"Цветок-лепесток" О.Шорохова
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шевчук Елена Александровна

Учить детей использовать положительные качества в нравственном поведении. Развивать речь детей. Воспитывать   умение сочувствовать, вызывать сострадание, желание помочь нуждающемуся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_tsvet-.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказка «Цветок - лепесток»

Программное содержание:

Образовательные: 

-довести до детей замысел сказки (стремление спасти от беды близкого человека);

-побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях различных образов, их

 эмоциональные состояния (болезнь, смелость, усталость, грусть, веселье, злость);

-учить детей использовать положительные качества в нравственном поведении.

-воспитывать умение сочувствовать, вызывать сострадание, желание помочь нуждающемуся.

-учить вырезать ножницами, закреплять умение аккуратно наклеивать предмет.

-уметь использовать свой жизненный опыт и полученные знания.

Развивающие:

-развивать речь детей;

-слуховое и зрительное внимание;

-память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные: 

-формировать сострадание, чуткое внимательное отношение к больному, сочувствие сопереживание;

-побуждать в  трудной ситуации не отчаиваться, стараться найти выход из сложной ситуации;

-воспитывать  смелость и развивать находчивость.

Предварительная работа:

-чтение сказок, воспитывающих заботливое отношение к больному: «Бобовое Зёрнышко»,

  «Красная Шапочка», «Кукушка»;

-объяснить значение   образных выражений  (Цветок-лепесток, шла-шла, красна - девица, горевала, дремучий);

-рассматривание карточек (грусть, радость, удивление, горе);

-психогимнастика «Эмоции»;

-рассматривание иллюстраций (Бабы-Яги, дремучего леса);

-словарная работа (дремучий, чаща, непроходимый)

-вырезание лепестков.

Методы и приёмы:

-активизация словаря: мышка-норушка, красна - девица, горевала, дремучий, шла-шла, чаща, непроходимый;

-звуковая культура речи: ( пи-пи-пи, ха-ха-ха);

-психогимнастика: (грусть, смелость, веселье, удивление, злость);

-индивидуальный и дифференцированный подход;

-музыкальное сопровождение;

-физминутка: упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц «Лес»;

-ТСО.

    Материал к занятию:

-аудио кассеты с фрагментами музыки, аудио магнитофон;

-домик, макеты деревьев;

-цветная бумага, клей, ножницы, ватман, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(В группе стоят деревья и домик. Переодетые дети в сказочных персонажей сидят на скамейках. Воспитатель проводит беседу)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие мы знаем сказки.

Дети: «Красная шапочка», «Колобок», «Теремок», «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Молодцы ребята! Как много сказок вы знаете.

(стук в дверь, входит Сказочница с корзинкой в руке)

Сказочница: Здравствуйте ребята! Я Сказочница и знаю очень много разных сказок. Вы сказки любите? Хотите послушать одну из них?

Дети: Да! Очень хотим.

Сказочница: У  меня в корзине разноцветные карточки, на них написаны названия сказок, чтобы  определить какую сказку я буду вам читать, надо вытянуть карточку с названием сказки. Полина давай ты вытянешь карточку с названием сказки, и мы узнаем, какую сказку будем читать.

(Ребёнок вытягивает карточку)

Сказочница: Ну что же, садитесь ребята поудобнее на скамеечки, что бы слушать внимательно сказку.

(Дети садятся на стульчики).

Сказочница: Сказка называется «Цветок - лепесток». Эта сказка вам уже знакома?

Дети: Да.

Сказочница: Я вам буду читать сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте героев, которые встретятся в сказке, и не только запоминайте, но и обратите внимание, как герои разговаривают.

(Сказочница садится на пенёк и читает знакомую детям сказку «Цветок - лепесток»).

                                                Чтение  сказки «ЦВЕТОК- ЛЕПЕСТОК»

Жили-были бабушка да внучка Машенька. Бабушка была старенькая, а Машенька ей во всем помогала. Дрова принесет, печку затопит, кушать сварит.

Однажды бабушка заболела. Машенька села на крылечко и заплакала. Пробегала мимо мышка-норушка. Увидела Машеньку и спрашивает: «Пи-пи-пи, чего горюешь, красна - девица, чего слезы горькие льешь?»

«Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».

«Не плачь, Машенька. Помогу тебе. Растет в лесу цветок-лепесток. Сорви его, принеси бабушке. Станет она здоровой, как прежде».

Машенька так и сделала. Пошла в лес. Забрела в самую чащу. Вдруг видит: цветок-лепесток . Захотела Машенька его сорвать, а тут, откуда ни возьмись, Баба Яга как загрохочет, как захохочет: «Ха-ха-ха! Не отдам цветка, не отдам лепестка».

А Машенька отвечает: «Не пугай меня, Яга, не боюсь я тебя. Лучше песенку мою послушай».

Села Машенька на пенек и запела песенку. Баба Яга слушала-слушала и заснула. Лежит, храпит, земля дрожит. Сорвала Машенька цветок и бросилась прочь из леса. Вернулась домой, отдала бабушке цветок, и она стала здоровой, как прежде. До сих пор живут они, поживают, и горя не знают.

                                                                                           

                                                                                                              О. Шорохова     

                                       

Сказочница: Интересная сказка? Вам понравилась?

Дети: Да!

Сказочница: Какие герои встретились в сказке?

Дети: Машенька, мышка, баба Яга, бабушка.

Сказочница: Правильно. Ребята, тогда скажите, почему плакала Машенька?

Дети: Потому что у неё заболела Бабушка?

Сказочница: А хорошо быть старым, больным человеком или плохо и почему?

Размышления детей: Плохо, потому что больной очень слаб, нечего не может делать, у него что-то болит, нет настроение, быстро устают, часто болеют.

Воспитатель: Скажите, ребята, если бабушке нездоровится, то лицо у нее не веселое, а...

Дети: грустно

Воспитатель: Она ходит не быстро, а...

Дети: медленно

Сказочница: Если лицо грустное, как это можно выразить глазами и бровями? Кто покажет?

(Ребёнок изображает грустное лицо)

Сказочница: Правильно, брови сдвинуты, глаза задумчивые, молодцы!

Сказочница: Давайте, изобразим больную, старенькую Бабушку, но сначала посмотрим, как это делает Ваня, у него хорошо получается.

(Ребёнок стоя изображает больную и старенькую бабушку).

Сказочница: Правильно, глаза грустные, брови сдвинуты, спина согнута, рука поглаживает спину, и туловище слегка наклонено вперёд, прихрамывает. 

Сказочница: Молодец Ваня, а теперь давайте все вместе изобразим больную и старую бабушку.

ПАНТОМИМА «БОЛЕЗНЬ».  

(Дети стоя изображают больную и старенькую бабушку).

Воспитатель: А почему надо жалеть и помогать старым и больным людям? 

Размышление детей: Потому что они слабые, быстро устают, не могут себе помочь, болит спина.

Воспитатель: Правильно, вот и Машенька расстроилась, что у неё заболела Бабушка, и она не просто грустила, а ...

Дети: горевала.

Воспитатель: Когда Машенька сидела на крылечке и горевала, она была не веселая, а….

Дети: грустная

Воспитатель: А каким голосом она отвечала мышке-норушке?

Дети: грустным, печальным, тихим.

Воспитатель: Ксюша, давай ты скажешь таким же голосом, как Машенька: «Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».

(Ребенок повторяет слова Машеньки).

Воспитатель: Молодец Ксюша! А теперь пусть попробуют сказать также Артем и Ваня.

(Дети повторяют слова Машеньки).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давай те все вместе скажешь таким же голосом, как Машенька: «Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».

Дети: «Как же мне не плакать, как же слезы не лить? Бабушка заболела».

Сказочница: Давайте, изобразим, как Машенька грустила, но сначала посмотрим, как изобразит Даша.

(Ребёнок изображает грустную девочку).

Сказочница: Как хорошо ты изобразила грустную Машеньку. Правильно, лицо печальное, глазки опущены.  Давайте теперь все вместе изобразим.

(Дети изображают грустную Машеньку)

                           

ПАНТОМИМА «ГРУСТЬ»

Дети изображают грустную девочку.

                               

Воспитатель: А кто подбежал к Машеньке, когда она сидела на крыльце и плакала?

Дети: Мышка. 

