Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Татарченкова Надежда Ивановна

Формирование у детей  интереса и потребности в чтении. 3-4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_detey_interesa_k_chteniyu_knig.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Формирование у детей интереса и потребности

 в чтении (восприятии) книг (  3-4г.)

Детская литература занимает в жизни малыша очень важное, очень большое место.

Народные песенки,  потешки, сказки погружают ребёнка в светлый, уютный   мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу.

Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца

Воспитатель в процессе чтения решает следующие задачи:

  • формирование живого, активного интереса к книгам как к объекту окружающего мира;
  • развитие положительного эмоционального отношения к книгам;
  • обеспечение усвоения содержания произведения;
  • развитие умений слушать произведения, следить за сюжетом, сопереживать персонажам и героям, понимать их поступки и последствия этих поступков.

Чтение помогает усиливать различные направления образовательной деятельности, но особенно -- развитие речи.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе   является игровой уголок книги.

Что такое уголок книги?

Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребёнок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть и «перечитать» её.

Встреча в уголке книги со знакомыми произведениями, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, ещё раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.  Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребёнок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников – Ивана Билибина, Юрия Васнецова,     Евгения Чарушина и многих других.

Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.

 Бережное отношение к книге – одно из важнейших качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в уголках книги.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада. 

Как наиболее целесообразно организовать его?

Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение:  

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. 

В младшей группе воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:

  •       знакомит с уголком книги (устройством, назначением);
  •       приучает рассматривать книги и картинки только там;

 Сообщает правила:

  • *    брать книги чистыми руками;
  • *    перелистывать осторожно;
  • *    не рвать;
  • *    не мять;
  • *    не использовать для игр;
  • *    всегда класть книгу на место.

В книжной витрине младшей группы  3 – 4 книги (У воспитателя в запасе дополнительные экземпляры этих же книг) Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать, то и у других возникает желание получить такую же книгу.

Помещают издания:

  • Знакомые;
  • С яркими крупными иллюстрациями. 

Хорошая иллюстрация отличается образностью и выразительностью. Книги необходимо подбирать с иллюстрациями, которые  шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребёнку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть участником событий и приключений, которые происходят с героями.

         Также в уголке книги должны быть

Отдельные картинки, небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

         Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки, узнавать героев, побуждает вспомнить и пересказать отдельные эпизоды.

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители.

  1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста.

 Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения.

Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.

 Для выразительного чтения вслух рекомендуются русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка» , Чуковского, Маршака,

  1. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского, С.Маршака

Методика работы следующая: воспитатель   читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д.

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

С младшей группы воспитатели приучают дошкольников слушать сказки, рассказы, воспитывают умение воспроизводить последовательность описанных в произведении событий с помощью вопросов воспитателя. Использование различных средств наглядности помогает сконцентрировать внимание детей, включать их в активную работу. Вот почему занятия с младшими дошкольниками лучше начинать с демонстрации игрушек, предметов, иллюстраций. В тех случаях, когда показ целесообразен, детям следует сообщить, что их ждет знакомство с новой интересной книжкой: сказкой, рассказом, стихотворением. Назвать жанр произведения -- обязательно. Народные сказки воспитатель должен рассказывать, а не читать.

  Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Самый удобный для чтения отрезок времени в режиме дня – с 16 до 16ч 30 мин.

Если сказка по содержанию не велика, можно рассказывать её два и даже три раза; можно повторять только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.

 

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, можно напоминать детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например почитав стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама», воспитатель может задать вопрос: «Маша, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?»

Пусть отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного – двух простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказыванию.

 

Некоторые народные песенки настраивают слушателя на определённые действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти, от кого-то убежать, кого–то поймать и т.п. Поэтому многие из них могут быть использованы для организации и сопровождения подвижных игр; «Гуси вы, гуси…»,  «Мыши водят хоровод…»

В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, сказки для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались.

 

В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»,  

 Нужно знакомить детей с книжным миром и объяснять им, что чтение способствует интеллектуальному развитию и расширению кругозора. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...