тема: «Применение активных методов и приемов в работе с воспитанниками, имеющими нарушения здоровья"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Давыдова Светлана Владимировна

«Если...хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку... Конечно, сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая - третью и т.д.».

К.Д. Ушинский

Цель логопедического проекта: овладение педагогическими работниками эффективными методами и приемами мнемотехники в работе с воспитанниками, имеющими нарушения здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

тема: «Применение активных методов и приемов в работе с воспитанниками, имеющими нарушения здоровья"

«Если...хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку.. . Конечно, сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая - третью и т.д.».

К.Д. Ушинский

Цель: овладение педагогическими работниками эффективными методами и приемами мнемотехники в работе с воспитанниками, имеющими нарушения здоровья.

Задачи: обучить активным методам и приемам технологии мнемотехника, при работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющих нарушения здоровья.

1. Презентация педагогического опыта. Когда я пришла работать учителем-логопедом, задалась вопросом, как сделать свои занятия более интересными, увлекательными, как добиться того, чтобы воспитанники, имеющие нарушения здоровья прочно усваивали материал. Проанализировав разнообразные приемы и методы обучения, я выбрала технологию мнемотехника.

Воспитанникам, имеющим нарушения здоровья, свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти, когда еще не достаточно развито мышление.

Для улучшения памяти, а через неё и мышления, необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. В этом-то и помогает мнемотехника. Использование мнемотехники (в переводе - «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Ассоциация (лат. Associatio — соединение) — в психологии — закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями А и В возникновение в сознании человека явления А закономерным образом влечёт появление в сознании явления В.

Вопросы к участникам мастер-класса -Что такое мнемотехника?

- Кто из педагогов освоил технологию мнемотехника? (Сейчас я транслирую вам свой опыт работы по данной теме. Очень приятно, что есть педагоги знакомые с технологией мнемотехника, нам будет намного легче работать).

Мнемотехника - это система различных методов и приемов, облегчающих и обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Эффективным средством при развитии связной речи служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер, они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Особенность мнемотехники применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает воспитанникам поиск и запоминание слов

2. Представление системы работы и демонстрация педагогического опыта Традиционно работа строится от простого к сложному. На первом этапе работы знакомим - с простейшими мнемоквадратами.

Мнемоквадрат- графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

Перед нами стоит задача научиться заменять слова, словосочетания, ключевые слова в предложениях значками-символами, запоминать часто повторяющиеся символы. В мнемоквадрате схематично возможно изобразить персонажа сказки, явления природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать все то, что вы посчитаете нужным отразить. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно воспитанникам. Итак, мнемоквадрат состоит из одного значка-символа-героя, явления природы, действия. Эти знаки КЛЮЧ к запоминанию и воспроизводству информации.

Для решения этой задачи предлагаю вам игру «Копилка слов» - расширяет ассоциативный словарь.

Педагогам предлагается просмотреть ВИДЕОЗАПИСЬ игры «Копилка слов» Вопросы: Что нарисовано в волшебном квадрате? - именно она нарисована?

Например: (слайд) мнемотаблица сказки «Рукавичка» возможно изображение дедушки вот так- , стрелками можно показать действие звери разбегаются в разные стороны- треугольниками лису-... домик-        , крыша- , волк-зубами щелк- , медведь-

большой заштрихованный круг в подг.гр. Также развиваем умение зарисовывать, обозначать предметы.

Например: (слайд) ". 1- буква-0 - желтая - первый звук в слове- ОСЕНЬ; 2-.... 3-..

При этом устанавливаются следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года, героя произведения. Н: дождь- , ветер-...., снег-...., тучи- , тепло-.., почки-..,трава-.. , тает снег-..,прилетают/улетают птицы-..,  солнце светит мало-.., деревья без листьев-…

Эти знаки КЛЮЧ к запоминанию и воспроизводству информации.

Необходимо отметить, что если "спрятали" персонажа в графическом изображении, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой. (Например волка - изображением зубов)

В «Копилку слов», можно собирать слова (рисовать, обозначать с помощью символов) сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнеий, в конце занятия, через день).

Периодически мы обращались к этому словарику, вспоминая слова и выражения, услышанные неделю, месяц назад.

Еще одна игра из серии «Логико-Мальпц», я дополнила картами. В игре дети ненавязчиво  развивают умение переводить реальный предмет в схематичный.

Вопросы к участникам мастер-класса

Сейчас вы проделали работу с мнемоквадратами.

Скажите, пожалуйста, что больше всего вас заинтересовало? Будете ли вы использовать в своей деятельности увиденный материал?

Таким образом, работа с мнемоквадратами позволила мне расширить ассоциативный словарь воспитанников, а также развить логические связи между предметами. Это очень важно для дальнейшей работы.

