Проект по пальчиковым играм для детей младшего возраста
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Проект ориентирован на детей младшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchikovye_igry.docx52.37 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект  

Реализация системы занятий по развитию речи и мелкой моторики рук, с использованием разнообразных форм пальчиковых игр, через кружковую работу «Говорунчики».

Проект подготовила:

 Мухамадиева Эльвира Рохфатовна,

воспитатель II квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида

№18 «Радуга» ЗМР РТ»

Зеленодольск 2013год.

Тема кружковой работы: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

Срок реализации проекта: 2013-2014 учебный год.

Краткое описание проекта.

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по развитию речи с использованием разнообразных форм пальчиковых игр.

 Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются их духовные и физические силы: внимание, память, речь, воображение.

Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества: умного, доброго, и, главное, здорового человека. Немаловажное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на становлении детской речи, а неумение ребенка «распознать» пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Необходимо строго соблюдать одно условие – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднений и приносить ему только радость.

Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио- и видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования, но не «работают» на развитие движений руки, детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку», что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга. Выход здесь один – давать ребенку специальную дополнительную нагрузку на кисти и мускулы кистей рук. В этом смысле пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми, но и упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками, способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности.

Тренинги мелкой моторики рук, координирующие органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Учитывая важность развития мелкой моторики, я и решила вести с детьми углубленную работу в этом направлении.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.   У малыша развивается воображение и фантазия.

7.   В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

  9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в упражнениях, пальчиковых играх.

Задачи проекта:

1.Разработать план работы по теме "Говорунчики".

2.Приобрести атрибуты к пальчиковым играм.

3.Оформить информационные листы для родителей.

4.Развить коммуникативные отношения.

5.Развивать координацию движений, использовать самомассаж.

6.Развивать речь детей 3-4 лет.

7.Расширить словарный запас детей. 

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

   Для достижения задач были выбраны разнообразные виды пальчиковых игр:

1.Игры – манипуляции.

2.Сюжетные пальчиковые упражнения.

3.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

4.Пальчиковые игры, с использованием  разнообразного материала (пробки, прищепки, мячики «ежики»,пуговицы).

5.Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

6.Театр в руке.

7. Сопряженная гимнастика.

Участники проекта:

 1. Воспитатель: Мухамадиева Эльвира Рохфатовна.

2. Дети младшей группы.

3. Родители и другие члены семьи.

 Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

I. Подготовительный этап:

 - Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

- Изучение методической литературы по данной теме:

Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

Новиковская О.А. Веселая зарядка для пальчиков.[Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009г.

Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010.

 - Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др., оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки».

II. Основной этап реализации проекта:

 - Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми;

- Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

- Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

  1. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  2. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  3. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  4. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  5. Используйте максимально выразительную мимику.
  6. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
    громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
    Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями:

- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

- родительские собрания: знакомство с проектом «Говорунчики»;

- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

III. Заключительный этап.

Организация работы педагога .

 1. Показ открытого занятия для родителей

 2. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

 3. Самоанализ деятельности по реализации проекта.

 Перспективы распространения результатов проекта.

 1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ открытого занятия, мастер-класс.

 2. Публикация проекта в СМИ, на соц. Порталах.

Примерное  комплексно-тематическое планирование

по проекту «Говорунчики».

Месяц

Тема

Сентябрь

«Ладушки - ладушки»

«Грибы»

«Этот пальчик - бабушка»

«Этот пальчик хочет спать»

Октябрь

«Домик»

«Поехали - поехали»

«Колобок»

«Замок»

Ноябрь

«Улитка, улитка»

«Кошка и мышка»

«Сидит белка на тележке»

«Солнышко»

Декабрь

«Зима»

«Новый год»

«Шарики»

«Ёлка»

Январь

«Части тела»

«Братья-гномики».

«Бумажный мячик»

«Погладим котенка».

