Артикуляция группы свистящих и сонорных звуков
статья по развитию речи на тему

Статья посвещена проблеме артикуляции группы свистящих и сонорных звуков у дошкольников с диагнозом ОНР и возможные варианты неправильной артикуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsiya_gruppy_svistyashchikh_i_sonornykh_zvukov.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляция группы свистящих и сонорных звуков

Среди дошкольников, даже в старшем возрасте, фонетические недостатки звуков группы свистящих С, З, Ц и сонорных Р, Л (Р’, Л’) встречаются довольно часто, а для групп с диагнозом ОНР или дизартрия у большинства детей. Чтобы уметь устранять их, воспитателю необходимо знать не только правильную, но и возможны варианты неправильной артикуляции.

Артикуляция звуков С, З, Ц:

Губы при звуке С (перед А, Э (Е), Ы, И) слегка раскрыты, напряжены и растянуты в улыбку, зубы сближены, иногда почти сомкнуты; несколько обнажены; перед О, У губы несколько округлены и выпячены вперёд. Широкий кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка приподнимается к нёбу к альвеолам (бугоркам), образуя с ним узку. Щель через которую проходит воздушная струя. Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, отчасти и к твёрдому нёбу, так что в передней части языка образуется продольный желобок. Воздух, в момент выдоха проходит по желобку языка и дальше между зубами. Если к той же артикуляции присоединяется голос (дрожит голос, связки) получается звук З. Если передняя часть спинки приподнимается, то получаются мягкие варианты этих звуков. При этом кончик языка немного оттягивается назад и ротовая щель несколько расширяется.

Артикуляция звука Ц:

Губы и зубы расположены также как при С. Передняя часть спинки языка в первый момент произнесения прижата к твёрдому нёбу, как при Т, а кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка без заметного взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при С. Мягкое нёбо приподнято. Условно Ц можно рассматривать как сочетание звуков Т и С, произносимых как один звук. Ц всегда произносится твёрдо.

Недостатки произношения этих звуков:

  1. Кончик языка просовывается между зубами – в большинстве случаев получается призвук Ш (пришепётывание).
  2. Кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов, преграждая свободный выход воздуха в межзубную щель; слышится притупленный звук, сходный с Т и Д, с присвистом (котса, кодза).
  3. При нормальном положении передней части спинки языка её средняя часть недостаточно опущена. Получаются смягчённые СЬ и ЗЬ.
  4. Спинка языка на незначительном участке выгорблена и образует широкую длинную щель, кончик языка несколько оттянут от зубов назад – С и З произносятся почти как мягкие Ш  и Ж (шяпки, жямок).
  5. Кончик языка упирается в верхние зубы или в десну, боковые края его не прижимаются к боковым зубам и воздух проходит не по желобку языка, а между боковыми краями и щеками. Слышится хлопающий звук.
  6. Опущенное нёбо смыкается с выгорбленной спинкой языка, воздух проходит через нос, образуются гнусавые неясные звуки.
  7. С и З часто заменяются звуками Ш и Ж, реже Ф
  8. Ц заменяется на С, Т, Ч.

Для устранения недостатков звука С воспитатель объясняет, что надо сделать язык лопаткой, горкой, желобком, на улыбке подуть в бутылочку или пузырёк. В случае пришепётывания дети пробуют произносить этот звук перед зеркалом со сближенными зубами, а затем прямые слоги СА, СО, СУ, СЫ. Затем произносятся слова с начальным С, затем обратные слоги и слова с конечным С. Если вместо С получается хлюпание, то ребёнок высовывает широко распластанный язык лопаткой между зубами и в этом положении произносит С и З в слогах и словах. После этого кончик языка постепенно оттягивается за нижние зубы до нормального положения, которое и закрепляется. Иногда  нажимается на спинку языка шпателем. Когда при межзубном положении языка не удаётся устранить боковые щели или гнусавость, начинают исправление звука с задуванием на язык высунутый лопаткой между губами (и над бутылочкой). После чего переходят к произнесению межзубного С, заменяемого потом нормальным С.

Артикуляция Р:

Этот звук появляется в норме к 4,5 – 5 годам.

  1. Губы и зубы принимают положение последующего гласного.
  2. Широкий напряжённый язык плотно прижимается боковыми краями к боковым зубам, а кончик языка касается альвеол.
  3. Мягкое нёбо приподнято.
  4. Воздушная струя давит на кончик языка. Он отскакивает от альвеол, начинает вибрировать. При РЬ средняя часть спинки языка слегка приподнимается, а кончик языка касается верхних дёсен и зубов. Излишняя раскатистость портит звук. Одноударный Р требует автоматизации.

Недостатки произношения Р (ротацизм):

  1. Отсутствие звука.
  2. Картавость. Получается в следствии дрожания или мягкого нёба с маленьким язычком или одного маленького язычка. Иногда он образуется сближением задней спинки языка с нёбом – образуется щелевой звук (Г украин). При дрожании одного маленького язычка картавый звук почти не отличается от нормального (глассирующий).
  3. Р произносится губами (вама) иногда даже с дрожанием губ (кучерское).
  4. Р заменяется звуками В, У, Ы, Й, Л, ЛЬ, РЬ.

Для исправления недостатков произношения применяются следующие упражнения: лопатка, слизывание мёда с губ сверху-вниз и снизу-вверх, «почистить»  верхние и нижние зубы кончиком языка, индюк – язык лопаткой высовывается изо рта и попеременно ударяется о верхние и нижние губы, затем о зубы (болтушка), лошадка (фыркание губами с высунутым между зубами языком), кучер (тоже с выдвинутым между губами языком).

Артикуляция Л:

  1. Губы и зубы раскрыты.
  2. Немного суженный кончик языка прижимается к верхним зубам или дёснам. Середина языка ложкообразной формы. Боковые края несколько отстают от зубов и дёсен, образуя щель через которую проходит воздух (звук Л боковой).
  3. Мягкое нёбо приподнято, связки вибрируют.

Недостатки произношения Л (ламбдацизм):

  1. Отсутствие звука.
  2. Подобие У или В (вапа). Губное.
  3. Смягчённое ЛЬ. Задняя часть языка несколько ниже нормы, а средняя выше.
  4. Произношение при высунутом между зубами кончике языка.
  5. Заменяется другими звуками ЛЬ, Р, В, Н, Ы, Й, Д.
  6. Гнусавое Л, вроде сочетания НГ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для шипящих, свистящих, сонорных звуков

Артикуляционная гимнастика для всех групп звуков...

Методическая разработка по теме: «Характеристика свистящих, шипящих и сонорных звуков с использованием плана-схемы».

Характеристика свистящих, шипящих и сонорных звуков с испоьзованием плана-схемы....

Картотека на свистящие, шипящие и сонорные звуки.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и в стихах....

Презентации для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей с ОНР

Презентации содержат игровые задания и упражнения для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей с ОНР...

"Считай и называй" Игра для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков.

      Игра "Считай и называй" предназначена для автоматизвции свистящих, шипящих и сонорных звуков.Принцип игры прост: найти одинаковые картинки , считать и называть их...

"Короткие стихи для автоматизации правильного произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков".

Цель: Учить детей правильно и чётко проговаривать все слова в предлложениях.Вырабатывать интонационную выразительность речи....