Последовательно переходим к следующему этапу работы - к м немо дорожкам. Мнемодорожка - схема, которая несет обучающую информацию в небольшом количестве что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения, на первых порах исключается метод частичной и полной графической зарисовки. (Видео с воспитанниками -прием наложения)

Дети знакомы с мнемоквадратами. Мнемодорожка состоит из 3-х мнемоквадратов, на которых мы видим : наклоненное дерево, желтый лист и птиц. Эта мнемодорожка нам поможет составить предложение об осени. (Например :Подул ветер с дерева полетели желтые листья, птицы улетают. Сказка «Аленушка и лиса» - Аленушка взяла корзинку и пошла в лес за грибами. Сказка «Заюшкина избушка» - «Стало светить ярко теплое солнышко, стали таять сосульки, растаяла и ледяная избушка лисы». Раздать педагогам мнемодорожки Задание педагогам.

- Вы уже знакомы с мнемоквадратами, из которых состоит мнемодорожка. -Посмотрите на волшебную дорожку, и составьте красивое предложение о времени года, а если вы добавите и героя, из какой сказки- это будет отлично.

Работа по мнемодорожке (прием наложения) - Сейчас я закрою дорожку. Выложите у себя на столе такую же волшебную дорожку. Проверьте свою память! Педагог предлагает воспитанникам, используя прием наложения, накладывать по памяти в пустые клеточки дорожки карточки с изображением и заполняют всю дорожку. Логопед помогает вопросами: « Что было в первой клетке? Куда покатился колобок? Кого он встретил в лесу?»

-Предлагаю вам д/игру «Кто и что подарил Незнайке» . В игре мы упражняем воспитанников в составлении предложений по мнемодорожкам, а также развивают умение согласовывать прилагательные с существительными. Д/игра «Кто и что подарил Незнайке»

-Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.        -Какие шляпы подарили

Незнайке друзья?

Таким образом, работа по мнемодорожке, не только направляет к составлению короткого рассказа и сказки, но и помогает грамматически правильно структурировать предложение.

Далее переходим к мнемотаблицам.

Мнемотаблица-схема от 4-25 и более мнемоквадратов, в которую заложена определенная информация в большом объеме (Например: текст сказки «Заюшкина избушка» «Построили заяц и лиса себе домики. Наступила весна, пригрело солнышко. Избушка лисы растаяла. Попросилась она к зайцу, да и выгнала его из домика. Сидит заяц-плачет. Бегут мимо собаки, решили лису выгнать, а она из домика не уходит. Идет мимо медведь, но и ему не удалось выгнать лису. Идет петушок, да как закричит: «Уходи, лиса вон, несу косу, чтоб тебя посечи!» Испугалась лиса и убежала, а заяц с петушком стали жить в дружбе и согласии. текст сказки «Рукавичка» Шел дед по лесу и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой,

да волк с кабаном. Но увидел дедушка, что потерял рукавичку, и вернулся за ней, собачка ее нашла и громко-громко залаяла. Звери испугались и убежали из «домика-рукавички» в разные стороны.)

Для того чтобы составленная мнемотаблица не превращалась в рисование, можно ограничить детей во времени при зарисовке мнемоквадратов (счет до 5, колокольчик, песочные часы). На зарисовку одного символа дается не более 5 сек.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из этапов.

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
  4. этап: Графическая зарисовка мнемотаблицы
  5. этап: Воспроизведение таблицы ребенком при ее показе ему.

Составление рассказа -описания по мнемотаблице

-Рассматривание мнемодорожек

-Составление предложений по мнемодорожкам (4-5 предложений мнемодорожки разной сложности).

  • Рассматривание мнемотаблицы -Составление логопедом рассказа об осени. -Составление рассказов детьми

Беседа по мнемотаблице. Дети рассказывают о каждом нарисованном предмете в квадратике. Объясняют, почему именно он нарисован.Я:7-йреб Наступила осень. 2-Пришла золотая осень. 3- (Такая же работа проводится и по остальным квадратам). Пальчиковая игра «ЗИМА»

Повторное молчаливое рассматривание мнемотаблицы.

-Посмотрите еще раз внимательно на «волшебную дорожку».

-Рассматривание мнемотаблицы на слово "зима". 1 - снежинка; 2 - голое дерево; 3 - солнце светит, но не греет; 4 - термометр показывает мороз; 5 - цифра 3 - три месяца зимы, буква 3 - первый звук в слове "зима"; 6 — заяц поменял "шубку"; 7 - оттепель; 8 - тёплая одежда; 9 - снеговик.

  • Беседа по мнемотаблице.Дети рассказывают о каждом нарисованном предмете в квадратике. Объясняют, почему именно он нарисован.Н:1-й реб. 1-снежинка, потому что зимой часто идёт снег. 2снежинка, потому что земля покрыта белым снегом.3- 1-снежинка, потому что идёт белый, пушистый, блестящий снег.(Такая же работа проводится и по остальным квадратам).