Февраль

«Пальчики играют»

«Терем-теремок»

«Животные»

«Транспорт»

Март

«Пальчики в лесу»

«Бусы для мамы»

«Рыбки»

Сказка «Маленький ежик»

Апрель

«Ягоды»

                            «Бабочка»

«Веселые пальчики»

«В гостях у бабушки»

Май

«В поисках сказки»

«Играем нашими пальчиками»

«Кто приехал?»

«Пчелки»

Ожидаемые результаты.

Образовательные:

Развитие речи и пополнение словарного запаса детей раннего возраста.

Развитие творческих способностей.

Развитие координации движений, умение управлять своими движениями.

Активизация познавательных процессов ребенка.

Воспитательные:

Прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.

Выпуск информации о значении пальчиковых игр в развитии ребенка.

Статусные:

Развитие коммуникативных отношений.

Укрепление психического и физического здоровья детей 3-4 лет.

Накопление материала и опыта по пальчиковым играм.

Показатели результативности :

Использование пальчиковых игр в повседневной жизни детей.

Творческие выставки.

Отзывы родителей и педагогов.

Мониторинг  реализации проекта.

                                              Критерии

   Ф.И. ребёнка

сентябрь

  май

1.Ребёнок обладает большим словарным запасом .

2.Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их       строить.

3.Речь ребёнка понятна окружающим(чётко проговариваются почти все звуки).

4.Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику.

5.Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и  гибкость.

6.Сформированно умение работы с пластилином(приёмы

отщипывания,расплющивания,раскатывания и размазывания)

7.Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика,пирамидки, шнуровки и др.)

3 балла -  проявляет активность, самостоятельность

2 балла –выполняет задания с частичной помощью взрослого

1 балл  - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого

                                   Литература:
1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2.Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
3.Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
4.Козырева Л.М развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41.
5.КольцоваС.146-148,с.149-154,с.173-181.
6.Пашкевич Т.Д. Организация образовательного процесса в ДОУ
в условиях введения ФГТ. / Барнаул, 2012.

7.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.,2005.

8.Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.
9. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162.

10.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.

11.Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010 г.

12.Новиковская О.А. Веселая зарядка для пальчиков.[Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009г.

13.Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр [Текст]: развивающие игры и оригами для детей и взрослых / М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с., ил.

14.Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.  

Пальчиковые игры для детей младшей группы.

«Пальчик – мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?        Большой палец руки           поочередно

С этим братцем в лес ходил,        соединяется с остальными в

С этим братцем щи варил,        соответствии с текстом.
С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.        (2—3 раза со сменой рук.)

«Веселые пальчики»

Как у деда Ермолая                          две ладони перед собой,

Вся семейка небольшая:                  кончика пальцев соединены

Только сам, да сама,                               показывают большие пальцы на обеих руках

Только кум, да кума,        показывают указательные пальцы на обеих руках

Да два сына с усами,                          показывают средние пальцы на обеих руках

Да две дочки с косами                       показывают безымянные пальцы на обеих руках

Да две внучки на печи                     показывают большие пальцы на обеих руках        

Уплетают калачи                                руки в замок перед собой,                       покачивают вверх-вниз

«Мамины помощницы»

Решили маме мы помочь     Изображают пальцами откру-        

И воду в таз налили,            чивание крана.

Насыпали вниз порошка,     Делают мелкие движения щепоткой пальцев

Белье все замочили.            Ставят руки перед собой, кисти вниз,  изображают погружение белья в таз.

Стирали долго мы его,      Потирают кулаком о кулак.

О доску даже терли.          Потирают кулаком о ладонь.

Не разорвали ничего,        Делают отрицательное движение  указательным пальцем.

А полоскали сколько!      Наклоняются, опускают руки,

Туда-сюда, туда-сюда,      расслабляют, болтают ими из стороны в сторону.

Вода в тазу вскипела.      Складывают ладони перед собой, резко сжимают и разжимают пальцы.

