Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Камалова Роза Робисовна

Развитие речи детей раннего возраста через ознакомление с потешками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста, через ознакомление с потешками.

В первой младшей группе очень серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. 

Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травка-муравка, травушка-муравушка, птичка-синичка и т. п. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребенка интереса и любви к художественному слову.

Детские потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие («Наша Маша маленька...», «Чики-чики-чикалоч-ки...»), другие достаточно велики («Ай, качи-качи...», «Заинька, походи...» и др.). Содержание одних потешек не нуждается в пояснениях («Водичка, водичка...» и др.), для правильного восприятия других требуются показ соответствующих предметов, действий, разъяснения («Вот и люди спят...», «Наши уточки с утра...», «Заинька, походи...» и др.). Ознакомление с последними требует предварительной работы. Так, за 1—2 дня до занятия по потешке «Ай, качи...» дети под руководством воспитателя разглядывают и сравнивают калачи и баранки (натуральные), рассматривают картинку, на которой изображена печь. Перед чтением потешки «Наши уточки с утра...» педагог организует подвижную игру «Не будите индюка». Малыши тихонько, на цыпочках, ходят возле спящего индюка (его роль играет ребенок). Затем индюк просыпается, сердится на детей: «Бал-бал-бал», и те разбегаются по комнате (по участку).

Некоторая предварительная подготовка необходима и непосредственно на занятии. Она может осуществляться в разных формах. Приведем несколько примеров.

Детям показывают иллюстрацию (предмет, игрушку), например кота. Они рассматривают игрушку (предмет), высказывают свои впечатления (отмечают, какие у котика усы, глаза, зубки, и т.д.). Затем педагог читает потешку «Как у нашего кота...».

Воспитатель, используя фланелеграф, демонстрирует картинки (предметные, сюжетные). Например, к потешке «Вот и люди спят...» — изображения спящих детей и зверей («лисы спят на горочках, зайки спят на травушке, утки на муравушке, детки все по люлечкам...»). По просьбе педагога малыши показывают на картинках лис, зайчиков, деточек. Запоминают, кто где спит, после чего с удовольствием слушают потешку.

Перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с нею по содержанию. Например, прежде чем познакомить малышей с потешкой «Травка-муравка со сна поднялась...», воспитатель организует игру «Кто что ест?». Малыши рассматривают зерно, капустку, корочку хлеба и определяют, кому они приготовлены — синичке, зайчику, мышке (игрушки, картинки).

В ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действий, описанных в потешке («Водичка, водичка...»; «Ладушки...»; «Заинька, походи...»; «Чики-чики-чикалочки...»).

Как правило, после первого чтения педагог повторяет потешку еще 3—4 раза. При этом возможны следующие варианты:

  • воспитатель использует те же приемы и тот же наглядный материал, что и при первом чтении;
  • педагог читает потешку, не прибегая к наглядности;
  • воспитатель использует новый наглядный материал или несколько видоизменяет прежний, варьирует игровые ситуации. Например, к детям «приходит» еще один игрушечный кот с просьбой и про него прочесть стихотворение «Как у нашего кота...». Или же потешку «Заинька, походи...» воспитатель в первый раз читает, манипулируя зайцем-игрушкой. А затем дети водят хоровод. В центре хоровода — ребенок в шапочке зайчика. Воспитатель читает потешку, а заинька «ходит», «топает ножкой» и пр.;
  • по предложению педагога дети показывают то, о чем говорится в тексте (как бабка пекла оладушки и поливала их маслом — «Ладушки...»; как вперевалочку ходят уточки, как вытягивают шеи гуси — «Наши уточки с утра...» и пр.). Этот прием способствует развитию у детей фантазии, творческого начала;
  • педагог адресует потешку определенному ребенку, т. е. там, где это возможно по тексту, называется имя ребенка, присутствующего на занятии: «Умой Коле (Оле, Ане) личико»; «Самому ли съесть или Бореньке (Сашеньке) снесть»; «Наша Маша (Аня, Таня) маленька»; «Кате два, Коле два».

На занятии, посвященном знакомству детей с новой потешкой, педагог поощряет попытки детей договаривать (подговаривать) отдельные слова и фразы, интонационно указывая малышам, где именно требуется их помощь.