3 этап Заполнение детьми своих мнемотаблиц по памяти. (МНЕМОДОРОЖКА убирается).

Составление рассказа по своей мнемотаблице (2-3 чел.)

Раздать педагогам мнемотаблицы

  • Что нарисовано в первом волшебном квадрате?
  • Почему именно она нарисована? (Проводится работа по каждому мнемоквадрату)
  • Посмотрите на волшебную таблицу и составьте рассказ о времени года-зима.

Пересказ рассказов и сказок

-Чтение логопедом текста и демонстрация сюжетных картинок -Ответы на вопросы по содержанию -Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ -Пересказ ребенком текста своими словами. Показ пересказа рассказа по мнемотаблще (слайд)

Разучивание стихотворений Использование мнемотаблиц для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На 1 этапе -подбираются опорные картинки-«помогалочки» к стихотворению, желательно каждая строчка это ряд мнемотаблицы.

При заучивании на более поздних этапах логопед подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст. Затем текст воспроизводится логопедом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию.

Дети второго года обучения придумывают рисунки-символы («шифруют») к стихотворению вместе с логопедом.

«Шла по улице машина»        Я рубашку сшила мишке,

Шла по улице машина        Я сошью ему штанишки.

Шла машина, без бензина,        Надо к ним карман пришить

Шла машина без шофера,        И конфетку положить.

Без сигнала светофора,

Шла сама, куда не зная,        Бедный мишка заболел.

Шла машина заводная.        Видно, много меда съел.

Мишка плачет и кричит: У него живот болит.

Раз, два, три, четыре, пять. / Мы идем / во двор гулять./ Бабу снежную слепили, / птичек / крошками

Кормили. / С горки мы потом катались. / А потом в снегу валялись/ А потом домой пришли, / суп поели, / спать легли./

Отгадывание мнемозагадок

На 1 этапе происходит работа на занятии в такой последовательности.

  1. Рассматривание мнемотаблицы
  2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.
  3. Отгадывание загадки детьми

Далее когда дети научатся отгадывать мнемозагадки, можно предложить объяснить каждый пункт ребенку. (Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это- ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки - это мужская обувь)

Наблюдения показали: введение мнемодорожек и мнемотаблиц облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство воспитанников к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали животных, плоды, пересказывали тексты.

На слайде вы видите подобранную литературу по данной теме: Т.В.Большева «Учимся по сказке» Л.К.Белоусова «Веселые встречи»

М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми» Н.А.Гурьева. «Учимся по сказке»

Моделирование. 1. Самостоятельная работа педагогов по разработке собственного фрагмента занятия, используя методы и приемы мнемотехники в работе. Им предлагается: «Составить мнемотаблицу, мнемодорожку по сказке, стихотворению, потешке, чистоговорке, считалке, загадке» (Примерный перечень: чистоговорки на звук Ш «Кошка в окошке», потешка «Водичка, водичка умой мое личико», считалка «1,2,3,4,5-мы во двор идем гулять», сказка«Рукавичка»

  1. Защита авторских мнемотаблиц слушателями.

АНКЕТА Проанализируйте представленный мастер-класс

  1. Что понравилось?
  2. Что вызвало сомнение?
  3. Что бы посоветовали изменить, дополнить?
  4. С какими трудностями в процессе мастер-класса Вы столкнулись?
  5. Достигли ли вы результата?
  6. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с воспитанниками?
  7. Что вы возьмете для организации своей работы?
  1. Обсуждение опыта педагогической работы

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! -Выразите свое мнение о мастер-классе, продолжив фразу "Я хочу сказать..." -Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о мастер-классе.

Рефлексия предполагает обсуждение педагогами мастер-класса. Каждый педагог должен высказать свое мнение.

Уважаемые коллеги! Рады, что мастер-класс состоялся! Спасибо всем, за то что активно включались в работу. Ваши первые мнемотаблицы и мнемодорожки пока ещё только на бумаге, но я надеюсь, что эти проекты Вы обязательно реализуете со своими воспитанниками. Нам кажется, что мастер-класс достиг своей цели: овладение эффективными методами и приемами мнемотехники в работе с воспитанниками, имеющими нарушения здоровья. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Цель программы: коррекция и развитие оптико-про...

презентация " Технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"

В презентации представлен материал. который может быть интересен специалистам, работающим с детьми. имеющими НОДА...

Мастер-класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с различными нарушениями развития»

Материал для повышения уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных...

Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата....

"Практические методы и приемы в работе с детьми имеющими аутистические расстройства"

В презентации представлены материалы для организации практического занятия, целью которого является формирование у специалистов  (психологов, педагогов школ и детских садов,  и др.) навыков ...

Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»

Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...