Игровые приемы обучения творческому рассказыванию
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Гурова Людмила Ивановна

Данный материал содержит игровые приемы, которые помогут вам обучить ребенка творческому рассказыванию, в интересной и занимательной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приемы обучения творческому рассказыванию

На примере картины "Собака со щенками"

  1. Определение состава картины

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.

Игра с "подзорной трубой"

Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы. Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в "подзорную трубу" и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава... Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Игра "Кто в кружочке живет?"

Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.

Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 х 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).

Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины 'живет' в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.

Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например: собака - щенок 1 - щенок 2 - щенок 3 - дом - будка - миска - ель Игра "Ищу родственников"

Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:

  1. природный мир - рукотворный мир;
  2. живая - неживая природа;
  3. целое - частное;
  4. по месту нахождения;
  5. по выполняемой функции.

Например:

  1. Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко - природный мир. Будка, миска, дом, веревка - рукотворный мир.
  2. Собака, щенки, трава - живая природа. Небо, земля - неживая природа.
  3. Крыша, труба, окна, стены - дом. Голова, туловище, ноги, хвост - собака.
  4. Береза, ель, кусты, трава - опушка леса. Собака, щенята, будка, пища - лужайка перед домом.
  5. Дом, будка - здание, сооружение. Миски глубокая и мелкая - посуда.
  1. Установление взаимосвязей между объектами

Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.

Игра "Ищу друзей (недругов)"

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне "хорошо - плохо"; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.

Игровое действие: поиск "друзей (недругов)" применительно к конкретному объекту. Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

Примеры:

Собака - дом.

"Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку".

Веревка - собака.

"Собаке неприятно, что веревка не пускает ее гулять туда, куда она хочет. Но это и хорошо, потому что веревка удерживает ее у дома, который должна сторожить собака".

Игра "Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит"

Цели:

  • учить детей объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей;
  • подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано;
  • упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.

Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры "Кто' в кружочке"), фломастеры контрастных цветов.

Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не повторяя друг друга.

При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.

Например:

Щенок - ель.

"Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю".

Другие примеры:

Собака - дом; щенок 1 - будка; щенок 2 - миска; щенок 3 - ель.

Игра "Живые картинки"

Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры: каждый ребенок "превращается" в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Каждая "живая картинка" предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном

пространстве и наблюдается воспитателем 5-7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример игры

Распределение ролей:

дом - Оля,

будка - Лена,

собака - Вася,

ель - Оксана,

веревка - Федя.

Дом-Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.

Будка - Лена: Позади меня дом, а впереди - собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом. Ель - Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома - в лесу. На ковре я встану позади дома.

Собака - Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой. Веревка - Федя: Я - веревка и соединяю будку и собаку. На ковре я нахожусь между будкой и собакой.

3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Цель: научить детей 'входить' в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные

органы чувств.

Игра "К нам пришел волшебник: я могу только слышать"

Цели:

  • учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
  • побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему "Я слышу только звуки на этой картине". Составить рассказ "О чем говорят объекты". Составить диалоги "от имени" объектов.

Примерные варианты рассказов:

  1. "Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки".
  2. "Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: "Грызи кость получше, точи свои зубки. Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что играть".

Игра "К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей"

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ Я ощущаю руками и лицом'.

Пример рассказа:

"Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки - жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле - жестко и больно".

Игра "К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус"

Цели:

  1. учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
  2. уточнить представления о способах и продуктах питания;
  3. побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.

Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит - не любит, вкусно - невкусно, сытый - голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе "Что мне вкусно и невкусно" (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов:

  1. "Я - рыжий щенок и грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых - жесткая, и я не могу ее разгрызть. Самое вкусное для меня - это мамино молочко, но я уже умею лакать из миски. Я все время голодный".
  2. "Я - ель. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни пить молоко. Мне это и невкусно".
  1. Составление образных характеристик объектов Игра "Подбери такое же по цвету"

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.

Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.

Например:

Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)

Игра "Сравни по форме"

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.

Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.

Составление открытых загадок.

Игра "Сравни по материалу"

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.

Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружающей среде.

Составление открытых загадок.

Далее воспитатель может самостоятельно провести серию игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру и т.д.

Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: "Как..." или "Но не...". Например:

Загадка про веревку: "Длинная, но не река; извилистая, но не змея; крепкая, но не сталь; удерживает, но не замок".

Загадка про ель: "Зеленая, как зеленка; высокая, как башня; сама растет, как человек; дает тень, но не зонтик".

  1. Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные

отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).

Ход занятия:

  • Объекты на картине разделяются на три категории:

а)        рукотворный мир;

б)        живая природа;

в)        неживая природа.

  • Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:
  • Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему "Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром", или "Я представлю, что было с ней поздно вечером".
  • Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.
  • Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.
  • Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.

Примерная последовательность вопросов к детям:

  1. Какое время года изображено на картине? (Старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее лето, позднее лето и лето в зените.)
  2. В какой части суток происходит действие на картине? (Старшие дети должны различать раннюю и позднюю часть суток, раннее и позднее утро.)
  3. Изображенное на картинке отображает сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее. Пример рассказа

"Миска с молоком"

"Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят молоко. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока.

Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить".

6. Составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. Ход занятия:

  1. Предложить детям "превратиться" в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).
  2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.
  3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Пример рассказа.

"Мудрая береза"

"Я - береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно".



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит описание методических приемов при обучении детей творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию"

Консультация содержит информацию о методических приемах при обучении творческому рассказыванию по системе ТРИЗ....

Приемы обучения творческого рассказывания.

Приемы обучения творческого рассказывания....

Приемы обучения творческого рассказывания.

Приемы обучения творческого рассказывания....

Методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

Словесное творчество — наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» &md...

Выступление на педсовете «Нетрадиционные приемы при обучении творческому рассказыванию».

Творческие рассказы - это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических расск...

Картотека игровых приемов обучения творческому рассказыванию.

Картотека игровых приемов обучения творческому рассказыванию....