На занятиях, отведенных повторению знакомой детям потешки (потешек), прием договаривания стихотворных слов и фраз занимает ведущее место. Дети старше двух с половиной лет могут читать некоторые потешки самостоятельно (при активной помощи педагога).

По-прежнему радуют ребенка «подарки»: если педагог, читая текст, называет его имя. Этот прием может использоваться в сочетании с наглядностью. Например, Маша (кукла) дает свою алую шубку кому-либо из девочек, и воспитатель вместе с детьми читают: «Наша Настя (Оля) маленька» и т. п. При повторении потешек шире используются драматизации.

Наблюдения показали, что в первой младшей группе на одном занятии можно повторять сразу 2 и 3 потешки. Это разнообразит занятие и радует малышей. Закончив повторение, воспитатель предлагает старшим детям назвать стихотворение, которое им нравится больше других. И тотчас же читает его (целиком, отрывок). Эти задания в какой-то мере выявляют и формируют избирательное отношение ребенка к художественному слову.

Колобок

Колобок, колобок,

Колобок - румяный бок.

По дорожке покатился

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку,

Всем играл на балалайке.

У лисы спел на носу, -

Больше нет его в лесу.

Идут в полуприседе, поставив руки на пояс.

Бегут на носочках, держа руки на поясе.

Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца.

Изображают игру на балалайке.

Пляшут вприсядку.

Разводят руками.

Утки

Ути-ути-утки,

Уточки-малютки.

На волнах качались,

Брызгались, плескались.

Дети вперевалку идут по кругу друг за другом.

Приседают.

Встают, машут руками, как крылышками.

Зайка

Зайка в травке скок-скок.

Зайка прыг за кусток.

Смелый зайка не боится,

Не поймать его лисице.

Четыре прыжка по кругу друг за другом, указательные пальцы держат как ушки.

Присели.

Опять четыре прыжка по кругу.

Разбегаются, педагог их ловит.

Медвежонок

Медвежонок Жак простужен,

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре один ребенок.

Останавливаются, протягивают к ребенку руки ковшиком».

Берут ребенка в круг, идут все вместе.

Медведь

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке - снег, снег,

И под елкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише ... Не шуметь!

Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх.

Медленно приседают, опускают руки.

Вновь встают и поднимают руки.

Приседают и опускают руки.

На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.

Заяц Егорка

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

В центре на корточках сидит один ребенок.

Подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать.

Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие.

Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих рук.

Кто же это?

Отгадайте, кто же это?

Уха два, а рожек нету.

Есть короткий толстый хвост,

Есть холодный черный нос,

Есть четыре сильных лапы,

Очень сильных, как у папы.

И еще хочу сказать:

Очень умные глаза.

Я бы угадать бы смог!

Кто же это? Мой щенок!

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово.

Машут рукой. Пожимают плечами. Прижимают руки к сердцу.

Игрушки

Я люблю свои игрушки

Киску, зайку и лягушку,

Заводного петушка

И пушистого щенка.

Мяу! Мяу! – киска плачет.

Ква-ква-ква лягушка скачет.

Гав! Гав! Гав! – кричит щенок.

Ку-ка-ре-ку! – петушок.

Я люблю свои игрушки

И подолгу в них играю.

Киску, зайку и лягушку

На машине я катаю.

Мяу! Мяу! – киска плачет.

Ква-ква-ква лягушка скачет.

Гав! Гав! Гав! – кричит щенок.

Ку-ка-ре-ку! – петушок.

Выполняют попеременно хлопки и удары кулачками.

Загибают по одному пальцы на обоих руках, начиная с больших, на каждое название игрушки.

Согнув указательный и средний пальцы, а остальные сжав, показывают “киску”.

Хлопают ладонями по столу.

Сложив ладони, показывают, как лает щенок.

Хлопают себя ладонями по бокам.

Выполняют по переменно хлопки и удары кулаками.

Загибают пальчики на обоих руках.

“Возят” кулачками по столу.

Согнув указательный и средний пальцы, а остальные сжав, показывают “киску”.

Хлопают ладонями по столу.

Сложив ладони, показывают, как лает щенок.

Хлопают себя ладонями по бокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...