Воспитатель: Каким голосом говорила мышка-норушка? Не громким, а.

Дети: тихим.

Воспитатель: Не грубым, а ...

Дети: ласковым. 

Воспитатель: Давай так же ласково скажем «Пи-пи-пи, чего горюешь, красна - девица?».

Дети: «Пи-пи-пи, чего горюешь, красна - девица?»

(Нескольких детей воспитатель просит, повторить отдельно слова).

(Дети  повторяют слова мышки)

Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо!

Воспитатель: Как вы понимаете, «красна – девица»?

Высказывание детей: Красивая, прекрасная, добрая девушка. 

Воспитатель: Чем помогла Мышка Машеньке?

Дети: Подсказала, где растёт волшебный цветок - лепесток. 

Воспитатель: А для чего нужен был цветок – лепесток?

Дети: Чтобы Бабушка стала здоровой как прежде.

Воспитатель:  Правильно. Значит, Машенька была не злая, а ...

Дети: добрая. 

Воспитатель:  Она хотела спасти бабушку. Так должны поступать все добрые люди.

Воспитатель:  Ребята, когда Машенька пошла в лес, то он был не просто темный, а ...

Дети: дремучий. 

Воспитатель: Машенька по лесу шла-шла. Ребята, а как вы понимаете выражения «Шла-шла-шла»?

Дети: долго шла, дальняя дорога, было очень далеко.

Сказочница: Да, она очень долго шла и поэтому очень устала. Давайте, изобразим уставшую Машеньку, но сначала посмотрим, как изобразит Маргарита.

(Ребёнок изображает уставшую девочку).

Сказочница: Правильно, голова поникшая, руки свободно опущены в низ. А теперь давайте все вместе изобразим уставшую девочку.

(Дети изображают уставшую девочку)

                               

ПАНТОМИМА «УСТАЛОСТЬ»

Дети стоя передают состояние усталости.

Сказочница: Молодцы, хорошо получилось. Ребята, Машенька долго шла, устала и в какой лес она пришла?

Дети: дремучий.

Сказочница: Как вы понимаете слово «дремучий»?

Размышление детей: Тёмный, страшный, непроходимый, густой .Даже солнечные лучи сквозь деревья не пробиваются.

Сказочница: Правильно. Ребята давайте подойдем друг к другу близко и изобразим густой дремучий лес.

ФИЗМИНУТКА «ЛЕС»

Под музыкальный отрывок дети встают близко друг к другу, напрягают мышцы рук, ног и резко раскачиваются, изображая дремучий лес с кривыми ветками.

Сказочница: Правильно, деревья стоят близко друг к другу, даже не пройти, и солнышко не проходит, поэтому темно в лесу. Деревья качаются, ветки кривые всех пугают, очень страшно. Молодцы, какой дремучий, непроходимый, тёмный и  страшный лес вы изобразили.

Сказочница: А теперь давайте покажем лес у дома бабушки.

Под другой музыкальный отрывок (вальс) дети разбегаются подальше друг от друга, расслабляют мышцы, изображая красивые деревья, с которые растут у дома бабушки, движения становятся плавными.

Сказочница: Правильно, деревья стоят не часто, можно пройти через такой лес и солнышко освещает. Деревья стройные, слегка качаются красивые ветки, и совсем не страшно по такому лесу ходить.

(Дети изображают лес у дома бабушки)

Сказочница: Ребята мы отдохнули, расслабились, а теперь продолжим нашу беседу по сказке.

Воспитатель: Ребята, а кого встретила Машенька в дремучем лесу?

Дети: В дремучем лесу Машенька встретила Бабу Ягу. 

Воспитатель: А когда Машенька разговаривала с Бабой-Ягой, она говорила не тихо, а ...

Дети: громко.

Воспитатель: Правильно, потому что Машенька, бала какая? ...

Дети: смелая. 

Сказочница: Ребята, а как вы догадались, что Машенька была смелой?

Размышление детей: Она не испугалась Бабы-Яги.

Сказочница: Ребята, а что значит смелый человек?

Высказывания детей: Он храбрый, ничего не боится, громко говорит, смотрит в глаза, помогает слабым.

