картотека дидактических игр на формирование морфологического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

федосеева ольга семеновна

Цель: формировать морфологический строй речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_detey_rasskazyvaniyu_.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД по обучению детей рассказыванию «Моя семья» в старшей группе

Цель: формировать умение составлять рассказы о своей семье

Задачи:

познакомить детей с понятием «семья»; закрепить знания полных имен членов семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи;

воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботится о них;

обогащать и активизировать словарный запас детей по теме НОД; развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи.

Оборудование и материалы: коллажи с фотографиями семей детей, микрофон, презентация по теме НОД

Предварительная работа: знакомство и разучивание пословиц о семье; разучивание стихотворения «На кого же он похож?», разучивание текстов игр-разминок, беседа с детьми о семье.

Ход НОД

Формы, методы, приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Беседа

Физкультминутка

Рассказ

Повторение

 

Дидактическая игра

Расставляет стулья полукругом как в телестудии, развешивает плакаты с фотографиями семей воспитанников.

- Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.

- Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я, ее ведущая, Ольга Семеновна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята д/с «Жар-птица» г. Бийска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.

 В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться.

- Благодарю всех участников передачи. А теперь давайте поговорим. Ребята, знаете ли вы, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

- Правильно. У каждого из вас есть семья. Семья – это папа, мама, их дети. Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге. Ребята, давайте для наших телезрителей покажем этюд «Утреннее фото» в котором рассказывается о самом родном человеке – маме.

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко к окошку,

 Руку луч к тебе протянет.

 Ты подставь к нему ладошку,

 Пусть тебя увидит мама,

 И умытым, и обутым,

 Всё прибрав, иди к ней прямо.

 И скажи ей: «С добрым утром!»

 И потом с улыбкой, с песней

 Выйди к травам, людям, птицам.

 И веселым, интересным

 День твой должен получиться.

- Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье – давайте расскажем их нашим телезрителям.

- Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно услышать новые пословицы и поговорки о семье.

 Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди.

- Родственники могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Родственники немного похожи друг на друга. Кто-то из вас похож на маму, кто-то на папу, а кто-то на бабушку или тётю. Сейчас Маша прочитает вам стихотворение «На кого же он похож?».

Спасибо тебе, Машенька, за такое интересное стихотворение. Теперь давайте поиграем.

 - Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!

 Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Проводится игра «А ты мне кто?». Дети становится в круг, воспитатель бросает мяч любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

- Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места. Посмотрите, на доску. Многие из вас принесли фотографии своей семьи. Нашим телезрителям интересно послушать ваши рассказы о семье. Я предлагаю вам составить рассказ о своей семье с помощью вот такого плана.

1.как зовут тебя, твоих родителей и других членов семьи.

2.где ты живешь (в доме, квартире), твой домашний адрес

3.ты любишь своих родителей?

4.какая твоя мама, кем она работает

5.какой твой папа, кем он работает

6.что вы делаете, когда собираетесь все вместе

Приглашаю Кирилла, он расскажет нам о своей семье, приветствуем его. Спасибо большое нашим героям за такие подробные рассказы о ваших семьях. Нам было очень интересно, правда, ребята?

Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.

 Время нашей передачи подошло к концу. В заключении я хочу вам подарить вот эти сердечки, но подарить не просто так. Я хочу, что бы вы сейчас сказали по одному сердечному слову о своей семье. А начнем так:

 - Я люблю свою семью, потому что она…(каждый ребенок отвечает и получает сердечко).

 Я благодарю вас всех за участие в телепередаче «Моя семья». Спасибо вам большое за участие, за интересные рассказы, за ласковые слова.  До новых встреч!

Дети собираются в приемной под предлогом проветривания помещения

Дети рассаживаются на стулья.

Дети: Меня зовут …, моя фамилия…

Семья, семейство, домашние.

Дети вместе  с воспитателем читают стихотворение А. Костецкого, сопровождая чтение жестами и движениями.

При солнышке – тепло, при матушке – добро.

 Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.

 На что и клад, когда дети идут в лад.

 Нет родителей – нет покровителей.

 Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.

 Нет лучше дружка, чем родная матушка.

 Где любовь да совет, там и горя нет.

 В недружной семье добра не бывает.

 В хорошей семье хорошие дети растут.

 Птица рада весне, а дитя – матери.

 Сердце матери лучше солнца греет.

 Дети родителям не судьи.

 Добрые дети – дому венец, а злые – конец.

У нас сегодня праздник, довольна вся семья,

 У нас родился братик, вернее, у меня!

 До чего же он хорош, на кого же он похож?

 Папа говорит: На маму, очень славненький с лица.

 Мама говорит: На папу, вид смешливый у мальца.

 Обе бабушки друг дружке уступают битый час:

 - Внук похож на вас, не спорьте,

 - Что вы душенька, на вас.

 Я одна сижу, как мышка: пусть потешится родня!

 Я-то знаю, что братишка уродился весь в меня!

Дети рассказывают о своих семьях, показываю фотографии своей семьи.

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр. Презентация...

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли....

Картотека дидактических игр по развитию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры и дидактические упражнения направлены на усвоение морфологии и синтаксиса. Картотека разработана по сериям: 1 серия - словоизменения, 2 серия - словообразования, 3 серия - син...