Мастер-класс "Освоение технологии ТРИЗ"
методическая разработка по развитию речи на тему

Таракановская Светлана Юрьевна

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 110

Г. ЧЕЛЯБИНСКА

Мастер - класс:

«Освоение технологии ТРИЗ»

(Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ).

Подготовила:

Таракановская С.Ю

Воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ ДС 110

Челябинск 2014г

Мастер – класс:

«Освоение технологии ТРИЗ»

(Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ).

Цель: Практическое освоение технологии ТРИЗ. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ.

Задачи:

  • показать значимость взаимодействия работы  педагогов  учреждения в развитии коммуникативных навыков у дошкольников.
  • пополнить теоретический запас знаний о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ;

Оборудование: картина «Зимняя сказка», значки «имена признаки», маркеры, картина «Снежинки» или «Снеговик".

Как заинтересовать ребенка составлять рассказы по сюжетной картине?

Наш   опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении творческих рассказов по сюжетной картине.

Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес   к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст — им отводится роль пассивного слушателя.

Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, т.к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.

 Технология ТРИЗ позволяет получить гарантированный результат —составление рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Методика предназначена для обучения детей 3,5-7 лет.

Этап   1

«Определение объектов на картине»

Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используем прием   «подзорная труба», «бинокль».

ПРИМЕР

Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу   и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов.

Этап 2

«Определение признаков объекта»

Цель: Развивать способность находить общие признаки у объекта.

ПРИМЕР

Педагог: Назовите мне любой объект. А теперь назовите мне признаки этого объекта. Кто больше всех назовёт признаки.

Этап 3

«Подбор определений к объекту»

Цель: подбирать определения к  словам, используя имена признаки.

ПРИМЕР

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в игру “Аукцион” – мы будем подбирать определения к слову “Снежинка”, отвечая на вопрос, какая?

 - Белая, холодная, колючая, резная, ажурная, воздушная, легкая, мягкая.
(цвет – температура – рельеф – вес – материал)

Этап 4

«Составление рассказа с помощью метода фокальных объектов»

Цель: Составление рассказа по картине, используя имена признаки (знаки)

ПРИМЕР

Педагог: Сейчас вы будете составлять рассказ о зиме, а помогут вам в этом карточки – признаки.

- снег….(белый – лежит – в лесу) (цвет – действие – место)

-  деревья…. (много деревьев – спят – под белым – снегом)

(количество – действие – цвет – снежинка)

- птички………(снегирь с красной грудкой сидит на ветке) (цвет – действие – место)

- медведь ………..(бурый – медведь – спит в берлоге) (цвет – медведь – действие – место)

- лиса…….(рыжая лиса бежит по дороге) (цвет – место – действие)

Сегодня я познакомила Вас только с частью этапов работы над картиной.

Используя данную методику, мы качественно решаем задачу обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине  через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.        Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада я приготовила буклеты.

Литература:

  1. Алексеева ММ., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академ А, 1998.
  2. Алътшуллер Г.С. Найти идею. — Новосибирск: Наука, 1986.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.
  4. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др. / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение, 1993.
  5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.,1976.
  6. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1982.
  7. МурашковскаИ.Н., ВалюмсН.П. Картинка без запинки (Методика рассказа по картине). - СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  8. Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону: изд-во
    Ростовского университета, 1993.
  9. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1993.
  10.  Сидорчук Т.А.,  Лелюх  С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине  (технология  ТРИЗ). – М.:  изд-во  Аркти,  2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»

Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:·         Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...