Сказочница: А кто нам изобразит смелую Машеньку? Давай Ксюша изобрази нам смелую Машеньку.

( Ребёнок изображает смелую Машеньку).

Сказочница: Правильно, голова приподнята, рука на поясе и топают ногой, произносят  «Не пугай меня Яга, не боюсь я тебя!». А теперь ребята, давайте все вместе изобразим смелую Машеньку.

ПАНТОМИМА «СМЕЛОСТЬ»

Дети встают в круг изображают в мимике и движениях.

Воспитатель: Молодцы ребята! А почему Машенька так смело разговаривала с Бабой-Ягой?

Размышление детей: Потому что очень любила бабушку, хотела ей помочь. 

Воспитатель: А Баба Яга была не добрая, а…

Дети: злая.

Воспитатель: Она была не маленькая, а ...

Дети: большая.

Воспитатель: Баба-Яга говорила голосом не ласковым, а ….

Дети: злым, грубым, страшным.

Сказочница: Ребята, а что значит злой человек?

Размышление детей: У него хмурые брови, громко, грубо говорит, кричит.

Сказочница: Давайте изобразим злую и страшную Бабу-Ягу и громко захохочем. Но сначала пусть кто-нибудь изобразит злую и страшную Бабу Ягу и произнесет «Ха-ха-ха, не отдам цветка, не отдам лепестка». Кто хочет показать? Давай Кирилл изобрази.

(Ребёнок изображает злую и страшную Бабу-Ягу).

Сказочница: Правильно, выражение лица злое, брови сдвинуты,

громко произносит ха-ха-ха. А теперь давайте каждый из вас изобразит свою злую и страшную Бабу-Ягу.

                                                 

                                                             ПАНТОМИМА «ЗЛОСТЬ»

 Дети стоя показывают злую Бабу-Ягу: выражение лица злое, громко произносят:» ха-ха-ха, не отдам цветка, не отдам лепестка».

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какое доброе дело сделала Машенька?

Размышления детей: Машенька принесла волшебный цветок и бабушка выздоровела. 

Воспитатель: Когда Машенька принесла цветок-лепесток, она была не грустная, а...

Дети: Весёлая.

Сказочница: Давайте покажем веселую Машеньку. Кто хочет показать? Давай Настя изобрази весёлую Машеньку.

(Ребёнок изображает сидя на скамейке весёлую Машеньку)

Сказочница: Правильно. Улыбается и двигает головой. А теперь давайте все вместе изобразим веселую Машеньку.

ПАНТОМИМА «ВЕСЕЛЬЕ»

(Дети, сидя на скамейках улыбаются и двигают головой)

Сказочница: Молодцы ребята! Я верю, что наши дети будут такими же отзывчивыми, добрыми, ведь они так много знают и умеют. Как настоящие артисты изобразили героев сказки, размышляли, высказывали свои мнения.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам начинать делать добрые дела прямо сегодня. Давайте сделаем такой же  разноцветный «Цветок-лепесток», и напишем на лепестках свои пожелания, и пусть этот цветок-лепесток поможет печальным, грустным, и тем, кому нездоровится. Вы согласны со мной?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: А я вам подскажу, как это сделать. Пройдите, пожалуйста, за столы.

(Дети садятся за столы. На столах  разноцветные листы бумаги, клеенка)

АППЛИКАЦИЯ- «ЦВЕТОК- ЛЕПЕСТОК»

Воспитатель: А теперь надо прямоугольный лист превратить в лепесток. Как это сделать? Подскажите пожалуйста.

Дети: Надо срезать углы.

Воспитатель: Правильно. Но чтобы получилось быстро и аккуратно, надо сложить лист пополам и закруглить углы. Помните, что ножницы нужно держать острием вниз. Клеем смазывает обратную сторону листа. Салфеткой протираем лишний клей. Наклеивать лепестки будем вокруг кружочка лепесток к лепестку.

Дети вырезают углы у прямоугольного листа, образуя овальную форму лепестка, и наклеивают на готовый ватман вокруг желтого круга.

Воспитатель: Молодцы ребята! Очень хорошо у вас получилось. Вы очень трудолюбивые и отзывчивые дети. А теперь мы их повесим в приемной и после прогулки напишем на лепестках наши пожелания.