Система работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи старших дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Герасимова Елена Михайловна

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности; Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа; Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся (старший дошкольный возраст, 5-6 лет); Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля);  Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Развитие звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Это многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

В воспитании звуковой культуры речи пристальное внимание уделяется работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку в этих умениях заложено важное условие становления связной речи.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Важнейшей составной частью общего психического развития дошкольника, развития его мышления, подготовки его к школе и ко всей будущей жизни является также и развитие выразительности речи.

Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски. Она усиливает значение слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_razvitiyu_zvukovoy.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы по развитию звуковой

и интонационной культуры речи старших дошкольников»

Выполнила Герасимова Елена Михайловна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13» г.о. Самара

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Одним из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённой Указом Президента, является максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Одним из основных направлений реализации Национальной стратегии названа  доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей. Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе, поскольку дошкольное образование с вступлением в силу нового Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от29.12.2012г.), стало ступенью (частью) общего образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме того, задачи развития речи включены и в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Таким образом, речевое развитие в целом, развитие звуковой и интонационной культуры речи в частности, является важным звеном развития дошкольника.

Развитие звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Это многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

В воспитании звуковой культуры речи пристальное внимание уделяется работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку в этих умениях заложено важное условие становления связной речи.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Важнейшей составной частью общего психического развития дошкольника, развития его мышления, подготовки его к школе и ко всей будущей жизни является также и развитие выразительности речи.

Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски. Она усиливает значение слова.

Интонационно невыразительная речь  может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи.

В настоящее время – время смартфонов, айфонов, Интернета, социальных сетей – проблема  формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости, а наоборот, ещё более усугубилась. Дети мало говорят в семье, так как мало говорят родители. Дети мало говорят и в детском саду, будь то со сверстниками или с воспитателями, так как редко создаются такие ситуации, где от ребёнка требуется словесно-логическое мышление. То есть редко включаются такие виды деятельности, как игровая (не просто манипулятивная игра, а игра творческая, сюжетно-ролевая, игра-театрализация), коммуникативная (не просто бытовое общение, а, например, обсуждение проблемы), познавательно-исследовательская формы активности ребёнка.

Есть и другие причины, влекущие недостатки развития звуковой и интонационной культуры речи: произошёл количественный рост детей с ОВЗ, появились дети из другой социальной культуры, не владеющие русским языком (в семьях таких детей чаще всего не говорят на русском языке).

Я работаю в группе детей старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности детей 5 – 6 лет, таковы, что к этому времени ребёнок в норме правильно произносит уже все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно общаться. Однако, в своей работе, наряду с определёнными достижениями развития звуковой культуры своих детей, мне становятся очевидными и недостатки.

Следует сказать, что моя группа создана «стихийно»: в ней есть дети, которые посещают наш детский сад с 2 лет, но большая часть (20 из 30 детей) до сентября этого учебного года были неорганизованны, т.е. не ходили в детский сад. Кроме того, три ребёнка из семей, говорящих дома на родном языке. Диагностика уровня звуковой культуры показывает, что у 7 человек наблюдается отставание в речепроизношении (дефект в произношении звуков и слов, слабый звук).


Анализируя свою воспитательно-образовательную деятельность, я выделила следующие недостатки:

В результатах

В основном процессе

В условиях профессиональной деятельности

Некоторые дети  неправильно произносят отдельные звуки, слова, неправильно строят предложения,

затрудняются в выделении звуков в словах,

не могут свободно использовать речь в общении – не формулируют свои умозаключения                                  

Не все дети вежливо обращаются со взрослыми и сверстниками, открыты в общении, умеют выбирать подходящие к ситуации формы речевого этикета.

Речь детей недостаточно выразительна (ориентир: адекватно проявляет свои чувства)

Редко проводятся артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

Работа над звуко- и словопроизношением носит эпизодический характер.

Задания на развитие умения выделять звуки в словах непривлекательны для детей

Не создаются условия для развития словесно-логического мышления, принятия ребёнком определённой роли.

Не создаются проблемные ситуации.

Слабая предметно-пространственная среда

Недостаточно разнообразны сюжетно-ролевые игры.

Задействованы не все виды детской деятельности

Работа над развитием выразительности речи носит эпизодический характер.

Недостаточно внимания уделяется малым фольклорным формам и фразеологизмам

Отсутствие логопеда.

Недостаточна профессиональная компетентность педагога.

Плохо спланирована работа над звуко- и словопроизношением.

Слабое материально-техническое и научно-методическое оснащение.


Таким образом, мной выявлены следующие противоречия:

  •  Развитие умения правильно произносить звуки и слова происходит посредством артикуляционной и дыхательных гимнастик, однако, отсутствие логопеда, а также недостаточная профессиональная компетентность воспитателя в этом вопросе, делают этот процесс затруднительным;
  •  Развитию умения правильно выделять звуки способствуют нетрадиционные задания с использованием инновационных методов, однако, слабое материально-техническое и научно-методическое обеспечение не позволяют создать эти условия;
  • Для развития интонационной выразительности речи дошкольников необходимо использовать специальные приёмы и методы, однако недостаточная профессиональная компетентность воспитателя в этом вопросе делает этот процесс затруднительным;
  • Для развития речи как средства общения и культуры, налаживания диалогического общения детей со сверстниками воспитателю необходимо обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками посредством обогащения предметно-пространственной среды, использования игровых технологий, проблемного обучения, ИКТ, ТРИЗ, однако слабое научно-методическое  и материально-техническое оснащение не позволяет создать необходимые условия.


