Главные вкладки

    картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
    картотека по развитию речи (младшая группа) по теме

    Лещевая Наталья Владимировна

    Речевые игры,
    направленных на развитие словаря
    у детей раннего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_rechevyh_igr.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека речевых игр,
    направленных на развитие словаря
    у детей раннего возраста

    Игра: «Шарики и кубики».

    Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

    Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.

    Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай, как?), по подражанию действиям педагога).

    Игра: «Большой – маленький»

    Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

    Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.

    Ход игры: Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия.

    Игра: «Ориентировка в форме и цвете».

    Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.

    Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.

    Ход игры: Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)».  «Что ты дал?»

    Игра: «Чудесный мешочек».

    Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный.

    Оборудование: мешочек, шары, кубики.

    Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

    Игра: «Большие и маленькие».

    Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.

    Ход игры: Логопед просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:

    1)  Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.

    2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.

    Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».

    Игра «Дом большой, дом маленький»

    Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.

    Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь. 

    Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".

    У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

    А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

    Игра: «Какой?». 

    Цель: Учить ребенка находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.

    Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка.

    Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.

    Игра: «Собери букет».

    Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря.

    Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.

    Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.

    После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

    Игра «Чудесная корзинка»

    Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.

    Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).

    Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.

    Игра: «Что сделал зайчик».

    Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.

    Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.

    Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».

    Игра: «Одень куклу».

    Цель: Развивать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать.

    Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

    Ход игры: Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?    

    Игра: «Веселый кубик»

    Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.

    Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).

    Ход игры: дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.

    «Крутись, вертись,

    На бочок ложись!»

    Игра: «Кто больше?».

    Цель: Расширение предикативного словаря.

    Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).

    Речевой материал: Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

    Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

    Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

    Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

    Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

    Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

    Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

    Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

    Игра: «Летает — ползает — прыгает».

    Цель: Расширение предикативного словаря.

    Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка.

    Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.

    Игра: «Кто что может делать?»

    Цель: Расширение предикативного словаря.

    Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.

    Речевой материал: повар... (варить, жарить, резать, солить);

    уборщица... (подметать, вытирать, мыть, убирать);

    продавец... (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т.д.

    Игра: «Где же наши ручки?»

    Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом.

    Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».

    Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.

    Игра: «Маша-растеряша»

    Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки».

    Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка. 

    Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

    Была у мамы Маша,

    Дочка-растеряша.

    Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.

    Мяч куда-то закатился,

    Мишка с полочки свалился.

    С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.

    Варианты: игра с предметами других лексических групп.

    Игра: «Компот для Белки».

    Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.

    Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива), две кастрюли.

    Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.

    Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.

    Игра: «Кому что?»

    Цель: Активизация номинативного словаря, развитие мыслительных операций.

    Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.

    Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объясняя свой выбор.

    Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.

    Игра: «Соберем урожай».

    Цель: Развитие номинативного словаря. Развитие операций анализа и синтеза.

    Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки.

    Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку.

    Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.

    Игра: «Ощупай, угадай, назови».

    Цель: Развитие сенсомоторики. Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных

    Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка), красивая коробка.

    Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.

    Хвост крючком,

    Нос пяточком,

    Им землю копает,

    Хрюкает, не лает.

    У нее четыре лапки,

    На лапках – коготки-царапки.

    Мышей ловит, Молочко лакает,

    Песни распевает:

    - Мяу-мяу!

    Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.

    Игра: «Ориентировка в величине» (2 контрастные величины).

    Цель: Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.)

    Оборудование: вкладыши, набор стаканчиков.

    Ход игры: Предлагается ребенку вложить меньший предмет в больший (подумай, как?) по подражанию действиям педагога).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

    Картотека речевых игр,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...

    Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

    Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста...

    Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

    Подборка полезных игр для детей раннего возраста, учим детей разговаривать....

    Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста.

    Одна из главных задач в развитие детей раннего возраста "Речевое развитие"...

    Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

    Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной....

    Картотека речевых игр,направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

    Речь перестраивает все психические процессы ребёнка:восприятие,мышление,память,чувства,желания.Речь малыша включена в его практичекие предметные действия и неотделима от них....