Главные вкладки

    Игры для детей дошкольного возраста на развитие слухового внимания и восприятия
    консультация по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

    Предложены для родителей и педагогов игры на формирование у дошкольников слухового внимани я и восприятия в доступной игровой форме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Упражнения на формирование фонематического слуха и восприятия.

    1. Упражнение.

    Взрослый дает 2 кружка – красный и зеленый, и предлагает   игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильно – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

    бамам       ваван      альбом        альпом         витамин             витамин

    паман       даван      айбом          альмон        митаним             нитамин

    банан       баван       аньбом       аблём           фитамин

    банам       банан      авьбом        альбом         витамим

    2. Упражнение.

    Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

    мак – бак – так                     ком – дом – сноп                                будка – дудка – утка                                            

    ток – тук – так                      батон – бутон – бетон                         дам – дом – дым                                

    бык – бак – бок                      нитка – ватка – ветка                         маток – каток – поток        

    клетка – плётка – плёнка         моток – каток – поток                  

    3. Упражнение.

    Из 4 слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок  должен назвать то, которое отличается от остальных:  

    канава – панава – какао – канава                      ком – ком – кот – ком

    утёнок – утёнок – утёнок – котёнок                 будка – буква – будка – будка

    винт – винт – винт – бинт – винт                     буфет – букет – буфет – буфет

    минутка – монета – минутка – минутка           билет – балет – балет – балет

    дудка – будка – будка – будка

    4. Упражнение.                                                                       

    Из каждых 4 названных взрослым слов  ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:                                                                    

    сом – ком – индюк – дом                                     мак – бак – веник – рак                                                      

    лимон – вагон – кот – бутон                                пятка – ватка – лимон – кадка                                            

    совок – гном – веник – каток                              ветка – диван – клетка – сетка                                            

    каток – дом – моток – поток.                                  

    5. Упражнение.

    Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными звуками.

    Та – то – ту            ну – ны – на       ба – бо – бу      Мо – му – мы        ду – ды – до       и т. д.

    Ва – во – ву           ду – ды – да        Ты – то – то     но – ну – ны         бо – бу – бы

    Му – ма – мы        да – до – ду        ба – бо – бы

    6. Упражнение.

    Воспроизведение слоговых сочетаний с общимгласным и  разными согласными звуками.

    та-ка-па       па-ка-та            ва-ва-фа           ба-да-га      ны-мы-мы        пы-бы-пы

    мо-но-но    фо-хо-во           па-ба-ба            ку-ну-пу      гу-бу-ду           га-ка-ка

    фо-хо-ко     хы-кы-ты         ду-ту-ду

    7. Упражнение.                                                                               

    Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися                              

    по звонкости, глухости.                                                            

    па-ба      та-да        са-за      фу-ву      пу-бу       ту-ду      су-зу      фа-ва                                            

    пы-бы     ты-ды     сы-зы    вы-фы      по-бо      то-до       со-зо      фо-во                                            

    (то же с согласными звуками м-н, к-г)                                  

    8. Упражнение.                                                                       

    Воспроизведение слоговых сочетаний   с согласными звуками, различающими                                  

    по мягкости, твердости.                                                      

    па-пя     ма-мя     ва-вя    ба-бя                                            

    по-пё     мо-мё    во-вё    бо-бё                                            

    пу-пю    му-мю   ву-вю   бу-бю                                          

    пы-пи    мы-ми   вы-ви    бы-би                                          

    (то же с согласными звуками т. с, з, ф,к, г, д)  

    9. Упражнение.                                                                                    

    Воспроизведение слоговых пар                                      

    с наращиванием стечения согласных звуков.                

    та-тпа      ка-пта     ка-вта                           та-тма      да-дба     да-дга

    на-мна     па-нпа    га-кта                            фа-фта     па-пка     ва-вта                                                

    на-мна     па-нпа    га-кта                            (то же с гласными звуками у, о, ы)                      

    10. Упражнение.      

    Назвать первый звук в словах:  Утка, ухо, улица, уши, усы, утюг, уголок, удочка,     узкий, укроп, утро, утренник, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, уплыл, урожай, улитка,умывальник, узор, упасть.                                              

    11. Упражнение.                                                                        

    Назвать первый звук в словах: Аня, аист, август, автомат, Алла, арбуз, Алик, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

    12. Упражнение.                                                                                  

    Назвать первый звук в словах (А,О,И,У): Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры,

    индюк, утренник, адрес, Айболит, остров, аквариум, антилопа, умывальник.                                  

    13. Упражнение.          

    Назвать последний звук в словах (А,О,У,Ы,И): голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, окно,             скамейка, ручка, лейка, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, маки,                   пироги, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу,                                                крикну, ухожу, закружу, приду.                                        

    14. Упражнение.

    Назвать первый и последний звуки в словах: избушка, иголка, изюминка, улица, улитка,

    афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.                    

    15. Упражнение.                                                                               

    Назвать звуки в сочетаниях:  АУ, УА, АИ, ИА, ИУ, УИ, УАИ, АИУ, УАИ, АУИ, ИУА, УИА, ИАУ.                                        

    Пример: АУИ: 1-й звук –А, 2-й звук-У, 3-й – И.    

    16. Упражнение.                                                                            

    Определить первый звук в словах: Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, очень, около, овощи.                                                              

    Выбрать из рассказа слова со звуком О.                              

    Оля и Осип пошли на озеро  ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако,похожее на ослика.                                                                

    Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О.

    Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые

    листья. В окнах рано зажигают свет.                                  

    17. Упражнение.                                                                          

     Определить, какой звук мы тянем в  середине слова (А,У,О): Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.          

    18. Упражнение.                                                                            

    Определить, какой звук (Ы или И)  в конце слова.                                                                

    Сады-садики, зонты-зонтики, кусты-кустики, мосты-мостики, носы-носики, банты-бантики,

    ходы-ходики, плоты-плотики, усы-усики, рыба-рыбки, горы-горки, липы-липки, норы-норки.                                            

    19. ТАКЖЕ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ:

    1. Назови первый звук: дом..

    2. Назови последний звук дом..

    20. Придумать слова  на любой звук….., любой слог МИ (миска, мишка, мир, милиционер) и т. д.

    ЖЕЛАЮ УПЕХОВ!!!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры для детей дошкольного возраста на развитие словарного запаса

    Игры на расширение словарного запаса, логики и кругозора у детей дошкольного возраста (5-7 лет)...

    Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

    Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...

    Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук

    Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласова...

    Комплекс игр и упражнений для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук

    В данной методической разработке собраны пальчиковых игры по всем лексическим темам.Рекомендована воспитателям, логопедам, дефектологам и родителям.В данном материале рассматриваются критерии нормальн...

    Игры для детей дошкольного возраста на развитие логического мышления

    Данный материал содержит игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие логического мышления. Рекомендован для педагогов и родителей....