  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Анализ недостатков в результатах, основном процессе и в условиях профессиональной деятельности выявил противоречия и позволил сформулировать профессиональную проблему:

Усовершенствовать систему работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи старших дошкольников через применение разнообразных инновационных приёмов и методов, обогащение содержания общения детей со взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности, обогащение предметно-развивающей среды, применение информационно-коммуникативных технологий.


  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся (старший дошкольный возраст, 5-6 лет).

Целевой ориентир

Конкретизация цели  в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества (умения, представления и др.) в действии и речи ребенка

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

Ребёнок достаточно хорошо владеет речепроизношением

 Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Может выделять звуки в словах.

Правильно произносит отдельные звуки, слова.

Правильно строит предложения.

Свободно использует речь в общении.

Правильно выделяет звуки в словах.

            способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок адекватно проявляет свои чувства, используя средства выразительной речи,

открыт в общении,

старается разрешать конфликты

Использует средства интонационной выразительности.

Использует вежливые слова.

Испытывает потребность в общении.

Умеет выбирать подходящие к ситуации формы речевого этикета (не кричит, не проявляет агрессии в споре)


  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для решения профессиональной проблемы необходимо изменить образовательную среду:

  • В технологическом компоненте применять:
  • Игровые технологии,
  • Проектное обучение,
  • Инормационно-коммуникативные технологии,
  • ТРИЗ.
  • В социальном компоненте:
  • Выстраивая взаимодействия ребёнок – сверстник, ребёнок – взрослый, создавать ситуации, требующие словесно-логического мышления, принятия ребёнком определённых ролей;
  • Организовать взаимодействие с детской библиотекой (совместные мероприятия)
  • В предметно-пространственном компоненте:
  • Обогатить зоны детской активности, соблюдая требование мобильности и гибкости игровой среды, не навязывающей готовых сюжетов. (Необходимо так организовать зоны, чтобы в одном и том же месте пространства можно было бы развернуть разные сюжетно-ролевые игры);
  • Разнообразить комплекты атрибутов к играм («Супермаркет», «Семья», «Поликлиника», «Мед. центр», «Скорая помощь», «Салон красоты», «Магазин-ателье», «Телевидение», «Почта», «Путешественники-исследователи», «Стройка», «Гараж»)
  • Сделать активным уголок театральной деятельности;
  • Систематически организовывать книжные выставки, мини-музеи;
  • Обеспечить доступ детей к компьютеру / интерактивной доске.
  • В дидактическом компоненте использовать:
  • Мультимедийные игры,
  • Аудиоигры.
  • Сюжетные картинки,
  • Артикуляционную гимнастику,
  • использовать произведения искусства, изобразительную и театрализованную деятельность детей, художественную литературу, дидактические игры и задания для мотивации составления детьми описаний;
  • предоставлять детям возможность работать со штампами;
  • использовать ниткопись, штриховку карандашом, бисерографию и бисероплетение, работу детей с ножницами;
  • изготавливать и использовать трафареты (обведение букв и цифр, штриховка).

Большую роль в развитии речи играет проявление детской инициативы, приоритетной сферой которой является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно-познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Контроль.  Карта наблюдения:

Критерии наблюдения

Показатели

Характеристика уровней достижения

высокий

средний

низкий

 взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Использ. в своей речи вежливые слова

Выполняет всегда и самостоят.

Выполняет иногда, с помощью взрослого

Не выполняет

Умеет выбирать подходящие к ситуации формы речевого этикета (во время конфликтов не проявляет агрессию)

Свободно использует речь в общении

Испытывает потребность в общении

Побуждение устойчивое

Побуждение неустойчивое, ситуативное

Не проявляет побуждения

развитие речепроиз-ношения, умения выделять звуки в словах

Правильно произносит все звуки, слова

Выполняет самостоят.

Выполняет с помощью взрослого

Не выполняет

Правильно строит предложения

Правильно выделяет звуки в словах

развитие интонационной выразительности

В речи использует средства интонационной выразительности (задание: четверостишье прочитать быстро – медленно, громко – тихо, грустно – весело)

Умеет использовать средства  интонац. выразит-сти

Использует иногда или не все средства интонац. выразит-сти

Испытывает затруднения в использ. средств интонац. выразит-сти

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые:

  • Педагогам пройти курсы повышения квалификации по теме «Развитие звуковой и интонационной культуры речи»;

Научно-методические:

  • Разработать методические рекомендации по теме «Развитие звуковой и интонационной культуры речи»;
  • Подобрать комплексы артикуляционных, дыхательных гимнастик, пальчиковых игр;

Материально-технические:

  • Приобрести современные технические средства обучения (персональный компьютер, медиапроектор, интерактивная доска или экран);
  • дополнить атрибутами зону сюжетно-ролевых игр;

Информационные:

  • создать базу данных по обучающимся, содержащую сведения по мониторингу;
  • обеспечить педагогам доступ к ресурсам сети Интернет;

Организационные:

  • Организовать в детском саду работу специалиста-логопеда;

Нормативно-правовые:

  • Заключить договор со специалистом-логопедом.