Мастер-класс «Речевые игры в деятельности детей средней группы»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Образовательное учреждение

МАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская область

Автор

Морозова Надежда Калистратовна

Должность,

Воспитатель

Квалификационная категория

Высшая категория

Название работы

Мастер-класс: «Речевые игры в деятельности детей среднего возраста»

Возрастная группа

Средняя

Цель

Передача накопленного опыта по использованию дидактических игр по развитию речи в образовательном процессе ДОУ.

Задачи

Поиск новых технологий и методов работы с детьми дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО.

 

Дополнительный материал

Тематические картинки на темы: «Птицы», «Дикие и домашние животные», Схемы для рассказывания, сюжетные картинки для игры «Сравни и разложи», мяч.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_rechevye_igry_v_sredney_gruppe.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение

МАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская область

Автор

Морозова Надежда Калистратовна

Должность,

Воспитатель

Квалификационная категория

Высшая категория

Название работы

Мастер-класс: «Речевые игры в деятельности детей среднего возраста»

Возрастная группа

Средняя

Цель

Передача накопленного опыта по использованию дидактических игр по развитию речи в образовательном процессе ДОУ.

Задачи

Поиск новых технологий и методов работы с детьми дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО.

Дополнительный материал

Тематические картинки на темы: «Птицы», «Дикие и домашние животные», Схемы для рассказывания, сюжетные картинки для игры «Сравни и разложи», мяч.

Мастер-класс «Речевые игры в деятельности детей средней группы»

Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Я использую в своей работе игры, которые учат находить закономерности, классифицировать объекты, знакомят с животным и растительным миром. Игры на расширение объема словаря, формирующие структуру значения слова.

Кроме того, в своей работе я часто применяю упражнения на развитие мелкой моторики. Так как тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Все эти игры помогают нам решить задачи, которые ставит перед нами программа «Мозаика» в соответствии с требованиями  ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» в средней группе:

 1 Обогащать и активизировать словарь

2 Совершенствовать звуковую культуру речи

3 Формировать грамматический строй речи

4 Развивать умение составлять рассказы

Сегодня я предлагаю вам несколько игр, которые я надеюсь, пригодятся вам в вашей дальнейшей работе

1 Игра «Отвечай быстро»

На наборном полотне картинки, расположенные в три ряда, одна под другой( в три столбика)

Воробей          голубь         дятел

Оса                    лиса            стрекоза

Волк                  бабочка       снегирь

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ игроки получают фишки.

Вопросы:

Как назвать всех кто нарисован в первом ряду?

Сколько всего птиц в таблице?

Кого больше, птиц или насекомых?

Что общего у всех, кто в третьем столбике?( они могу летать) и т.д.

2Игра «Запоминалка»

Дети стоят в кругу. Воспитатель зачитывает пары слов, которые надо запомнить. Затем бросает мяч ребенку и называет первое слово. Ребенок должен назвать второе и бросить мяч воспитателю.

Дом-крыша       школа-ученик

Лето-солнце      плита-кастрюля

Художник-кисть        поезд -рельсы

Кино- экран                  обложка- книга

Перчатки- рука             птица- небо  и т. д.

Ребенок, не назвавший или неверно назвавший слово, выходит из игры.

3  «Новые слова»

Пар, ходить-…(пароход)

Длинные уши-...(длинноухий)

Вертеть, лететь-…(вертолет)

Белый снег-…(белоснежный) и т. д.

4 игра «О картинке я вам расскажу»

У этого предмета есть:

Рукава, манжеты, воротник.(рубашка)

Тесто, крем, фрукты, шоколад.(торт)

Кабина, кузов, руль, фары. (грузовик)

Крылья, кабина, хвост, мотор.(самолет)

Этот предмет:

Ездит по дорогам, перевозит людей (автобус)

Нужна на кухне, в ней варят пищу.(кастрюля)

Это:

Белое, овальное, гладкое. (яйцо)

Зеленый, длинный, зубастый. (крокодил)

Желтый, круглый, маленький (лук)

5 Игра «Лишнее слово»

По цвету: небо, цыпленок, лимон.

По форме: арбуз, косынка, мяч.

По вкусу: картошка, конфета, варенье.

По ощущениям на ощупь: помидор, персик, абрикос.

По громкости звучания: молоток, игла, топор.

По весу: вата, кастрюля, ваза.

6 игра «Сравни и разложи»

От самого легкого к самому тяжелому (снежинка, снежок, большая сосулька, ведро с водой)

От самого мягкого к самому твердому (варежка, персик, лук, камень)

От самого низкого животного к самому высокому (щенок, лошадь, собака, жеребенок)

От самого тихого явления природы к самому громкому (снег, дождь, метель, гроза)

От самого тонкого животного к самому толстому (олень, цапля, бегемот, медведь)

От самого медленного животного к самому быстрому (заяц, черепаха, утенок, рысь)

7 игра «Кто кем будет?»

