Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Составление описательного рассказа на тему "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной к школе группы, (итоговое занятие).

составление описательного рассказа

 на тему: « Перелётные птицы»

Цель:

Закреплять умение детей составлять короткие описательные рассказы по предложенной схеме,

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
  • Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц;
  • Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему;
  • Продолжать учить детей выкладывать предложение с  применением известных грамматических и синтаксических правил.

Развивающие:

  • Закреплять умение детей проводить звукобуквенный анализ слов.
  • Закреплять правильное произношение звуков «П», «Пь».
  • Закреплять знания детей о словах противоположностях.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент.

Оборудование:  интерактивная доска, с картинками и загадками о перелетных птицах, план-схема для составления описательного рассказа на интерактивной доске, счетные палочки, цветные фишки, буквы. Игрушки: мяч и солнышко.

Предварительная работа:

  • Презентация о перелетных птицах
  • беседа о перелетных птицах;
  • чтение стихов о перелетных птицах;
  • наблюдение за птицами во время прогулок;
  • разучивание физ. минуток по соответствующей теме;
  • подбор оборудования, необходимого для занятия.

Интеграция по областям: Безопасность, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Дети входят в кабинет, здороваются с гостями.

Игра в кругу. ( дети стоят в кругу )

Имя ребёнка, - « Я тебе рад». ( повторяют дети и передают игрушку – солнышко )

Прием: Эмоциональный настрой на работу, сотрудничество.

 Воспитатель читает: (на доске).

 Весна приходит за зимой

 Тепло приносит нам с тобой,

 Приносит небо голубое,

 Сосульки, пение ручейка,

 Проталины и первоцветы,

 И таяние на речках льда.

Воспитатель. Ребята, скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это о весне?

Ответы детей полными предложениями.

Воспитатель:

Из далеких жарких стран

Гости к нам весной спешат.    Кто это?.....

(ответы детей) птицы,                    

                                  перелетные птицы.

Воспитатель: -А каких перелётных птиц вы знаете?

-Почему они называются перелетные?

Дети отвечают. (  грачи, скворцы, аисты, кукушка, гуси, лебеди, ласточки, стрижи, соловьи, журавли,…они улетают на зиму в теплые края, а весной возвращаются к нам.)

 -А сейчас послушайте загадки, про каких птиц говориться в загадках?

Загадки и картинки – ответы закрыты на интерактивной доске

Загадки:

Воспитатель:  Это старый наш знакомый.

                         Он живет на крыше дома –

                         Длинношеий, длинноклювый,

                         Длинноносый, безголосый

                           Он летает на охоту    

 Ответ детей ( аист) если правильно угадали,  открывается картинка.

Воспитатель: За лягушками к болоту.                                                

                        Всех перелетных птиц черней,

                        Чистит пашню от червей

                        Ответ детей ( грач). Открывается картинка

Воспитатель: Эта птица никогда, для,

                         птенцов не вьет гнезда

 Ответ детей  (кукушка). Открывается картинка

Воспитатель:    Под крышей я леплю гнездо

                          Из комочков глины,

                          Для птенчиков стелю на дно

                          пуховую перин

Ответ детей (ласточка) Открывается картинка

Воспитатель:    На шесте дворец

                           Во дворце певец,

                          А зовут его ....

Ответ детей (скворец) Открывается картинка

Воспитатель:    Маленький певец лесной,

                          Лучше всех поет весной

Ответ детей (соловей). Открывается картинка

Воспитатель:   Красавица птица,

                          Но не синица,

                          Длинная шея,

                          Белые перья.

                          Кто это?

Ответ детей (Лебедь)

Воспитатель:   - Молодцы, угадали все загадки.

-А сейчас я предлагаю вам составить описательные рассказы о перелётных птицах, а поможет нам наша схема модель. ( появляется схема).  

( появляются  картинки птиц).

Лебедь, грач, цапля, ласточка, утка.

Воспитатель:   -Ребята, давайте вспомним, что обозначает каждая схема

Ответы детей.

Дети составляют описательные рассказы о перелетных птицах по выбору.

4-5 детей. Прошу дополнить свои рассказы примерами из личного опыта, наблюдений.

Молодцы.

 Физ. Минутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

2 часть:

Воспитатель:   - Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите поиграть в одну игру?  (Да)

 Игра называется «Скажи наоборот».

 -Я буду называть слова, а вы  называете, слова с противоположным значением.

