Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление: сначала он учится чувствовать отношение к себе, выраженное в поэтической форме, затем начинает осознавать смысл слов, обращённых к нему, и связывать их с тем, что его окружает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pervaya_kniga.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей.

                                                                                  Седова Светлана Николаевна

                                                                                                 МБДОУ №3 «Колобок»,

                                                                                                  г. Нижний Новгород

«Устное народное творчество как средство развития речевой  активности детей раннего возраста»

Малыш появился. И многие забывают о том, что С ним нужно говорить с первых недель его появления. Так же, как это делали наши мудрые прабабушки - бабушки, прибегая к пестушками, песенкам, потешкам да прибаутками».

Проснулся,     к примеру, малыш, потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потянушки - пораcтyшки, ручки - хватушки, ножки - ходyнyшки, роток – говорунок». это одна из народных песенок - пестушек. Другую припоминaют, пеленая младенца, третью - купая его. Малыш слышит ее и впитывает звуки, слова родной речи, их мелодию, учится реагировать на них.

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Вот что сказал об этом К. И. Чуковский в книге «Oт трёх до пяти»: « ... народ в течении многих веков выработал в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку ...»

Не всегда приятные для малыша процедуры под звучание пестушек и потешек превращаются  в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого обращения , которые так необходимы в его развитии. К. И . Чуковский в той же книге пишет, что посмотрите с каким  ненаcытным удовольствием слушает он бессмертные «Ладушки» и «Сороку - ворону» и другие шедевры народной поэзии. Это для них норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей.

Наблюдения показали, что недостатки в развитии речевой культуры детей в большей степени обусловлены и недооценкой роли фольклора, особенно его малых форм: песенок, потешек, поговорок.

Детские народные стишки, начиная от бабушкиных всем известных « Поехали, поехали ... » и др., чаще всего рождены игрой и игрой сопровождаются. Для таких песенок характерны веселое содержание и простата, но отнюдь не упрощенность.

Народ «обкатывал» свои стихи в течение веков.

В современной поэзии мы можем почерпнуть богатый пед.багаж при речевом и эмоциональном общении с малышом. Это стихи современных авторов, приближенных к народной поэзии.

Об органической связи детской поэзии с фольклором говорит А. Барто: « ... у детской поэзии, безусловно, есть свои законы. Она, например, особенно широко пользуется изобразительными средствами народной поэзии ... » Например, многие стихи детской поэтессы Е. Благининой настолько популярны, что в группах раннего возраста их читают без имени автора, как народные. Наверно, потому что она знала свой народ, его обычаи, речь. Когда читаешь ее стихи, кажется, что она не упустила ни одного важного момента в жизни ребенка. В его жизни каждое событие - еще одна ступенька, помогающая ему расти и развиваться. «Как у нашей дочки розовые щечки, как у нашей лапки коготки - царапки ... » - и сколько материнской ласки в каждом слове и интонации стиха.

Нужно отметить, что произведения поэтов рождены на cтыкe традиции и импровизации, каждый поэт добавляет к традиционной основе что - то свое. Среди наших современников очень немногие детские поэты наделены редким даром - писать для самых - самых маленьких.

Хорошее усвоение фольклорных традиций нашло свое отражение в стихах челябинской поэтессы Нины Пикулевой. Вот как она говорит сама о себе: «Я свое предназначение вижу в том, чтобы воспеть Поэзию материнства ... » Ее произведения близки фольклору – «В гостях у бабушки», «Уговорушки».

Благодаря большому наследию народной поэзии и творчеству современных авторов, мы с первых дней жизни ребенка можем обеспечить ему первые контакты с окружающим миром, эмоциональное благополучие, познание мира и обогащение его внутреннего мира.

Поэтому в педагогической практике  широко используется не только народный фольклор, но и «материнская поэзия».

Роль "материнской поэзии" в жизни ребёнка

В целом "материнская поэзия", выросшая из поэзии обрядовой и по сей день сохранившая главную черту последней - ситуативность, организует мир маленького человека: здесь самые важные и интересные моменты общения с ним сопровождаются соответствующими поэтическими формами.

Жизнь ребёнка становится частью непрерывного течения общей жизни, и свои первые представления об окружающем мире он получает из этой повседневной поэзии. Прежде всего, это представления о доме, о семье, о родителях, о том, какое место в их жизни занимает маленький человек.

"Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление: сначала он учится чувствовать отношение к себе, выраженное в поэтической форме, затем начинает осознавать смысл слов, обращённых к нему, и связывать их с тем, что его окружает.

Произведения "материнской поэзии" становятся и первым знакомством ребёнка с родным языком: его словарным составом, его ритмикой, его структурными особенностями. Именно эти произведения сопровождают ребёнка в тот период, когда он учится говорить, а потому во многом определяют особенности детской речи и помогают её развитию.

Колыбельные

Буквально с первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки.

В колыбельных слово и ритм неразрывно связаны и одинаково важны: исследователи фольклора отмечают, что, слушая нехитрые напевы, ребёнок впервые знакомится с интонационным и смысловым строем родной речи.

Убаюкивая и успокаивая младенца, колыбельная создаёт вокруг него атмосферу тепла, покоя, любви. Нередко колыбельная обращена напрямую к ребёнку, в ней называется его имя, он - в центре внимания, одновременно герой и слушатель.

 Как правило, в колыбельной присутствует короткий сюжет и традиционные персонажи - "серенький коток", "серенький волчок". Это не только добрые помощники, часто они способны напугать маленького слушателя:

                                  Придёт серенький волчок

                                  И ухватит за бочок

                                  И утащит во лесок

                                  Под ракитовый кусток...

Одни исследователи объясняют появление таких героев обрядовым происхождением колыбельной: она возникла как магическое заклинание злых сил, от которых нужно уберечь младенца. По другой версии, в появлении страшных персонажей просматриваются первые попытки воспитания: чтобы избежать общения с чем-то пугающим, ребёнок должен послушно уснуть.

 Впрочем, поэтика колыбельной в целом направлена отнюдь не на устрашение или воспитание, она обусловлена функцией колыбельной - помочь ребёнку уснуть. Отсюда неторопливый ритм, напевная интонация, частые повторы слов и слогов. Характерно также обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов: колыбельные - песни для самых маленьких, в них раскрывается бережное и заботливое отношение взрослых к только что родившемуся ребёнку.

Потешки

Общение с самыми маленькими детьми сопровождают и потешки - короткие игровые присловья: знакомые всем с детства "Ладушки-ладушки", "Сорока, сорока" и некоторые другие.

В процессе первых игр ребёнок осваивает простейшие движения и навыки, а потешки развлекают его, создают особый ритм и настроение, а также развивают воображение маленького слушателя, предлагая ему осмыслить заданную ситуацию.

Потешки выводят ребёнка за рамки его маленького привычного мира; слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Кроме того, как и в колыбельных, в потешках просматривается воспитательное начало, но уже не в пугающей, а в шутливой форме:

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашку не ест, молочко не пьёт -

Забодает, забодает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»            В младшем дошкольном воз...

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

   Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребё...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

В младшем дошкольном возрасте одним из главных средств воспитания является устное народное творчество. Это бесценный дар народной педагогики. ...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский  сад  №10 «Дубравушка»   Консультация для педагог...

Консультация для воспитателей Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучилисьс ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редкоиспользуют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается сутьразрешение ...

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»        Устное народное творчество я...