Яйцо, цыпленок, теленок, кирпич, желудь, икринка, гусеница, мука, поросенок, семечко, котенок и т. д.

8 игра «Растение, животное, птица»

Если ребенок услышит животное – нужно хлопнуть в ладоши, если услышит растение – поднять руки вверх, если услышит птицу -  взмахнуть руками.

Примерные слова: ромашка, сорока, белка, дятел, тополь, сова, яблоня, аист, крокодил, собака и т. д.

9 Схемы

 

  1. Сейчас пришло время познакомиться, для этого мы предлагаем поиграть в игру «Крышечки». Выберите крышечку любого цвета, и пока звучит музыка, во время движения обменивайтесь ими, когда музыка смолкнет, находим пару по цвету и называем имя.
  2. Ни один детский праздник не обходится без воздушных шаров. Сейчас мы вам покажем. Как можно с ними поиграть. Игра «Первооткрыватель». Участникам предлагается “открыть” новую планету – надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем  “заселить” эту планету жителями – быстро ( пока звучит музыка) нарисовать на шаре фигурки человечков фломастером. У кого жителей больше – победитель.
  3. Игра  «Да - Нет» Предлагаю вам отгадать, что лежит в коробочке, задавая вопросы на которые можно ответить “да” или “нет”.
  4.  Игра «Театральный режиссер» Рассказать стихотворение « Наша Таня громко плачет», если 1) У вас болит зуб. 2) Вы промокли под дождем и продрогли. 3) Вам попала в глаз соринка.  4) За вами гонится волк. 5) Вас обидели родители. 6) К вам пристала муха. 7) У вас очень хорошее настроение.
  5. Игра «Найди пару» Участникам раздаются карточки. По команде участники начинают издавать звуки своего животного ( хрюкать, квакать, мяукать и т.д.). Необходимо в этой какофонии по звуку найти свою пару.
  6. Игра «Сделай наоборот»

Опустить руки – поднять

Закрыть глаза – открыть

Вдохнуть – выдохнуть

Показать левую руку – показать правую руку

Снять обувь – надеть

Завязать бант – развязать

Расстегнуть пуговицы – застегнуть

Спрятать – найти

Смять - разгладить

Построить – сломать

Говорить – молчать

Говорить – слушать

Кричать – шептать

Бросать – ловить

Радоваться – огорчаться

Забирать – давать

Здороваться – прощаться

Мерзнуть – греться

  1.  Игра «Кричать- молчать» Из разноцветного картона надо сделать три силуэта, например ладони : красный, жёлтый и зелёный. Это сигналы для детей. Дети становятся в ряд перед взрослым. Когда взрослый поднимает зеленую ладонь -  “кричалку”, можно бегать , кричать , сильно шуметь ; жёлтую ладонь - “шепталку”, можно тихо передвигаться и шептаться. Красную ладонь – “молчалку”, дети должны замереть на месте ли сесть на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”, чтобы успокоить детей.      
  2. Игра «Поздравление» Взрослые и дети встают в круг и под музыку передают друг другу воздушный шар. На окончание музыки тот, у кого в руках окажется шар говорит пожелание имениннику.

Список литературы

Л.М. Шипицына «Азбука общения»

К.Ю.Белая «Разноцветные игры»

Е.А.Алябьева «Тематические дни и недели»

О.Ю.Филимонова «Развитие словаря в играх»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс совместная работа с родителями для детей средней группы детского сада “Подарок маме” лепка из полимерной глины

Мастер класс совместная работа с родителямидля детей средней группы детского сада“Подарок маме”лепка из полимерной глины....

Мастер класс по изготовлению шумового инструмента для детей средней группы по теме "Наш оркестр"

В своей работе музыкальные руководители часто используют инструменты сделанные собствеенми руками, для праздников и развлечений - это незаменивые вещи. Подыграть  проигрыш в частушках, озвучить к...

Мастер – класс для родителей по изобразительной деятельности в средней группе «Пушистые игрушки»

Задачи: учить видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю. Познакомить с техникой рисования “тычком”, создавая условия для экспериментирования при сочета...

Мастер класс совместная работа с родителями для детей средней группы детского сада “Подарок маме” лепка из полимерной глины

Мастер класс совместная работа с родителямидля детей средней группы детского сада“Подарок маме”лепка из полимерной глины...

Мастер класс совместная работа с родителями для детей средней группы детского сада “Подарок маме” лепка из полимерной глины.

Мастер класс совместная работа с родителямидля детей средней группы детского сада“Подарок маме”лепка из полимерной глины....