РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
материал по развитию речи по теме

РАЗВИТИЕ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_svyaznoy_rechi_v_doshkolnom_vozraste.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

        РАЗВИТИЯ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед  воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предлагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоения его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического  стоя речи.

Полноценное  построение связного  высказывания, совершенствование устной монологической речи требует в первую очередь умений пользоваться словарным запасом, точно и правильно употреблять слова по смыслу. Словарная работа, которая направлена не только на расширение словаря, но и на углубление понимания смысла, значения слова, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания, а затем использовать это умение при построении связного  высказывания.

Уровень развития речи  дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов используют небольшой активных словарь. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного значения.

Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения [Ушакова; 169].

Таким  образом, развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с  усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоцианального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли.  Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется  круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша  обозначениями  предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает  умения понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем  последующем развитии  ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором  взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестами, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивно, начинает развиваться активная речь  детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает  внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету.  Все это имеет исключительное для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее  направленность на другого человека, формируются  речевой слух, произвольность произнесения (С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин).

К концу первого началу второго года жизни появляются  первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половите года жизни слова начинают служить для малыша  обозначениями предметов.  С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым.  Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух , а к двум из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как  средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной  и первоначальной  формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана  с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества  внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом  обращении к собеседнику, содержит выраженные просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого.  Такая грамматически малооформленная речь  маленького ребенка ситуативна. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственно  практического опыта. Главной особенностью  этого возраста является возникновение  планирующей функции  речи. В ролевой игре, ведущей  деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в  исследованиях А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже  в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связаны с освоением словарного состава  и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным  опытом детей, что отражается на  формах  речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предмета  заменяются  местоимениями.  В рассказах ребенка  переплетаются факты  из  материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность  речи  не является  абсолютной  принадлежностью возраста. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной , то более контекстной. Это определяется  задачами и условиями общения.

Вывод А.М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании  М.И. Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень  речевого развития  зависит от уровня  развития  общения у детей.  Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка.  Например, в общении со сверстниками  дети в большей мере  используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающие их, дети чаще  ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь.  В дальнейшем обе эти формы  сосуществуют и используются в зависимости  от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают  по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они  не умеют  правильно формулировать вопросы, дополнять  и поправлять ответы товарищей. Их  рассказы в большинстве случаев  копируют образец взрослого, содержат нарушения логики;  предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять  и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь:  дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая сторона детских рассказов, увеличивается количество  сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части  детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически  последовательном их расположении, в структурировании  высказываний, в их языковом оформлении  [Алексеева; 259].

Подводя итоги еще раз подчеркнем: формирование связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Основная функция связной речи – коммуникативная  функция общения – осуществляется в форме диалога и монолога. В связи с этим важно знать механизмы развития диалогической и монологической речи детей, закономерности перехода от ситуативной к контекстной речи.