальцова)

Помощник

Посуду моет наш Антошка,

(потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»))

Вымыл вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан

(разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца, потирать их)

И закрыл покрепче кран.

(вновь сложить кулачки и потереть ими друг о друга)

Мебель

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки:

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали –

Десять пальчиков зажали!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

Вышли пальчики гулять

Раз-два-три-четыре-пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять —
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Непоседа

Ладошка раскрыта, стоит на ребре, большой пальчик отведен, двигаем им в разные стороны:

Пальчик, пальчик, непоседа,

Где ты бегал, где обедал?

Соединяем его поочередно с каждым пальчиком в соответствии с текстом потешки:

Я с мизинцем ел малинку,

С безымянным ел калинку,

Ел со средним землянику,

С указательным – клубнику!

Где твой пальчик?

Где твой палец большой?

- У меня за спиной!

А где твой указательный?

- Посмотри внимательней!        

А где средний твой палец?

- Вот какой он красавец!        

А где твой безымянный?

- Вот, с кольцом оловянным!

А мизинчик-малышка?

- Вот он, младший братишка

Рыбки плавают, ныряют

Рыбки плавают, ныряют

В чистой, светленькой воде.

(волнообразное горизонтальное движение кистью сначала одной, потом другой руки)

То сойдутся, разойдутся, 

(немного развести руки в стороны и, шевеля пальчиками («плавниками»), свести руки, затем снова развести)

То зароются в песке!

(быстрые круговые движения кулачками друг вокруг друга)

Рыбка – озорница

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

(движения ладошками слева направо и наоборот)

Рыбка, рыбка, озорница,

(делать махи кистями как бы «ударяя по воде»)
Мы тебя поймаем – хвать!

(хлопаем в ладоши, а на последнем слове – хватательное движение руками)

Насекомых называем

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

(сжимать и разжимать кулачки)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

(поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(вращать мизинцем)

Прячьтесь!

(руки спрятать за спину)

Бабочка-коробочка

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Упражнение можно превратить в подвижную игру: на последней фразе детки могут разбежаться в разные стороны («бабочки разлетелись»)

Жук

Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу...
(А. Береснев)

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Комарик

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).

Оса

Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

"Пальчиковые игры - как средство развития музыкальных способностей детей раннего возраста." (из опыта работы)

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества – пространственно-об...

Презентация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"

В презентации показан опыт использования традиционных и нетрадиционных видов театра для детей раннего возраста с 2 до 3 лет.Внимание! Полная версия находится на Яндекс.Диск.  //yadi.sk/i/FIZUVn0K...

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре моделируются реальные от...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возрастаВысокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказал...

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста в ДОУ

Для формирования сенсорного развития у детей раннего возраста хорошо использовать дидактические игры.роль дидактической игры очень велика, она помогает узнать, как устроен окружающий мир, и расширить ...