Воспитатель: Зимующие – дети: - перелётные

Воспитатель:  Большая -     дети:  - маленькая

Воспитатель:  Дикая – дети: домашняя

Воспитатель:  Длинный - дети: короткий

Воспитатель:  Острый - дети: тупой    

Воспитатель:  Глубокое – дети: мелкое

Воспитатель:  Белый – дети: чёрный (молодцы)

Воспитатель:  - А сейчас, присаживайтесь за столы,

- я вам прочитаю предложение, а вы составите схему предложения из палочек.

« У птицы перо»

Дети самостоятельно составляют схему предложения на столе, один ребенок на доске.

Проверяем.

 Воспитатель: - сколько слов в этом предложении?

Дети:  три слова.

Воспитатель: - какое первое слово в этом предложении.

Ответы детей -У

Воспитатель: Второе. - Ответы детей: -птицы

Воспитатель: Третье. - Ответы детей:  -перо

Воспитатель: С какой буквы мы начинаем писать предложение?

Ответы детей - с заглавной.

Воспитатель:  А что ставим в конце предложения?

Ответы детей - ставим точку.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей  - это значит что предложение закончено.

Воспитатель:  -Проверьте, у всех так?

Воспитатель: Давайте сделаем звуковой анализ первого слова.

Дети выкладывают на столе цветными фишками.

Воспитатель: Назовите первое слово в этом предложении.

Воспитатель: Назовите первый звук в этом слове.

Дети: - звук «У»

Воспитатель: Какой он, дайте характеристику этого звука.

Дети: -  Звук «У» - он гласный, обозначаем красной фишкой.

( дети выкладывают на столе, а один ребёнок у доски)

Воспитатель: - назовите второе слово в предложении?

Дети: «Птицы»

Воспитатель: сделайте звуковой анализ второго слова.

Дети выкладывают на столе, а один ребенок у доски. (самостоятельно)

Проверяем. Дети дают характеристику каждого звука в этом слове.

Дети: звук «П» - он согласный, глухой, твердый, обозначаем синей фишкой.

Второй звук: «Ть» - он согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленой фишкой.

Третий: «И» - он гласный, обозначаем красной фишкой.

Четвертый: «Ц» - он согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем синей фишкой.

Пятый звук: «Ы» - он гласный, обозначаем красной фишкой.

Воспитатель: - Сколько звуков в этом слове?

Дети: 5 звуков.

Аналогично следующее слово. «Перо».

Звук «П» - согласный, глухой мягкий, обозначаем зеленой фишкой.

«Е» - гласный, красный.

Обращаю внимание детей на звук «Е», (пишется «Е», слышим «Э») в слове «Перо»

«Р» - согласный, звонкий, твердый, обозначаем синей фишкой и сверху ставим звоночек.

«О» - звук гласный, красный.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове7

Дети: четыре  звука.

А теперь давайте составим это предложение из букв.

Воспитатель: Сколько букв в первом слове, а сколько звуков?

Дети:  один звук, одна буква.

Воспитатель: Во втором?

Дети:  пять звуков и пять букв.

Воспитатель:  третьем?

Дети:  четыре звука, четыре буквы.

Молодцы.

Воспитатель:  Поиграем в игру. ( Дети стоят по кругу)

Воспитатель: Назовите первый звук в слове птица. «П»

Воспитатель: Назовите ещё несколько слов, которые начинаются со звука «П».

Дети придумывают слова с заданным звуком.

Воспитатель:  Назовите первый звук в слове перо. «Пь»

Назовите слова с этим звуком.

Дети придумывают слова с заданным звуком.

Заключительная часть:

Подведение итогов:

Воспитатель: Что мы с вами  делали на занятии ?

Ответы детей:  - Составляли описательные рассказы о перелётных птицах.

-Отгадывали загадки.

-Разбирали предложение, делали анализ слов, играли в разные игры…

Воспитатель: - Скажите, как вы думаете, какое задание было трудным и почему,  а с чем вы справились легко?

Примерные ответы детей: ( составлять рассказы, делать схему предложения, делать звуковой анализ слов, все легко.)

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Вы молодцы: были активными участниками нашего занятия и самостоятельно справились со многими заданиями.

Воспитатель: А теперь давайте поблагодарим друг друга за занятие.

Дети стоят в кругу.

Имя ребенка, спасибо, что ты со мой занимался.( дети говорят слова и передают игрушку, солнышко.)

Наше занятие окончено.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...