Но только, братцы, вот беда: Прижимают руки к щекам, покачивая головой

На пол упала пена!                       Опускают руки вниз, трясут легко кистями.

Давай ее мы собирать              Приседают, имитируя сбор пены

И отжимать в ведерко.            обеими руками. Показывают

Чтобы как мама наша стать,    указательным пальцем вверх. 

Трудиться надо сколько!

«Улитка»

Кулачки лежат на столе           Локти чуть разведены

Улитка,                                       Высунуть большие пальцы

Улитка                                        Высунуть мизинцы

Высуни                                       Высунуть указательные пальцы

Рога                                             Пальцы убрать в кулак

Дам тебе,                                    Высунуть большие пальцы

Улитка                                        Высунуть мизинцы

Я                                                  Высунуть указательные пальцы

Пирога                                        Пальцы убрать в кулак

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка         пальцы переплетены, из больших – верх ёлочки

Шишечки, иголочки.       кулачки, указательные пальцы выставлены

Шарики, фонарики        пальчики вверх

Зайчики и свечки,  показывают «ушки», обе ладошки сложены, пальцы сжаты

Звёзды, человечки. ладошки сложены, пальцы растопырены; 2 пальца

«побежали».

«Капуста»

Мы капусту рубим,             Дети делают резкие движения     прямыми кистями сверху вниз.

Мы морковку трем,                    Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя.

Мы капусту солим,                        Имитируют посыпание солью из щепотки

Мы капусту жмем.                        Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

В кадку все утрамбовали,      Потирают кулак о кулак.

Сверху грузиком прижали.   Ставят кулак на кулак

Воробьи

Пять воробьев на заборе сидели,                   Дети показывают пять пальцев.

Один улетел, а другие запели.                         Загибают один палец.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел — и их трое осталось.               Загибают еще один палец.

Сидели втроем и немного скучали,

Один улетел, а двое остались                          Загибают еще один палец.

Роль пальчиковых игр в развитие детей дошкольного возраста.

(мастер-класс для родителей).

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». Один из основных видов в игровой деятельности являются «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что дошкольном возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей. 
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой ? 
Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. 

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.   У малыша развивается воображение и фантазия.

7.   В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

  9. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

1.Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка",

2.Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
       4.
Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
     5.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)."Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук."Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6. Театр в руке.Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение."Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев")."Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

В своей практике я  использую игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковый тетр; самомассаж кистей и пальцев рук с карандашами.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Детям объясняю выполнение того или иного задания с предварительным показом.Например: «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Так же в своей работе использую игры с пальчиками, с использованием разнообразного  материала-это и причепки, зубные щетки, массажные мячи и т.д. Вашему вниманию хочу предоставить игры с пальчиками,с использованием разнообразного материала:

1 Зубная щетка.

«Пальчики»

В руки все мы

Щётку взяли,

Пальчики пересчитали.

Один-два-три-

Четыре-пять

Гладим пальчики опять.

Будьте пальцы сильными,

Будьте пальцы ловкими.

Один-два-три-четыре-пять,

Гладим пальчики опять!

2.Массажный мячик.

При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки) и дети охотно и с удовольствием будут играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для детей младшего возраста(2-3 года).

Пальчиковые игры- это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детей. Ведь они узнают мир через прикосновения. Неспроста дети пытаются сжевать провод,стянуть красивое блюдо со стола, дерн...

Пальчиковые игры для детей младшего возраста

Цели проекта:способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;повысить уровень речевой компетентности детей;подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику;добиваться точн...

пальчиковые игры для детей младшего возраста

Детям раннего возраста очень нравится играть пальчиками. Представляю несколько вариантов пальчиковых игр....

Пальчиковые игры для детей младшего возраста.

Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей 2-4 лет....

Пальчиковые игры для детей младшего возраста

Пальчиковые  игры  для  детей  младшего  возраста...

Пальчиковые игры для детей младшего возраста

Пальчиковые игры для детей младшего возраста...